Государственное регулирование молодежной политики в России

Молодежь традиционно является одним из ведущих субъектов общественного воспроизводства, так как именно в "молодежных" возрастных группах is основном сконцентрирован репродуктивный потенциал социума. В результате смены поколений последовательно осуществляется его воспроизводство.

За счет этого общество обновляется, совершенствует свою структуру, передает "по наследству" от старших младшим общественные институты, культуру, систему норм и ценностей, которые молодежь, выполняя свои особые социальные функции, частично сохраняет, а частично преобразовывает и изменяет. Тем самым молодежь закономерно является одним из главных факторов, движущих сил общественного развития.

Современная модель государственной молодежной политики в России, формирование которой началось в 1990-х гг., не является устоявшейся и не имеет единых общепризнанных стандартов и правил.

Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта деятельность осуществляется на основании соответствующей нормативно-правовой базы федерального и регионального уровней: федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных актов министерств и ведомств РФ, нормативных актов субъектов РФ.

Основополагающим документом всего российского законодательства является Конституция РФ. Прямое действие Основного закона и присущая ему высшая юридическая сила делает положения Конституции РФ тем фундаментом, на котором строятся все сферы российского законодательства, в том числе в области работы с молодежью.

Применительно к государственной молодежной политике следует в первую очередь упомянуть ст. 7 Конституции РФ, в соответствии с которой Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.

Право граждан на объединение закреплено ст. 30 Конституции Pel). Таким образом, данная статья является базисом, в том числе для законов о молодежных объединениях.

Статьи 71 и 72 Конституции РФ, посвященные разграничению предметов ведения органов федеральной власти и органов власти субъектов РФ, регламентируют полномочия органов государственной власти соответствующих уровней в сфере молодежной политики, при этом установление основ федеральной политики и принятие федеральных программ в области экономического, социального и культурного развития относятся к ведению Российской Федерации, а общие вопросы воспитания, образования, культуры, физической культуры и спорта, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, трудовое, семейное, жилищное законодательство, – к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Хотя для применения положений Конституции РФ теоретически не требуется принятие специальных законов или иных нормативных актов, однако в силу вышеупомянутой абстрактности этих норм их реализация на практике без принятия конкретизирующих актов фактически невозможна. В то же время специальное законодательство по вопросам разработки и проведения единой государственной молодежной политики сегодня отсутствует.

В 1991 г. был принят первый нормативный акт в области молодежной политики – Закон СССР от 16.04.1991 № 2114-1 "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР". С тех пор государственная молодежная политика конституирована как государственная деятельность с привлечением к ней негосударственных субъектов.

Впервые осуществление целостной государственной молодежной политики в России было признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства указом Президента РФ от 16.09.1992 № 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики".

Система управления государственной молодежной политикой на федеральном уровне складывалась, начиная с 1992 г., и представляет собой многоуровневый процесс, включающий деятельность всех ветвей власти.

Утвержденные постановлением Верховного Совета РФ от 03.06.1993 № 5090-1 Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации определили ее как деятельность государства, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Было установлено, что государственная молодежная политика осуществляется государственными органами и их должностными лицами, молодежными объединениями и их ассоциациями.

Принципиальное значение имело принятие в 1995 г. Закона о поддержке молодежных объединений.

Период 1998–1999 гг. отмечен активизацией усилий по систематизации и развитию законодательства в сфере государственной молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровне.

Важнейшим событием 1999 г. стала разработка проекта федерального закона № 98059899-2 "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации".

Принятием указанного проекта федерального закона № 98059899-2 предполагалось достроить систему нормативных правовых актов, образующих законодательство о государственной молодежной политике в России. В содержании правовых норм отразились подходы, сформированные в период разработки законопроекта СССР (1991) и последующих концептуальных и нормативных положений государственной молодежной политики. В то же время новый законопроект в большей мере отражал радикально изменившиеся за прошедшее десятилетие условия деятельности всех субъектов формирования и реализации государственной молодежной политики.

Приоритетными областями государственной молодежной политики в Российской Федерации были определены: поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; государственная поддержка молодых семей; оказание социальных услуг для молодежи; обеспечение условий для охраны здоровья, здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования. В отношении этих приоритетов предполагалось нормативно установить необходимые полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и закрепить положения, направленные на расширение участия молодых граждан в формировании и реализации государственной молодежной политики.

Принципиальное значение имело положение законопроекта № 98059899-2 об установлении государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни молодежи, определении минимального объема социальных услуг, включаемых в этот стандарт.

Была осуществлена попытка нормативного упорядочения действий государственных органов в отношении разнообразных и разнородных по задачам и характеру деятельности организаций, работающих с молодежью. В связи с этим был выделен особый класс таких организаций – специализированные организации, осуществляющие деятельность по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для молодежи, определены меры по поддержке социальной инфраструктуры для молодежи и разработке и финансированию целевых программ в области государственной молодежной политики.

Одной из основных причин отклонения законопроекта явилось отсутствие предмета правового регулирования.

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ и определяет основные направления внутренней и внешней политики государства на основе Конституции РФ и федеральных законов. Следовательно, право определения приоритетных задач национального масштаба принадлежит высшему должностному лицу страны. Реализация этого права базируется на правовых основаниях – Конституции РФ и федеральных законах. Термина "государственная молодежная политика" Основной закон государства не содержит, однако он присутствует в иных федеральных законодательных актах (Закон о поддержке молодежных объединений).

Из смысла ст. 3 Закона о поддержке молодежных объединений вытекает, что государственная поддержка молодежных и детских объединений строится исходя из "основных направлений государственной молодежной политики". Следовательно, Российская Федерация должна установить эти основные направления, что предполагает, с одной стороны, прямое действие в настоящее время постановления Верховного Совета РФ от 03.06.1993 № 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", либо с другой – необходимость принятия нового нормативного правового акта.

В ряде случаев молодежные аспекты косвенно представлены в принятых позднее федеральных законах, где установленные правовые нормы непосредственно затрагивают законные интересы и права молодых граждан.

Особое внимание уделялось взаимодействию федеральных органов исполнительной власти по вопросам профилактики правонарушений молодых людей, что во многом определялось нарастанием числа фактов противоправного поведения в молодежной среде. Основы такого взаимодействия существенно укрепились в результате принятия Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Статьей 17 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ, в частности, определена компетенция органов по делам молодежи и сфера деятельности учреждений при этих органах по вопросам профилактической деятельности.

Утвержденные Правительством РФ приоритетные задачи социально-экономического развития России потребовали пересмотра самой идеологии реализации молодежной политики – от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан в социально-экономические и общественно-политические отношения с целью увеличения их вклада в развитие страны.

Нормативное закрепление полномочий федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам государственной молодежной политики осуществлено путем принятия федеральных целевых программ.

В реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях на всем протяжении ее существования широко используется программно-целевой подход: в 1994 г. указом Президента РФ от 15.09.1994 № 1922 утверждена Федеральная программа "Молодежь России", в 1997 г. указом Президента РФ от 15.08.1997 № 890 она получает статус Президентской программы на период 1998–2000 гг., а в 2000 г. постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 № 1015 утверждается Федеральная целевая программа "Молодежь России (2001 – 2005 годы)".

Следует отметить, что в последующем государство отказалось в дальнейшем от продления и утверждения на федеральном уровне Федеральной целевой программы "Молодежь России". Однако это дало импульс к формированию и утверждению региональных целевых программ, существующих и функционирующих в большинстве субъектов РФ в настоящее время.

Федеральная целевая программа "Молодежь России" (далее – Программа) была одной из социальных программ федерального уровня, реализуемых органами государственной власти. Это важный нормативный документ, определяющий ОГЛАВЛЕНИЕ основных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, создающий правовые и организационные условия для координации усилий органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также оказывающий влияние на управленческие и организационные действия местного самоуправления.

Целью Программы являлось развитие правовых, экономических и организационных условий для бесконфликтной интеграции молодых людей в общество, повышение их социальной активности и самореализации.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

– создание стимулов для инновационного поведения молодежи и ее участия в разработке и реализации инновационных идей, совершенствование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи;

– обеспечение эффективной социализации и самореализации, а также вовлечение молодежи в активную общественную деятельность;

– развитие различных форм социальной, в том числе профессиональной, поддержки, реабилитации и адаптации молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

– создание системных механизмов воспитания у молодежи чувства патриотизма и гражданской ответственности, формирование российской идентичности;

– осуществление профилактики асоциальных явлений в молодежной среде (наркомания, употребление психотропных веществ, алкоголизм, участие в деятельности экстремистских организаций), молодежной преступности и правонарушений, в том числе повторных.

Программа рассматривала в качестве ключевых проблем следующие:

• отсутствие комплексной системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;

• низкая вовлеченность молодежи в социальные процессы и общественную деятельность, отсутствие условий для самореализации молодежи;

• социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

• отсутствие у молодых инвалидов возможностей полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность;

• отсутствие системных мер поддержки молодых предпринимателей;

• несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей приоритетам развития страны;

• отсутствие у молодежи интереса к участию в общественно-политической жизни общества;

• отсутствие национальной и социальной самоидентификации молодежи, знаний о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов.

Перечисленные проблемы требовали комплексного решения, так как проявлялись во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.

Вариантом решения поставленных проблем стала реализация мероприятий государственной молодежной политики по действующим федеральным и ведомственным целевым программам в рамках планово-нормативного метода.

Применение программно-целевого метода дало возможность оптимизировать действия разных ведомств, что позволило, с одной стороны, устранить дублирование и создать единые стандарты работы с молодежью на всей территории страны, а с другой – сделало услуги для молодежи комплексными, объединяющими усилия различных органов исполнительной власти.

Использование института федеральной целевой программы позволило оптимизировать деятельность органов исполнительной власти при решении перечисленных проблем за счет обеспечения возможности комплексных и скоординированных действий, оперативного контроля реализации запланированных мероприятий, повышения гибкости исполнителей при реализации мероприятий, оптимизации использования ресурсов при реализации Программы. Принципиальная особенность Программы заключалась в постановке и решении задач по обеспечению активного вовлечения молодежи в жизнь страны, что требовало применения современных методов на этапах формирования и реализации Программы, соответствующего ресурсного обеспечения.

Выбор механизма Программы обусловлен следующими причинами:

во-первых, программно-целевой метод управления позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости применять новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики;

во-вторых, организационно Программа позволяет упростить реализацию заложенных в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации проектов, поскольку при ее реализации полномочия распорядителя бюджетных средств шире, чем при исполнении сметы по внепрограммным расходам;

в-третьих, опыт, накопленный в части управления федеральными целевыми программами по реализации государственной молодежной политики за 1993–2005 гг., показывает, что данный инструмент является действенным и эффективным для реализации государственной молодежной политики;

в-четвертых, для выстраивания единой на всех уровнях управления молодежной политики лучше не управлять директивно, а вовлекать регионы в реализацию совместных проектов;

в-пятых, программно-целевой метод управления позволяет предупредить ряд организационных проблем за счет гибкости действий заказчиков Программы.

Применение программно-целевого метода позволило:

– обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств на реализацию государственной молодежной политики страны;

– разработать и внедрить инновационные информационно-коммуникационные технологии решения актуальных проблем молодежи при се активном участии;

– создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования инфраструктуры по работе с молодежью.

Последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении указанных проблем стало:

1) дальнейшее дублирование мероприятий в области выявления и поддержки талантливой молодежи федеральными, региональными и муниципальными органами исполнительной власти;

2) рост количества талантливых молодых людей, неудовлетворенных результатами продвижения собственного потенциала и продуктов научных изысканий;

3) дальнейшая изоляция от общества молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;

4) усиление тенденции девальвации семейных ценностей (сохранение доли бездетных, неполных семей, закрепление социального сиротства);

5) рост националистических и ксенофобских настроений у молодежи, увеличение количества молодых россиян, вовлеченных в экстремистскую деятельность на почве негативного отношения к представителям других народов, культур и религий;

6) повышение уровня конфликтогенного потенциала в сфере межнациональных отношений в молодежной среде;

7) увеличение степени недоверия значительной части молодежи к ценностям демократии, к институтам власти и гражданского общества;

8) дальнейшая разобщенность в действиях и принимаемых решениях по реализации государственной молодежной политики между муниципальными и региональными органами власти в сфере молодежной политики.

В случае отказа от принятия срочных мер в области государственной молодежной политики степень участия молодежи в социально-экономических и общественно-политических отношениях будет уменьшаться, что негативно отразится на темпах социально-экономического развития страны в целом.

Отсутствие Федеральной целевой программы в настоящее время означает отказ от создания целостной системы, позволяющей государству эффективно взаимодействовать с молодежью, ставить перед ней государственные задачи и учитывать ее изменяющиеся потребности и проблемы. Также это привело к невозможности реализации индивидуального подхода к каждому молодому человеку с учетом его потенциала, возможностей и интересов. В условиях сложившейся демографической ситуации, ее сохранения в среднесрочной перспективе это приведет к невозможности структурных преобразований и модернизации российской экономики в связи с отсутствием необходимых человеческих ресурсов.

Следует отметить и риски использования программно-целевого метода, которые, как правило, связаны с длительностью и сложностью ведомственных согласований, процедур объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы, управления и координации работ в области реализации государственной молодежной политики.

Кроме того, сдерживающее влияние на реализацию Программы оказали недостаточно разработанная нормативная правовая база государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровнях, регулярная реорганизация федерального органа по делам молодежи и отсутствие устойчивой системы органов по делам молодежи в субъектах РФ, сложности в организационном, кадровом и материально-техническом обеспечении.

Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации Программы осуществлялась в условиях продолжающегося социального и экономического кризиса. Это наложило определенный отпечаток на ОГЛАВЛЕНИЕ Программы, включение в ее ОГЛАВЛЕНИЕ большого количества мероприятий, направленных на преодоление негативных проявлений в молодежной среде, а не на развитие позитивного потенциала молодежи.

Целый ряд мероприятий Программы реализовывался в рамках смежных федеральных целевых программ.

Сложившаяся правовая практика исходит из того, что молодежная политика – предмет ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области государственной молодежной политики в Российской Федерации относятся:

– определение основ государственной молодежной политики в Российской Федерации;

– формирование федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную молодежную политику в Российской Федерации;

– разработка федеральных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации;

– обеспечение финансирования федеральных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятий по ее реализации за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников;

– выполнение международных обязательств РФ и представление интересов РФ в международных организациях по вопросам государственной молодежной политики в Российской Федерации.

По вопросам государственной молодежной политики в Российской Федерации, относящимся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ осуществляют:

• разработку социальных норм и нормативов, обеспечивающих реализацию прав и законных интересов молодежи в области воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты;

• информационное обеспечение и научное обоснование деятельности по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

• долевое финансирование межрегиональных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятий по ее реализации;

• ведение реестров молодежных, детских общественных объединений и осуществление государственной поддержки деятельности указанных объединений;

• обеспечение мер стимулирования деятельности организаций и граждан по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

• установление мер государственной поддержки молодых семей; обеспечение занятости молодежи;

• обеспечение летнего отдыха детей и молодежи;

• организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих и специалистов, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики в Российской Федерации;

• проведение научных исследований по проблемам государственной молодежной политики в Российской Федерации, а также социальных экспертиз программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации;

• обеспечение координации деятельности организаций по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

• обеспечение соблюдения законодательства о государственной молодежной политике в Российской Федерации;

• иные социальные услуги.

Молодые граждане участвуют в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации посредством реализации общественно значимых инициатив, обращений в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, взаимодействия молодежных, детских общественных объединений с указанными органами на условиях договоров, а также в других формах их непосредственного участия в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации и представления их интересов.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют деятельность по информационному обеспечению государственной молодежной политики в Российской Федерации, информированию молодых граждан об их правах и обязанностях, о возможностях реализации своих прав на охрану здоровья, образование, социальное обслуживание, профессиональную подготовку и трудоустройство, отдых, социальную реабилитацию, помощь в целях преодоления трудных жизненных ситуаций, поддержку молодых семей, молодежных, детских общественных объединений и других прав в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.

В этих целях обеспечиваются условия для расширения информационного обслуживания молодых граждан посредством создания информационных систем, центров информации, программ (проектов) поддержки печатных изданий и иных СМИ, библиотек, музеев, других учреждений культуры и иными способами, предусмотренными федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.

При формировании федеральных, межрегиональных, региональных, местных программ в области социально-экономического, культурного и национального развития в них включаются мероприятия по строительству, реконструкции, ремонту объектов социальной инфраструктуры для молодежи.

Финансирование федеральных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, мероприятий по их реализации осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, привлекаемых для указанных целей в соответствии с законодательством РФ.

Финансирование региональных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятий по ее реализации органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных источников в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Финансирование местных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Анализ итогов осуществления государственной молодежной политики в России показывает, что на социальной эффективности этой деятельности негативно сказались организационные перемены в функционировании федерального органа, отвечающего за реализацию государственной молодежной политики в Российской Федерации. Частые смены организационного механизма управления в сфере реализации федеральных задач государственной молодежной политики ведут к тому, что уменьшается реальное воздействие государства на решение социальных проблем молодежи.

Сегодня приоритетные направления государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу определены в следующих документах:

1) Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р;

2) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р;

3) Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р.

Согласно указанным документам целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

Молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от иных групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни.

Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц, направлена на развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России. Молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:

– выделение приоритетных направлений;

– учет интересов и потребностей различных групп молодежи;

– участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;

– взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

– информационная открытость;

– независимость оценки результатов.

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу, государственная молодежная политика в Российской Федерации будет реализована по следующим приоритетным направлениям:

1) совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности;

2) вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

3) развитие созидательной активности молодежи;

4) интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Государственная молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:

– системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

– выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

– вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, лиц с ограниченными физическими возможностями, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.

Такая система приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность страны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.

Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода, формирования системы российских молодежных программ и проектов, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.

Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.