Государственное банковское и налоговое регулирование

Банковское регулирование осуществляется согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности". Банковская система РФ включает в себя Центральный банк РФ (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Согласно ст. 24 указанного Закона в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов (фондов) устанавливаются Банком России. Размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах.

На основании ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для достижения указанных целей Банк России выполняет определенные функции, среди которых:

– во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

– монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

– организует систему рефинансирования для кредитных организаций, являясь кредитором последней инстанции;

– устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

– осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

– устанавливает правила проведения банковских операций;

– осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

– осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

– принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

– осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор);

– регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

– осуществляет самостоятельно или но поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

– организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

– определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

– устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю, а также иные виды деятельности согласно действующему законодательству.

Согласно ст. 23.74 КоАП РФ Председатель Банка России, его заместители, руководители его территориальных учреждений в пределах своих полномочий рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1-3 ст. 15.27 КоАП РФ.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В его систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие предприятия, учреждения и организации.

Большая роль в межотраслевом государственном регулировании движения финансовых потоков, кроме организаций банковской системы, принадлежит также вертикально централизованной системе налоговых органов, возглавляемой подведомственной Министерству финансов РФ (Минфин России) Федеральной налоговой службой (ФНС России), Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России и ее территориальные органы – управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее – налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Кроме вышеназванных полномочий ФНС России осуществляет контроль и надзор за осуществлением валютных

операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами; соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения; полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей; соблюдением организатором азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", и многие иные.

ФНС России выдает разрешения на проведение всероссийских лотерей; свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином; свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, а также осуществляет: государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; полномочия по обеспечению представления в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам; выдачу специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории РФ; проверку технического состояния игрового оборудования. На ФНС России возложена также регистрация в установленном порядке: контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ; ведение в установленном порядке учета всех налогоплательщиков; Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков; Единого государственного реестра лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей.

Руководители федеральных и территориальных налоговых органов уполномочены согласно ст. 23.5 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.5, ст. 15.1, 19.7.6 этого Кодекса.

В системе Минфина России находится Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 и которая является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции но контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре, а также иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Выполняя функции по контролю и надзору в финансовобюджетной сфере, руководители и их заместители федеральных и территориальных органов Росфиннадзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15–15.16 КоАП РФ, в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов; должностные лица Росфиннадзора – об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14–15.16; 15.25, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.

Правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета возложены на Федеральное казначейство (Казначейство России), находящееся в ведении Минфина России и являющееся федеральным органом исполнительной власти, со статусом федеральной службы, осуществляющей согласно постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 "О Федеральном казначействе" множество полномочий, среди которых: доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования; учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета; открытие в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, установление режимов счетов федерального бюджета; открытие и ведение лицевого счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений; составление и представление в Минфин России оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета, отчетности об исполнении консолидированного бюджета РФ; управление операциями на едином счете федерального бюджета; осуществление предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета; подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, а также иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Казначейство России имеет право применять предусмотренные гл. 28 БК РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.