Государственные образования и социальные отношения

На территории Дагестана в древности существовало государство Кавказская Албания, позднее – на территории горной части – Серир (VIII–X вв.), было еще несколько государственных образований в XI–XII вв. – Филан, Табасаран и др.

На территории Осетии в IX в. возникло Аланское государство (царство), в состав которого входили кабардинцы и балкарцы.

Крупнейшее государство – Хазарский каганат (с VII в.) включало и некоторые дагестанские народы и чеченские роды.

В X–XIII вв. на Северном Кавказе значительную территорию занимали адыги (предки адыгейцев, кабардинцев, черкесов). Они играли большую политическую роль, но не были объединены, не имели правителя.

Несмотря на существование названных государств, ни у одного из северокавказских народов не было объединяющей власти, а только родоплеменная верхушка, имеющая большие или малые владения. Цари, ханы, князья, беи правили своими общинами и защищали их от врагов. Внутренняя жизнь общины, взаимоотношения ее членов регулировались адатом, обычаем (обычным правом); много в жизни горцев значили обычаи родового строя: присяга, клятва и т.п. Шариатом на основе обычного права определялись наказания, прежде всего штрафы, которые уплачивали медными котлами, тканями, овцами. Самый страшный обычай – кровная месть, восходящая к глубокой древности. Кровная месть распространялась на близких и дальних родственников обидчика и тянулась годами, а возникала из-за земли, оскорбления чести, дома, похищения женщин, убийства. Месть считалась священной обязанностью каждого родственника убитого, тех же, кто отступал от этого обычая, наказывали презрением или изгоняли из общества. Кровная месть вела иногда к истреблению целых родов, поэтому родственники и сельчане стремились помирить кровников. Примирения завершались выплатой виновной стороной выкупа – большого количества скота и ценных вещей – и устройством "кровного стола" для угощения стороны потерпевшей.

Таким образом, государственность на Северном Кавказе имела свои особенности. Здесь не существовало обозначенных границ, государства под своим владением имели разные народы и не были их объединяющим, организующим центром. Малоземелье, приводившее к родоплеменным столкновениям, укрепляло руководящую верхушку, что препятствовало созданию государственных объединений. Еще в Средневековье у многих северокавказских народов сложилась определенная социальная иерархия: богатые и знатные – "благородные" и бедные, зависимые – крестьяне. Имелись рабы, которыми становились военнопленные. Осетией управляли князья и алдары – богачи, в Карачае были свои правители – те и другие зависели от кабардинских князей.

Во главе Кабарды стоял выборный старший князь. За получение этого титула между князьями велась междоусобная борьба. Князья, мурзы, беи управляли адыгами, отделившимися от кабардинцев.

У черкесов не было правителей, их заменяли старики.

Князья, мурзы, разностепенное дворянство видели свои обязанности в защите населения и правлении им. Они владели территориями и не занимались сельским хозяйством. Главным их занятием были военные походы, набеги, грабежи.

Мелкие князья и правители вели бесконечные междоусобные войны, что препятствовало созданию государственных объединений. Земля находилась в собственности как знатных людей, так и общин, отдельных крестьян, государства. Частные владения, например в Дагестане, образовывались за счет пожертвований и дарений со стороны государства, а также присвоения, захвата, покупки общественных или частнособственнических участков.

Главной фигурой производства являлись зависимые крестьяне-общинники. Постепенно они лишались общинных угодий, которые присваивала разбогатевшая военная знать. Крестьяне платили оброк и выполняли различные повинности. Власть князей часто распространялась на другие народы. Так, от кабардинских князей зависели соседи – осетины, балкарцы, ингуши.

Особыми были социальные отношения у чеченцев (самоназвание нохчи) – одного из древнейших народов Северного Кавказа. К ним очень близки по генотипу, культуре и религии их соседи ингуши. Вместе они образуют вайнахский народ, связанный кровным родством, общей исторической судьбой, территориальной, экономической и языковой общностью.

Чеченцы жили своеобразными, самоуправляющимися общинами. Каждый род (тейп) жил на своей исторической территории, являющейся родовой общинной землей. Все вопросы жизни сородичей (соплеменников) на этой территории решались советом старейшин рода. Функции государственной власти, регулирования международных, межплеменных, межродовых отношений исполнялись советом старейшин, в ведении которого находились вопросы общенационального уровня. При необходимости совет избирал временного военного предводителя. Для чеченского общества характерно максимальное сосредоточение власти внизу, в местных общинах, и делегирование полномочий снизу вверх в чрезвычайных ситуациях. Вольные общества Чечни не терпели над собой единоличной власти, диктатуры; чеченцы всегда отрицательно относились к преклонению перед вышестоящими, тем более к их возвеличению. Особенности чеченского менталитета определяются превалированием чести, справедливости, равенства и коллективизма. Чеченские общества зачастую на должность правителей приглашали представителей то кумыкского, то кабардинского княжеских родов, от которых при желании легко можно было избавиться. Постоянная угроза, исходившая от внешних врагов, способствовала специфически проходившему процессу консолидации чеченского общества. У вайна-хов дольше, чем у других народов Кавказа, сохранялись институты родоплеменной, военной демократии, общинные, демократические формы управления. Уровень социального расслоения общества был невысок, и, соответственно, социально-классовые различия были развиты слабо. Возникающие в обществе конфликты регулировались в рамках родоплеменных отношений.

Поскольку, как уже говорилось, на Северном Кавказе не было четко обозначенных границ, рядом с кабардинцами селились кумыки, с дагестанцами – чеченцы, осетины и балкарцы. Все это предопределило развитие добрососедства и дружеских отношений, возникновение новых родственных связей. Так, родоначальниками ряда кабардинских фамилий были дагестанцы, дагестанских – черкесы, калмыки, ингушских – кумыки и т.д.

Северокавказские народы поддерживали между собой торговые и экономические связи. На землях соседних народов пасли свой скот кабардинцы, осетины, чеченцы, ингуши, аварцы. Жители аулов трудились вместе на пашнях, на заготовках сена, занимались рыбной ловлей, а потому перенимали друг у друга навыки ведения хозяйства.

Впрочем, связи не всегда были дружественными. Владельцы земли, князья, мурзы стремились распространить свою власть на другие народы, для чего создавали группировки, воевавшие друг с другом. Кровопролитные битвы несли поражение одним и приводили к власти других. Тем не менее, культурное сотрудничество народов усиливалось и укреплялось, и в результате складывалась их во многом общая материальная и духовная культура, прослеживающаяся в устном народном творчестве, танцах, музыке. Примером такой общности может служить Нартский эпос, распространенный у всех горцев.