Государственное регулирование экономики

Третий блок кейнсианской теории – концепция государственного регулирования экономики. Пожалуй, это та часть, которая вызвала больше всего ожесточенных споров и была мифологизирована как критиками, так и последователями Кейнса.

Для того чтобы различных недоразумений и иллюзий о возможностях применения кейнсианских рецептов для лечения конкретных экономик было как можно меньше, надо четко определить объект и задачи регулирования.

Сам Кейнс отмечает, что объектом его анализа является развитая рыночная капиталистическая экономика, основанная на свободном предпринимательстве, устойчивости прав собственности и страдающая недостаточным эффективным спросом.

Недостаточность спроса вызвана тремя основными причинами:

1) прогрессивным сокращением предельной склонности к потреблению. В соответствии с основным психологическим законом рост доходов вызывает увеличение доли сбережений. Проблема обостряется в связи с растущим неравенством в распределении доходов;

2) падением предельной эффективности капитала. В основе этого явления также лежит снижение склонности к потреблению, сокращающее спрос и тем самым подрывающее основы реализации продукции. А так как сокращаются реальные прибыли, то ухудшаются и ожидания будущих прибылей;

3) чрезмерным предпочтением ликвидности, господствующим в обществе. В основе этого явления лежит излишне высокий уровень ссудного процента.

В самом капиталистическом воспроизводстве не существует механизма автоматического повышения эффективного спроса. Следовательно, необходимо соответствующее государственное вмешательство, восполняющее этот недостаток и имеющее главной целью рост эффективного спроса.

В некоторых работах Кейнса пытаются представить чуть ли не как сторонника социалистической плановой экономики, считающего, что государство должно взять на себя все рычаги управления хозяйством. Это далеко не так. Кейнс исходил из того, что при прочих равных условиях частное предпринимательство намного эффективнее государственного бюрократического управления. Однако в условиях кризиса частные рычаги не работают. Государство должно выполнить спасательную пожарную функцию, выправить положение и уйти из активной экономической жизни до следующего спада. Более того, даже в кризисной фазе государственное вмешательство должно носить косвенный, индикативный характер, правительству не следует превращаться в некоего хозяина всей страны.

Исходя из вышесказанного, основными направлениями государственного вмешательства являются следующие пути.

1. Денежная политика. Эмиссия денег является традиционной прерогативой правительства практически в любом современном государстве. Поэтому денежная политика - традиционный рычаг государственного регулирования в любой рыночной экономике.

Кейнс предлагает следующие меры в области денежной политики:

а) отказ от господствующего в начале века "золотого стандарта". То, что бумажные деньги перестают размениваться на золотые монеты, неизбежно приводит к уменьшению предпочтения ликвидности. Обладание бумажными деньгами менее привлекательно по отношению к золотым деньгам в силу роста рискованности и неопределенности будущего;

б) ускоренная эмиссия денег. По мысли Кейнса, в условиях неполной занятости увеличение массы денег приведет прежде всего не к росту цен, а к росту предложения товаров, что подразумевает развитие производства и сокращение безработицы.

Если же возникает инфляция, то и это должно благотворно воздействовать на экономику. К положительным последствиям инфляции можно отнести, во-первых, "бегство от денег" всех слоев населения. С одной стороны, растет потребительский спрос (покупать сегодня выгоднее, чем завтра), с другой – инвестиционный спрос (сбережения надо срочно переливать в реальные ценности). Во-вторых, происходит падение реальной заработной платы при росте номинальной заработной платы (по мнению Кейнса, это плата за сокращение безработицы). Следовательно, растут реальные прибыли и повышается предельная эффективность капитала, что, в свою очередь, расширяет производство и занятость. В-третьих, снижается предпочтение ликвидности, что опять-таки вызывает рост экономики.

Таким образом, инфляция повышает эффективный спрос, а это – основная задача государства. Конечно, речь идет об умеренной инфляции. Гиперинфляция не только не оказывает благотворного стимулирующего воздействия, но, напротив, ведет к полной дестабилизации экономики.

2. Кредитная политика государства. Целью ее является снижение ставки ссудного процента. Низкий ссудный процент имеет следующие благотворные последствия:

а) снижается предпочтение ликвидности – хранить сбережения в денежной форме в виде банковских вкладов становится невыгодным. Предпочтительнее переливать их в реальные инвестиции, приносящие или прибыль, или дивиденды. Следовательно, происходит расширение инвестиционного спроса со всеми вытекающими положительными последствиями;

б) дешевый кредит – мощнейший стимул для активизации деятельности промышленных капиталистов. Появляются возможности для расширения производства за счет заемных средств.

Государство может повлиять на процентные ставки коммерческих банков с помощью снижения ставки рефинансирования центрального банковского органа, так как именно центральный банк (или его аналог) выступает крупнейшим хозяйствующим субъектом на рынке кредитов.

3. Бюджетная политика. Кейнс одним из первых в экономической теории высказал ранее считавшуюся крамольной идею о том, что несбалансированность государственного бюджета вовсе не является злом. Дефицитное финансирование, подразумевающее превышение расходных статей над доходными, может стать сильнейшим фактором для выхода из кризиса и сокращения безработицы.

Кейпе открыл явление, получившее впоследствии название "мультипликатор государственных расходов". Суть его в том, что единица государственных расходов приносит многократное увеличение совокупного эффективного спроса в экономике. Поэтому государственные расходы более мощно стимулируют экономическое развитие, чем симметричное сокращение налогов для частного сектора.

Часть увеличивающихся государственных расходов должна направляться на развитие государственных программ борьбы с безработицей, а полученный в результате этого рост занятости вызовет мультипликационные волны оживления эффективного спроса.

Возникающий дефицит государственного бюджета может быть покрыт тремя способами: за счет или профицита, полученного в повышательной волне цикла, или инфляционной эмиссии денег, или выпуска соответствующих ценных бумаг для получения государственного займа.

4. Налоговая политика. Суть ее определена Кейнсом как перераспределение доходов в пользу класса с наибольшими расходами. Фактически она направлена против рантье и прочих держателей денег. Технически подобная политика может быть осуществлена следующим образом: в расходной части налоговой декларации устанавливаются резко пониженные ставки налога для той части доходов, которые были потрачены на покупку товаров или услуг (неважно, какого назначения). Для той части доходов, которая осталась в виде сбережений, устанавливается максимально высокая ставка налога. Тем самым стимулируется потребление (как личное, так и производительное) и растет эффективный спрос.

5. Протекционистская внешнеэкономическая политика. По мнению Кейнса, в высшей степени неправильно с позиции национальных интересов, когда английский потребитель содержит французского рабочего, приобретая импортные товары. Для того чтобы потребительский спрос был действительно эффективным, т.е. создавал занятость и регулировал макроэкономические пропорции, необходимо, чтобы он был направлен на отечественную продукцию. Подобная задача решается с помощью установления таможенных барьеров, защищающих внутренний рынок от внешнего воздействия и дающих дополнительные преимущества отечественным производителям.

Безусловно, логика Кейнса отражает реальную экономическую жизнь. Однако в ней существует одно серьезное противоречие: протекционистская политика неизбежно порождает ответные меры со стороны других государств. Развивая национальную экономику за счет сокращения импорта, страна может получить еще более крупные потери из-за уменьшения экспорта и, соответственно, сворачивания экспортно-ориентированной промышленности. Поэтому в каждом конкретном случае надо подсчитывать потенциальный выигрыш и сопоставлять его с возможными убытками.

6. Создание государственного сектора и системы общественных работ. Во многих историко-экономических исследованиях кейнсианского наследия эта мера трактуется чуть ли не как основная в государственной политике. В действительности же Кейнс рассматривал госсектор как крайнюю, "пожарную" меру, которая применяется в случае невозможности другим образом преодолеть кризис. Он исходил из того, что при прочих рапных условиях частное предпринимательство, основанное на личной заинтересованности, эффективнее государственного чиновничьего управления. Однако отсутствие необходимого внутреннего механизма саморегулирования в рыночной экономике вынуждает правительство создавать государственный сектор, который должен стать своеобразной первой ступенью ракеты, выводящей экономику из депрессии.

Создание государственного сектора наиболее целесообразно в тех отраслях, которые увеличивают совокупный спрос, но не влияют существенно на величину совокупного предложения. Реальным примером таких отраслей является военно-промышленный комплекс, продукция которого требует привлечения значительных размеров рабочей силы и капитала, создает мощный мультипликационный эффект в частном секторе и вместе с тем не увеличивает предложения ни потребительских, ни производительных благ.

Государственный сектор должен функционировать как обыкновенный субъект рынка, основываясь на самоокупаемости и прибыльности. Доходы, получаемые от него, являются источником дополнительных поступлений в государственный бюджет. Напротив, общественные работы не подразумевают никакой прибыльности. Фактически они являются формой увеличения занятости и выплаты социальных пособий по безработице.

Примером общественных работ являются трудовые армии, созданные в США в начале 1930-х гг. В них приглашали всех желающих, которых при массовой безработице того времени было чрезвычайно много. За рабочий день члены трудовых армий получали фиксированную плату, позволяющую существовать. При этом результаты труда никак не отражались на его оплате. Использовались трудовые армии в несложных видах работ, не требующих профессиональной подготовки (например, землеройные работы) и доступных для всех здоровых людей. Таким образом, это была замаскированная форма пособий по безработице. Сам Кейнс очень осторожно относился к идее проведения общественных работ и видел в ней существенные противоречия. Она может привести экономику к состоянию сверхзанятости, когда рост денежных доходов населения не подкрепляется увеличением реального производства. Это вызовет инфляционный рост цен, не сопровождающийся ростом реального национального дохода.

Кейнсианские рецепты государственного регулирования достаточно широко применялись во многих западных странах в середине XX в. В определенных ситуациях они принесли положительный результат (наиболее показателен в этом плане "новый курс" Ф. Рузвельта в США). Вместе с тем в ряде случаев кейнсианское государственное регулирование стало причиной усугубления тяжелого экономического положения страны (Великобритания начала 1950-х гг.). Тем не менее именно эта доктрина стала одним из важнейших факторов трансформации капитализма в современное постиндустриальное общество.