Государственное регулирование архивного дела

Организационно самостоятельной подотраслью социально-культурного отраслевого комплекса является архивное дело, под которым в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" понимается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов. При этом под архивным документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства, а под Архивным фондом РФ понимается исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов РФ, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда РФ, является Федеральное архивное агентство (Росархив), которое в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 290 "О Федеральном архивном агентстве" осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, а также Российской академией наук, Российским обществом историков-архивистов и другими общественными объединениями.

Росархив организует: информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений па основе документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, в том числе путем создания и ведения информационных поисковых систем по архивным документам; исполнение запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства; работу по подготовке документальных публикаций, а также документальных экспозиций и справочников о составе и содержании документов Архивного фонда РФ; экспертизу архивных документов, документов Архивного фонда РФ, заявленных к вывозу за пределы Российской Федерации, для выдачи в установленном порядке юридическим и физическим лицам заключений о возможности их вывоза; экспертизу документов Архивного фонда РФ, временно вывезенных за пределы Российской Федерации, после их возвращения.

На Росархив возложено централизованное хранение страхового фонда уникальных и особо ценных документов Архивного фонда РФ, а также контроль за работой федеральных архивных учреждений по рассекречиванию в установленном порядке носителей сведений, составляющих государственную тайну, и координация деятельности научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов.

Росархив ведет государственный учет документов Архивного фонда РФ, а также Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда РФ.

Государственное регулирование туризма

Различные регионы и этносы в России имеют большое разнообразие традиций. Богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. В стране находятся 24 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Основные туристические маршруты в России представляют собой посещение Москвы и Санкт-Петербурга, санаторно- курортных учреждений Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской области, горнолыжных курортов Кавказа и Сибири, путешествие по "Золотому кольцу России", круизы по Волге, круизы на ледоколе в национальный парк "Русская Арктика", дальние поездки по Транссибирской магистрали с посещением Алтайских гор и озера Байкал, путешествия к вулканам Камчатки и в Приморье. В настоящее время в России сфера услуг и туристическая инфраструктура проходят период обновления, согласно утвержденной постановлением Правительством РФ от 2 августа 2011 г. № 644 федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)". В самых живописных и востребованных туристами регионах России были созданы туристические особые экономические зоны, которые предполагают благоприятные условия для организации туристического бизнеса. Так, например, в последние годы внимание государства обращено на ряд курортов, в числе которых г. Сочи. Особенности осуществления туристской деятельности, связанные с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, закреплены в специальном федеральном законе.

Принципы государственной политики, направленные на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, изложены в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ΦЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", который затрагивает также и вопросы регулирования отношений, возникающих при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ.

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), Положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 90, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма.

Реализуя приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности, Ростуризм осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров. Агентство обязано информировать в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания; осуществлять продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках.

По результатам экономического анализа деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий Ростуризм имеет право утверждать экономические показатели их деятельности, проводить в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса.

Осуществляя взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства РФ, Минкультуры России интересов Российской Федерации в международных организациях в установленной сфере деятельности, Ростуризм создает представительства за пределами Российской Федерации в сфере туризма. Порядок их создания, деятельности и ликвидации определяется Правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ.