Государственная поддержка и развитие международного сотрудничества в инновационной сфере

Ключевую роль в развитии инновационной сферы страны играет расширение и поддержка международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности.

Интеграционные процессы последних лет в экономике и в науке открыли широкие возможности для участия российских ученых и научных организаций в ряде программ международного сотрудничества и наоборот. Эти же процессы вызвали изменения в российском законодательстве и принятие целого ряда нормативных актов. Поскольку на сегодняшний день проблемы, которые необходимо решать российским ученым и разработчикам, участвующим в совместных международных проектах, носят в основном не научный, а экономический и юридический характер.

Основные положения развития научно-информационного взаимодействия между российскими и зарубежными коллегами-учеными и инвесторами были отражены в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.) "О науке и государственной научно-технической политике". Согласно ст. 16 "Международное научное и научно-техническое сотрудничество Российской Федерации" данного Федерального закона:

• Российская Федерация поддерживает научное и научно- техническое сотрудничество с иностранными государствами на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации, международных научных и научно- технических программ и проектов, а также содействует расширению научно-технического сотрудничества научных работников и научных и иных организаций;

• на территории Российской Федерации в установленном порядке могут создаваться научные организации и научные центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Согласно Закону государственная поддержка оказывается гражданам России, лицам без гражданства и иностранным гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм, осуществляющих инновационную деятельность на территории страны.

Одной из наиболее распространенных форм международного сотрудничества являются совместные проекты в области технологических инноваций, реализуемые в рамках соответствующих международных программ.

В рамках реализации данных проектов государственная поддержка предоставляется на следующие сроки:

• на срок окупаемости инновационного проекта, но не более трех лет с момента начала производства;

• при реализации приоритетного инновационного проекта, срок окупаемости которого превышает три года, период предоставления государственной поддержки может быть продлен, но не более чем на 5 лет.

Для получения статуса приоритетного инновационного проекта и получения государственной поддержки инновационный проект должен пройти обязательную экспертизу и конкурсный отбор. Основными критериями отбора являются: значимость проекта для социально-экономического развития РФ; соответствие приоритетным направлениям социально-экономического развития РФ, а также экономическая, бюджетная и социальная эффективность.

Для поддержки субъектов инновационной деятельности могут создаваться инновационные и венчурные фонды на правах некоммерческой организации. Эти фонды оказывают поддержку субъектам инновационной деятельности путем предоставления кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов, средств на безвозвратной основе, а также путем выступления в качестве поручителей или гарантов по обязательствам физических или юридических лиц.

Все иностранные организации, участвующие в реализации совместных международных инновационных проектах, можно разделить на следующие группы:

• международные некоммерческие организации и учреждения;

• международные и иностранные благотворительные организации (фонды);

• иностранные некоммерческие учреждения.

Большинство программ этих организаций осуществляют поддержку совместных инновационных проектов на конкурсной основе, предоставляя гранты.

Гранты представляют собой денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Для предоставления грантов международные организации должны быть соответствующим образом аккредитованы для такой деятельности (иметь соответствующие соглашения с Россией или пройти необходимую процедуру регистрации). В случае отсутствия данной аккредитации поддержка по проекту не является грантом и не получает полагающиеся по российскому законодательству преференции. Перечень организаций, предоставляющих гранты для поддержки российской науки пополняется, обновляется и утверждается Министерством образования и науки РФ.

В российском законодательстве существует целый ряд специальных нормативных актов, определяющий статус и преференции для международных грантов. Наиболее детализированными являются нормативные документы, относящиеся к грантам Международной ассоциации но развитию сотрудничества с учеными Новых Независимых Государств бывшего Советского Союза, программ Комиссии Европейского Союза и Межправительственной организации "Международный научный и технологический центр".

Перечисленные международные организации разрабатывают и реализуют широкий набор программ, направленных на расширение научно-технического сотрудничества с развитыми и особенно и развивающимися государствами.

Межправительственная организация "Международный научный и технологический Центр" была создана в 1994 г. Целью организации является переориентации ученых, работающих в военных областях исследований, в гражданские области[1].

Области исследований, которые поддерживает МНТЦ:

• энергетика;

• ядерная безопасность;

• охрана окружающей среды;

• биотехнология и наука о жизни;

• космические технологии;

• информатизация и коммуникации;

• материалы;

• производство;

• фундаментальные исследования;

• приборостроение.

Членами Международного научного и технологического центра являются страны ЕС, США, Япония, Грузия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. Россия также вошла в данную межправительственную организацию.

Значительную роль в развитии межправительственного инновационного сотрудничества играют программы Европейского союза, в частности ТАСИС.

ТАСИС – это программа, разработанная Европейским союзом для новых независимых государств в целях содействия развитию экономических и политических связей между Европейским союзом и этими странами-партнсрами.

В рамках программы ТАСИС предоставляются субсидии (безвозмездное финансирование) для передачи ноу-хау, оказывая поддержку процессу перехода к рыночной экономике и демократическому обществу. В тссном взаимодействии со странами – партнерами ТАСИС определяет, каким образом должны расходоваться средства. Это позволяет ТАСИС осуществлять финансирование в соответствии с политикой реформ и первоочередными задачами каждой конкретной страны. В контексте более широких международных усилий ТАСИС работает в тесном взаимодействии также с другими донорами и международными организациями.

Программы ТАСИС позволяют передавать ноу-хау, которым располагают государственные и частные организации самого широкого спектра. Ноу-хау передается в форме оказания консультативного содействия в вопросах политики направления групп экспертов, проведения экспертных исследований и профессиональной подготовки, путем создания и реформирования правовой и нормативной базы, институтов и организаций, а также установления партнерских отношений, развития международных сетевых структур. ТАСИС выполняет также роль катализатора, открывая доступ к средствам основных кредиторов и инвесторов, благодаря проведению предынвестиционных исследований и технико-экономических обоснований.

В числе основных приоритетных программ, финансируемых за счет средств ТАСИС, выделяется программа Innovation[2].

Это программа, целью которой является распространение и оптимизация результатов в области исследований и технологического развития. Цели программы достигаются через решение следующих задач в рамках конкретных подпрограмм.

1. Поддержка среды, благоприятствующей инновациям и передаче технологий предприятиям. Предполагает развитие Европейских инновационных мониторинговых систем (EIMS), финансовой среды, благоприятствующей распространению новых технологий, развитие институтов региональной инновационной инфраструктуры (технологические инкубаторы, научно-технологические парки и т.п.), а также ряд информационных действий (публикации, семинары, конференции).

2. Финансовая поддержка инновационных проектов. Предполагает развитие различных форм кооперации между источниками финансов, университетами и (или) исследовательскими центрами и предприятиями, проведение анализа и оценки возможностей создания инфраструктур и схем для улучшения мобилизации частных фондов как источников финансирования научно-технических и прочих инновационных проектов, запуск пилотных схем по со-финансированию малых предприятий.

3. Стимулирование и распространение технологий и знаний. Реализуется через программы поддержки работы сети Центров распространения инноваций (IRC). В Европе работает сеть из 52 региональных специализированных консультационных центров, связывающих местные технологические и инновационные организации по всему ЕС.

Основная цель центров – повышение конкурентоспособности местной индустрии путем привлечения технологических инноваций. Для решения этих задач центры в своем регионе определяют местные технологические потребности, выявляют "запасы" технологий, содействуют передаче технологий, продвигая их через сеть европейских центров. Центры оказывают услуги по консультациям в процессе передачи технологий, предоставляют информацию о программах КЕС, финансовых проектах, осуществляют тренинг по применению инноваций и результатов исследований. Дополнительная задача: продвижение инноваций и передача технологий, семинары, конференции и т.п., консультации и тренинг по маркетингу, эксплуатации и распространению технологий и правам интеллектуальной собственности.

4. Снабжение программ необходимыми технологиями. Данная программа стимулирует развитие услуг по трансферу технологий и информационных услуг. Она нацелена на поддержку участников программ ЕС и содействие европейской кооперации в эксплуатации исследований и трансфере технологий. Одно из направлений раздела нацелено на оказание помощи в защите интеллектуальной собственности и эксплуатации результатов научно-технических и демонстрационных проектов.

Необходимо отметить, что вопрос защиты результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности является одним из важнейших вопросов в рамках международного научно-технического сотрудничества.

Решение данной проблемы лежит в плоскости грамотного нормативно-правового регулирования сферы международного сотрудничества, в частности в области реализации грантов.

Так, существенным отличием договора гранта от договора на выполнение НИОКР или договора простого товарищества является отсутствие у грантодателя прав на произведенную грантополучателем собственность. Одновременно права на полученную при выполнении гранта собственность могут быть различны у партнеров по совместному проекту. Это зачастую обусловлено статусом участника проекта или степенью финансового участия партнеров при покрытии части затрат по проекту из средств гранта.

Наиболее просто это можно показать на примере грантов, реализуемых в рамках программ ЕС. Типовые гранты на проведение исследовательских и технологических работ подразумевают деление участников на три группы но статусу: контракторы, ассоциированные контракторы и субконтракторы. Эти категории участников имеют различные права по отношению к интеллектуальной собственности, полученной в рамках проведения проекта.

В ходе реализации проектов ассоциированный контрактор нередко имеет меньше прав, чем контрактор, так как при получении прав от контрактора он должен нести определенные расходы. Изначально согласно условиям программ ЕС российские участники могли быть только ассоциированными контракторами. В ходе переговоров между ЕС и Россией были введены специальные условия для российских участников научно-технических программ ЕС, которые разрешили выступать российским партнерам в качестве контракторов и приравняли российских ассоциированных контракторов в правах к контракторам.

Решение вопросов, касающихся прав на интеллектуальную собственность, является основным и приоритетным для участников совместных международных проектов. Несомненно, что развитие науки и экономики в целом напрямую связано с коммерциализацией технологий, а гранты по совместным исследованиям являются лишь средством, обеспечивающим наиболее дешевый и простой путь научным организациям и ученым для достижения этой цели.

Другим важным аспектом государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества является контроль за исполнением норм российского законодательства, в частности:

• контроль исполнения законодательных актов в области инвестиций и валютного регулирования;

• исполнения норм налогового и таможенного права;

• защиты интеллектуальной собственности и передачи научных результатов и научной продукции за рубеж.

В соответствии с действующим законодательством порядок проведения валютных операций юридическими лицами и гражданами устанавливает Центральный банк РФ.

Таможенное законодательство предусматривает ряд преференций для российских участников международных инновационных проектов, в том числе освобождение от уплаты таможенных платежей на научное и технологическое оборудование, научно-лабораторные инструменты, приборы, материалы, научно-технические издания и т.д.

В настоящее время вопросы налогообложения грантов регулируются Налоговым кодексом РФ, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение соответствующих норм Налогового кодекса РФ.

Налоговое законодательство России предусматривает особую схему налогообложения грантов для международных и иностранных организаций, которые входят в перечень иностранных организаций-котрагентов, утвержденный постановлениями Правительства РФ. В соответствии с данным Постановлением гранты международных и иностранных организаций, входящих в перечень, не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов. В противном случае, такие полученные средства включаются в налоговую базу и подлежат налогообложению.

В практике также встречается случай, когда один научный проект получает совместную поддержку нескольких организаций и грантовое соглашение является многосторонним. В этом случае только средства, поступающие для исполнения данного проекта от тех организаций, которые упомянуты в вышеуказанном перечне не включаются в налоговую базу грантополучателя.

В настоящее время в России в ходе реализации проекта модернизации национальной экономики проводится активная кампания по привлечению зарубежных инноваторов и инвесторов для реализации совместных проектов в инновационной сфере. Кроме того в стране государством поддерживаются и регулируются уже существующие международные научные и научно-технические программы и проекты с партнерами из различных зарубежных стран. Многие из них уже успели продемонстрировать высокую эффективность в ходе взаимодействия между российскими и иностранными партнерами.