Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"

Дальнейшее свое развитие государственная политика в области развития информационного общества получила в Государственной программе РФ "Информационное общество (2011–2020 годы)"[1].

Цель Программы является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Для достижения цели в Программе определен целый ряд задач.

1. Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе, в том числе:

• развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

• перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;

• развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;

• повышение открытости деятельности органов государственной власти;

• создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения;

• создание и развитие электронных сервисов в области жилищно-коммунального хозяйства;

• создание и развитие электронных сервисов в области образования и науки;

• создание и развитие электронных сервисов в области культуры и спорта.

2. Построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления, в том числе:

• формирование единого пространства юридически значимого электронного взаимодействия;

• создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени;

• создание справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах;

• повышение эффективности внедрения информационных и телекоммуникационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

• создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

• развитие системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа;

• обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности;

• создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.

3. Развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий, в том числе:

• стимулирование отечественных разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

• подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

• развитие экономики и финансовой сферы на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

• формирование социально-экономической статистики развития информационного общества;

• развитие технопарков в сфере высоких технологий.

4. Преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества, в том числе:

• развитие телерадиовещания;

• развитие базовой инфраструктуры информационного общества;

• популяризация возможностей и преимуществ информационного общества;

• повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в том числе обучение использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий.

5. Обеспечение безопасности в информационном обществе, в том числе:

• противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации;

• обеспечение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий;

• развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасность информации ограниченного доступа;

• обеспечение развития законодательства Российской Федерации и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий.

6. Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия, в том числе:

• оцифровка объектов культурного наследия, включая архивные фонды;

• развитие средств обработки и предоставления удаленного доступа к цифровому контенту.

В настоящий момент уже имеются видимые результаты реализации Программы[2].

Разработана Концепция организации видеотрансляций с избирательных участков в режиме реального времени. Идет процесс оснащения избирательных участков программноаппаратными комплексами для трансляции видеоинформации. Создан сайт для видеотрансляций голосования и подсчета голосов в сети Интернет (webvybori2012.ru/). Обеспечена в режиме реального времени видеотрансляция процедур голосования избирателей и подсчета голосов на выборах Президента РФ 4 марта 2011 г.

Для обеспечения возможности предоставлять государственные услуги в электронном виде создана соответствующая технологическая база и инфраструктура:

• единая система идентификации и аутентификации, сервис проверки сертификатов и ключей электронной подписи;

• экспертная система центров телефонного обслуживания;

• система межведомственного электронного взаимодействия;

• единая система справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах;

• государственная электронная почтовая система для подачи обращений с использованием личного кабинета на едином портале;

• мобильные приложения для доступа к сервисам электронного правительства;

• платежные сервисы для осуществления электронных платежей за государственные услуги.

Создана первая очередь единого портала для популяризации культурного наследия и традиций России, в том числе проведено первичное наполнение портала, создан прототип национальной информационно-коммуникационной платформы для распространения цифрового контента.

Доработаны и созданы новые электронные сервисы в здравоохранении, а также определены требования к системе персонального мониторинга здоровья человека, к системе поддержки принятия врачебных решений, проведена опытная эксплуатация программного комплекса "Реестр нормативносправочной информации системы здравоохранения, социального развития и трудовых отношений".