Выводы

1. Экономика мирового страхования подразделяется на экономику предложения, экономику спроса и внешнее окружение.

2. Последствия процессов либерализации и интеграции в экономике предложения проявляются в увеличении степени концентрации страховых перестраховочных компаний и страховых посредников; повышении взаимопроникновения страховых и перестраховочных компаний и страховых мегаброкеров; завоевании страховщиками развитых государств ранее недоступных регионов и стран с переходной и формирующейся рыночной экономикой.

3. Существует три группы причин, объясняющих процесс укрупнения компаний на страховом рынке: стратегические причины усиления конкурентоспособности; причины, связанные с эффективностью страхования и эффективным использованием капитала; причины, включающие интересы собственников.

4. Последствия процессов либерализации и интеграции в экономике спроса проявляются в изменении отношений всех операторов, действующих на мировом страховом рынке (страховщиков, перестраховщиков, посредников, компаний по предоставлению связанных со страхованием услуг по производству пакетных индивидуализированных услуг частным и корпоративным клиентам); концентрации потребителей страховых услуг, проявляющейся в росте капитализации ТНК и ТНБ и изменяющей их спрос на традиционные страховые услуги; изменении традиционных форм и видов страховых услуг, ведущем к сращиванию страховых и финансовых услуг; секьюритизации как новом способе организации страховой защиты, основанном на управлении активами страхователей и страховщиков; росте покупательского потенциала и активной потребительской позиции страхователей по поводу выбора альтернативных продуктов и услуг; расширении сферы использования частного коммерческого страхования в мировом хозяйстве; установлении высоких стандартов и дальнейшем развитии клиентоориентированных продуктов и услуг; усилении неравномерности развития, появлении и распространении новых способов конкурентной борьбы.

5. Определяя процессы, происходящие во внешней среде, можно выделить следующие закономерности:

1) либерализацию страховых рынков, которая характеризуется устранением входных барьеров на национальный рынок для иностранных компаний;

2) гармонизацию страхового права в соответствии с идеей о свободном движении товаров, лиц, услуг и капиталов; повышение прозрачности перестрахования;

3) усиление государственного и надгосударственного регулирования прозрачности и полноты информации по новым страховым продуктам и услугам;

4) изменение спроса на "массовые" страховые услуги;

5) снижение государственного социального обеспечения.

6. Система регулирования существует и развивается как целостная система баланса между подсистемами государственного и межгосударственного регулирования, с одной стороны, и саморегулирования, с другой, а следовательно, как мегасистема, обеспечивающая баланс между провалами рынка и провалами государства.

7. К основным направлениям государственного регулирования страхования относятся: государственный надзор за страховой деятельностью; обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций; пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке; общий государственно-финансовый контроль за деятельностью страховых организаций; прямое участие государства в становлении и развитии страховой защиты имущественных интересов субъектов страхования.

8. Проблема мегарегулятора в России состоит в неэффективности государственного менеджмента, что объясняется неразвитостью фондового, инвестиционного, страхового финансовых рынков, несовершенством законодательства как в отношении всего финансового рынка, так и его отдельных секторов.