Лекция II. Государственное регулирование инновационной политики на макроуровне

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• особенности целеполагания в государственной инновационной политике;

• инструменты государственной поддержки и регулирования развития технологических кластеров;

• цели, направления и механизмы инновационной политики на региональном уровне;

уметь

• выявлять проблемы развития среды инновационной деятельности;

• сформулировать особенности государственно-частного партнерства как инструмента поддержки инновационной деятельности;

• обозначить отличие подходов к развитию инновационной деятельности на федеральном и региональном уровне;

владеть

• современными методами управления развитием инновационной сферы на макроуровне;

• методами теоретического исследования проблем государственной поддержки инновационной деятельности;

• методами системного анализа при решении проблем инновационного развития.

Ключевые слова: инновационная политика, инновационная стратегия, концепция, государственно-частное партнерство, инновационная среда, кластер, инновационный кластер, региональная инновационная политика.

Основным инструментом государства в области реализации целей и задач по формированию национальной инновационной системы страны, стимулированию инновационных процессов и регулированию деятельности инновационных агентов является разработка и реализация сбалансированной государственной инновационной политики.

Основы государственной инновационной политики России были заложены в 1990-е гг. и сформулированы в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". В этот период государство предпринимало активные действия по сохранению науки в кризисных условиях и одновременно – по созданию новой институциональной среды, новых механизмов и организаций для науки и инновационной деятельности.

С 2000-х гг. начался новый этап в реализации национальной инновационной политики. В это время началась подготовка концептуальных документов, призванных определить стратегическую, долгосрочную научную и инновационную политику и встроить ее в другие экономические инициативы государства. В этот период были поставлены задачи формирования национальной инновационной системы и перехода к инновационной экономике, зафиксированные в ряде правительственных документов.

В настоящее время основные цели, задачи и направления инновационной политики государства детерминируются озвученной Президентом РФ задачей по усиленной модернизации российской экономики и формировании национальной инновационной системы.

Цели, задачи и направления государственной инновационной политики

Основы государственной инновационной политики закладываются путем принятия свода соответствующих законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность. Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечивать учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.

Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральной и местной), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие подразделения по науке и образованию аппарата Президента.

В 2001 г. Указом Президента РФ образован Совет при Президенте РФ по науке и высоким технологиям. В 2004 г. Совет был преобразован в Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию. Основные задачи Совета:

• выработка предложений Президенту РФ по определению приоритетных направлений государственной научно- технической и инновационной политики, государственной политики в области образования и мер, направленных на реализацию государственной политики в указанных сферах;

• систематическое информирование Президента РФ о положении дел в сфере науки, технологий и образования в России и за рубежом;

• проведение по поручению Президента РФ экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам государственной научно-технической и инновационной политики, государственной политики в области образования и подготовка соответствующих предложений;

• рассмотрение вопросов, касающихся присуждения Государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий, и подготовка соответствующих предложений Президенту РФ;

• выработка предложений Президенту РФ по вопросам взаимодействия Российской академии наук (РАН), отраслевых академий, иных российских научных организаций и образовательных учреждений с зарубежными и международными научными и образовательными организациями в целях координации их действий при реализации совместных проектов в сфере науки, технологий и образования;

• обсуждение по предложению Президента РФ иных вопросов, относящихся к сфере науки, технологий и образования и имеющих важное государственное значение.

Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты.

Ключевую в развитии и реализации инновационной политики государства играет Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России).

Минобрнауки было образовано Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314. Минобрнауки России является правопреемником:

• упраздненного Министерства образования Российской Федерации – в части функций но принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

• упраздненного Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации – в части функций по принятию нормативных правовых актов в сфере науки;

• преобразованного Российского агентства по патентам и товарным знакам – в части функций но принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

• упраздненного Федерального агентства по образованию (Указ Президента России от 4 марта 2010 г. № 271);

• упраздненного Федерального агентства но науке и инновациям (Указ Президента России от 4 марта 2010 г. №271).

Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Деятельность Министерства направлена на реализацию и развитие интеллектуального потенциала нации – главной составляющей устойчивого и динамичного развития России. Цели Минобрнауки России определены исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно-технической деятельности, повышения эффективности использования научно-технических достижений, реформирования научной сферы и стимулирования инновационной деятельности как ключевых источников устойчивого экономического роста и повышения благосостояния общества.

К целям Министерства относятся:

• обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе;

• обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования;

• создание условий для активного включения детей, обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества;

• создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала;

• создание условий для активизации инновационной деятельности.

Министерство образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала.

В рамках Минобрнауки создано Федеральное агентство по науке и инновациям. Федеральное агентство по науке и инновациям является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет:

• размещает заказы и заключает государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд;

• организует разработку прогнозов развития научной и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

• ведет единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета;

• ведет реестр отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• осуществляет от имени Российской Федерации распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-технические результаты, созданные за счет средств федерального бюджета по заказу Агентства;

• осуществляет финансирование закупки образцов приборов, оборудования, комплектующих изделий, научно-технической литературы и лицензий;

• осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;

• взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;

• организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;

• реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности.

Бюджетное обеспечение инновационной политики осуществляется Министерством финансов РФ.