Государственная стратегия развития образования

Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования. В содержании отечественного образования прослеживается два неразрывно связанных между собой аспекта – национальный и общечеловеческий. В первом отражается все, что нужно знать будущему гражданину и патриоту своей страны, во втором – общечеловеческие знания и ценности. Общими основами дальнейшего совершенствования содержания школьного образования являются гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного многокомпонентного процесса обучения. Системообразующая роль отводится естественно-математическому и гуманитарному образованию.

Реформирование содержания школьного образования осуществляется на основе принципов гуманитаризации, гуманизации, дифференциации и интеграции, экологизации, целенаправленного использования достояний мировой и национальной культуры, широкого применения новых информационных технологий.

1. Гуманитаризация (от лат. humanitarys – необходимый человеку) – это общая направленность содержания образования на приоритетное усвоение тех знаний, умений, которые необходимы каждому человеку, независимо от того, чем он занимается. Среди важнейших знаний такого рода называют философию, родной язык, литературу, историю, краеведение.

2. Гуманизация содержания образования – многомерное направление, составленное из возможностей не только гуманитарных, но и всех других предметов. Необходимо оптимальное соотношение гуманитарных и естественных дисциплин, а также "очеловечение" курсов математических, биологических, технических дисциплин, наполнение их знаниями, роль которых непреходяща в формировании научной картины мира, понимании учащимися взаимосвязи человека с обществом, техникой. Овладение гуманистически направленным ОГЛАВЛЕНИЕм ведет к формированию гуманистического типа личности, отличающейся сориентированным на человека и его жизнь мышлением и поведением. Гуманист понимает смысл жизни человека, рассматривает его не только в качестве производителя благ, но как самодостаточную личность, сохраняющую свою самоценность и самобытность. Приоритетная роль в гуманизации школы принадлежит историческому и словесному (литературному и языковому) образованию, нравственному и эстетическому воспитанию, человековедческим курсам, позволяющим детям лучше познать себя и мир, овладеть навыками самоорганизации и саморегуляции собственного поведения.

3. Под дифференциацией понимается не выделение новых учебных курсов или предметов, а создание благоприятных условий для обучения учащихся с различными способностями, потребностями и отношением к учебе. Как известно, у каждого человека своя цель получения школьного образования. У школьников различные наклонности, возможности, жизненные планы. Кто-то избирает для себя гуманитарный профиль, кто-то естественно-математический или художественный. Одни учатся в школах с углубленным изучением предметов, другие предпочитают изучать их на начальном уровне. Понятно, что ОГЛАВЛЕНИЕ образования нужно сделать дифференцированным, максимально приспособленным для учеников, избравших тот или иной уровень. В стране началась экспериментальная проверка возможностей профильного обучения, требующего создания дифференцированных учебных планов и программ.

4. Интеграция (от лат. integratio – восстановление, восполнение) предусматривает уплотнение, структурирование, выделение главных, системообразующих знаний, умений и изъятие малоценных, второстепенных, не нужных всем знаний, умений. Это не механическое усечение объема, а высочайшего уровня аналитическая работа, которой нужно заниматься, потому что объемы содержания уже превысили все мыслимые пределы и пока не сокращаются. Новая модель проектирует оптимальный по значимости и необходимости объем содержания образования: материала становится меньше, но качество его за счет структурирования повышается.

Интеграция сопровождается процессами реорганизации знания, целью которой является объединение областей знаний, их унификация, уплотнение, свертывание информации. Интеграция может быть:

а) внутрипредметной, предполагающей упорядочение содержания отдельного учебного предмета вокруг основного сущностного ядра;

б) межпредметной, осуществляемой на основе общих принципов для родственных учебных предметов.

В современной школе уже изучаются интегрированные курсы, возникшие на основе межпредметной интеграции. Они более пригодны для формирования обобщенных знаний, умений, способов мышления и деятельности. Интегрированный курс дает ученикам системные, уплотненные, компактные знания, содействует развитию целостного сознания. Интегрированные курсы содержат однотипные сущности (подчиняющиеся одним и тем же закономерностям) и родственные способы деятельности.

5. Идея экологизации (от греч. oikos – жилище, местопребывание) проходит красной нитью через все предметные области школьного образования. Человечество оказалось на грани глобальной экологической катастрофы, и если этой идее не подчинить овладение всем ОГЛАВЛЕНИЕм школьного образования, если не усваивать культуру в контексте гармонического сосуществования человека и природы, то все знания, умения могут оказаться ненужными. Это настолько важно и значимо сегодня, что во многих странах мира экологизация образования становится ведущим принципом построения нового содержания.

С 1991 г. в России проходит экспериментальную проверку новая модель образования "Экология и диалектика". Слово "экология" в названии модели подчеркивает ориентацию обучения на диалектику реальной жизни, на проблемы, которые необходимо решать. Все ОГЛАВЛЕНИЕ образования перестраивается под углом зрения экологического императива: человек – частичка природы, он или погибнет вместе с природой, или найдет пути общей с ней эволюции. Экологический императив перерастает в моральный – гуманизацию общества, подъем его культуры, выдвижение на первый план этических, а не потребительских ценностей, духовное развитие человека. Слово "диалектика" в названии модели подчеркивает ориентацию на развитие причинно-следственного мышления, формирование необходимости постоянного содружества с природой.

6. Целенаправленное использование достояний национальной и мировой культуры предполагает формирование содержания таким образом, чтобы цели обучения сливались с целями воспитания в одно общее направление – формирование человека и гражданина. Закладывая ОГЛАВЛЕНИЕ, следует видеть за ним главное: какого человека и для какой жизни мы хотим подготовить в школе.

7. Применение новых информационных технологий имеет цель расширить объем знаний за счет более совершенных способов их структурирования, организации и представления и одновременно упростить их восприятие, понимание и усвоение за счет новых способов преподнесения, где превалируют динамические наглядно-образные модели, обеспечивается интерактивная познавательная деятельность.