Выводы

o Государственная служба как административная часть государства должна иметь такое качество, как системность. В Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации" используется понятие "система". Утверждается, что эта система включает следующие виды государственной службы: гражданскую, военную, правоохранительную. Но данные виды пока никак не связаны друг с другом. Их объединяет только название - "государственная служба". Единого органа управления у них пет, как нет и единых нормативных оснований. В равной мере это относится и к гражданской службе. У нее нет ни общероссийского управленческого органа, ни даже федерального.

o Гражданским служащим в своей работе надо ориентироваться не на процесс, а на результат. Именно он должен быть критерием эффективности работы государственных органов и гражданских служащих.

o Наличие государственных агентств и государственных предприятий не дает оснований говорить о "государственном менеджменте", так как государство по своей природе и особенностям не является фактором рынка. Государственные учреждения, представленные оборонными предприятиями, учебными, лечебными, культурными и другими заведениями, могут работать как на бесплатной (бюджетной) основе, так и на платной (рыночной), что дает основание говорить об "административном менеджменте".

o Необходимость реформы гражданской службы осознается сегодня и обществом, и руководством страны. При этом данное направление административной реформы имеет свою немаловажную специфику: преобразования в ней должны быть проведены теми людьми, деятельность которых и нуждается в коренном пересмотре. Поэтому в данный процесс необходимо ввести другие социальные силы. А ими могут быть только, во-первых, политические работники - государственные и общественные (представители политических партий, движений и др.); во-вторых, представители бизнеса (руководители предприятий, фирм, корпораций, банков и т.д.); и в-третьих, представители социально активного населения.

o Конечным результатом длительного процесса преобразований будет коренное изменение принципов работы гражданской службы - от контроля за непосредственной деятельностью гражданского служащего нужно перейти к контролю ее итогов. Вся гражданская служба должна быть переориентирована па продуктивное движение к конечному результату. Тем самым будет выполнена главная задача административной реформы - создание результативной гражданской службы, которая вместе с политическими руководителями будет качественно управлять государством и страной.

o Система местного самоуправления строится в определенной мере по образцу государственного. Здесь также имеются штатные "муниципальные" должности, которые устанавливаются на основе трудового договора. Муниципальная служба есть профессиональная деятельность на постоянной основе на административных ("договорных") должностях. Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Федерации.

o Муниципальная классификация территориальных поселений: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения; все они являются муниципальными образованиями.

o Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления: местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан, правотворческая инициатива граждан (создание инициативных групп), территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания граждан, конференция граждан (собрание делегатов), опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления.

o Структура органов местного самоуправления:

- представительный орган муниципального образования;

- глава муниципального образования;

- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

- контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.).

o Органы местного самоуправления наделяются правами юридического лица и подлежат государственной регистрации.

o Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, а бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.