Лекция 4. Государственная политика: содержательный аспект

Цели, задачи и функции государства, главного элемента политической системы общества, раскрываются через разработку и проведение государственной политики. Государственная политика как процесс — целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. В современном правовом поле, научной литературе используются близкие по смыслу понятия — "государственная политика" и "общественная политика". Государственная политика формируется преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества. В обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке, подтверждает, что в современных условиях грань между субъектами и объектами государственной политики все менее заметна. Государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане выступают и субъектами политики, и ее объектами.

ОГЛАВЛЕНИЕ государственной политики составляет совокупность целей, задач, приоритетов развития, программ, которые разрабатывают и реализуют органы публичной власти с привлечением институтов гражданского общества. Процесс формирования и реализации государственной политики называется "политическим циклом" и включает несколько этапов. ОГЛАВЛЕНИЕ первого этапа (инициирование политики) составляют анализ ситуации, выбор приоритетных общественных проблем, принятие решения о разработке политики в конфликтной сфере, определение основных ее целей и направлений. Второй этап (разработка политики) включает разработку целевых программ, их согласование, принятие официального документа о политике/программе с определением источников финансирования. На третьем этапе (выполнение политики) происходит непосредственная реализация политики/программы, осуществляется мониторинг и контроль. Четвертый этап (оценка политики) составляют оценка результатов и последствий.

Мировой опыт свидетельствует о существовании различных моделей разработки государственной политики.

1. Модель "сверху вниз" предполагает, что государственные решения принимаются на высших уровнях государственного управления, а низовые уровни — пассивные исполнители политики.

2. Модель "снизу вверх" предполагает, что формирование государственной политики начинается с низовых структур управления при активном привлечении граждан, общественных институтов.

3. Централизованная модель предполагает, что политика формируется и реализуется силами бюрократического аппарата без привлечения институтов гражданского общества, без учета общественного мнения.

4. Демократическая модель предполагает, что при сохранении централизованного управления государство создает условия для активизации деятельности граждан, используя механизмы к разработке государственной политики граждан и общественных объединений.

Ни одна из основных моделей разработки государственной политики не встречается в "чистом" виде; на практике для решения различных по масштабу и характеру проблем применяются различные подходы к решению проблем или стили формирования государственной политики.

1. Перспективный подход — планированию и реализации политики предшествует анализ тенденций и прогнозирование развития ситуации ("работа на опережение").

2. Реагирующий подход — конкретные действия по разработке и реализации политики начинаются после того, как проблема приобрела определенный масштаб.

3. Рациональный подход основан на использовании экономико-математических методов и принципа рациональности.

4. Антикризисный подход — все усилия субъектов политики направлены на преодоление критической ситуации.

Независимо от типа и модели государственной политики, от того, какой подход к решению проблем лежит в ее основе, государственная политика должна удовлетворять определенным показателям: реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве; иметь комплексный характер и рассматривать любую проблему во взаимосвязи с другими проблемами; должна быть эффективной и результативной; пользоваться доверием населения.

Государственная политика начинается с анализа ситуации и выявления списка проблем. В государственной политике проблема понимается как противоречие между постоянно возникающими человеческими потребностями и возможностью государства и общества их удовлетворять. Появление или наличие какой-то проблемы не означает, что она обязательно будет решаться органами государственной власти. Общественная проблема попадает в поле зрения субъектов политики посредством механизма формирования политической повестки дня, который заключается в продвижении конкретного общественного вопроса в плоскость официального признания, рассмотрения и обсуждения. Политическая повестка дня — совокупность актуальных социальных проблем, отражающих потребности общества или отдельных групп интересов, на которые субъекты государственного управления готовы обратить внимание и способны реагировать.

Мировая наука фиксирует несколько точек зрения по поводу формирования политической повестки дня. Современный американский политолог Дж. Андерсон считает, что повестка дня образуется из требований, которые политики выбирают сами, поняв, что пришла нора на них прореагировать или создать видимость такой реакции. Американский политолог Э. Дауне обосновал пять основных стадий "цикла поддержания внимания к вопросу": 1) предпроблемная стадия — проблема обозначилась, находится на периферии общественного сознания, интерес к ней проявляется со стороны экспертов и групп интересов; 2) этап "тревожного открытия и эйфорического энтузиазма" — интерес к проблеме резко возрастает, появляются призывы к ее решению; 3) этап уяснения "цены вопроса" — общество осознает, каких затрат требует решение проблемы; если затраты слишком велики, интерес к проблеме угасает; 4) постпроблемная стадия — проблема оттесняется в "сумеречную зону" другими насущными проблемами; 5) стадия "группы поддержки" — группа интересов или группа поддержки этой проблемы инициирует начало нового цикла. Канадский политолог Л. Пал пришел к заключению, что нет единой формулы, объясняющей, почему та или иная ситуация воспринимается как проблема, становится публичной, выводится на официальный уровень2. Можно сказать, что выделение проблемы носит открытый характер.

Общественная ситуация приобретает статус государственной проблемы при удовлетворении следующих критериев: она должна быть поддержана общественным мнением и лоббироваться достаточно влиятельной группой интересов; информация о ней должна быть доступной, т.е. озвученной через СМИ; проблема должна признаваться органами публичной власти и получить "институциональную" формулировку; проблема должна быть решаема в сложившихся условиях и при имеющихся в распоряжении органов власти ресурсов.

Институциональная повестка дня формируется с учетом долгосрочных приоритетов развития государства. Институциональная повестка дня классифицируется на "горизонтальную" (по сферам жизнедеятельности, отраслям управления) и "вертикальную" (по уровню администрирования); законодательную и административную (по принципу разделения власти). ОГЛАВЛЕНИЕ административной повестки дня предопределяют приоритетные направления деятельности правительства. В основе законодательной повестки лежат предвыборные и политические программы, декларации политических партий и объединений. Общественный вопрос попадает в законодательную повестку дня не одномоментно — этому предшествуют обсуждения на съездах партии, заседаниях партийных органов управления, рабочих встречах, и только потом по нему готовится проект публичного государственного решения. В контексте развития в России институтов гражданского общества и привлечения граждан к процессу разработки государственной политики в последние годы стали использоваться информационно-коммуникационные технологии: сайты, видеоблоги, посредством которых граждане приглашаются к обсуждению актуальных для развития страны вопросов, имеют возможность высказать свое мнение.

Формирование политической повестки дня связано с процессом рационализации и оптимизации государственной политики, т.е. с выявлением приоритетных сфер, проблем и целей, которым нужны поддержка и участие государства. На этапе инициирования государственной политики важно определить характер проблем. Это могут быть истинные и ложные проблемы (проблемы-фантомы), проблемы-причины и проблемы-следствия (симптомы), главные и второстепенные проблемы. На основе классификации и изучения взаимосвязи проблем формируется "дерево проблем" — главные проблемы, проблемы первого, второго и последующих уровней. С учетом общенациональных интересов из этого перечня выделяются приоритетные направления. Сложилось несколько подходов к определению приоритетов политики: 1) политический подход — выбор зависит от расстановки политических сил, взаимоотношений между политическими партиями и обществом; 2) субъективный подход — выбор происходит исходя из разрыва между социальными потребностями и возможностями их удовлетворения (чем больше разрыв, тем вероятнее выбор); 3) объективный подход — выбор основан на количественных показателях, например, степень серьезности проблемы, ее последствия и пр. Механизмами и инструментами выбора приоритетов являются: метод аналогий, разработка сценариев, анализ предпочтений, экспертные заключения.