Государственное регулирование кризисных ситуаций

Нормативно-законодательная деятельность

Всю совокупность норм, через которые осуществляется государственное регулирование, можно разделить на следующие группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие на самоорганизацию; специальные нормы - по сферам рыночной экономики; целевые нормы - в соответствии с решаемыми проблемами инвестиционной активности.

"Экономической Конституцией" по праву называют ГК РФ. Конкуренция как элемент рыночной экономики предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону - застой производства.

Право против ограничения конкуренции, обычно называемое "антимонопольным правом", является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной областью антикризисного законодательства.

В современной практике понятие "банкрот" введено в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур".

В период приватизации государственной (муниципальной) собственности предполагалось запустить механизм банкротства на основе нормативных актов, таких как Указ

Президента РФ от 22 февраля 1993 г. № 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий"; указы Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 "О реформе государственных предприятий"; № 1004 "О некоторых вопросах налоговой политики"; № 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины"; № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей"; от 2 июня 1994 г. № 1114 "О продаже государственных предприятий-должников"; постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий". Были приняты три варианта Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992 г. №32291, от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ, от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

В последней редакции данного закона несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом неспособность юридического лица в полном объеме выплатить денежный долг кредиторам и (или) исполнить требования по уплате обязательных платежей (далее - банкротство).

Защита интересов государства как собственника в отношении федеральных предприятий, а также предприятий смешанной формы собственности была возложена на Федеральное управление но делам несостоятельности (банкротства) при Госкомимуществе России (ФУДН при Госкомимуществе России).

К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента РФ от 20 марта 1993 г. "О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти", постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 марта 1994 г. "О кризисном положении в российской науке", постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 7 апреля 1994 г. "О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации", указы Президента РФ от 24 октября 1994 г. "О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности" и от 14 июля 1996 г. "Об ответственности должностных лиц, допустивших обострение кризиса в топливно-энергетическом комплексе Приморского края" и др.

В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Невозможно устранить государство из таких социальных сфер как трудовые отношения, занятость, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.

Анализ итогов реформ за прошедшие годы показывает, что выход из кризиса невозможен без создания социальной модели экономики, глубокого поворота к нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческого потенциала. Закон, нормативно-правовая деятельность государства должны максимально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением - служить удовлетворению потребностей людей.