Государственная служба США

Начало современной организации государственной службы США на федеральном уровне связано с Законом о гражданской службе 1883 г. ("Пендлтон акт"), упразднившим существовавшую систему назначений служащих на основе системы, по которой Президент, пришедший к власти, имел право назначать представителей своей партии на все государственные должности (victor's spoils system, "добыча – победителю"). Указанным Законом вводился принцип квалификационных экзаменов для государственных служащих, а также единая система государственных должностей и окладов. Несомненным шагом вперед явилось закрепление принципа беспартийности государственной службы, а также создание Комиссии гражданской службы – особого, независимого органа исполнительной власти по вопросам государственной службы.

В настоящее время законодательную базу государственной службы в США составляет значительное число актов, принятых Конгрессом в качестве Закона от 06.07.1966 и включенных в раздел V "Правительственные организации и служащие" Свода законов США, а также Закон о реформе гражданской службы 1978 г. В указанном разделе кодифицированы общие и постоянно действующие законы об организации правительства, его должностных лицах и служащих.

Государственным служащим, согласно законодательству США, является любое лицо, чей труд оплачивается из бюджета федерации, штата или местного органа власти. Термины "гражданская служба" (civil service), "публичная служба" (public service), "правительственная служба" (government service) зачастую носят характер синонимов и на русский язык переводятся как "государственная служба". Однако по этому критерию всех государственных служащих можно подразделить на находящихся на федеральной государственной службе, службе штатов и службе в аппарате управления органов местного самоуправления.

Федеральная государственная служба, в свою очередь, неоднородна. Ее составляют так называемые конкурсная и исключительная службы. Первую категорию осуществляют лица, поступающие на государственную службу в результате конкурсного отбора. Исключительные государственные служащие осуществляют свою трудовую деятельность в АНБ, ЦРУ, ФБР, представительствах США в международных организациях и других органах, в которых предусмотрена государственная служба, но которые при этом не подпадают под сферу действия закона о реформе государственной службы 1978 г.

Еще одна разновидность государственных служащих – патронажные государственные служащие. К их числу относят:

1) лиц, назначаемых лично Президентом (помощники, советники, личные секретари Президента, главы исполнительных ведомств и агентств, послы, консулы, руководители правительственных программ);

2) доверенных лиц, обеспечивающих организацию работы глав федеральных органов исполнительной власти (советники, секретари, помощники министров и т.д.).

Не все федеральные служащие относятся к числу гражданских служащих. Ими не являются: должностные лица, находящиеся на "правительственной службе", т.е. руководители департаментов и ведомств, сменяемые новым президентом; военнослужащие; обслуживающий персонал правительственных органов, набираемый в неконкурсном порядке; некоторые другие категории служащих.

Законодательство делит государственных служащих па несколько категорий:

– карьерные государственные служащие, продвигающиеся по службе в соответствии с "системой заслуг";

– государственные служащие, нанимаемые на определенный срок (до трех лет);

– государственные служащие, нанимаемые на срок действия чрезвычайных обстоятельств (но не более чем на 18 месяцев);

– госслужащие на резервируемых должностях, перечень которых ежегодно определяется Управлением по делам государственной службы;

– не карьерные государственные служащие (занимающие, главным образом, патронажные должности).

В США существует детальная классификация работ и должностей, к которой тесно привязаны ставки оплаты труда. Все конкурсные должности государственных служащих подразделяются в иерархическом порядке на 18 категорий.

Первые четыре категории – низший персонал административных учреждений, технические исполнители (уборщики, водители и т.д.). Их работа не требует образования, выполняется под общим наблюдением и является низкооплачиваемой.

Категории с 5-й по 8-ю отведены исполнителям высшей квалификации, имеющим дипломы высших учебных заведений. Они выполняют работу, требующую специальных знаний и подготовки, способностей к индивидуальной работе, но не имеющую отношения к администрированию.

Государственные служащие, занимающие должности категорий с 9-й по 14-ю – это средний руководящий персонал. Они, как правило, имеют не только диплом о высшем образовании, но также степень магистра или доктора.

Категории с 11-й по 14-ю являются высокооплачиваемыми и предъявляют к лицам, занимающим соответствующие должности, специальные требования. Так, государственные служащие 11-й категории должны быть способны выносить решения, 12-й категории – проявлять способности к руководству, 13-й – выполнять обязанности вспомогательно-технического персонала высшей квалификации, а 14-й – выполнять обязанности глав подразделений и бюро ведомств.

Государственные служащие, составляющие высший руководящий состав министерств и ведомств (т.е. возглавляющие бюро, отделы, ведомства), занимают должности категорий с 15-й по 18-ю.

Все вопросы, касающиеся приема на работу, квалификационных экзаменов, вступления в должность, профессиональной деятельности, заработной платы и содержания, рабочего времени и отпусков, трудовых отношений, социального страхования и пенсий, детально регламентированы разделом V Свода законов США.

Набор служащих осуществляется Управлением по руководству персоналом. Разрешается поступление на службу практически без возрастных ограничений и на любую ступень. Управление проводит экзамены по установленным им программам, а также экзаменует претендентов на должности административных судей. Совет по пересмотру квалификации Управления экзаменует старших руководителей. Для занятия должности более высокого разряда служащему нужно выдержать экзамен. Управление отвечает за организацию обучения и повышение квалификации служащих. Оно разрабатывает методики ежегодных оценок работы служащих и контролирует их проведение департаментами и ведомствами.

Служащие охвачены системой социального обеспечения по болезни, имеют право на пенсии по старости (с 50 лет) и инвалидности. Они могут создавать свои профсоюзы, заключать коллективные договоры с администрацией, участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы. Но их права на забастовку ограничены. Политические права служащих также ограничены, поскольку официально они должны быть политически нейтральными.

Особого внимания заслуживает так называемая система заслуг. Девять ее принципов направлены на обеспечение народа Соединенных Штатов компетентными, добросовестными и эффективными федеральными служащими, отражающими разнообразие нации, улучшение качества государственной службы, управления федеральными кадрами, и определяют основы организации государственной службы в США[1]. Звучат эти принципы следующим образом:

1) рекрутирование на государственную службу должно производиться из всех слоев общества; отбор кандидатов и продвижение по службе должны осуществляться на основе способностей, знаний и умений при справедливой и открытой состязательности;

2) должно проявляться справедливое и беспристрастное отношение ко всем служащим и претендентам на государственную службу независимо от их политических взглядов, расы, цвета кожи, религии, национального происхождения, пола, семейного положения, возраста или инвалидности, при полном уважении к конфиденциальности их частной жизни и конституционным правам;

3) за равную работу должна быть обеспечена равная оплата с учетом как федерального, так и местного уровня оплаты труда служащих частного сектора в сочетании с поощрением и признанием высококачественной работы;

4) все служащие должны соответствовать высоким стандартам профессионального и честного поведения и заботы об общественном интересе;

5) должна действенно и эффективно использоваться федеральная рабочая сила;

6) необходимо сохранять хорошо работающих служащих, корректировать работу тех, чья деятельность не соответствует необходимым требованиям; освобождаться от тех, кто не может и не хочет удовлетворять требуемым стандартам;

7) необходимо улучшать организацию работы и профессиональную деятельность путем эффективного обучения и подготовки служащих;

8) служащие должны быть защищены от необоснованных действий, персонального фаворитизма или принуждения к осуществлению партийно-политических целей;

9) служащие должны быть защищены от наказаний за законное раскрытие информации о нарушениях законов, правил, постановлений, о неправильном управлении, растрате фондов, злоупотреблении властью и пр. (§ 2301 титула 1 Свода законов США).

Законодательство США также достаточно четко формулирует понятие запрещенной кадровой практики. Ответственные лица не имеют права:

1) проявлять дискриминацию в отношении какого-либо служащего или кандидата на занятие должности: а) по признаку расы, цвета кожи, вероисповедания, пола или национального происхождения; б) по признаку пола; в) по признаку физических недостатков; г) по признаку семейного положения или политической принадлежности;

2) запрашивать или рассматривать любую рекомендацию или заявление, письменное или устное, касающееся любого лица, в отношении которого проводится разбирательство дела по кадровым вопросам, если такая рекомендация или заявление не основаны на личном знакомстве или на документах, представленных заинтересованным лицом, и если они не включают в себя: а) оценку трудовой деятельности лица, его подготовки, способностей или общей квалификации; б) оценку характера, лояльности или профессиональной пригодности этого лица;

3) принуждать лицо к политической деятельности (включая предоставление каких-либо услуг политического свойства) или совершать действия против какого-либо служащего или кандидата на занятие должности в виде наказания за отказ этого лица осуществлять такую политическую деятельность;

4) вводить в заблуждение любое лицо или умышленно чинить ему препятствия в осуществлении им права на участие в конкурсе при найме на службу;

5) влиять на какое-либо лицо таким образом, чтобы оно отказалось от участия в конкурсе на замещение какой-либо должности, с целью улучшить или ухудшить перспективы других лиц при найме на службу;

6) оказывать предпочтение или предоставлять преимущество, не предусмотренное законом, или применять особые правила или постановления в отношении какого-либо служащего либо кандидата на занятие должности (включая определение условий или характера конкурса либо требований к какой-либо должности) с целью улучшить или ухудшить перспективы других лиц при найме на службу;

7) назначать, нанимать или отстаивать назначение, наем на должность в государственной службе, продвигать или отстаивать продвижение по должности либо повышать или отстаивать повышение в должности любого лица, которое является родственником ответственного должностного лица, если должность замещается в том органе, в котором работает ответственное должностное лицо;

8) совершать кадровые действия или отказывать в таковых в отношении любого служащего или кандидата на занятие должности в порядке наказания за: а) публичное оглашение информации служащим или кандидатом на занятие должности, которая, как обоснованно считает служащий или кандидат, свидетельствует о нарушении какого-либо закона, правила или постановления; о правильном управлении, растрате фондов, злоупотреблении властью либо о наличии существенной и реальной опасности для благосостояния или угрозы для безопасности общества, если такое оглашение специально не запрещено законом, если такая информация не должна в соответствии с исполнительным приказом президента оставаться в тайне в интересах национальной обороны или ведения международных дел; б) сообщение Специальной комиссии Совета по вопросам защиты "системы заслуг" или генеральному инспектору, регулирующему деятельность соответствующего органа, либо ответственному должностному лицу информации, которая, обоснованно считает служащий или кандидат, свидетельствует о нарушении какого-либо закона, правила или постановления; о неправильном управлении, растрате фондов, злоупотреблении властью либо о наличии существенной и реальной опасности для благосостояния или угрозы для безопасности общества;

9) совершать действия или отказывать в таковых в отношении служащего или кандидата на занятие должности в виде наказания за реализацию права на обжалование, которое установлено законом, правилом или постановлением;

10) проявлять дискриминацию в отношении какого-либо служащего или кандидата на занятие должности. Тем не менее не запрещается соответствующему органу принимать во внимание достоверность и обоснованность обвинений служащего или кандидата на занятие должности в совершении преступлений по законам любого из штатов, федерального округа Колумбия или Соединенных Штатов;

11) совершать любое другое действие или отказывать в таковом, если это нарушает какой-либо закон, правило или постановление, реализующие принципы "системы заслуг" либо непосредственно их касающиеся (§ 2302 титула 5 Сводов законов США).

Руководство государственной службой осуществляют Управление персонала (министерство, обеспечивающее централизацию и координацию кадровой работы в аппарате исполнительной власти), Совет но вопросам защиты системы заслуг (обеспечивает соблюдение законов гражданской службы в соответствии с принципами "системы заслуг") и Федеральный совет по руководству трудовыми отношениями. Функции контроля за соблюдением Закона о гражданских нравах и расследования жалоб по дискриминации возложены на специально созданную Комиссию по равным возможностям занятости, а за соблюдением этических норм поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата (Закон о реформе этических норм, регламентирующий ограничения на работу по совместительству и получение гонораров, прием подарков, порядок отчетности федеральных государственных служащих об их финансовом положении (и т.д.) принят в 1989 г.) – на Управление по делам правительственной этики.

Существует также специальная служба (бюро) Совета по вопросам защиты системы заслуг, формируемая Президентом по совету и с согласия Сената из числа лиц, допущенных к адвокатской практике на пятилетний срок и занимающаяся рассмотрением и изучением жалоб о допущенных фактах запрещенной законом кадровой практики.

На американскую государственную службу оказали большое влияние федеративная форма государственного устройства, президентская форма правления, конституционные принципы разделения властей, "сдержек и противовесов" и другие особенности политической организации общества. Федеральная форма государственного устройства США предопределила размежевание функций центрального исполнительного аппарата и органов управления штатов, графств и муниципалитетов. Так как конституция обошла молчанием вопрос о построении государственной службы на местах, организация деятельности чиновников в управленческом аппарате штатов и местных органов стала прерогативой власти штатов и местного управления. Служебная деятельность личного состава исполнительных органов штатов, за исключением некоторых ее видов, финансируемых из федерального бюджета, не подлежит регулированию федеральным законодательством. Работа служащих местных органов власти строится по большей части на независимой от властей штата основе. Получается, что в США не существует единой государственной службы. Она как бы разделена по административно-территориальному принципу на множество автономных систем, что делает ее композицию весьма сложной.

Безусловно, обзор стран, чей опыт организации и функционирования государственной службы был бы интересен и полезен для России, не ограничивается Францией, Германией и США. Подобная практика в иных развитых цивилизованных странах – Великобритании, Италии, Бельгии, Скандинавских странах – также любопытна и заслуживает внимания.