Лекция 10. Государственная макроэкономическая политика в закрытой экономике

В гл. 9 мы уже начали исследование особенностей осуществления государственной макроэкономической политики. Базой для разработки тех или иных мероприятий государства служит модель/Я —1М, описывающая функционирование реального сектора и финансовой системы в закрытой экономике. В данной главе, опираясь на принципы макроэкономического анализа, предлагаемые моделью —1М, продолжим рассмотрение различных ключевых ситуаций, связанных с денежно-кредитной и фискальной политикой современного государства.

Классификация видов государственной политики

Для того чтобы разобраться во всех деталях государственной политики на макроуровне, необходимо прежде всего провести классификацию видов государственного воздействия. Такая классификация позволит упорядочить множество государственных мероприятий по базовым критериям.

В зависимости от используемых инструментов государственная макроэкономическая политика подразделяется на денежно-кредитную (или монетарную) и фискальную (или бюджетно-налоговую) политику. Монетарная политика связана с деятельностью центрального банка и оперирует денежной массой, ставкой процента, нормой резервирования и прочими параметрами денежного рынка. Фискальная политика утверждается государственным законодательным органом (например, Государственной Думой); она отвечает за формирование государственного бюджета, налоговые сборы, с одной стороны, и структурой распределения государственных средств — с другой. Фискальная политика оказывает влияние, главным образом, на рынок товаров и услуг.

Классификация видов государственной политики

1. По инструментам:

• денежно-кредитная (монетарная);

• фискальная (бюджетно-налоговая).

2. По действию на экономику:

• стимулирующая;

• сдерживающая;

• стабилизационная;

• антиинфляционная.

3. По методам:

• активистская;

• неактивистская.

4. По механизму:

• дискреционная;

• политика правил;

• автоматические стабилизаторы.

По действию на экономику государственная политика подразделяется на следующие виды:

• стимулирующая;

• сдерживающая;

• стабилизационная;

• антиинфляционная.

Стимулирующая политика направлена на рост ВВП, ускорение производства и обеспечение полной занятости в экономике. Сдерживающая политика предназначена для ограничения излишнего конъюнктурного роста ВВП, могущего вызвать перегрев экономики с последующим кризисом. Когда наступает кризис, то требуется уже стабилизационная политика, нацеленная на предотвращение падения выпуска, смягчение последствий экономической рецессии и безработицы. В периоды сильной инфляции государство использует антиинфляционную политику для ограничения увеличения цен, снижения темпов прироста ценовых показателей и, по возможности, уменьшения ценовых индексов.

По методам воздействия можно выделить активистскую и неактивистскую политику государства. Активистская политика означает активное вмешательство государства в функционирование товарных и денежных рынков. Она может изменяться в зависимости от стадии экономического цикла, особенностей экономической конъюнктуры и представлений государственных чиновников о ситуации в городе, регионе или стране. Неактивистская политика предусматривает пассивную реакцию государственных органов на события в экономике, приспособление экономических инструментов к текущей ситуации, более мягкое следование экономическому циклу.

По механизму влияния государственная политика подразделяется на такие виды:

• дискреционная;

• политика правил;

• автоматические стабилизаторы.

Структура механизма влияния позволяет более четко выделить различные направления активистской и неактивистской политики.

Дискреционная политика подразумевает, что государственные органы проводят те или иные экономические мероприятия в зависимости от текущего периода времени, так что от периода к периоду (например, от года к году или от пятилетки к пятилетке) политика, ее цели и инструменты могут претерпевать существенные изменения. Дискреционная политика по своей сути — это политика активистская.

Политика правил используется тогда, когда государство устанавливает правило, по которому ЦБ и (или) другие министерства и ведомства изменяют количественные параметры своей деятельности. Правило может носить как активистский, так и неактивистский характер.

Например, активное вмешательство ЦБ в функционирование денежного рынка может происходить по такому правилу. Предложение денег изменяется в зависимости от того, насколько темп роста реального ВВП отличается от темпов роста выпуска при полной занятости, скажем, по формуле

Пассивное наблюдение ЦБ за экономикой и денежным рынком может означать, что ЦБ увеличивает предложение денег от периода к периоду, например, вот так:

В отличие от дискреционной политики, при которой государственные органы принимают решения, уникальные в каждом конкретном случае, обсуждая и анализируя каждую конкретную ситуацию по отдельности, политика правил руководствуется заранее определенным алгоритмом поведения. В случае политики правил формула устанавливается на длительный период.

Кроме правил и решений, принимаемых государственными чиновниками с заранее заданной, четко поставленной целью, в экономике есть ряд механизмов, которые, хотя изначально были нацелены на другое, способствуют стабилизации выпуска и дохода экономических агентов. Такие механизмы носят название автоматических стабилизаторов, поскольку они автоматически, без дополнительных решений правительства или ЦБ, приводят производство к равновесному выпуску, стабилизируя экономику. Это неактивистская пассивная политика, но с далеко идущими активными последствиями.

Примеры автоматических стабилизаторов включают в себя:

• пропорциональный подоходный налог;

• налог на добавленную стоимость;

• импорт;

• выплаты по безработице (трансферты).

Рассмотрим действие автоматических стабилизаторов на примере выплат по безработице, которые устанавливаются в виде количественной величины пособия, получаемого индивидом при утрате работы. Когда экономика находится в депрессивном состоянии, в ситуации кризиса, численность безработных растет, общая сумма выплат будет увеличиваться. Выплаты по безработице при этом означают наличие дополнительных вливаний в экономику, что поддерживает совокупный доход, не дают выпуску и совокупному спросу упасть еще ниже. Когда же экономика находится на подъеме и есть опасность перегрева конъюнктуры, численность безработных уменьшается, выплаты сокращаются, что ведет к уменьшению совокупного спроса, вливания в экономику прекращаются или, по крайней мере, падают. И это оказывает сдерживающий эффект на экономическую конъюнктуру. Подъем замедляется, выпуск стабилизируется, перегрев откладывается.

По схожему алгоритму действуют все прочие виды автоматических стабилизаторов.

При оценке государственной политики необходимо еще принимать во внимание ее цели. Цели любой макроэкономической политики подразделяются на три категории цены:

• глобальные;

• промежуточные;

• оперативные.

Глобальные цели предусматривают ориентацию политики в долгосрочном периоде. К глобальным целям (их еще называют "магический четырехугольник") относят:

• общественное благосостояние;

• стабильность цен;

• эффективное распределение ресурсов в экономике;

• экономический рост.

Промежуточные цели политики связаны с достижением конкретных параметров экономического развития в среднесрочной перспективе. Среди промежуточных целей выделяют следующие:

• низкие и стабильные темпы инфляции;

• высокую занятость в экономике;

• стабильность ставки процента;

• стабильность финансовой системы;

• стабильность валютного курса.

Оперативные цели предполагают контроль над количественными показателями экономики в каждый момент времени. Это краткосрочные "метки" для государственных чиновников. Например, оперативные цели монетарной политики включают в себя:

• денежные агрегаты;

• ставку процента;

• валютный курс.

Среди оперативных целей фискальной политики можно выделить:

• величину налоговых сборов;

• величину дефицита или профицита государственного бюджета;

• темпы роста госдолга.

Задание для размышления

Проведите классификацию текущей макроэкономической политики России по всем критериям.