Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны

В новейшей истории нашей страны одним из первых официальных документов, посвященных формированию единой государственной системы противодействия ЧС, явилось постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях". Указанным Постановлением устанавливалось, что российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) создана с целью:

предупреждения возникновения ЧС, своевременного оповещения населения об угрозе ЧС, заблаговременной организации мер по эвакуации населения и защите хозяйственных объектов;

• эффективного управления действиями по спасению людей, уменьшению ущерба общественному хозяйству и скорейшей ликвидации последствий ЧС при ее возникновении.

В настоящее время основными правовыми документами в сфере противодействия ЧС являются Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Основные задачи функционирования РСЧС в соответствии с указанными документами заключаются в следующем:

– разработка правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

– прогнозная оценка последствий различных видов ЧС;

– реализация целевых научных программ по предупреждению ЧС и повышению устойчивости хозяйственных объектов в условиях возникновения ЧС;

– обеспечение готовности к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС централизованной системы управления РСЧС, а также выделенных для этого сил и технических средств;

– сбор и оперативная обработка информации по обеспечению эффективной защиты населения и территорий от действия ЧС;

– подготовка населения к возможным ЧС;

– формирование финансовых и материальных ресурсов для спасения людей в условиях ЧС и ликвидации последствий ЧС;

– проведение государственной экпертизы в области защиты населения и территорий от ЧС, оценка нанесенного ЧС ущерба;

– проведение спасательных операций при возникновении ЧС, оперативная ликвидация последствий ЧС;

– мероприятия по социальной помощи пострадавшему от ЧС населению, проведение гуманитарных акций;

– международное сотрудничество в области зашиты населения и территорий от ЧС.

Базовые принципы функционирования РСЧС для выполнения указанных задач предусматривают:

• невозможность полного исключения риска возникновения ЧС;

• обеспечение приори тета превентивной безопасности путем предупреждения и профилактики ЧС;

• координацию всех сил и средств, используемых при возникновении и в ходе ликвидации последствий ЧС;

• необходимость системного подхода к защите населения и территорий с учетом всего многообразия условий, видов и последствий возникновения ЧС.

Общая структура РСЧС отражает последний из перечисленных принципов и построена на основе территориальных и функциональных подсистем, организованных в пять структурных уровней:

федеральный уровень с зоной ответственности на всей территории Российской Федерации;

межрегиональный уровень с зоной ответственности в каждом из девяти выделенных региональных объединений субъектов РФ с центрами в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Красноярске, Екатеринбурге, Новосибирске, Чите, Хабаровске;

региональный уровень с зоной ответственности на территории каждого субъекта Российской Федерации;

муниципальный уровень с зоной ответственности на территории района или города;

объектовый уровень с зоной ответственности на территории хозяйственного объекта.

Общее руководство РСЧС на федеральном уровне возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которое с 1994 г. возглавляет министр С.К. Шойгу (р. 1955). Руководство деятельностью этого министерства осуществляет Президент Российской Федерации.

Территориальные подсистемы РСЧС созданы во всех субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий. Координирующим органом территориальных подсистем является комиссия по ЧС, а рабочими органами – штабы по делам гражданской обороны (ГО), ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.

Так, функциональные системы МЧС России осуществляют мониторинг, лабораторный контроль и прогнозирование ЧС; предупреждение и тушение пожаров; предупреждение и ликвидацию ЧС на подводных потенциально опасных объектах, координацию деятельности по поиску и спасению людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) создает функциональные подсистемы противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсов); охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)); мониторинга состояния недр (Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)).

Функциональные системы, создаваемые Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором), осуществляют контроль за ядерно и радиационно опасными объектами, а также за химически опасными и взрывоопасными объектами.

В составе Федерального агентства по атомной энергии (Росатома) существует функциональная система предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Росатома.

Функциональные подсистемы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) осуществляют наблюдение, оценку и прогноз опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей природной среды; предупреждения о цунами (совместно с Геофизической службой Российской академии наук, МЧС России, Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации (Мининформсвязи России), администрациями субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе).

Функциональные подсистемы Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России) действуют в области предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минпромэнерго России, Федерального агентства по энергетике (Росэнерго), Федерального агентства по промышленности (Роспрома) и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирования), топливно-энергетического, оборонно-промышленного комплексов, гражданских отраслей промышленности и уничтожения химического оружия.

В Министерстве здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) действуют функциональные подсистемы Всероссийской службы медицины катастроф; резервов медицинских ресурсов; надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой; социальной защиты населения, пострадавшего от ЧС.

Состав РСЧС структурных уровней включает в себя следующие основные компоненты:

координационные органы РСЧС, которыми являются комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, соответствующая комиссия организации (на объектовом уровне) и полномочный представитель Президента Российской Федерации (на межрегиональном уровне);

постоянно действующие органы управления РСЧС, которыми являются:

– на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО;

– на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС России – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ ГОЧС);

– на региональном уровне – территориальные органы МЧС России – органы, специально уполномоченные решать задачи ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации);

– на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;

– на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО;

органы повседневного управления РСЧС, которыми являются:

– центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

– центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

– центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГО и ЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

– единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

– дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов);

силы и средства РСЧС, к которым относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС. Они делятся на две группы:

– силы и средства наблюдения и контроля;

– силы и средства ликвидации ЧС.

Режимы функционирования РСЧС включают в себя следующие основные состояния и соответствующие мероприятия:

режим повседневной деятельности, характерный для состояния нормальной производственной деятельности при отсутствии угроз радиационной, химической, бактериологической, сейсмической, гидрометеорологической и других видов опасности;

режим повышенной готовности, характерный для ухудшения нормальной обстановки при получении еведений о возможности возникновения ЧС и выполнения следующих мероприятий: принятие комиссиями по ЧС на себя функций руководства всеми звеньями РСЧС, формирование оперативных групп по выявлению обстановки в возможном районе ЧС, усиление контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных промышленных объектов, прогнозирование возможности и масштабов ЧС, принятие превентивных мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечение устойчивой работы хозяйственных объектов, приведение в готовность сил и средств РСЧС, уточнение действий;

режим ЧС, характерный для состояний возникновения ЧС и ликвидации последствий ЧС, когда осуществляются: выдвижение в район бедствия сил и средств ликвидации ЧС, защита населения и ликвидация ЧС, определение зоны действия и масштабов ЧС, проведение спасательных и восстановительных работ, непрерывный контроль за состоянием аварийных объектов и окружающей природной среды, выделение необходимых ресурсов материально-технических и финансовых средств.

Гражданская оборона тесно связана с РСЧС и является важным направлением подготовки и обеспечения деятельности страны в особых условиях военного времени. В мирное время силы и средства ГО участвуют в решении задач, стоящих перед РСЧС.

Организация, поддержание и функционирование всей системы ГО выступают как приоритетные государственные задачи оборонного строительства и осуществляются на основе Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий, направленных на защиту населения и хозяйственных объектов Российской Федерации от опасностей, возникающих непосредственно при ведении военных действий или в результате их осуществления. Общее руководство по созданию и функционированию ГО возложено на Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства Российской Федерации как начальником ГО страны. Министр МЧС России является первым заместителем начальника ГО Российской Федерации.

Руководство ГО в субъектах Российской Федерации, районах, городах и населенных пунктах возлагается на руководителей исполнительной власти, а в министерствах, агентствах и службах, учреждениях и организациях независимо от форм собственности – персонально на их руководителей.

Начиная с 1999 г., когда ГО была выведена из состава Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), за обеспечение готовности всей системы ГО к действию, ее поддержание на высоком уровне, дальнейшее развитие и совершенствование отвечает непосредственно МЧС России.

В перспективе, по данным Центра стратегических исследований МЧС России, близость задач, решаемых РСЧС и ГО, а также возрастающая опасность международного терроризма приведут, вероятно, к созданию Российской системы гражданской защиты (РСГЗ) – единой государственной системы защиты населения и территорий в различных ЧС как мирного, так и военного времени, которая объединит в себе функции, силы и средства РСЧС и ГО, позволив повысить их эффективность и избежать их взаимного структурного дублирования. Возможно также объединение в составе РСГЗ поисково-спасательной службы МЧС России и Войск ГО в Государственную спасательную службу (ГСС), функционирующую в мирное и военное время в разных режимах.