Государственная и муниципальная служба

Орган публичной власти — это не отвлеченная абстракция, а конкретный коллектив граждан, внутренне структурированный, организованный в систему и нацеленный на выполнение строго определенных задач и функций. Совокупность этих граждан, выполняющих вспомогательные функции по сравнению с должностными лицами, т.е. теми лицами, которые выступают от имени всего органа публичной власти и несут юридическую и политическую ответственность за эффективное и точное выполнение им его функций, принято именовать аппаратом органа публичной власти. Этот аппарат, в свою очередь, делится на организационно обособленные структурные подразделения, состоящие из отдельных сотрудников — государственных или муниципальных служащих.

Не вдаваясь в подробную характеристику указанной категории граждан (это задача учебных курсов административного, муниципального и трудового права), отметим ряд присущих этой группе наемных работников особенностей, в частности, касающихся их правового статуса:

1) особый порядок принятия на службу — система назначения па конкурсной и контрактной основе, периодическая переаттестация, служебные чины и звания и многое др.;

2) система строгого административного подчинения, действия в пределах служебных должностных инструкций, бюрократический (в хорошем смысле слова) характер работы;

3) особый (отличный от обычного гражданина) порядок соблюдения принципа законности. Государственный служащий не только несет конституционную обязанность соблюдать Конституцию и законы, но и ведомственные инструкции, приказы и распоряжения вышестоящего руководства и т.д. Правда, в большинстве цивилизованных стран у государственного служащего имеется возможность отказаться от выполнения незаконного приказа или обжаловать его в суд;

4) обязательно возмездный характер труда, в отличие от некоторых выборных должностей органов публичной власти;

5) особенности ответственности. В отличие от политической ответственности, которую несут должностные лица и иные официальные представители органа публичной власти (после снятия с них иммунитета возможна любая форма ответственности, вплоть до уголовной ответственности президента), государственные служащие несут дисциплинарную или должностную ответственность, в ряде случаев в особой форме, установленной контрактом или уставом соответствующего органа власти;

6) особый принцип гласности (от англ. glas — стекло, прозрачный), означающий "прозрачность" частной жизни государственного служащего, особенно высшего должностного лица. На самом деле государственный служащий не обладает той гарантированной законом неприкосновенностью частной жизни, которой обладает гражданин. Это своеобразная "жертва" того объема власти, которым обладает государственный служащий и потенциально может использовать его вопреки интересам общества, государства, отдельного гражданина. Для общества очень важно, чтобы государственный служащий распоряжался данной властью честно, отвечал повышенным моральным требованиям.

Таким образом, аппарат публичной власти является неотъемлемой составной частью механизма осуществления публичной власти. Но он не может заменить собой все перечисленные выше звенья этого механизма, наполняющие деятельность аппарата сущностным ОГЛАВЛЕНИЕм.

Легитимность государственной власти

Легитимность (от лат. legitimus — законный) — сущностное свойство государственной власти. Термин "легитимность" исторически возник в начале XIX в. во Франции для характеристики государственной власти как власти законной. С течением времени объем содержания этого термина расширился. Легитимность стала означать не только законность происхождения и способа установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения[1].

Большой вклад в теоретическую разработку понятия легитимности внес немецкий социолог, этнограф и философ Макс Вебер (1864—1920). Согласно разработанной им и ставшей классической теории легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании.