Лекция 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

• понятие, сущность и концепции государственной власти;

• систему государственной власти, ее структуру;

• ОГЛАВЛЕНИЕ понятия легитимности власти, ее типы;

• теорию принципа разделения властей;

уметь

• выделять признаки государственной власти;

• рассматривать структуру государственной власти с позиции системно-деятельностного подхода, выделять в ней субъекты государственной власти (их признаки, статус, виды);

• раскрывать основные функции государственной власти – законодательную, исполнительную и судебную;

владеть

• понятийным аппаратом и навыками оперирования им при раскрытии категории "государственная власть".

Государственная власть и ее признаки

Ожидать прихода к власти добросовестных, порядочных, честных и умных людей современности – столь же недостижимая цель, сколь и не соответствующая самой сути государственной власти[1].

Понятию "власть" в словаре Ожегова дается следующее определение: "Власть – это право и возможность распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле"[2].

С момента введения в научный оборот понятия "государственная власть" многие ученые правоведы пытались в различные исторические периоды дать этому явлению свое определение, руководствуясь экономическими, социальными, политическими факторами, которые имели место быть в данный конкретный период. Соответственно, точки зрения на понятие государственной власти менялись по мере развития общества, научной мысли, и все это привело к тому, что возникло множество научно-обоснованных концепций, теорий и подходов к определению государственной власти.

Государственная власть рассматривалась как:

– право и возможность государства и его органов распоряжаться жизнедеятельностью общества, его граждан и их объединений, направлять ее и корректировать, подчинять своей воле;

– действующие органы государственной власти;

– лица, обличенные высшими полномочиями[3].

Все возможные определения государственной власти, имеющиеся в распоряжении юридической науки, укладываются в рамки семи основных концепций:

– силовая концепция государственной власти;

– государственная власть как диктатура пролетариата;

– волевая концепция государственной власти;

– функциональная концепция государственной власти;

– конфликтологическая концепция государственной власти;

– концепция, отождествляющая государственную власть с государством или государственным аппаратом;

– концепция, рассматривающая государственную власть как совокупность полномочий.

Сопоставление существующих учений о природе государственной власти позволяет выделить несколько моментов, которые способствуют формулированию понятия "государственная власть".

1. Все концепции сходятся в вопросе о том, что составляет сущностную основу государственной власти как власти вообще. Центральным элементом государственной власти является категория подчинения. В разных концепциях она носит разные наименования: категория господства в силовой концепции, подавление или "присвоение чужой воли" в волевой трактовке, элемент субординации в функциональном подходе и т.д. Несмотря на разное звучание, смысл категории подчинения остается неизменным: одна сторона властного отношения подчиняет себе другую.

2. В вопросе, как реализуется сущность государственной власти, концепции значительно расходятся. Одни концепции исходят из необходимости обеспечения насильственного подчинения, по сути, сводя сущность государственной власти к применению государственного принуждения, соответственно, силу власти, определяя как силу аппарата государственного принуждения. Другие концепции стоят на позициях сбалансированного применения методов принуждения и убеждения, не абсолютизируя ни один из них. Третьи обосновывают позицию, что только добровольное подчинение государственной власти со стороны индивидуумов и гражданского общества создаст возможность для эффективной реализации государственной власти.

3. От решения вопроса о том, как, какими методами реализуется государственная власть, зависит соотношение сторон, их ОГЛАВЛЕНИЕ.

Традиционным подходом для большинства концепций является выделение субъекта и объекта государственной власти. Субъект – это активное начало, а объект – подчиняющаяся, пассивная сторона.

Еще одним важным фактором является реализация государственной власти через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Государственное управление проявляется в деятельности государственных институтов, образующих механизм (аппарат) этой власти. Государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

Государственная власть может быть слабой или сильной, но лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом.

Таким образом, государственная власть – это способность властвующего субъекта с помощью государственного механизма подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества своей воле.

Государственная власть является разновидностью социальной власти и отличается от иных ее видов наличием двух отличительных черт, которые и предопределяют ее признаки:

– государственная власть обладает исключительным, монопольным правом на издание нормативных правовых норм, обязательных для всего населения. Здесь нужно отметить, что власть не творит право, а издает законы, что не одно и то же;

– государственная власть обладает монопольным правом на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти и ее органов: армии, полиции, службы безопасности, судов.

Признаками государственной власти являются следующие:

– всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории;

– прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть обладает возможностью отмены и признания ничтожным любого проявления другой социальной власти;

– суверенитет государственной власти. Это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства[4];

– государственная власть проявляется в деятельности государственных институтов, образующих механизм (аппарат) этой власти;

– структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется в виде особой системы, в которой все институты государства связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый государственный институт имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Эта внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти;

– государственная власть имеет особые каналы для передачи своего волеизъявления, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иной социальной власти (систему исправительных учреждений, полицию, внутренние войска и т.д.);

– государственная власть имеет право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, а также для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной и т.д.;

– государственная власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти;

– государственная власть – это, как правило, легальная власть (узаконенная). Она основана на праве, юридических (правовых) законах.

Одной из наиболее распространенных форм установления легальности и, следовательно, легитимности власти должностных лиц в государстве являются ее выборы. Чтобы выполнить эту роль, выборы сами должны быть легитимными, в том числе легальными, должны проводиться в установленном законом порядке и признаваться большинством членов государства. Нарушение установленных законом выборных процедур ставит под сомнение легальность должностных лиц, избранных по этим процедурам.