Лекция 9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• основные формы государственной поддержки инновационной деятельности;

уметь

• обеспечить оптимальное сочетание финансовых средств на инновационную деятельность из различных источников;

владеть

• навыками привлечения государственных средств на наиболее важных этапах инновационного процесса в организации.

Инновационная политика как высшая форма регулятивной деятельности

На нынешнем этане главная роль в запуске механизма инноваций в России отводится государству. Это уже затем бизнес подхватит у него эстафетную палочку и понесет дальше. Пока до этого, к сожалению, далеко.

Сегодня перед государством стоят три главные задачи – создание благоприятной инновационной среды, демонстрация возможностей инновационных технологий и, наконец, выбор приоритетов.

Для решения этих задач за государством закрепляются стратегические функции управления инновационной деятельностью в стране:

• разработка инновационной программы на долгосрочную перспективу;

• законодательная поддержка инновационной составляющей национальной экономики;

• финансирование основных направлений инновационной деятельности;

• создание инновационной инфраструктуры;

• создание в целом инновационного климата в стране;

• поддержки со стороны государства системы образования и подготовки специалистов.

Важно обратить внимание, что признание активной роли государства в определении и реализации приоритетов инновационного развития должно не только сохранять, но и усиливать рыночные принципы экономики.

В связи с развитием федерализма в стране, передачей многих функций и полномочий на региональный уровень все более актуальными становятся проблемы регионального регулирования инновационной деятельности.

Без сильной государственной политики в области инновационной деятельности добиться коренного перелома в повышении конкурентоспособности отечественных предприятий невозможно. Об этом свидетельствует опыт США, Германии, Японии и др. Создание благоприятных условий для развития инновационных процессов – это, прежде всего, забота органов государственной власти.

Инновационная политика – это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

В состав наиболее важных методов и инструментов регулирования инновационной деятельности входят:

1) правовое обеспечение;

2) финансово-экономическое обеспечение;

3) информационное обеспечение и статистика инноваций. Правовое обеспечение включает законодательные и нормативные акты по различным вопросам разработки, функционирования и развития национальной инновационной системы, принятые на федеральном и региональном уровнях. К этим актам относятся действующие федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты. Правовое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:

– правовые вопросы экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой системе, финансовой и кредитной политике, внешнеэкономической деятельности);

– законы и нормативные акты по стандартизации, метрологии, сертификации товаров и услуг, защите прав потребителей, антимонопольной политике, управлению качеством товаров, безопасности и охране труда и т.д.;

– правовое регулирование формирования и функционирования предприятий;

– законодательство в области охраны прав интеллектуальной собственности.

Финансово-экономическое обеспечение инновационной деятельности сводится к финансированию инновационной деятельности.

Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется Положением о государственной системе научно-технической информации (НТИ).

К федеральным органам НТИ, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, относятся:

• Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства науки и технологий РФ;

• Всероссийский центр межотраслевой информации Министерства экономического развития РФ;

• Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития Министерства науки и технологий РФ;

• Всероссийский центр научной и технической информации Российской академии наук и Министерства науки и технологий РФ;

• Государственная публичная и научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ;

• Библиотека РАН;

• Библиотека по естественным наукам РАН;

• отраслевые библиотеки.

Международные стандарты в статистике науки и инноваций – это комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике.

Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных предприятий, строится по следующим разделам:

• инновационная активность предприятий;

• источники информации об инновациях;

• цели инновационной деятельности;

• затраты на технологические инновации;

• исследования и разработки;

• количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок;

• технологический обмен;

• методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукта, процесс инноваций;

• результаты инновационной деятельности;

• факторы, препятствующие инновациям.

В целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции в 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций. При Правительстве РФ действует Правительственная комиссия по научно-ииновационной политике.

В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий. Этот статус присваивается научным хозяйствующим субъектам (организациям), осуществляющим научно-технологическое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей национальной экономики.

В России стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 г. Продолжается обсуждение проекта Федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике". Принят Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" (далее – Закон о статусе наукограда РФ, ред. 27.12.2009).

Следующий уровень государственного регулирования инновационной деятельности представляется в виде программ технологического развития и федеральных целевых программ.

Федеральные целевые программы концентрируют средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансировании как научных исследований и разработок, так и инновационной деятельности по использованию их результатов.

Программы технологического развития формируются в рамках стратегий развития отраслей. Основная часть инвестиций в этих программах обеспечивается участвующими в них предприятиями из собственных средств или кредитных источников, а роль государства заключается в основном в координации работ и поддержке тех этапов, которые сопряжены с повышенным коммерческим риском.

Инновационные проекты включаются в эти программы на основании конкурсного отбора и подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе.

На сегодняшний день в России так и не утверждена государственная инновационная политика, но определенные контуры этой политики все-таки обозначены. Торгово-промышленная палата Российской Федерации подготовила документ "Государственная промышленная политика России, проблемы формирования и реализации". Ассоциация менеджеров России подготовила в 2006 г. Национальный доклад "Инновационное развитие: Основа ускоренного роста экономики Российской Федерации". На основании этих документов можно утверждать, что государство призвано не только привести в действие сильные стимулы для инновационной деятельности предприятий всех форм собственности, но и взять на себя наиболее затратную в организационном и финансовом отношении часть инновационного процесса. И это справедливо, так как компания-инноватор обращает в свою пользу всего лишь 30% общего дохода от внедрения новой технологии.

Должна быть на практике реализована идея создания национальной инновационной системы, отдельные элементы которой сегодня существуют изолированно друг от друга. Как следствие, основная часть создаваемых образцов новых типов машин и оборудования отличается низкими технико-экономическими показателями и не отвечает современным требованиям качества. Только треть из них обладает охранными документами на промышленную собственность, 75% не имеет сертификатов качества и безопасности, 64% – систем сервиса и эксплуатационного обслуживания, технологий утилизации отходов производства.

Прямым следствием бюрократических ограничений и низкого социального статуса научных работников стала поистине угрожающая ситуация с "утечкой мозгов". Нынешнее положение дел в России, когда расходы на исследование и разработки, осуществляемые из всех источников в 25 раз меньше, чем в США, в 9,2 раза, чем в Японии, в 5 раз, чем в Германии и почти в 4,8 раза, чем в КНР, не позволяет поддерживать отечественный научно-технический потенциал на ранее достигнутом уровне.

Самое главное – нельзя допустить, чтобы были утрачены те серьезные и далеко не полностью использованные заделы и возможности, которыми располагает наша страна. Производство наукоемкой продукции обеспечивают примерно 50–55 макротехнологий, из которых Россия обладает 17 и могла бы претендовать на 10–15% мирового рынка наукоемкой продукции.

Следует по-новому подойти к формированию структуры исследований и разработок в промышленности. Неоднократно отмечалось, что значительная часть исследований осуществляется применительно к отраслям российской тяжелой индустрии, тогда как в развитых странах идет переориентация на создание новых наукоемких продуктов на стыке различных областей знаний.

Не менее важно создать запас новых научных и технологических идей, которые, будучи невостребованными национальными компаниями сегодня, могут стать крайне необходимыми завтра по причине резкого изменения внутренней или внешней рыночной конъюнктуры.

В инновационно-ориентированной промышленной политике решающую роль играет интеллектуальный человеческий капитал. Это требует усиления поддержки со стороны государства системы образования и подготовки специалистов. Чем более высоко диверсифицирована система образования, тем бо́льшими возможностями располагают национальные компании в сфере реализации новых направлений своей производственной деятельности.

Между тем в России удельный вес человеческого капитала в совокупном объеме национального богатства – значительно ниже, чем во многих странах. Для сравнения – по этому показателю мы в 7 раз уступаем странам большой "семерки" и Европейского союза (ЕС).

Представляется, что при всей значимости и злободневности ведущихся вот уже несколько лет дискуссий о реформировании организационного и финансово-экономического механизма образовательного комплекса стоит сместить центр тяжести в сторону решения вопросов повышения качества и обновления содержания образования, внедрения новых технологий организации учебного процесса, особенно в плане становления системы "непрерывного образования". С учетом наличия свободного доступа каждого индивидуума к накопленному человечеством объему знаний, ставшему возможным благодаря институциализации глобального информационного пространства, это позволит сформировать новый тип работника как высококвалифицированной, мобильной и социально ответственной личности.

Особым покровительством должно пользоваться малое наукоемкое, венчурное предпринимательство. Его возможности используются в России совершенно неудовлетворительно, причем вопреки богатейшему мировому опыту, подтверждающему исключительную эффективность данного сегмента малого бизнеса. По ряду экспертных оценок, из 100 крупнейших изобретений XX в., освоенных впоследствии крупными корпорациями, авторство не менее 80 из них принадлежит малым фирмам и гениям-одиночкам.

Одна из целей государственной промышленной политики – внедрение новых технологий и инноваций.

Необходимость перевода российской промышленности на новую технологическую основу и занятия отдельных "ниш" в мировом воспроизводственном процессе диктуют отнесение к критическим производствам высоких технологий, а также производство средств для развития материальной базы науки, образования, воспитания и культуры. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что для успеха промышленного развития важен инновационный, а не "догоняющий", принцип развития, что подразумевает знания и образование как важнейшие (стратегические) ресурсы промышленной политики и экономического развития в целом. Поэтому промышленная политика России должна ориентироваться на решение не только текущих, но и стратегических задач и носить этапный, кратко- и долгосрочный (10–15-летний период) характер.

В сложившихся в России условиях переход на инновационную модель промышленного развития является необходимым стратегическим выбором, который в среднесрочной перспективе (5–10 лет) может содействовать преодолению кризиса производства, структурной перестройке промышленности и насыщению рынка конкурентоспособной продукцией. В долгосрочной перспективе такая стратегия должна помочь России восстановить свое положение в сообществе развитых стран.

Следует исходить из двухэтапного перехода от ныне действующей инновационной модели развития. На первом этапе (среднесрочная перспектива) реальной целью является достижение указанных пороговых значений в отношении доли затрат на науку в ВВП (для сравнения: в настоящее время в Швеции она составляет 3,7%, Японии – 3,2, США – 2,8%), доли ассигнований на фундаментальные исследования в общих расходах на науку и доли затрат на инновации в общем объеме промышленной продукции.

По оценкам, даже при таком росте ряд критически важных рубежей не будет преодолен. Однако достигнутый прогресс заложит базу долгосрочного этапа промышленной политики, реализация которого поможет России стать более конкурентоспособной на мировом рынке наукоемкой продукции. Возможность постепенного завоевания (восстановления позиций) определенного сегмента мирового рынка за счет усилий государственных структур, что является определяющим, доказана практикой самой России в 1990-е и текущие годы.

К мерам стимулирования инновационной деятельности относятся:

– списание части затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы;

– установление налоговых льгот при увеличении таких расходов;

– освобождение предприятий от уплаты НДС при приобретении продуктов – объектов интеллектуальной собственности (равно и организаций-разработчиков, продающих такие продукты и другие инновации);

– ускоренная амортизация нового научного оборудования;

– поддержка экспорта наукоемкой продукции и подготовка менеджеров для коммерциализации научных разработок и введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

– государственный заказ на подготовку кадров высокой квалификации, а также экономические, в первую очередь налоговые меры стимулирования подготовки кадров за счет собственных отраслей и видов деятельности.

Изложенные предложения требуют соответствующих изменений и дополнений в действующем законодательстве и принятия новых нормативных актов.

Самостоятельным направлением государственной инновационной политики является осуществление мероприятий, повышающих эффективность использования результатов фундаментальных исследований и НИОКР и их внедрения в промышленное производство, использования имеющегося научно-технического и интеллектуального потенциала и введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Для решения проблем охраны и передачи интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции в промышленной политике необходимо предусмотреть ряд мер, в частности согласование интересов государства и частного бизнеса путем интеграции научных звеньев и производственных структур (в том числе приватизация отдельных научных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, объединенных единым рынком).

Необходимы следующие меры:

– определение приоритетов наукоемких производств и технологий, учитывая, что восстановление всего их спектра признается экономически неподъемным и нерациональным даже в развитых странах. Разработку и реализацию процедур определения указанных государственных приоритетов целесообразно проводить единому экспертно-прогнозному органу. Следует учесть опыт Управления по оценке технологий при Конгрессе США;

– реструктуризация научно-технологического комплекса в соответствии с установленными приоритетами в мощные самодостаточные консорциумы. Здесь может быть применен и госзаказ. Для этого, например, готова сфера информационных технологий. В ней работает около 10 тыс. предприятий и 1,3 млн программистов, которые обеспечивают производство 1,16% ВВП, что может быть существенно увеличено. Финансирование Федеральной целевой программы "Электронная Россия" может быть увеличено за счет более системно организованной государством координации и поддержки продажи услуг самого сектора информационных технологий (так называемого офшорного программирования или "аутсорсинга") развитым странам, потребности которых в программистах оцениваются более чем в 2 млн человек;

– повышение инновационной активности через развитие малого предпринимательства в научно-технической сфере и формирование новой инфраструктуры инновационного процесса, частью которой должны стать инновационные и консалтинговые фирмы, инновационно-технологические центры и технопарки;

– разработка и использование экономического механизма, стимулирующего внедрение инноваций в производство (в том числе: дифференциация снижения налогов на прибыль от производства и реализации продукции, произведенной с использованием сертифицированных объектов интеллектуальной собственности, совершенствование механизма ценообразования наукоемкой продукции, предоставление предприятиям государственных беспроцентных кредитов на приобретение и освоение сертифицированных инновационных нововведений, предоставление предприятиям безвозмездных лицензий на промышленное освоение интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств и принадлежащей государству).

Для реализации перечисленных мер необходимо упорядочение и совершенствование нормативно-правовой базы. В обновленном варианте нормативных документов должна найти отражение нормализация взаимоотношений владельцев, пользователей, авторов интеллектуальной собственности и других инноваций.

С середины 1990-х гг. наблюдается рост концентрации производства в промышленности в виде крупных организационных форм. В интегрированных промышленных группах сосредоточиваются основные инвестиционные ресурсы и научно-технический потенциал. Именно им удалось сохранить отраслевые институты, создать новые направления прикладных исследований. Аккумуляция инвестиционных ресурсов, наличие научно-технической базы, организационная целостность дают возможность проводить согласованную технологическую политику на предприятиях нескольких переделов, позволяют интегрированным промышленным группам принимать на себя риски инноваций, реализовывать их на своих предприятиях. Однако в формировании крупных и крупнейших структур увеличивается неравномерность, связанная с усилением монопольных позиций сырьевых экспортно-ориентированных компаний.

Возможны два разных подхода к этим процессам:

– антимонопольные ограничения, расчленение единых имущественных и производственно-технологических комплексов, что уже имело место в опыте российских рыночных реформ;

– содействие формированию аналогичных конкурентоспособных образований в других отраслях и секторах экономики.

Второй сценарий более целесообразен. При этом имеется в виду не только то, что величина бизнеса – один из факторов его конкурентоспособности, но и тот факт, что слияние компаний, как правило, создает условия для инновационного развития.

Альянсы дают их участникам возможность, сохраняя относительную самостоятельность, снижать риски, разделять и экономить затраты времени и издержек на инновации, объединять патентные портфели, приобретая иногда даже монопольное право на высокоэффективную инновационную деятельность в определенном секторе мирового рынка.

В России указанные процессы еще только начинаются и преимущественно в ходе реструктуризации оборонно-промышленного комплекса. В процессе его реформирования на интеграцию ориентируется 700–800 жизнеспособных предприятий в рамках 40–50 базовых холдингов с контрольным пакетом акций у государства, которые будут целевым образом "раскручивать" базовые технологии наукоемкого производства. Для расширения процесса такой инноватизирующей интеграции в российской промышленности необходимо создание законодательной базы, облегчающей налаживание цивилизованных отношений между субъектами различных форм собственности, как в рамках отдельных холдингов, так и в промышленности в целом.

Вместе с процессами интеграционной реструктуризации важно стимулирование развития малого и среднего бизнеса как дополнительного к крупным производствам сегмента экономики, в особенности в сфере сервиса, инновационных разработок. Актуальным решением в этом отношении остаются изменения в налоговой системе, а именно перевод малого и среднего бизнеса в налоговую подведомственность местному самоуправлению соответствующим зачислением (расщеплением) собираемых налогов в пользу нижнего бюджетного уровня.

Инновационное налоговое стимулирование осуществляется по двум направлениям. Во-первых, восстанавливается система финансирования НИОКР как через специализированные фонды финансирования НИОКР (путем конкретизации их правового статуса, устранения двойного налогообложения их доходов и повышения ставки отчислений в них до 1,5%), так и за счет стимулирования собственных расходов предприятий на осуществление НИОКР. Для повышения эффективности такого стимулирования ужесточается контроль за целевым использованием средств НИОКР и экономическим эффектом от их использования и устанавливаются льготные (дифференцированные) ставки НДС.

Национальная инновационная система должна опираться на использование рыночных механизмов и активную государственную научно-техническую политику, более того фундаментом национальной инновационной системы должно быть партнерство между бизнесом, государством и наукой.