Государственное регулирование банковской деятельности

Органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций является Банк России. Определенными полномочиями по регулированию банковской деятельности наделены различные государственные органы, в том числе Правительство РФ, ФАС России, ФНС России, Росфинмониторинг.

В соответствии со ст. 56 Закона о Банке России Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, осуществляющим постоянный контроль/надзор за соблюдением кредитными организациями и их объединениями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленными ими обязательных нормативов, в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов клиентов кредитных организаций и государства.

Функции ЦБ РФ связаны: с установлением правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; установлением порядка создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций; установлением квалификационных требований к руководителям и главным бухгалтерам кредитных организаций; установлением специальных государственных стандартов, предъявляемых к кредитным организациям; регистрационно-лицензионной деятельностью.

Согласно ст. 62 Закона о Банке России ЦБ РФ в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций устанавливает определенные обязательные нормативы. Контроль за соблюдением банками обязательных нормативов возлагается на территориальные учреждения Банка России по месту открытия корреспондентского счета банка.

В соответствии со ст. 59 Закона о Банке России ЦБ РФ принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

Кроме того, он вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

Банковский надзор и контроль осуществляется с целью своевременного реагирования на нарушения и негативные тенденции в деятельности банков для нормализации, упрочения их финансового положения и поддержания стабильности и надежности как каждого из них, так и банковской системы в целом.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона РФ от 17 декабря 1997 г. № 2-КЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти РФ и осуществляет исполнительную власть, являясь коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство РФ совместно с Банком России издают документ о стратегии развития банковского сектора на определенный период. В соответствии со ст. 18 Закона о банках по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России, устанавливается размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе России. По согласованию с Правительством РФ Банк России может устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности.

В ст. 18 Закона о Банке России взаимодействие Правительства РФ с Советом директоров Банка России обусловлено разработкой, а также обеспечением выполнения проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Следует отметить, что относительная стабилизация функционирования финансового сектора в кризисный период, включая банковскую систему, была достигнута путем принятия Правительством РФ ряда антикризисных мер, носящих длительный восстановительный характер. Так, одной из ключевых задач являлась нормализация ситуации в банковской сфере и обеспечение доступа организаций к коммерческому кредитованию на приемлемых условиях. В этих целях Правительство РФ предприняло ряд мер, в числе которых: 1) планомерная работа с крупнейшими и крупными предприятиями; 2) проработка совместно с Банком России механизмов обеспечения банков необходимой ликвидностью посредством инструментов рефинансирования Банка России, а также в рамках залоговых операций; 3) доработка законодательства, регулирующего отношения кредитора и заемщика, а также совершенствование института банкротства.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на рынке финансовых услуг[1].

Согласно п. 5.2 Положения ФАС России принимает нормативные правовые акты, устанавливающие: а) форму представления в антимонопольный орган сведений при осуществлении сделок и (или) действий, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией; б) по согласованию с ЦБ РФ методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации и методику определения обоснованности цены, установленной занимающей доминирующее положение кредитной организацией, на услугу, не оказываемую иными финансовыми организациями; в) порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции; г) по согласованию с ЦБ РФ порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения финансовой организации; д) перечень документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган хозяйствующими субъектами, имеющими намерение достигнуть соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с антимонопольным законодательством; е) форму представления в антимонопольный орган перечня лиц, входящих в одну группу лиц, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу; ж) формы актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства; з) форму уведомления финансовыми организациями обо всех соглашениях, достигнутых между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, за исключением соглашений, предусмотренных антимонопольным законодательством; и) правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган.

Порядок рассмотрения дел, связанных с нарушением кредитными организациями антимонопольного законодательства установлен в соответствующих правилах, утвержденных приказом ФАС России от 22 декабря 2006 г. № 337.

Особое внимание в последнее время уделяется совершенствованию законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также контролю за его соблюдением. Органом, осуществляющим контроль в этой сфере, является Росфинмониторинг[2]. К мерам, направленным на противодействие данных негативных явлений, относятся: обязательный контроль; внутренний контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов.

Обязательному контролю подвергаются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым относятся кредитные организации (ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"). При этом сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна 3 млн руб. или превышает эту цифру. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна 600 тыс. руб. или превышает эту сумму. Учитывается при этом и характер операции (п. 1 ст. 6).

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за их соблюдение и реализацию, а также предпринимать иные внутренние организационные меры. Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Основаниями обязательного документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Правила внутреннего контроля для кредитных организаций разрабатываются ЦБ РФ[3]. Основным принципом разработки правил внутреннего контроля является обеспечение участия всех сотрудников кредитной организации, независимо от занимаемой должности, в рамках их компетенции, в выявлении в деятельности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, находящихся на обслуживании в кредитной организации, операций, подлежащих обязательному контролю и иных операций с денежными средствами или имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированием терроризма.

К должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются квалификационные требования. Например, Банк России устанавливает квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления в кредитных организациях[4].

Государственное регулирование банковской деятельности осуществляет также ФНС России.

Налоговые органы проводят проверки в рамках налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогоплательщиками в бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, а также за исполнением ими иных обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и другими нормативными актами.

Налоговым контролем в соответствии со ст. 82 НК РФ признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

На основании ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и наделением ФНС России функцией государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственная регистрация кредитных организаций как юридических лиц осуществляется во взаимодействии Банка России и ФНС России.

Приказом ФНС от 25.07.2012 № ММ13-7-2/519@ утвержден "Порядок предоставления банками (операторами по переводу денежных средств) информации о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), об операциях на счетах (специальных банковских счетах), об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств по запросам налоговых органов на бумажном носителе, а также соответствующих форм справок и выписки".

Справки и выписки могут быть запрошены налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам (п. 2 ст. 86 НК РФ).