Государственное строительство. Преобразование государственного строя и социальной жизни

Сущность преобразований государственного строя и социальной организации при Иване III заключалась в построении "государства всея Руси", создании государственных и социальных структур, характерных уже не для вотчины, а для единого государства.

При Иване III сложилась территориальная организация Московской Руси. Внутри страны выделялись собственно государственные владения (вотчина великого князя) и уделы его братьев, а также татарское Касимовское княжество (образовано ок. 1452), в котором сидели зависимые от Москвы татарские царевичи.

Удельные князья внутри своих владений обладали существенной автономией. В их ведении находились административное управление, судопроизводство по большинству вопросов, контроль над земельными сделками. Однако права удельных правителей были сильно ограничены и регулировались специальными соглашениями ("докончаниями") с великим князем. В них удельные князья признавали себя "братьями молодшими" по отношению к великому князю. Они были обязаны выступать совместно с ним против внешних врагов. Им запрещалось самостоятельно вести переговоры с иностранными державами. Они обещали быть послушными воле великого князя и не выступать против него.

При Иване III оформилась система государственного управления. Во главе державы стоял великий князь. Он издавал законы и распоряжения, назначал на высшие государственные должности, являлся верховным военачальником. Ему принадлежало последнее слово в дипломатических делах. Иван III предпринял реформу титулатуры верховного правителя: он стал первым государем всея Руси. Этот титул соответствовал европейскому королевскому титулу и обозначал правителя, имеющего полную независимую власть (сюзеренитет) над своей страной.

Между князем и великим князем была дистанция, но не пропасть. Недаром, несмотря на существование великих князей Владимирских, сумели появиться великие князья Тверские, Рязанские и т.д. Государь же оказывался на высоте, недостижимой для остальной аристократии. Более одного государя быть не могло.

Различие между господином и государем очень точно охарактеризовал Ю. Г. Алексеев: "“Господин” – это титул сюзерена по отношению к вассалу. Он – глава политической власти, но и вассал пользуется известными политическими правами. Главное же – их отношения основаны на договоре (хотя и неравноправном), носят характер взаимных обязательств, обусловленных определенным соглашением... “Государь” – феодальный властитель. Он имеет дело не с вассалами, а с подданными. Власть его над ними основана не на договоре, не на учете взаимных прав и обязанностей, а на признании его безусловного авторитета и безусловном ему подчинении".

В конце XV в. оформилась российская государственная символика. Были приняты герб в виде двуглавого орла (первое упоминание – 1497) и атрибутика высшей власти: шапка Мономаха и особая одежда – бармы. В 1498 г. состоялось первое в истории России официальное венчание на великое княжение наследника престола Дмитрия-внука. Церемониал венчания в дальнейшем применялся при коронациях русских царей.

При государе действовала Боярская дума – постоянный совет знати при великом князе, занимающийся обсуждением основных законодательных и политических вопросов. При Иване III дума состояла из двух чинов: бояр (10–12 человек) и окольничих (5–6 человек). Боярство формировалось из старых нетитулованных московских родов (например, Кобылиных, Морозовых) и служилых княжат (Гедиминовичей, Оболенских, Стародубских и пр.). В компетенцию бояр входило обсуждение важнейших правительственных решений и непосредственное руководство некоторыми отраслями государственной жизни. Как правило, члены думы занимали и важнейшие военные посты. Существовал боярский суд, по своей значимости уступавший только великокняжескому. Решения думы для государя были необязательными, поскольку она представляла собой скорее кружок ближних людей и советников без официальной роли правящего органа, но членство в думе давало высокий социальный и политический статус.

При назначении на государственные посты действовал принцип местничества – порядок продвижения по служебной лестнице в зависимости от прежних должностей представителей данного рода. Иными словами, если отец дослужился до первого воеводы передового полка, то его сын мог претендовать на то же самое "место". Однако достичь более высоких должностей потомкам было затруднительно. Службы записывались в специальных книгах, называемых "разрядными". Бояре крайне ревниво следили за тем, чтобы их сослуживцы не занимали неподобающие им "места". Даже на пиру аристократы рассаживались в зависимости от заслуг своего рода.

Особое место в управлении страной при Иване III заняли дворцы – учреждения, ведавшие землями, принадлежащими великому князю, т.е. органы территориального управления. Вся великокняжеская вотчина государства делилась на "черные земли" (управлявшиеся наместниками и волостелями) и "дворцовые", которые и находились в компетенции указанных органов. Как правило, под их юрисдикцию попадали районы, присоединенные Иваном III к Русскому государству. Например, в 1475 г. был создан Новгородский дворец, в 1490 – Тверской дворец, между 1497–1503 гг. – Калужский и Старицкий дворцы. Старыми владениями великого князя управлял Большой дворец. Глава дворца судил население, выдавал жалованные грамоты, контролировал деятельность местной администрации. Первым известным нам дворецким был Иван Борисович Тучко-Морозов (1467–1475). В обязанности членов дворца также входило обеспечение деятельности великокняжеского хозяйства, что видно из названий дворцовых чинов: конюший, постельничий, ясельничий, ловчий, сокольничий и др.

Главным финансовым органом государства была Казна. Она ведала сбором налогов, выполняла функции великокняжеской канцелярии и занималась некоторыми дипломатическими делами. Первыми известными нам казначеями в 1491 – 1509 гг. были Ховрины и Траханиотовы. Помощником казначея выступал печатник – хранитель государственной печати. В 1503 г. упоминается печатник Юрий Дмитриевич Малый Траханиот.

При Иване III повышается роль дьяков как делопроизводителей во дворцах, в Казне, в комиссиях Боярской думы, при боярском суде. Дьяки ведали рутинной, исполнительской работой. Для второй половины XV в. характерна полифункциональность дьячества: один и тот же дьяк одновременно ведал различными сферами. Именно в эту эпоху закладываются основы дьяческого делопроизводства, типы документов и стиль документооборота; с некоторыми изменениями они будут функционировать в XVI– XVII вв.

На местах управление осуществляли наместники и волостели. Они находились на кормлениях – так называлась система, при которой должностные лица не получали государственное жалование, а собирали для себя "корм" с подведомственной территории. До 1485 г. подобные держания назывались "путями", затем – кормлениями. В подчинении наместников-кормленщиков находились городовые приказчики, таможенники, даньщики и прочие мелкие чиновники по сбору податей на местах. Очевидно, что подобный порядок приводил к грандиозным злоупотреблениям, в связи с чем находился под постоянным надзором как дворецких, так и Боярской думы.

Иван III провел ряд важных социально-экономических реформ. Он ввел систему присяги знати на верность великому князю. Был выработан специальный формуляр крестоцеловальной грамоты о княжеском и боярском "неотъезде". Первая такая клятва была взята в 1474 г. с князя Даниила Холмского. Для обуздания амбиций аристократии Иван III практиковал роспуск ее дворов (например, в 1483 г. дворов И. М. и В. М. Тучко-Морозовых). Этим "перебором людишек" государь лишал оппозиционно настроенных князей и бояр главного – их ближнего круга лично преданных людей, своего собственного войска, а без него у крупных феодалов был только один путь: идти в "служебники" великого князя.

Центральная власть принимала меры по преодолению лоскутного характера феодального землевладения. Возможно, около 1485 г. правительство выпустило уложение, запрещавшее в ряде местностей (Тверь, Торжок, Рязань) продажу земель иногородним. Однако неизвестно, было ли оно реализовано. Но воплотилась в жизнь другая реформа. После присоединения Новгорода в 1470–1480-с гг. у местного боярства и купечества конфисковали более 70 тыс. десятин земли. Их раздали во временное пользование московским служилым людям в соответствии с местом, занимаемым ими в служилой иерархии. Так на Руси получило массовое распространение поместье – особая форма землевладения. Формально считалось, что помещик (дворянин или сын боярский) может держать землю только на время исполнения действительной службы. Фактически, поскольку служили все члены рода, поместье нередко переходило по наследству внутри одного и того же рода, правда, большей частью по вертикальной линии.

Среди других экономических преобразований Ивана III необходимо отметить создание общерусской монетной системы. Главной денежной единицей считался рубль. Он делился на 200 московок или 100 новгородок. Выпускались и золотые великокняжеские монеты. Они назывались "золотые угорские" и использовались главным образом в качестве почетных наград.

Важнейшей реформой Ивана III стало создание общерусского законодательства. Главным из юридических кодексов второй половины XV в. являлся принятый в 1497 г. первый общерусский Судебник из 68 статей. Составителями его считаются князь Иван Юрьевич Патрикеев, дьяки Василий Долматов, Василий Жук и Федор Курицын. Этот свод законов определял нормы судопроизводства. В нем оговаривались правила боярского и наместничьего суда. По всему государству устанавливались единые судебные пошлины. В среднем они составляли 10% от финансовых размеров дела. Также назначались различные виды наказаний за преступления. Смертью карались убийство, мятеж, поджог и неоднократное нарушение закона.

Важные новшества Судебник вносил в социально-экономические отношения. В связи с развитием феодальной собственности земельные владения стали приобретать большую ценность. Поскольку границы между ними на протяжении веков отмерялись, как говорится, на глазок, по принципу "куда серп, топор и коса ходили", между держателями имений все чаще вспыхивали конфликты из-за спорных участков. Поэтому власти взяли под контроль межевание земель: ст. 61 устанавливала обязательное ограничение пашен и покосов, ст. 62 вводила наказания за нарушение права земельной собственности. Особо оговаривались правила наследования земли.

Статья 57 вводила ограничение перехода крестьян от одного помещика к другому. Теперь по всей Руси устанавливался единый день выхода: за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего (26 ноября). В случае ухода платилось пожилое (один рубль, в лесных районах – полтина), исчисляемое следующим образом: если крестьянин жил более четырех лет у феодала, он платил полную стоимость, если три года – три четверти, за два года – половину, за год – четверть. В конце XV в. доход крестьянского хозяйства в среднем составлял 4 рубля.

Нужно особо подчеркнуть, что меры Судебника 1497 г. носили еще не закрепостительный, а регламентирующий характер. Они упорядочивали систему крестьянских переходов, делали ее единообразной для всего государства. Хотя несомненно, что введение данной статьи знаменовало собой первый шаг русского правительства в направлении введения крепостного права.

В Судебнике получило оформление холопье законодательство. Устанавливались источники холопства: по "полной грамоте" (самопродажа), по духовной (завещанию), выполнение обязанностей тиуна без договора и пр. Холопами также могли стать вор (тать), отрабатывающий истцу причиненный ущерб, или купец, сгубивший чужой товар. Рабы могли продаваться. Стоили они от рубля и выше. Судебник также ограничивал источники холопства: по ст. 55 холоп, бежавший из иноземного плена, отпускался на свободу.

В целом реформы Ивана III заложили основные направления политического и социально-экономического развития России на десятилетия вперед. Они определили облик Московской Руси.