Лекция 16. Государственная семейная политика

Понятие государственной семейной политики утвердилось в качестве признанной научной категории. Семейная политика призвана решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, создания условий, необходимых для реализации семьей своих функций. Являясь составной частью социальной политики, семейная политика обеспечивает деятельность системы социальных институтов в интересах семьи.

Семья как объект государственной семейной политики является, с одной стороны, социальным институтом, с другой — малой социальной группой. Как социальный институт, будучи подсистемой общества, семья связана с общественными потребностями, которые, в свою очередь, определяют ее функции.

Основные функции семьи:

— репродуктивная;

— хозяйственно-экономическая;

— воспитательная;

— досуговая;

— жизнеохранительная;

— сексуальная.

Существует острая необходимость согласования, координации мер в поддержку семьи, разработки законодательной базы и нормативных правовых актов государственной семейной политики Российской Федерации, соответствующей требованиям современности и задачам обеспечения социального развития страны.

В Конституции РФ провозглашено: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства" (ст. 38); "Каждому гарантируется социальное обеспечение но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом" (ст. 39).

К базовым конституционным законам, закрепляющим нрава семьи в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс PФ) (Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ), Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Семейный кодекс РФ подтвердил добровольность брака, единобрачие, равенство прав супругов в семье. Определены условия и порядок вступления в брак и его прекращения, личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи и другими родственниками, порядок п формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Важнейшим направлением семейной политики является экономическая поддержка семьи. Россия переживает начальные этапы перехода к рынку, которые отличаются противоречивым сочетанием прогрессивной эволюции с регрессом, развития с деградацией. Положение одних слоев и классов, составляющих общество, улучшается, а других — ухудшается. Одни социальные группы развиваются, усиливаются, укрепляют свое влияние, другие — слабеют, деградируют. Сегодня Россия относится к странам с наиболее высоким уровнем экономического неравенства. Широкое распространение бедности — основной индикатор социально-экономического неблагополучия населения, следовательно, — положения многих семей. Уровень социальной уязвимости растет в условиях затянувшегося институционного и экономического кризиса. Социально ущемленные семьи утратили экономическую безопасность.

Как отметил в своей книге "Капитализм и Россия. Выпадение из будущего?" Ю. М. Лужков: "На наших глазах развернулся и продолжает развиваться, если использовать марксистскую терминологию, системный кризис капитализма как общественной формации".

В этой работе определены приоритетные оперативные задачи: перезапустить российскую экономику и сформировать стратегию выхода из кризиса, закладывающую реальную и достаточную экономическую базу для реализации последующих модернизационных задач, формирования инновационной экономики и инновационного общества.

В рамках семейной политики необходима разработка дифференцированных мер государственной поддержки, связанных со спецификой экономического положения и составом семей. Следует предусмотреть специальные меры поддержки бедных семей, развивать адресную материальную помощь нуждающимся семьям.

Актуальной задачей семейной политики является реформирование системы налогообложения и введение фиксированной доли налогов для использования ее на программы поддержки семей, налоговых льгот для предприятий и организаций, участвующих в мероприятиях семейной политики, в частности:

— безвозмездная реализация товаров малоимущим;

— продажа товаров но низким ценам;

— экономическая взаимопомощь и семейная кооперация по месту жительства;

— создание обществ взаимного кредитования;

— увеличение размеров ежемесячного пособия на детей, прежде всего одиноким матерям;

— установление дополнительных пособий многодетным матерям при рождении очередного ребенка.

Необходимо развитие информационного и консультативного обеспечения семей при выборе формы экономического поведения, соответствующего условиям рыночной экономики.

Долгосрочной проблемой является улучшение жилищных условий семей. Реализация целей жилищной политики основано па поддержке социально уязвимых семей, в первую очередь многодетных, неполных, имеющих в своем составе инвалидов, семей переселенцев при строительстве и приобретении жилья, улучшении жилищных условий. Решение острой жилищной проблемы в стране требует:

- совершенствования проектирования жилья с учетом состава и потребностей семей;

- модернизации системы коммунального обслуживания;

— активизации рынка жилья;

— развития системы льготного кредитования семей при покупке и строительстве жилья;

— совершенствования системы пособий и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

С развитием рыночных отношений произошли реальные изменения в жилищном состоянии семей. Возник рынок жилья. В результате приватизации многие семьи стали собственниками жилья. За последние десятилетия кардинальным образом решили сноп жилищные проблемы средние и богатые слои. Жилищные условия бедных слоев улучшаются очень медленно.

Потребность в жилье — первейшая потребность человека, носящая одновременно и материальный, и социальный характер. По данным социологических исследований, молодые люди обоего пола среди первоочередных потребностей на первое место поставили улучшение жилищных условий, па второе — текущие материальные нужды.

Большинство российских семей на сегодня имеют отдельную квартиру или живут в отдельном доме. Но при этом размер занимаемой жилплощади на одного члена семьи по мировым стандартам остается низким.

В наиболее развитых странах мира семейная политика в XXI в. стала ориентироваться на показатель "качество жизни". Следует выделять несколько блоков индикаторов "качества жизни".

Первый блок характеризует здоровье населения, демографическую ситуацию, продолжительность жизни. Основная цель семейной политики, связанной с первым блоком, — сохранение здоровья и жизни членов семьи, повышение оздоровительного потенциала семьи. В связи с этим необходима реализация целевых программ, направленных на охрану здоровья семьи, пропаганду здорового образа жизни, осуществление профилактических, просветительских мер.

Семейная политика призвана обеспечить создание условий для жизнедеятельности тех членов семьи, которые страдают тяжелыми хроническими заболеваниями, предоставление им необходимого медицинского оборудования, жилья, налоговых и других льгот. Общей задачей семейной политики является создание условий медико-социальной реабилитации членов семьи.

Развитие социальной инфраструктуры для организации семейного отдыха является существенной частью семейной политики.

В целом семейная политика призвана культивировать здоровый образ жизни, вырабатывать эффективные механизмы охраны здоровья членов семьи.

Второй блок отражает состояние базовых условий жизни: достаток, жилище, питание, условия труда и занятости.

В соответствии с величиной прожиточного уровня выделяются слои разного уровня материального достатка:

— бедные — с доходами и потреблением ниже прожиточного минимума;

- низкообеспеченные — с доходами и потреблением ниже прожиточного минимума;

— средние — с доходами и потреблением выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка;

— богатые и состоятельные — с доходами выше бюджета высокого достатка.

Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум — официальный норматив, введенный в экономическую политику Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Этот закон устанавливает стоимостную оценку так называемой "потребительской корзины", соответствующую величине прожиточного минимума.

Разработанные Всероссийским центром уровня жизни (ВЦУЖ) экспертные оценки определяют минимальный потребительский бюджет в денежном выражении как два прожиточных минимума, а бюджет высокого достатка -как шесть-семь прожиточных минимумов.

В соответствии с величиной потребительского бюджета выделяются четыре уровня жизни населения:

— достаток — пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;

— нормальный уровень — рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающим человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;

— бедность — потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы,

— нищета — минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнедеятельность человека.

Бедность и нищета — не абстрактные понятия, это острая социально-политическая проблема. Бедные с трудом сводят концы с концами. Лишения вынуждают их самим вести дополнительное производство продуктов питания и одежды, широко применять свой труд в домашнем хозяйстве. Социологи и экономисты отмечают широкую натурализацию доходов и предельную интенсификацию труда. Вместе с тем качественные изменения в потребительском поведении более высоких доходных слоев направлены на получение образования, рост квалификации, поддержание здоровья, качественный отдых, облегчение домашнего труда, увеличение вложений в воспитание и развитие детей, улучшение жилищных условий, покупку дорогостоящей техники и бытового оборудования. Дифференциация по доходам населения России к началу XXI в. приведена в табл. 16.1.

Таблица 16.1. Дифференциация по доходам населения России к началу XXI в.

Категория граждан

Доля в населении, %

Уровень доходов па душу в месяц, долл.

Богатые

3-5

Более 2000

Состоятельные

1.1

10(10 2000

Средний класс

2!)

100-1000

Малообеспеченные

20

50-100

Бедные

10

Менее 50

В том числе "социальное дно"

10-12

По уровню жизни населения благополучные страны обгоняют Россию в диапазоне 15—20 раз. Наша страна находится в группе "ниже среднего уровня", за нами идут Сальвадор, Перу, Доминиканская Республика.

Вырабатывая семейную политику, необходимо учитывать, что высокие риски бедности связаны с неполными семьями, безработными, инвалидами, одинокими стариками, мигрантами. Семьи с детьми являются самой крупной группой по численности с доходами ниже величины прожиточного минимума.

Отличительная особенность нынешнего этапа развития нашей страны состоит в том, что на фоне социальной бедности, связанной с уязвимыми семьями, усиливается экономическая бедность, когда работоспособные семейные люди не могут обеспечить себе приемлемый уровень благосостояния из-за безработицы или низкой заработной платы. В стране произошел небывалый рост интенсификации труда, связанный с массовой вторичной занятостью и повышением активности домохозяйств по самообеспечению. Доходы от вторичной занятости и личного подсобного хозяйства в определенной мере смягчают социальную и экономическую бедность.

Широкое распространение бедности — основной индикатор социально-экономического неблагополучия общества. Люди с доходами ниже прожиточного минимума составляют около половины жителей большинства регионов страны. Установился высокий уровень концентрации денежных доходов элитных групп, составляющих не более 5% населения.

Снижение экономического неравенства, бедности и низкообеспеченности населения представляют собой важнейшую задачу российского государства и общества в целом.

Характеристика базовых условий жизни семьи была бы неполной, если не обратить внимания на поддержку хозяйственно-производственной деятельности семьи, семейной экономики и семейного предпринимательства. Семейная политика связана с разработкой и реализацией государственных и региональных экономических программ поддержки семейного предпринимательства. Так, например, в предложенной специалистами Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания модели региональной программы семейной политики, перечислены следующие цели:

— введение льгот при проведении приватизации, наделении землей, приобретении оборудования для малого семейного предпринимательства;

— разработка региональных программ поддержки семейного предпринимательства;

— создание системы профессионального обучения членов семей, возглавляющих семейное производство;

— организация межсемейной производственной кооперации;

— создание муниципальных фондов нежилых помещений для организации семейных производств; предоставление им льгот по аренде, при снабжении электроэнергией, топливом, оборудованием;

— установление порядка налогообложения семейных производств.

Большое значение имеет разработка в упомянутой программе по созданию благоприятных условий для сочетания семейных и профессиональных функций. Этот раздел программы чрезвычайно актуален, поскольку касается жизнедеятельности каждой семьи. Авторы программы предлагают новые концептуальные подходы при выработке мер, направленных на решение крайне противоречивой социальной проблемы сочетания профессиональных и семейных ролей. Основная идея новой модели заключается в совершенствовании форм занятости для членов семьи:

— организация нестандартных режимов работы;

— неполный рабочий день;

— сокращение рабочей недели;

— гибкий график;

— надомный труд;

— дифференциация продолжительности отпусков;

— особые льготы в сфере труда для родителей несовершеннолетних детей, для семей, где необходим уход за инвалидами, больными.

В нашей стране взрослый работающий член семьи проводит в квартире 53% суточного времени. Объем домашнего труда составляет 30—40 часов в неделю. Домашним трудом, как и во всем мире, в основном занимаются женщины'.

Максимальная нагрузка падает на молодых работающих женщин с малолетними детьми. У них совокупная трудовая нагрузка достигает 103 часов в неделю.

Социологическим фактом для нашей страны является стойкая ориентация семьи на домашние, традиционные формы обслуживания.

В условиях массового привлечения женщин к общественному производству кооперация домашнего труда необходима. В семьях с четко распределенными домашними обязанностями, как правило, хорошие отношения между супругами и высокая удовлетворенность браком.

Современные процессы, происходящие в семье, показывают, что тенденция к индивидуализации семейного быта не ослабевает, а усиливается. Занятие домашним хозяйством будет эволюционизировать в сторону большей рационализации, технической оснащенности. Ведение домашнего хозяйства в цивилизованных формах позволит обеспечить индивидуальные основы быта, сохранить неповторимость очага, его уникальность. При благоприятных условиях некоторые виды домашнего труда будут развиваться, давая простор творческой деятельности: например, садоводчество, огородничество, различные виды рукоделия, столярничество, домашнее моделирование и т.д.

Объективная необходимость ведения домашнего хозяйства сегодня и в будущем связана с удовлетворением усложняющихся индивидуальных потребностей семьи.

Общественной задачей является создание условий для гармоничного сочетания общественных и семейных ролей. В связи с этим необходимы интенсивное развитие сферы бытового обслуживания и более быстрая перестройка внутрисемейного разделения труда в сторону его кооперации между супругами, родителями и детьми.

Домашний труд создает ценности общественного значения. Наносит немалый вред семье и обществу позиция, обесценивающая роль хозяйки и хозяина в доме. Ведение домашнего хозяйства требует умения, навыков, смекалки, предполагает настоящее творчество. Веками сложившаяся культура домашнего хозяйства была ориентирована на неработающую женщину. Надо вооружить семью повой культурой домоводства. Распределение доходов, питание, уборка, стирка, эстетическое убранство, уход за детьми, этика отношений между членами семьи в бытовой сфере — все требует переосмысления, приспособления к новым условиям жизни миллионов семей.

Если признать, что организация домашнего хозяйства -важная семейная функция жены и матери, необходимо задуматься обо всех доступных на сегодня формах гибкого нормирования труда женщин в общественной сфере. Целесообразно предоставить работающей семейной женщине особый режим труда, создающий условия для рационального сочетания ее профессиональной и семейной ролей.

Третий блок, определяющий показатели "качества жизни", оценивает духовное и нравственное состояние общества.

Семейная политика должна чутко реагировать на уровень духовности общества и разрабатывать специальные программы, способствующие развитию культурной инфраструктуры, подготавливать инновационные проекты, связанные с культурой семейных отношений.

Важным индикатором духовности является уровень поведенческой культуры, набор этических и нравственных ценностей семьи. Критерием уровня семейной культуры служат принятые в обществе мировоззренческие ценности гуманистической направленности.

Качественные параметры жизнедеятельности семьи связаны с потреблением. В современную эпоху производство ориентировано на массовое изготовление и потребление товаров. Наблюдается иррациональная избыточность производства товаров потребления. Не спрос формирует предложение, а предложение — спрос. Вещи производятся в количествах, превышающих существующую в них потребность на потребительском рынке, автоматически исчезает ценность вещи в ее действительной полезности и целесообразности.

Известные западные социологи Д. Рисман и Г. Маркузе заметили, что гиперизбыточность потребления касается не только капиталистического хозяйствования, по и общества в целом. Это относится как к производству материальных, так и духовных благ. Потребительское пресыщение вызывает утрату остроты восприятия, безразличие, интеллектуальную и эмоциональную анемию. Инверсия любознательности, целеустремленности во всеядность, равнодушие означает прямую деградацию социального характера.

Пресыщенность чрезвычайно опасна для общества, так как начинают стираться грани между возвышенным пониманием и низкопробным, исчезают табуированные запретные объекты культуры. Идет поиск экзотического, неизведанного, сверхзамысловатого, веками запрещенного. Все становится потребительским товаром. Происходит дегенерация культуры. Девиантные и экстремистские образцы материализуются в товарной форме. Беспрепятственный доступ к любой информации под маской "свободы слова" развращает общественное сознание. Сегодня налицо усталость общества от иллюзии новизны и разнообразия. Все эти постмодернистские тенденции в духовной сфере напрямую касаются культуры семейных отношений. При разработке программных целей и задач семейной политики необходимо учитывать проблемы интеллектуальной и нравственной деградации, характерные для кризисного постсоветского социального пространства.

Кроме индикаторов "качества жизни" выступает мировой стандарт "индекс человеческого развития", который устанавливает следующие показатели:

— продолжительность рабочего дня;

— продолжительность отпуска;

— удобный путь до места работы;

— экологическая безопасность;

— защита от преступности;

благоприятные климатические условия проживания;

— культурно-развлекательные возможности.

Для успешной семейной политики следует учитывать личные потребности членов семьи, которые подразделяются на физиологические, духовные и социальные.

Физиологические потребности являются определяющими, базовыми, так как они выражают потребности человека как биологического существа. Это потребности в пище, жилище, одежде, отдыхе, сне, двигательной активности, а также репродуктивные и сексуальные.

Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе — это обеспечение социальных нрав, ролей и статусов. Условия удовлетворения этих потребностей зависят от общего уровня культуры в обществе, экологической безопасности, социальной стабильности, уровня и качества жизни, величины свободного времени.

Рассматривая структуру потребностей, нельзя не заострить внимание на различиях между рациональными, разумными потребностями и иррациональными, вредными. От характера потребностей индивида в значительной мере зависит качество его жизни. Рациональные потребности отвечают здоровому образу жизни и гармоническому развитию личности. Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, носят разрушительный характер.

Современная эпоха конца XX и начала XXI в. определяется как завершение индустриальной цивилизации и начало научно-индустриальной цивилизационной стадии. Происходит всемирный постиндустриальный поворот. Исторические перемены в России являются проявлением всемирного стадиального цивилизационного сдвига. В научно-индустриальном обществе решительно меняется структура производства и труда. В материальном производстве все большую роль начинают играть автоматические и аппаратурные технологии. Опережающее значение начинает иметь развитие информационного, конструкторского научного обеспечения и широкой компьютеризации. Экологическая безопасность превращается в первейшее условие существования людей. Резко меняется набор потребительских ценностей. В общественном сознании усиливаются установки на рост образованности, индивидуального разнообразия, свободы выбора и независимости личности.

Важнейшей задачей социальной политики сегодня является забота о снижении уровня социальной конфликтности, обеспечении приемлемого уровня жизни большинства населения. Для достижения социальной стабильности необходима интеграция совместных усилий всех социальных слоев. Согласие, солидарность, социальное партнерство, толерантность являются универсальными средствами успешного развития социальной системы.