Государственное регулирование и контроль предпринимательской деятельности в сфере строительства

Органы государственной власти РФ наделены достаточно широким кругом полномочий для контроля за предпринимательской деятельностью в сфере строительства. Основные из них: подготовка и утверждение документов территориального планирования РФ; утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства федерального значения; техническое регулирование в области градостроительной деятельности; ведение государственного реестра СРО; осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО; установление перечня видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; организация и проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования РФ; установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организация научно- методического обеспечения такого надзора; осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности; осуществление иных полномочий[1].

Непосредственную функцию выработки государственной политики в сфере градостроительства выполняет Минрегион России на основании постановления Правительства РФ от 28 сентября 2004 г. № 501 "Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации".

Органы местного самоуправления также наделены некоторыми полномочиями в данной области. Это подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.

Определенный контроль за субъектами предпринимательской деятельности в сфере строительства (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) осуществляют также СРО. Целями СРО являются: предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами СРО; повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Саморегулируемая организация применяет в отношении своих членов предусмотренные такой СРО меры дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов СРО, правил саморегулирования.