Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике в свете кейнсианской и неокейнсианской концепций

Новая система взглядов на проблемы государственного регулирования экономики начала формулироваться с кейнсианства – одного из ведущих направлений в современной экономической науке. Кейнсианство – это течение макроэкономической мысли, возникшее как реакция экономистов на Великую депрессию в США. Поэтому теорию Кейнса, так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии, можно назвать "кризисной".

Один из крупнейших экономистов XX в. англичанин Джон Мейнард Кейнс (1883–1946) в 1936 г. опубликовал книгу "Общая теория занятости, процента и денег". С этого момента идеи Кейнса и тех, кто их развивал в дальнейшем, стали господствующими в экономической практике и теории на протяжении последующих десятилетий.

В основу концепции Кейнса было положено утверждение, что рыночное хозяйство не может быть саморегулируемым при серьезном нарушении макроэкономического равновесия, и для эффективного функционирования экономики необходимо активно включать механизмы государственного регулирования.

Главный вывод теории кейнсианства заключается в признании необходимости вмешательства государства в экономику с целью обеспечения приспособления к растущему обобществлению производства капиталистических производственных отношений.

Кейнс обосновал важнейшую роль государства в предотвращении экономических кризисов. В задачи государства, по Кейнсу, входят сосредоточение в своих руках денежных и других ресурсов и регулирование распределения доходов всего общества с целью эффективного воздействия на рыночные процессы. По мнению Кейнса, рыночная экономика не обладает свойством соблюдать равновесие, обеспечивающее полную занятость. И главная причина этого заключается в желании сохранять часть доходов, в результате чего происходит снижение совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением. Преодолеть же свойственное рыночной экономике желание к сбережению доходов она не может. В связи с этим государство должно воздействовать на экономику регулированием совокупного спроса: снижением ставок процента, увеличением денежной массы, стимулированием инвестиционной деятельности. Недостаточный объем спроса должен компенсироваться за счет бюджетного финансирования и общественных работ.

Центральным пунктом концепции Кейнса было понятие эффективного спроса. Он пришел к важному выводу: размеры занятости и общественного производства, динамика их изменений определяются факторами платежеспособного спроса, а не факторами предложения. Главное внимание нужно уделять рассмотрению спроса и его составляющих и факторов, влияющих на спрос.

Совокупный спрос является реальным объемом национального производства услуг и товаров, которые предприятия, домашние хозяйства и государство готовы приобрести при конкретном уровне цен.

Важнейшая задача государства заключается в том, чтобы добиться увеличения платежеспособного спроса, используя возможные рычаги, что в дальнейшем послужит основой экономического развития.

А центральная задача государства, по мнению Дж. Кейнса, заключается в обеспечении высокого объема эффективного спроса, обеспечивающего рост доходов. Развивать необходимо два вида спроса:

• спрос предпринимателей на средства производства (инвестиционные товары);

• платежеспособный спрос населения на предметы потребления.

Из двух основных инструментов регулирования спроса (бюджетного и денежно-кредитного) Кейнс предпочитал бюджетный. В период кризиса инвестиции плохо реагируют на уменьшение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Поэтому главное внимание необходимо уделять бюджетной политике, в том числе росту тех расходов самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм, а не косвенной форме регулирования – снижению процентной ставки.

Важной заслугой Дж. Кейнса является введение понятия мультипликатора – экономического коэффициента, показывающего зависимость увеличения национального дохода от прироста инвестиций. Значение мультипликатора возрастает в случае, когда потребители хотят использовать увеличение их доходов для наращивания потребления. И наоборот, значение мультипликатора снижается, если у потребителей возрастает склонность к накоплению сбережений.

В кейнсианском учении на государство впервые стали возлагать экономические функции, связанные с обеспечением инвестиций в национальное хозяйство и государственных расходов на эти и другие социально-экономические цели.

К главным чертам кейнсианской модели регулирования можно отнести:

• создание на основе образования смешанных и государственных предприятий широкой зоны государственного предпринимательства;

• перераспределение через государственный бюджет большой доли национального дохода;

• широкое использование кредигно- и бюджетно-финансовых регуляторов с целью сглаживания циклических колебаний, стабилизации экономической конъюнктуры, высокого уровня занятости и поддержания высоких темпов роста.

Модель государственного регулирования, разработанная Кейнсом, сумела снизить циклические колебания в течение более чем 20 лет после войны.

Основным достоинством кейнсианской школы является разработка основ теории макроэкономического регулирования и создание на этой основе социально-экономической системы государства "всеобщего благосостояния".

В развитии идей Дж. Кейнса появилось несколько научных направлений, наибольшую известность из них получил кейнсианско-неоклассический синтез (Дж. Хикс, И. Самуэльсон, Дж. Тобин и др.). Представители нового направления разработали систему мероприятий антикризисного регулирования экономики, включающую в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры гибкое использование доходов и расходов бюджета, а также использование системы платежей социального страхования и налогового регулирования.

При этом представители данного направления вместе с денежно-кредитными и бюджетными методами регулирования предложили более широкое использование рыночных условий, таких как динамика цен, конкуренция и др. Кейнсианский подход к государственному антикризисному управлению составил теоретическую и методологическую основу "Нового курса" Президента США Ф. Д. Рузвельта в годы Великой депрессии 1933–1939 гг.

Дальнейшее развитие идеи Кейнса получили в работах представителей посткейнсианства – как левых кейнсианцев (Дж. Робинсон, П. Сраффы и др.), гак и "ортодоксальных" кейнсианцев (Д. Хикса, Э. Хансена, А. Лейонхуфвуда и др.). Хансен, являясь лидером американских последователей

Э. Кейнса, предложил использовать кейнсианский коэффициент мультипликатора при разработке теории экономического цикла. Он сделал вывод, что уменьшая расходы в периоды перегрева экономики и увеличивая их во время антикризисного спада производства, государство может сглаживать циклические колебания занятости и производства.

Представители кейнсианства предложили использовать в научном обороте макроэкономические индикаторы (агрегатные макроэкономические величины) и их количественные взаимосвязи.

В послевоенной практике государственного антикризисного управления неокейнсианство получило наиболее яркое отражение в двух моделях управления: модель социального рыночного хозяйства (ФРГ) и шведская модель социализма.

Модель социального рыночного хозяйства

В основу разработанной в ФРГ концепции социального рыночного хозяйства была положена теория косвенного регулирования Кейнса. Формирование свободной рыночной экономики осуществлялось на базе частной собственности и защиты рынка со стороны государства.

Термин "социальное рыночное хозяйство" впервые был сформулирован в работе государственного секретаря Федерального министерства экономики профессора А. Мюллера-Армака в 1947 г. Разработки в этом направлении были продолжены Л. Эрхардом, В. Репке и др.

Концепция социального рыночного хозяйства заключалась в объединении идеалов социального государства с гарантированной государством экономической свободой в рыночной экономике, связанными с социальной справедливостью и социальной защищенностью. Рыночное хозяйство обеспечивает хозяйственную свободу, заключающуюся в свободе потребителя покупать товары и в свободе предпринимателя как производить, так и продавать товары по собственному желанию. Благодаря этому рыночная система стимулирует технический прогресс, экономический рост, повышает производительность труда, снижает цены и издержки производства.

Термин "социальный" понимался авторами идеи двояко. С одной стороны, они считали, что рыночная деятельность, приводящая к социально нежелательным результатам, должна ограничиваться и что результаты свободного экономического процесса, не являющиеся достаточно гуманными, должны корректироваться, а с другой стороны, утверждали, что рыночное хозяйство носит социальный характер, так как в силу своей эффективности создает экономические предпосылки для повышения доходов в обществе.

Так, А. Мюллер-Армак предлагал сократить разрыв между низкими и высокими доходами путем прогрессивного налогообложения, позволяющего перераспределить средства в пользу малоимущих в виде расходов на квартплату, дотаций на ОГЛАВЛЕНИЕ детей, социальных выплат и строительство жилья. К другим формам социальной политики относились также разветвленные системы социальной инфраструктуры (просвещение, здравоохранение и т.д.) и социального страхования (по безработице, болезни и Т.Д.).

Социальное рыночное хозяйство рассматривалось как некий третий путь, пролегающий между тоталитарной административной экономикой и капитализмом (XIX – началом XX в.), и как путь, ведущий к экономически эффективному и свободному строю в обществе и экономике. Модель социального рыночного хозяйства, по мнению авторов, обладает огромным научным потенциалом, так как это динамичная, а не статичная теория, способная к адаптации по мере изменения соотношения между функциями государства и рынка и экономической ситуации.

Данная концепция была использована в ФРГ в качестве теоретической основы "немецкого экономического чуда". Главным архитектором хозяйственных реформ, основанных на применении концепции социального рыночного хозяйства, был профессор Людвиг Эрхард (1897–1977), сочетающий в себе опыт крупного государственного деятеля и теоретические знания. Опыт эффективного управления на государственном уровне он получил, проработав директором правления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министром экономики ФРГ (1949–1963), заместителем федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлером республики (1963– 1966). Группой экономистов под руководством Эрхарда был разработан гамбургский план, в результате реализации которого в конце 1940-х гг. удалось вывести из кризисного состояния Западную Германию.

Состояние экономики Германии после войны было удручающим. Цены непрерывно росли, 2/3 производственных мощностей не работали, в стране процветал "черный рынок". На руках населения денежные средства почти в десять раз превышали размеры национального продукта. Процветал натуральный обмен, многие товары распределялись по карточкам. Сигареты считались наиболее надежной валютой.

Рычагами экономического возрождения стали конкуренция в сочетании с активной ролью государства и свободная частная инициатива.

Важнейшей предпосылкой дальнейшей либерализации экономики стала денежная реформа, проведенная в 1948 г., по итогам которой были сокращены размеры денежной массы более чем в 14 раз, значительно снижена инфляция и сбалансированы денежная и товарная массы.

Реформу цен удалось реализовать в законе о политике цен и принципах хозяйственной структуры, по которому упразднялись контроль над ценами и административное распределение ресурсов и отменялись предписания по регулированию экономической жизни. Дерегулирование заработной платы и цен проводилось постепенно. Цены в аграрном секторе, основные продукты питания, большинство видов сырья, квартирная плата нормировались государством в условиях твердых цен. В отношении других важных предметов потребления (обувь, текстиль) были сняты ограничения на цены, хотя до начала 1950 г. регулирование сохранялось. Большинство цен было отпущено в 1951 г. Этого оказалось достаточным, чтобы стимулировать быстрый рост производства и радикально изменить хозяйственный климат.

Чтобы избежать гиперинфляции и сохранить стабильность денег, проводилась периодическая публикация каталогов и местных цен, соответствующих средним условиям производств, вступил в действие закон против произвольного завышения цен, "программа широкого потребления", согласно которой товары реализовались по средним ценам. Эти меры способствовали увеличению производства и приспособлению уровня цен к наличной покупательной способности потребителей.

Для снижения издержек использовались возможности ограничения роста заработной платы темпами снижения налогов и прироста производительности труда. Налоговая политика поощряла самофинансирование за счет низких ставок налога на капитализируемую прибыль и высоких амортизационных норм.

За счет плана Маршалла осуществлялась модернизация производства. В результате была значительно повышена конкурентоспособность экономики в традиционных отраслях. Кредиты предоставлялись на льготных условиях, для чего были использованы средства Фонда европейской программы восстановления.

Закон об инвестиционной помощи производству был принят в 1952 г. Он обязывал производить целевые инвестиционные отчисления отрасли второго подразделения в пользу энергетического, горно-металлургического секторов, федеральной железной дороги, водного хозяйства. Доказательством использования управления и планирования со стороны государства явились структурные инвестиции.

Для борьбы с монополизацией экономики в 1945 г. в ФРГ была проведена декартелизации экономики; в 1957 г. был принят Закон о защите ограничений конкуренции, который вводил запрет договоренностей, связанных с ограничением конкуренции.

В 1950-е гг. Эрхард развил концепцию социального рыночного хозяйства и предложил проекты преобразования собственности, участия рабочих в прибылях предпринимателей и др. В этот период была разработана и внедрена модель соучастия в руководящих органах компаний представителей трудящихся. Было предложено объединить рыночный механизм и ориентацию на "социальное партнерство". Основные положения этого периода были представлены в лозунгах "Собственность для всех" и "Благосостояние для всех".

Благодаря реформе, проведенной Эрхардом, были созданы предпосылки для экономического возрождения Западной Германии, и ФРГ к началу 1960-х гг. становится передовой страной Западной Европы.

Шведская модель социализма

Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда очень похожа на так называемую шведскую модель социализма, созданную теоретиком лауреатом Нобелевской премии Г. Мюрдалем. Мюрдаль был сторонником социально регулируемой экономики, социальной ориентации рынка, теории социального партнерства и социального государства.

Г. Мюрдаль считал, что государство, вмешиваясь в экономику, способно преодолеть стихию рынка. По его мнению, воздействуя на экономику, государство может преобразовать стихийное рыночное хозяйство в новую регулируемую экономику, свободную от недостатков и противоречий, в которой созданы равные экономические возможности для всех и осуществлен идеал всеобщего равенства. В основу особой модели социального государства в Швеции была положена сложная система изымаемых у населения косвенных и прямых налогов.

Главное в "государстве благосостояния", по мнению Мюрдаля, была социальная защита населения. Под социальной защитой он понимал:

• систему экономических, законодательных, социально-психологических и социальных гарантий;

• для трудоспособного населения равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, предпринимательства и экономической самостоятельности;

• для нетрудоспособных граждан создание определенного уровня жизнеобеспечения.

Мюрдаль считал, что создание социальной защиты требует реализации государственной программы, предусматривающей:

• оказание материальной помощи тем членам общества, кому в силу объективных причин она необходима;

• обеспечение высокого прожиточного минимума членам общества, изъятие привилегий у тех, кто в них не нуждается, и установление привилегий малоимущим;

• создание условий, позволяющих удовлетворить высокий уровень потребностей граждан в медицинской помощи, образовании и т.д.;

• создание таких условий, чтобы граждане могли любыми не противоречащими закону способами зарабатывать средства для полнокровной жизни;

• обеспечение экологической безопасности членов общества;

• защита наемных работников от негативных воздействий рыночной экономики и обеспечение благоприятных условий труда для них;

• защита политических и гражданских свобод и прав, соответствующих принципам социального, правового государства;

• защита от преступных посягательств граждан;

• защита от идеологического давления, обеспечение свободы духовной жизни;

• защита от административного произвола и от политического преследования;

• защита от психологического прессинга, создание благоприятного социально-психологического климата как в отдельных структурных образованиях и ячейках, так и в обществе в целом;

• решение вопросов по обеспечению максимальной стабильности общественной жизни.

С целью выполнения этих мероприятий по социальной защите населения необходимо изучать, воспитывать и формировать стремления людей, которые, по оценке Г. Мюрдаля, "действительно принадлежат к числу самых важных социальных явлений, и они в огромной степени определяют историю".

Модель государственного регулирования экономики, предложенная Дж. Кейнсом, позволила уменьшить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Но начиная с 1970-х гг. стало проявляться несоответствие между объективными экономическими условиями и возможностями государственного регулирования.

На протяжении 80–90-х гг. прошлого столетия кейнсианские методы фискальной политики наиболее эффективно применяли новые индустриальные страны Азии – Южная Корея, Гонконг, Таиланд, Малайзия, Тайвань, Сингапур.

Достаточно активно проводили политику гибкого изменения государственных расходов и налоговых ставок среди промышленно развитых стран США, Новая Зеландия, Великобритания, Австрия, Австралия, Швеция, Япония и Швейцария.

Наиболее сложными проблемами Д. Кейнс считал безработицу и подверженность рынка экономическим кризисам. Поэтому разработка основ антикризисной политики государства является одной из наиболее важных его заслуг.

Современная трактовка кейнсианства консолидирует и интегрирует в едином механизме "настройки" финансовых инструментов, регулирующих рыночные процессы, с возрастающей централизацией бюджетных ресурсов, используемых на цели социально-экономического развития, и энергичной финансовой политикой государства.

Последователи Д. Кейнса, развивая его идеи в 1940–1960-х гг. прошлого столетия, построили стройную концепцию экономической системы, регулируемой как государством, так и рынком, часто называемую смешанной кейнсианской экономикой.

Исторический экскурс

К наиболее ярким последователям теории Кейнса можно отнести лауреата Нобелевской премии (1970) американского экономиста П. А. Самуэльсона, лауреата Нобелевской премии (1987) американского экономиста Р. М. Солоу, американского экономиста Дж. К. Гэлбрейта, лауреата Нобелевской премии (1985) американского экономиста Ф. Модильяни, лауреата Нобелевской премии (1980) американского экономиста Л. Р. Клейна, лауреата Нобелевской премии (1981) американского экономиста Дж. Тобина.

Кейнсианская смешанная экономика

В основе смешанной экономики лежит частная собственность. Государство, являясь своеобразным дополнением к ней, ликвидирует (или нивелирует) неустойчивость социально-экономического развития, выполняя функцию "встроенного стабилизатора".

По мнению американского экономиста П. Самуэльсона, смешанная экономика фактически выполняет роль гигантской системы общего страхования от наихудших бедствий экономической жизни.

Кейнсианцы разработали конкретные методы и формы государственной экономической политики в смешанной системе на основе общей концепции. В практике государственного регулирования экономики наибольшее признание получили теории экономического роста и теории антикризисного (антициклического) регулирования.

Главным направлением государственной политики экономического роста является воздействие на инвестиции. Основными инструментами ее являются:

• регулирование нормы процента;

• налоговая политика;

• государственный бюджет.

Решающее значение из методов регулирования придается государственным расходам, увеличение которых обеспечивается иногда дефицитным финансированием в определенной степени.

Главная цель увеличения государственных расходов – создание благоприятных условий для частных капиталовложений и увеличение эффективного спроса со стороны самого государства.

Согласно этой концепции государственные расходы направляются в основном на социальную и производственную инфраструктуру (подготовку и переподготовку кадров, образование, медицинское обслуживание) и на научные исследования.

В результате использования различных мер появляется эффект мультипликации, в соответствии с которым инвестиции правительства обеспечивают рост занятости, расширяют потребление и благоприятно сказываются на динамике внутреннего валового продукта.

Механизм его действия можно описать так: отрасли, которые получают импульс первыми, содействуют увеличению производства в смежных отраслях, что, в свою очередь, приводит к повышению спроса на потребительские товары и росту занятости, а это вызывает рост производства в отраслях, производящих предметы потребления.

Экономический рост, стимулированный инвестициями государства, способствовал ослаблению циклических колебаний, а также содействовал развитию научно-технической революции и использованию ее достижений в разных сферах экономики. Расходы правительства на подготовку и переподготовку кадров и на образование позволили повысить общий уровень квалификации всех занятых в общественном производстве.

Совершенно очевидно, что без серьезной государственной поддержки США и многим странам ЕС не удалось бы создать и развить современные отрасли экономики.

Например, европейский концерн "Аэробус" получил различных видов субсидий государства со дня основания в 1967 г. примерно на 15 млрд долл., а суммарная помощь государства американской корпорации "Боинг" оценивалась в 25 млрд долл. (по состоянию на 2005 г.).

В периоды же перегрева экономики, грозящего кризисом перепроизводства или начинающегося экономического бума, со стороны государства инициируются меры, снижающие рост инвестиций и, следовательно, производства. Такую, например, политику проводил Китай с начала третьего тысячелетия, стремясь снизить высокие темпы экономического роста.

В результате применения кейнсианских концепций в практике государственного регулирования экономики большинства стран Западной Европы и США многие экономисты стали приходить к убеждению, что удалось найти почти идеальную модель смешанной экономики.

Как ни странно, но Россия на протяжении 1990-х гг. переживала глубокий бюджетный кризис, несмотря на то что в течение длительного времени традиционно в ней было велико вмешательство государства в экономику и существовала система централизованного планирования.

В конце прошлого столетия за годы экономических реформ в России удельный вес государственных расходов сократился к 2005 г. до 27,7% ВВП.

По степени эффективности налоговой политики Россия уступала многим развивающимся государствам. По этому показателю в начале 1990-х гг. Россия занимала 43-е место в мире.

Важно отметить, что из 15 стран, имевших наиболее высокий рейтинг по степени эффективности налоговой политики в начале 1990-х гг., 9 стран (Япония, Гонконг, Сингапур, Таиланд, США, Малайзия, Индонезия, Индия и Тайвань) входили в первую десятку стран мира по такому показателю, как степень экономической свободы в том же году.

Этот показатель основывается на восьми критериях, учитывающих, в частности, степень государственного вмешательства в функционирование финансового рынка, долю государственных расходов в ВВП, наличие ограничений в торговле и др.

В России были разрушены крупные промышленные комплексы и полностью устранены планирующие органы в начале экономических преобразований. В таких условиях вероятность появления рынка, где господствует добросовестная конкуренция, гораздо ниже, чем появление мафиозных и клановых образований.

Государство, заняв позицию невмешательства, предоставило возможность формирования российского варианта капиталистической экономики при участии других институтов, которые привели к глубокому финансовому и экономическому кризису.

Вернуть регулирующую роль государства в конце 1990-х гг., когда более трети ВВП производилась в теневом секторе, оказалось задачей крайне сложной.

На практике выяснилось, что кейнсианская модель может быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. В 1970-е гг. резко ухудшились условия воспроизводства, и кейнсианские варианты выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. С целью стабилизации политической и хозяйственной системы в период кризиса стали появляться разные модели вмешательства государства в экономику.