Государственная миграционная политика современной России

Миграция является важнейшим социальным явлением, способствующим социально-экономическому развитию страны, участвующим в формировании структуры расселения, изменения состава населения, трудового потенциала территории.

Миграционные процессы в России определяются как положительными (демократизация общественно-политической жизни общества, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок), так и отрицательными факторами (социально-экономическая нестабильность, ухудшение качества жизни людей, состояния окружающей среды, проявление национализма, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации).

Миграционная ситуация современной России характеризуется следующими особенностями (постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 935 "Об уточнении Федеральной миграционной программы", распоряжение Правительства РФ от 01.03.2003 № 256-р "О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации"):

– нестабильность ряда новых независимых государств, отсутствие в них гарантий безопасности, внутренние и межгосударственные конфликты, бытовой национализм и нетерпимость, возрастающая межэтническая разобщенность, стимулирующая массовый приток вынужденных мигрантов в Россию;

– продолжающаяся иммиграция в Россию русских, представителей других коренных народов Российской Федерации, составившая в последние годы несколько миллионов человек;

– эмиграция на постоянное место жительства, носящая в значительной степени этнический характер;

– иммиграция в Россию выходцев из стран третьего мира с нестабильной общественно-политической обстановкой;

– интеграция России в международный рынок труда сопровождается развитием процессов внешней трудовой миграции, составной частью которой является привлечение в Россию иностранной рабочей силы и направление российских граждан на работу за границу;

– массовые миграции из государств Закавказья, с Украины и из других стран постсоветского пространства в связи с резким ухудшением в них социально-экономической ситуации;

– смена направления миграционных потоков, выразившаяся в выезде населения из регионов Севера и Востока страны (сокращается население практически повсеместно в регионах, наиболее богатых сырьевыми ресурсами, ухудшается его демографическая структура, разрушается уникальный трудовой потенциал);

– сокращение населения стратегически важных приграничных территорий на востоке страны, что усиливает демографический дисбаланс с прилегающими государствами Восточной Азии, прежде всего с Китаем;

– концентрация мигрантов в центральных регионах европейской части страны, Поволжье, на Северном Кавказе, в южных областях Урала и Западной Сибири (густонаселенные, обжитые регионы с благоприятными природно- климатическими условиями, относительно высоким уровнем социально-экономического развития);

– сохранение на территории России очагов вынужденной миграции с территории Северного Кавказа (нестабильная ситуация в регионе, создающая угрозу национальной безопасности Российской Федерации);

– проблема возвращения ранее репрессированных народов на места прежнего проживания;

– проблемы миграции населения, связанные с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными бедствиями.

Указанные проблемы требуют проведения системной, целенаправленной государственной миграционной политики.

Государственная миграционная политика является важнейшим условием национальной безопасности России, нормального развития экономики, социальных отношений в обществе. Жизнедеятельность, активность мигрантов, их интеграция в социально-экономическую систему общества могут дополнять недостаток политики, самореализации коренного населения, проявляющихся в социальнодемографических потерях, недостатках образовательной системы, нехватке рабочей силы, разрушении культурнодуховных факторов, потери мобильности и др. В случае если миграционные потоки совпадают с политикой государства, оно получает дополнительные большие ресурсы[1].

Государственная миграционная политика включает управление миграционными потоками, создание селективных механизмов, деятельность по интеграции мигрантов в общество пребывания, социальную и воспитательную работу с мигрантами и коренным населением, формирование толерантных подходов и взглядов.

Государственная миграционная политика основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, положениях Конституции и выражается в федеральных законах и нормативных правовых актах, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, договорах и соглашениях между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На миграционную политику государства оказывают влияние социально-экономическое положение государства, состояние рынка труда, готовность общества к социальнокультурной нейтрализации и интеграции миграционных потоков. Поэтому миграционная политика, как правило, сочетает консервативные элементы (закрытость) и либерально-рыночные (селективная открытость).

Перед государственной миграционной политикой стоят задачи защиты прав и интересов мигрантов, регулирования миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимаемого региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов, климатических особенностей мест расселения, а также создания приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально- экономическому положению.

Государственная миграционная политика осуществляется на основе следующих принципов:

– выбор мигрантам мест проживания и видов занятости в соответствии с федеральной и региональными программами миграции, действующим законодательством;

– недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, пола, возраста, политическим убеждениям;

– личное участие мигрантов в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке их инициативы и самостоятельности;

– применение квот при приеме беженцев;

– запрещение высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных действующими законодательными актами.

К приоритетным относятся следующие направления государственной миграционной политики:

1) предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий стимулированных миграционных потоков;

2) адаптации и интеграции мигрантов на новом месте жительства;

3) пресечение незаконной миграции;

4) обеспечение регулирования внешней трудовой миграции, социальной защиты трудящихся мигрантов;

5) оптимизация размещения населения и трудовых ресурсов посредством социально-экономических миграций;

6) добровольное возвращение мигрантов (внутренних перемещенных лиц, беженцев и лиц, ищущих убежище).

В настоящее время в России идет процесс становления государственной миграционной политики. Ее важнейшие механизмы реализации следующие (постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 935 "Об уточнении Федеральной миграционной программы", распоряжение Правительства РФ от 01.03.2003 № 256-р "О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации"):

– совершенствование законодательства Российской Федерации в области миграции, определяющего основные взаимные права и обязанности мигранта и государства (в Совете Федерации РФ создан Комитет по делам СНГ, в Государственной Думе РФ – Комитет по связям с СНГ);

– заключение и реализация международных договоров Российской Федерации по вопросам миграции, соглашений о регулировании процессов переселения и защиты прав переселенцев, а также о защите прав соотечественников за рубежом;

– создание и совершенствование системы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной миграционной политики: Министерство иностранных дел РФ (осуществляет и контролирует вопросы связи с соотечественниками), Министерство внутренних дел РФ (осуществляет миграционный контроль), Министерство здравоохранения и социального развития РФ (решает социальные проблемы мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев), Министерство регионального развития РФ (решает отдельные проблемы), Федеральная миграционная служба и ее региональные структуры;

– защита прав мигрантов в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством и нормами международного права (повышение ответственности органов государственной власти Российской Федерации, общественных объединений за обеспечение прав мигрантов в новых политических, социально-экономических условиях; заключение международных соглашений с государствами – бывшими республиками СССР по проблемам, связанным с регулированием миграционных процессов, социальной защитой мигрантов; решение вопросов соблюдения прав человека и экономических интересов мигрантов; увязывание вопросов осуществления финансово-экономической политики в отношении государств – бывших республик СССР с защитой прав и интересов соотечественников, проживающих в этих странах);

– прием, временное размещение беженцев и вынужденных переселенцев, организация расселения, оказание помощи, содействие в обустройстве на новом постоянном месте;

– совершенствование системы миграционного контроля, регулирование миграционных потоков (развитие системы миграционного контроля на пунктах пропуска через государственную границу, создание центров временного размещения мигрантов, в которых проводится процедура определения правового статуса иностранца, ищущего убежища);

– прогнозирование миграционных процессов и формирование миграционной политики с учетом изменений политической и социально-экономической ситуации;

– разработка предложений по реализации национальной политики в области миграции;

– разработка региональных и межрегиональных миграционных программ и организация их выполнения;

– расчет балансов трудовых ресурсов на федеральном и региональном уровнях в целях обеспечения рабочих мест при реализации экономических и инвестиционных проектов;

– поддержка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления деятельности хозяйствующих субъектов малонаселенных районов;

– создание сети информационных центров, включая региональные, в целях использования потенциала мигрантов;

– создание системы научного обеспечения и профессиональной подготовки кадров по проблемам миграции;

– взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в целях регулирования миграционных процессов.