Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В России традиционно накоплен значительный опыт устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Такие учреждения создаются различными министерствами РФ: Министерством здравоохранения и социального развития (социальные учреждения, оздоровительные образовательные учреждения), Министерством образования и науки РФ (специальные образовательные учреждения), Министерством внутренних дел (детские исправительные учреждения) по инициативе и при поддержке органов исполнительной власти субъектов РФ.

К государственным социальным учреждениям для несовершеннолетних относятся:

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

социальные приюты для детей и подростков;

– центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

– учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемые в системе образования.

Деятельность этих учреждений регламентируется постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (вместе с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, Примерным положением о социальном приюте для детей, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Как писал В. Даль, приют – это пристанище для ребенка, которое призвано его принять, призреть, дать кров.

В современных условиях социальный приют – это место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, предназначенное для того, чтобы дать кров, выявить место жительства и определить возможности его целесообразного устройства. В настоящее время детей помещают в приют на срок до года (ранее ориентировались на ОГЛАВЛЕНИЕ ребенка до 3–6 месяцев, однако жизнь потребовала увеличить время до одного года).

Во многих регионах России приюты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются при монастырях. В этом проявился многовековой опыт устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации под покровительством священнослужителей. При монастырях организуется уход, воспитание и обучение детей. Они активно приобщаются к общественно-полезному труду, формируют навыки самообслуживания и жизнедеятельности в коллективе. Большое внимание уделяется формированию духовной культуры, основанной на традициях православной церкви.

Деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемых в системе образования, регламентируются постановлениями Правительства РФ:

– от 01.07.1995 № 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

– от 28.08.1997 № 1117 "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Можно выделить следующие основные виды образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Детский дом – это специальное учреждение для содержания, ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей.

Выделяются следующие виды детских домов:

– для детей раннего (с 1,5 до 3 лет) возраста;

– для детей дошкольного возраста;

– для детей школьного возраста;

– смешанный;

– школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– специальный (коррекционный) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях совершенствования условий для воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов максимально приближают к семье. С этой целью создают новые формы детского дома.

К таким формам относятся:

семейный детский дом – это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей-сирот, либо детей, оставшихся без попечения родителей. Такие семьи создаются на несколько лет и действуют на основе договора. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои, и приемные дети;

детский дом семейного типа – это специально созданный детский дом по типу семьи. Его достоинством в том, что ребенок попадает в специально сформированную семью, что по сравнению с интернатным учреждением создает наиболее благоприятные условия для его воспитания и социального формирования как личности. Его недостатками является то, что среда сформированной семьи может оказаться недостаточно адаптационной для ребенка, а воспитатели, взявшие на себя функции приемных родителей, недостаточно готовыми к выполнению родительских функций.

Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 195 "О детском доме семейного типа" утверждены Правила организации детского дома семейного типа.

Основными задачами такого детского дома являются создание в условиях семьи благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей. С 10-летнего возраста ребенок может передаваться в такой детский дом только с его согласия. Общее количество детей в нем, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

Создается, реорганизуется и ликвидируется дом по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль над условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей па воспитание.

2. Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, где они обеспечиваются уходом.

Интернатные учреждения в России для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют на основе следующих принципов: демократизм, гуманизм, общедоступность, приоритет общечеловеческих ценностей, гражданственность, свободное развитие личности, защита прав и интересов воспитанников, автономность и светский характер образования.

Организационно среди интернатных учреждений различают:

– интернатное учреждение обычного типа;

– интернатное учреждение по типу семьи. В нем дети живут в разновозрастных (но составу не более 8 детей) или одновозрастных (до 4-х лет не более 5 детей, а от 4-х лет и старше не более 10 детей) группах, называемых семьями. Однако в них сохраняется много от интерната: питание в столовой, самообслуживание, получение новой одежды и пр.

– интернатное учреждение семейного типа, в котором дети живут отдельными семьями, с разными входами и своей организацией и образом жизни. В таком учреждении жизнь детей максимально приближена к семейной.

3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучения воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Их деятельность регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья".

К специальным (коррекционным) учреждениям относятся:

– коррекционное (компенсирующее) учреждение дошкольного образования;

– коррекционное общеобразовательное учреждение;

– коррекционное учреждение начального профессионального образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, в которых образовательные программы Министерства общего и профессионального образования реализуются по согласованию с Министерством здравоохранения. Такие учреждения подразделяются на виды в зависимости от патологии детей. Среди них выделяют учреждения, предназначенные для обучения и воспитания:

– неслышащих детей;

– слабослышащих и позднооглохших детей;

– незрячих детей;

– слабовидящих и поздноослепших детей;

– детей с тяжелыми нарушениями речи;

– детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– детей с задержкой психического развития;

– умственно-отсталых детей.

4. Оздоровительные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении. Они предназначены для оказания семье помощи в воспитании и получении образования, обеспечении проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни общества, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. Деятельность таких учреждений регламентируется Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.1997 № 1117 "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К оздоровительным образовательным учреждениям относятся:

– санаторная школа-интернат;

– санаторно-лесная школа;

– санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. К другим образовательным учреждениям для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:

– кадетская школа;

– кадетская школа-интернат. Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате) утверждено постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1427;

– школа-интернат с первоначальной летной подготовкой. Преимущественное право для зачисления в нее имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 15 лет, изъявившие желание там учиться и соответствующее здоровье. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой утверждено постановлением Правительства РФ от 05.09.1998 № 1046;

– воспитанники воинских частей – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, граждане Российской Федерации, направленные районными (городскими) военными комиссариатами с согласия самих детей и органов опеки и попечительства в качестве воспитанников в воинские части. Положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия утверждено постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 № 124, а Положение о статусе воспитанников воинских частей утверждено постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 № 745.

В зарубежной практике встречаются примеры создания социальными службами специальных приемных семей, предназначенных для обеспечения решения проблем, связанных с обеспечением ухода за ребенком и защитой его прав в зависимости от возникающих социальных проблем.

К таким семьям относятся:

приемные семьи кризисной ситуации, создаются для частных случаев, когда возникает необходимость немедленного изъятия ребенка из родной семьи на определенный период. Причинами, требующими перемещения ребенка могут быть острая конфликтная ситуация в семье между родителями, родителями и ребенком; трагедия; внезапная болезнь родителей;

приемная семья на короткое время, необходимость в которой возникает при планировании командировок, планируемого медицинского обследования, кратковременного лечения, когда за ребенком некому смотреть. Подобные семьи используются для оказания кратковременной помощи семье, имеющей ребенка с особыми нуждами по уходу за ним;

приемная семья па длительное время работает на договорных началах для обустройства ребенка в связи с возникшей потребностью у родителей;

семья для приема ребенка на время выходных дней и каникул. Такая форма помещения детей в семью дает возможность родителям организовывать периодически свой отдых в выходные дни (уик-энд);

семья для дневного пребывания ребенка (своего рода домашний детский садик), когда вечернее время и ночь он проводит в своей семье.

В социально-педагогическом плане воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, имеет комплекс проблем.

В приемных семьях они обусловлены, с одной стороны, готовностью и способностью приемных родителей обеспечить необходимый уход и воспитание детей, с другой – необходимостью преодолевать проблемы, возникающие в связи с воспитанием приемного ребенка (проявление какой-либо патологии, конфликтные ситуации между родителями и детьми, вытекающие из суждения "не мои родители").

Возникает необходимость специальной социально-педагогической подготовки родителей приемных семей к воспитательной работе с детьми. На начальном этапе создания приемной семьи она обеспечивает педагогическую подготовку к формированию отношений "родитель – ребенок", ухода за последним и накопления опыта воспитательной работы с ним. Впоследствии она обеспечивает социально-педагогическое патронирование в целях контроля, своевременного консультирования, помощи и поддержки семьи в случаях возникновения неадекватных ситуаций, предупреждения и преодоления конфликтных проявлений.

Центры социального обслуживания семьи и детей России используют зарубежный опыт и стремятся расширить сферу своей деятельности по предоставлению услуг. В этом отношении опыт зарубежных стран представляет большой интерес.