Государственное управление в Древнерусском государстве

По форме государственного правления Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию, в которой отчетливо прослеживаются три начала: монархическое в лице великого князя, аристократическое в лице старшей дружины, княжеского совета и демократическое, представленное вечем. На местном уровне правили княжеские наместники в городах и волостели в сельской местности.

Своеобразие государственного устройства Киевской Руси заключалось в том, что государство представляло собой подобие достаточно рыхлой конфедерации земель, интересы которых далеко не всегда совпадали. В разные времена союзнические связи качественно различались. Это зависело от многих обстоятельств, например, военной угрозы, участия в совместных военных походах, личности великого князя и др. Наиболее тесный союз сложился к XII в., а уже в XIII в. разобщенное Древнерусское государство сделалось легкой добычей кочевников.

Традиционно со времен правления Олега главой Древнерусского государства являлся киевский князь, который считался первым среди равных, называющих друг друга братьями. Только с конца XII в. киевского князя начинают называть великим. Ярослав Мудрый установил так называемую лествичную систему престолонаследия. Суть ее была в том, что киевский стол переходил к следующему по старшинству удельному князю. Города имели разный статус, а, стало быть, и занимавшие их престол князья постепенно приближались к великому княжению. После Киева по значимости шел Чернигов, за ним Переславль, далее Владимир-Волынский, Смоленск и т.д. После смерти киевского великого князя, его титул и киевский стол переходил к князю черниговскому, черниговский к князю переславскому, остальные передвигались соответственно. Ярослав сделал это еще и для того, чтобы предотвратить появление на троне малолетнего наследника и не допустить по этому поводу междоусобицы. Лестпичный принцип просуществовал недолго. По решению князей на Любечском съезде в 1097 г. по предложению Владимира Мономаха восторжествовал другой принцип — "каждый да держит отчину свою". Так было положено начало распада Древнерусского государства.

В Древнерусском государстве еще достаточно зримо прослеживались тенденции военной демократии при формировании политических институтов. Так, из 50 князей, занимавших киевский престол на протяжении X—XIII вв., 14 были приглашены вечевым собранием. На великокняжеском престоле всегда были мужчины. Исключением явилась княгиня Ольга[1]. Это была мудрая правительница. Строго говоря, она была соправительницей при сыне Святославе, который практически всю жизнь провел в военных походах. Как отмечал II. И. Костомаров, предание нарекло ее Хитрою, церковь — Святою, история — Мудрою. До нес князья воевали, а она управляла.

В управлении государством активное участие принимал совет при князе. В него входили бояре, княжьи мужи, ближайшие дружинники, "лепшие" и передние мужи, старцы градские. Князь не был обязан считаться с мнением совета, однако, ни одного серьезного решения не принимал "не поведав мужам лепшим думы своей".

Вечевое собрание — институт народовластия, в разной форме присущий большинству государств на ранних стадиях их становления. Вече (скорее всего от слова "вещать") в исторических памятниках помимо органа народовластия употребляется в значении толпы людей, а также в значении политического заговора, например, тайное вече в Новгороде против князя Святослава. На Руси вече было распространено повсеместно, и эта традиция военной демократии долго сохранялась[2]. Роль веча была различна в разных городах. Определяющую роль вече играло в Новгороде и Пскове. В Ипатьевской летописи говорится о ряде (договоре) киевлян с Игорем Ольговичем о порядке судопроизводства. Князю пришлось принять требование народного собрания и заменить ранее назначенных тиунов, впредь назначать тиунов, избранных собранием, лично участвовать в отправлении правосудия. Вече не имело постоянного представительства, созывалось преимущественно по инициативе городских властей звоном вечевого колокола. Со временем многие мелкие текущие вопросы выходят из компетенции веча, его задачей становится принятие законов, решение вопросов войны и мира, призвание князей и контроль над их деятельностью, заключение международных договоров.

Роль князя в системе власти и управления в различных княжествах была различной. Киевский князь был военным предводителем, решал вопросы внутренней и внешней политики, лично участвовал в сборе дани, выступал в качестве высшей судебной инстанции.

Государственное управление в Древнерусском государстве строилось по десятичной системе. Это отголосок военной демократии. Земли составляли "тысячу", она делилась на сотни и десятки. Заметной фигурой был тысяцкий. Наряду с княжеской дружиной он участвовал в военных походах, возглавляя земское ополчение (рать). Позже тысяцкий стал возглавлять крупные округа. Со временем десятичная система заменяется более гибкой и приспособленной к мирной жизни дворцово-вотчинной системой управления.

Древняя Русь не имела строгого административного деления. В летописях говорится о волостях, хотя этот термин не имеет определенных очертаний и порой трактуется очень широко, как все княжеское владение. В каждом княжестве был свой стольный град, а у него пригороды. Например, долгое время Псков считался пригородом Новгорода, хотя находится от пего на немалом расстоянии. Упоминаются в летописи погосты, верви, сотни.

В городах местную администрацию возглавлял назначенный князем посадник, который одновременно был воеводой, ведал отправлением правосудия по светским делам. Источником их материального благосостояния были судебные пошлины и сборы с населения.

Вооруженные силы Древнерусского государства включали в себя княжескую дружину (старшую и младшую), под командованием князя, а также народное ополчение, которое возглавлял либо посадник, либо тысяцкий.

Управление государственным хозяйством выросло из управления княжеским хозяйством. В Древнерусском государстве существовал прямой налог в форме полюдья. Это дань, собираемая при непосредственном участии князя. Собранные средства частично шли на ОГЛАВЛЕНИЕ княжеского двора, остальные — на нужды государства. Практически все население находилось под данью, отсюда понятие "подданный". В летописях упоминаются также "повозы" -обеспечение должностных лиц средствами передвижения, мыт -вид торговой пошлины, уроки в пользу городника и мостника, т.е. пошлины и сборы в пользу плотников и строителей мостов.

Одним из важнейших, как сейчас принято говорить, судьбоносных событий в российской истории, было принятие христианства в его византийском православном варианте. Христианство, по утверждению Н. И. Костомарова, указало Руси историческую дорогу[3]. Приняв крещение в Корсуне, на территории Крыма, Владимир I Святой осуществил крещение Руси и сделал православие официальной религией. Принятие новой религии не было легким делом, встретило сопротивление, однако, исторически язычество исчерпало свой потенциал, и должно было уступить место повой конфессии. Православная церковь обладала высоким уровнем организации, имела собственную правовую доктрину, внутрицерковную юрисдикцию.

Принятие христианства выходит далеко за пределы конфессиональных рамок. Как справедливо отмечает профессор В. А. Никонов, это предопределило па века основу цивилизационной матрицы, на которой базировалось становление и дальнейшее развитие российской государственности[4]. При этом Россия сохраняла свою уникальность и самостоятельность. Русь не копировала византийскую систему государственного управления, хотя бы уже потому, что не располагала тем уровнем управленческих технологий, которыми пользовалась Византия. Но что касается взаимоотношения государства и церкви, то здесь была востребована византийская парадигма. В отличие от католического Запада с непомерными политическими амбициями папского престола, па Руси церковь по византийскому образцу не претендовала на политическое лидерство.

В момент принятия Русью христианства его центр находился в Константинополе, где находился и патриарх. Во главе русской церкви стоял митрополит, которого назначал константинопольский патриарх. Территория страны делилась на епархии, возглавляемые епископами. Церковная юрисдикция распространялась на священнослужителей, в ее ведении находились нарушения в сфере нравственности и брачно-семейных отношениях. Материальное обеспечение церкви осуществлялось за счет "церковной десятины" — налога в пользу церкви, установленного Владимиром Святым. Также церковь могла приобретать земли, сельские поселения, получать земли и имущество в качестве дара "на помин души" усопшего дарителя.