Государственное регулирование рекламной деятельности

Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ о рекламе осуществляется ФАС России, в полномочия которой входит предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о рекламе, а также возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Положение о государственном надзоре в области рекламы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2012 г. № 1346, устанавливает порядок осуществления государственного надзора в области рекламы.

Задачами государственного надзора являются выявление, предупреждение и пресечение нарушения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями, а также их руководителями, иными должностными лицами и их уполномоченными представителями требований, установленных Федеральным законом "О рекламе" и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере рекламы, посредством:

а) организации и проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предметом проверок при осуществлении государственного надзора является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных Федеральным законом "О рекламе", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о рекламе, в процессе осуществления деятельности в сфере рекламы;

б) проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

в) принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

г) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности в области рекламы.

Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по надзору за соблюдением законодательства о рекламе путем проведения проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 4 июня 2012 г. № 360.

ФАС России возбуждает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе как по собственной инициативе, так и по представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц.

В случае признания рекламы ненадлежащей выдается предписание о прекращении нарушения законодательства, содержащее указание о прекращении распространения рекламы в срок не менее пяти дней со дня получения предписания. Предписание о расторжении договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы, заключенного с нарушением Закона о рекламе, подлежит исполнению в срок не менее месяца со дня получения предписания любой из сторон договора, подлежащего расторжению.

При этом решение, предписание ФАС России может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

Служба также наделена полномочиями по вынесению предписаний об отмене или изменении противоречащего законодательству РФ о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта РФ или акта органа местного самоуправления. При этом в таком предписании об изменении противоречащего законодательству РФ о рекламе акта должны быть указаны изменения, которые следует внести для приведения его в соответствие с законодательством о рекламе.

ФАС России вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски:

– о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства о рекламе;

– публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе);

– признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства о рекламе.

Кроме указанных выше полномочий ФАС России обладает и иными, опосредовано влияющими на договорные отношения, заключаемые в сфере рекламы. Так, Служба вправе выдавать органам местного самоуправления муниципального района или городского округа обязательные для исполнения предписания об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции, что неизбежно повлечет за собой расторжение уже заключенных договоров на распространение рекламы с "помощью" таких конструкций; а также, как уже было отмечено, вправе выдавать предписания о расторжении договоров на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы, заключенных с нарушением Закона о рекламе.

Нарушение законодательства о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Как уже говорилось, ФАС России вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе). Однако лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в суд или арбитражный суд с исками не только о публичном опровержении недостоверной рекламы, но и о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда.

Кроме того, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства о рекламе влечет за собой административную ответственность. Особо обратим внимание на возможность привлечения к административной ответственности всех "участников" рекламного процесса.

В частности, рекламодатель несет ответственность за распространение сведений, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию. Рекламораспространитель несет ответственность за распространение рекламной информации о товарах, реклама которых не допускается. Рекламопроизводитель несет ответственность за указанные нарушения, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.