Государственные органы Польши

Законодательную власть в Республике Польша осуществляют Сейм и Сенат. Сейм осуществляет контроль за деятельностью Совета министров в объеме, определенном предписаниями Конституции и законов. Сейм состоит из 460 депутатов. Выборы в Сейм – всеобщие, равные, непосредственные, пропорциональные и проводятся тайным голосованием. Сенат состоит из 100 сенаторов. Выборы в Сенат – всеобщие, непосредственные и проводятся тайным голосованием. Сейм и Сенат избираются на четыре года. Начало срока полномочий Сейма и Сената приходится на день собрания Сейма на первое заседание, этот срок длится до дня, предшествующего дню собрания Сейма следующего созыва. Выборы в Сейм и Сенат назначаются президентом республики не позднее чем за 90 дней до истечения четырех лет от начала срока полномочий Сейма и Сената с установлением даты выборов на нерабочий день, приходящийся на 30-дневный период до истечения четырех лет от начала срока полномочий Сейма и Сената. Сейм может сократить срок своих полномочий постановлением, принятым большинством не менее 2/3 голосов законного числа депутатов. Сокращение срока полномочий Сейма означает одновременно сокращение срока полномочий Сената. Президент, заслушав мнения маршала Сейма и маршала Сената, может в определенных в Конституции случаях издать приказ о сокращении срока полномочий Сейма. Вместе с сокращением срока полномочий Сейма сокращается также срок полномочий Сената. Президент, издав приказ о сокращении срока полномочий Сейма, одновременно приказывает провести выборы в Сейм и Сенат и назначает их дату на день, приходящийся на период не более 45 дней со дня издания приказа о сокращении срока полномочий Сейма. Президент созывает первое заседание новоизбранного Сейма не позднее чем на 15-й день после дня проведения выборов.

Избираться в Сейм может польский гражданин, имеющий право избирать и достигший не позднее дня выборов 21 года. Избираться в Сенат может польский гражданин, имеющий право избирать и достигший не позднее дня выборов 30 лет. Кандидатов в депутаты и сенаторы могут выдвигать политические партии, а также избиратели. Нельзя баллотироваться одновременно в Сейм и Сенат. Действительность выборов в Сейм и Сенат подтверждается Верховным судом. Избирателю на принципах, определенных в законе, принадлежит право обращаться в Верховный суд с протестом против действительности выборов (ст. 101).

Сейм и Сенат ведут обсуждения на заседаниях. Первые заседания Сейма и Сената созываются президентом республики на день, приходящийся на 30-дневный период со дня выборов. Сейм избирает из своего состава маршала Сейма и вице-маршалов. Маршал Сейма председательствует на обсуждениях в Сейме, стоит на страже прав Сейма, а также представляет Сейм вовне. Сейм назначает постоянные комиссии, а также может назначать чрезвычайные комиссии. Сейм может назначить следственную комиссию для расследования определенного дела. Заседания Сейма открытые. Если этого требует благо государства, Сейм может абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов постановить о проведении закрытых обсуждений. Законодательная инициатива принадлежит депутатам, Сенату, президенту республики и Совету министров. Законодательная инициатива принадлежит также группе из не менее чем 100 тыс. граждан, имеющих право избирать в Сейм. Порядок производства по этому делу определяется законом. Инициаторы, внося в Сейм проект закона, представляют финансовые последствия его исполнения.

Сейм рассматривает проект закона в трех чтениях. Право предложения поправок к проекту закона во время рассмотрения его Сеймом принадлежит инициатору проекта, депутатам и Совету министров. Маршал Сейма может отказать в постановке на голосование поправки, которая не была предварительно представлена в комиссию. Инициатор может отозвать проект закона в ходе законодательного производства в Сейме до времени окончания второго чтения проекта.

Сейм постановляет о законах обычным большинством голосов в присутствии не менее чем половины законного числа депутатов, поскольку Конституция нс предусматривает иного большинства. В таком же порядке Сейм принимает постановления, если закон или постановление Сейма не устанавливают иного.

Закон, постановленный Сеймом, маршал Сейма передает в Сенат. Сенат в течение 30 дней со дня передачи закона может принять его без изменений, постановить о поправках или постановить об отклонении его в целом. Если Сенат в течение 30 дней со дня передачи закона не примет соответствующего постановления, закон считается постановленным в редакции, принятой Сеймом. Постановление Сената, отклоняющее закон, или поправка, предложенная в постановлении Сената, считаются принятыми, если Сейм не отклонит их абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов. По окончании производства, определенного в ст. 121, маршал Сейма предстадляет постановленный закон президенту республики для подписания. Президент подписывает закон в течение 21 дня со дня представления и издает приказ о его опубликовании в "Вестнике законов Республики Польша". До подписания закона президент может обратиться в Конституционный трибунал с предложением рассмотреть вопрос о соответствии закона Конституции. Президент республики не может отказать в подписании закона, который Конституционным трибуналом признан соответствующим Конституции. Президент отказывает в подписании закона в случае, если он признан Конституционным трибуналом не соответствующим Конституции. Если, однако, несоответствие Конституции касается отдельных предписаний закона, а Конституционный трибунал не вынес решения о том, что они неразрывно связаны со всем законом, президент республики, заслушав мнение маршала Сейма, подписывает закон, исключая предписания, признанные не соответствующими Конституции, либо возвращает закон Сейму с целью устранения несоответствия. Если президент не обратился в Конституционный трибунал в порядке ч. 3 ст. 122, то он может с мотивированным предложением передать закон Сейму на новое рассмотрение. После повторного постановления Сейма о законе большинством в 3/5 голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов президент республики в течение семи дней подписывает закон и издает приказ о его опубликовании в "Вестнике законов Республики Польша". В случае повторного постановления Сейма о законе президент не имеет права обращаться в Конституционный трибунал в порядке ч. 3 ст. 122. Его обращение в Конституционный трибунал с предложением рассмотреть вопрос о соответствии закона Конституции или обращение с предложением к Сейму о новом рассмотрении закона приостанавливает течение определенного в ч. 2 ст. 122 срока для подписания закона.

Президент Республики Польша является верховным представителем республики и гарантом непрерывности государственной власти. Он следит за соблюдением Конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, а также нерушимости и неделимости его территории и выполняет свои задачи в объеме и на принципах, определенных в Конституции и законах.

Президент избирается нацией путем всеобщих, равных, непосредственных выборов тайным голосованием на пятилетний срок полномочий и может быть избран повторно только один раз. Президентом может быть избран польский гражданин, который нс позднее дня выборов достиг 35 лет и в полной мере пользуется избирательными правами на выборах в Сейм. Кандидата выдвигают не менее 100 тыс. граждан, обладающих правом избирать в Сейм. Избранным президентом считается кандидат, который получил более половины поданных действительных голосов. Если ни один из кандидатов не получает требуемого большинства, на 14-й день после первого голосования проводится повторное.

При повторном голосовании выбор производится между двумя кандидатами, которые при первом голосовании получили наибольшее в порядке очередности число голосов. Если кто-либо из этих двух кандидатов отозвал согласие баллотироваться, утратил избирательное право или умер, на его место при повторном голосовании на выборах допускается кандидат, который получил очередное наибольшее число голосов при первом голосовании. В этом случае дата повторного голосования откладывается еще на 14 дней. Избранным президентом считается кандидат, который при повторном голосовании получил больше голосов.

Течение срока полномочий президента республики начинается вдень вступления его в должность. Выборы назначаются маршалом Сейма на день, который приходится на период не ранее 100 дней и не позднее 75 дней до истечения срока полномочий действующего президента, а в случае освобождения должности президента республики – не позднее 14-го дня после освобождения должности с установлением даты выборов на нерабочий день, приходящийся на период в 60 дней со дня назначения выборов.

Действительность выборов подтверждается Верховным судом. Избирателю на принципах, определенных в законе, принадлежит право обратиться в Верховный суд с протестом против действительности выборов президента.

Если президент республики по преходящей причине не может исполнять должность, он уведомляет об этом маршала Сейма, который временно принимает на себя его обязанности. Если президент не в состоянии уведомить маршала Сейма о невозможности исполнять должность, то по предложению последнего решение о констатации препятствия исполнению своих обязанностей президентом республики принимает Конституционный трибунал. В случае признания преходящей невозможности исполнения должности президентом Конституционный трибунал поручает маршалу Сейма временно исполнять обязанности президента.

Маршал Сейма временно, до выборов нового президента, исполняет обязанности президента республики в случае:

1) смерти президента;

2) отказа президента от должности;

3) подтверждения недействительности выборов президента или иных причин незанятия должности после выборов;

4) признания Национальным собранием стойкой неспособности президента выполнять свои функции с учетом состояния здоровья постановлением, принятым большинством не менее 2/3 голосов законного числа членов Собрания;

5) отрешения президента от должности решением Государственного трибунала.

Если маршал Сейма не может исполнять обязанности президента республики, эти обязанности принимает на себя маршал Сената. Лицо, исполняющее обязанности президента, не может постановлять о сокращении срока полномочий Сейма.

Президент не вправе занимать какую-либо иную должность или выполнять какие-либо публичные функции, за исключением тех, которые связаны с исполняемой должностью.

Президент республики как представитель государства во внешних сношениях:

1) ратифицирует и денонсирует международные договоры, о чем уведомляет Сейм и Сенат;

2) назначает и отзывает полномочных представителей республики в других государствах и при международных организациях;

3) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей других государств и международных организаций.

Президент является верховным главнокомандующим Вооруженными силами Республики Польша.

Совещательным органом президента в области внутренней и внешней безопасности государства служит Совет национальной безопасности. Вспомогательным органом президента является Канцелярия Президента Республики. Президент издает положение о Канцелярии, а также назначает и отзывает начальника Канцелярии.

Президент республики предоставляет польское гражданство и выражает согласие на отказ от польского гражданства, награждает орденами и знаками отличия, применяет право помилования. Право помилования не применяется к лицам, осужденным Государственным трибуналом.

Президент также может обращаться с посланием к Сейму, Сенату или к Национальному собранию.

По вопросам особой важности президент может созвать Совет Кабинета. Совет Кабинета образуется из Совета министров, заседающего под председательством президента республики.

Президент издает распоряжения и приказы. Кроме того, используя свою конституционную и законную компетенцию, он издает официальные акты. Официальные акты президента республики действительны лишь с подписью председателя Совета министров, который несет за это ответственность перед Сеймом. Исключение составляют акты, касающиеся: 1) назначения выборов в Сейм и Сенат, 2) созыва первого заседания новоизбранных Сейма и Сената, 3) сокращения срока полномочий Сейма в случаях, определенных в Конституции, 4) законодательной инициативы, 5) назначения общепольского референдума, 6) подписания закона или отказа подписать его, 7) издания приказа об опубликовании закона или международного договора в "Вестнике законов Республики Польша", 8) обращения с посланием к Сейму, Сенату или к Национальному собранию, 9) обращения с предложением в Конституционный трибунал, 10) предложения о проведении контроля Верховной палатой контроля, 11) выдвижения кандидатуры и назначения председателя Совета министров, 12) принятия отставки Совета министров и поручения ему временно исполнять обязанности, 13) внесения в Сейм предложения о привлечении к ответственности перед Государственным трибуналом члена Совета министров, 14) отзыва министра, которому Сейм выразил вотум недоверия, 15) созыва Совета Кабинета, 16) награждения орденами и знаками отличия, 17) назначения судей, 18) применения права помилования, 19) предоставления польского гражданства и выражения согласия на отказ от польского гражданства, 20) назначения первого председателя Верховного суда, 21) назначения председателя и вице- председателя Конституционного трибунала, 22) назначения председателя Высшего административного суда, 23) назначения председателей Верховного суда, а также вице-председателей Высшего административного суда, 24) внесения в Сейм предложения о назначении председателя Польского национального банка, 25) назначения членов Совета денежной политики, 26) назначения и отзыва членов Совета национальной безопасности, 27) назначения членов Всепольского совета радиовещания и телевидения, 28) издания положения о Канцелярии Президента Республики, а также назначения и отзыва начальника Канцелярии Президента Республики, 29) издания приказов на принципах, определенных в Конституции, 30) отказа от должности президента республики.

Президент за нарушение Конституции, закона или за совершение преступления может быть привлечен к ответственности перед Государственным трибуналом. Обвинение президенту может быть предъявлено постановлением Национального собрания, принятым большинством не менее 2/3 голосов законного числа членов Собрания по предложению не менее чем 140 его членов. Со дня принятия постановления о предъявлении президенту обвинения перед Государственным трибуналом исполнение обязанностей президентом подлежит приостановлению

К системе общих судов относятся районные, воеводские и апелляционные суды. Районные суды являются судами первой инстанции для рассмотрения большинства уголовных и гражданских дел. Они создаются по одному для каждой общины, по одному на несколько общин одного воеводства. Воеводские суды создаются, как правило, по одному в каждом воеводстве. Они выступают апелляционной инстанцией по отношению к районным. Решения и приговоры воеводских и апелляционных судов можно обжаловать в Верховный суд.

Верховный суд возглавляет первый председатель, который назначается на шесть лет президентом республики из числа кандидатов, представленных общим собранием судей Верховного суда (ч. 3 ст. 183).

Система административной юстиции включает Высший административный суд и нижестоящие административные суды. Высший административный суд возглавляется его председателем, которого на шесть лет назначает президент из числа кандидатов, представленных общим собранием судей Высшего административного суда.

Конституционный трибунал – это орган конституционного контроля. Конституционный трибунал состоит из 15 судей, избираемых Сеймом на девять лет без права повторного переизбрания. Конституционный трибунал разрешает дела:

1) о соответствии законов и международных договоров Конституции;

2) соответствии законов ратифицированным международным договорам, ратификация которых требовала предварительного согласия, выраженного в законе;

3) соответствии предписаний права, издаваемых центральными государственными органами, Конституции, ратифицированным международным договорам и законам;

4) соответствии Конституции целей или деятельности политических партий;

5) конституционной жалобе.

Государственный трибунал – это специализированный квазисудебный орган, разрешающий дела о конституционной ответственности должностных лиц государства, указанных в Конституции. За нарушение Конституции или закона в связи с занимаемой должностью или в сфере исполнения своих служебных обязанностей конституционную ответственность перед Государственным трибуналом несут: президент республики, председатель Совета министров, а также члены Совета министров, председатель Польского национального банка, председатель Верховной палаты контроля, члены Всепольского совета радиовещания и телевидения, лица, которым председатель Совета министров вверил руководство министерством, а также Высший командующий Вооруженными силами.

Государственный трибунал состоит из председателя, двух заместителей председателя и 16 членов, избираемых Сеймом не из числа депутатов и сенаторов на время срока полномочий Сейма. Заместители председателя Трибунала, а также не менее половины членов Трибунала должны иметь квалификацию, требуемую для занятия должности судьи. Председателем Государственного трибунала является первый председатель Верховного суда. Члены Государственного трибунала при осуществлении функции судьи Государственного трибунала независимы и подчиняются только Конституции, а также законам. Член Государственного трибунала без предварительного его согласия не может быть привлечен к уголовной ответственности или лишен свободы. Член Государственного трибунала не может быть задержан или арестован, за исключением случая, когда он был застигнут на месте преступления, если его задержание необходимо для обеспечения надлежащего хода производства. О задержании незамедлительно уведомляется председатель Государственного трибунала, который может распорядиться о немедленном освобождении задержанного.