Государственная инновационная политика и правовая защита интеллектуальной собственности

С принятием в 2011 г. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года был сформулирован тезис о том, что единственным возможным способом достижения целей долгосрочного экономического и социального развития России является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития.

Государственная политика в области инноваций основана па взаимодействии органов государственной власти, специализированных федеральных и региональных центров, образовательной системы и бизнеса, в целях всестороннего развития инновационного потенциала страны.

За последние 10 лет государством была проведена определенная работа по формированию национальных исследовательских центров, развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, создания и развития инновационных кластеров. Создан ряд государственных советов и комиссий по модернизации, инновационному и технологическому развитию экономики страны (например, Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России – совещательный орган, созданный для обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с модернизацией экономики и инновационным развитием России).

Тем не менее, выход на запланированный уровень индикаторов, касающихся спроса на инновации в реальном секторе экономики, по состоянию на 2013–2014 гг. не произошел. В основном это связано с существенным снижением спроса на инновации со стороны реального сектора вследствие кризисных явлений, а также сокращением бюджетных выплат по Федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.10.2006 №613.

Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в большинстве секторов экономики расходуются недостаточно эффективно. Не в полной мере удалось решить проблему старения научных кадров, хотя для улучшения ситуации государство предприняло значительные усилия.

Ключевой проблемой можно считать низкий спрос на инновации в экономике России, а также специфику его структуры: приоритет импорта готового оборудования вместо внедрения собственных инновационных разработок.

Государственный и частный сектор не проявляют достаточный интерес к разработке и внедрению инноваций. Уровень активности субъектов рынка к внедрению инноваций значительно уступает таковому в ведущих странах мира.

К примеру, остается низкой восприимчивость бизнес-структур к инновациям технологического характера. В 2009 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4% общего количества предприятий российской промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (71,8%), Бельгии (53,6%), Эстонии (52,8%), Финляндии (52,5%) и Швеции (49,6%). Доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых промышленных технологий, составляет 11,8% в общем количестве предприятий. Доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполнение работ, услуг организаций промышленного производства России составляет 1,9% (аналогичный показатель в Швеции составляет 5,4%, в Финляндии – 3,9%, в Германии – 3,4%).

В России пока недостаточно развита система государственно-частного партнерства в сфере реализации инновационных проектов. Доля получающих целевое бюджетное финансирование организаций составляет 0,8% (для сравнения, в Германии – 8,8%, в Бельгии – 12,7%). В 2011 г. стоимостная оценка объема программ исследования инноваций малого бизнеса и трансфера полученных технологий в США поставляла 2 млрд долл., в России эквивалентная оценка в соответствии с совместной программой Минэкономразвития России и Правительства РФ составляет примерно 67 млн долл.

Тем не менее, государство создает большое количество объектов инновационной инфраструктуры. Функционируют технико-внедренческие особые зоны. В вузах формируется инновационная инфраструктура.

НИУ ВШЭ были опубликованы так называемый Индекс инновационного развития субъектов Российской Федерации и сопровождающий его рейтинг регионов по уровню инновационного развития за 2014 г. (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Рейтинг инновационного развития субъектов РФ за 2014 г.[1]

Рейтинг

Регион

Индекс

1

Москва

0,5850

2

Республика Татарстан

0,5606

3

Сан кт-Петербург

0,5382

4

Нижегородская область

0,5006

5

Калужская область

0,4934

6

Чувашская Республика

0,4926

7

Свердловская область

0,4755

8

Томская область

0,4755

9

Московская область

0,4751

10

Ульяновская область

0,4661

11

Пермский край

0,4594

12

Новосибирская область

0,4584

13

Республика Башкортостан

0,4446

14

Красноярский край

0,4401

15

Пензенская область

0,4336

16

Челябинская область

0,4329

17

Ярославская область

0,4287

18

Республика Мордовия

0,4263

19

Тюменская область

0,4220

20

Самарская область

0,4134

21

Магаданская область

0,4117

22

Липецкая область

0,4104

23

Камчатский край

0,4061

24

Белгородская область

0,4042

25

Хабаровский край

0,4025

26

Воронежская область

0,3935

27

Ставропольский край

0,3914

28

Владимирская область

0,3909

29

Тверская область

0,3908

30

Волгоградская область

0,3882

31

Ленин градская область

0,3807

32

Кемеровская область

0,3765

33

Краснодарский край

0,3764

34

Республика Коми

0,3728

35

Саратовская область

0,3687

36

Иркутская область

0,3632

37

Ямало-Ненецкий автономный округ

0,3625

38

Ростовская область

0,3614

39

Алтайский край

0,3595

40

Мурманская область

0,3558

81

Республика Ингушетия

0,1854

82

Республика Калмыкия

0,1715

83

Чеченская Республика

0,1563

Исследование показало, что главные центры по развитию инноваций в России – это Москва, Санкт-Петербург и Республика Татарстан (со столицей – г. Казань). Также можно видеть, что процесс регионального внедрения инноваций и динамика развития очень неравномерны. Индекс инновационного развития субъектов РФ был разработан в 2007 г. и направлен на измерение достижений в инновационном развитии всех регионов. В целях расчета индекса были выявлены 36 ключевых показателей, объединенных в несколько групп: 1) социально-экономические условия инновационной деятельности 2) научно-технический потенциал, 3) инновационная деятельность 4) качество инновационной политики. В результате региональный инновационный индекс был посчитан как среднее арифметическое значений всех включенных в рейтинг показателей.

Если говорить о международной оценке, то международной бизнес- школой INSEAD, Корнельским университетом (Cornell University) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности ( World Intellectual Property Organization, WIPO) был совместно представлен аналитический доклад на тему "Глобальный индекс инноваций 2014" (Global Innovation Index 2014), согласно которому Россия в 2014 г. заняла 49-е место в списке из 143 стран, что на 13 позиций выше, чем в предыдущем году (табл. 2.2). Глобальный рейтинг рассчитывается на основе 80 переменных, детально характеризующих инновационное развитие 143 стран мира, в которых проживает 95% населения всей планеты и с совокупным ВВП в 99,5% общего мирового ВВП.

Расчет индекса происходит на базе суммы оценок двух групп показателей:

"Innovation input" – располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций;

"Innovation output" – полученные практические результаты осуществления инноваций.

Индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в гой или иной стране.

Таблица 2.2

Рейтинг стран мира по индексу инноваций 2014 г.[2]

Рейтинг

Страна

Индекс

1

Швейцария

64,8

2

Великобритания

62,4

3

Швеция

62,3

4

Финляндия

60,7

5

Нидерланды

60,6

6

Соединенные Штаты Америки

60,1

7

Сингапур

59,2

8

Дания

57,5

9

Люксембург

56,9

10

Гонконг

56,8

11

Ирландия

56,7

12

Канада

56,1

13

Германия

56,0

14

Норвегия

55,6

15

Израиль

55,5

16

Южная Корея

55,3

17

Австралия

55,0

18

Новая Зеландия

54,5

19

Исландия

54,1

20

Австрия

53,4

21

Япония

52,4

22

Франция

52,2

23

Бельгия

51,7

24

Эстония

51,5

25

Мальта

50,4

26

Чехия

50,2

27

Испания

49,3

28

Словения

47,2

29

Китай

46,6

30

Кипр

45,8

31

Италия

45,7

32

Португалия

45,6

33

Малайзия

45,6

34

Латвия

44,8

35

Венгрия

44,6

36

Объединенные Арабские Эмираты

43,2

37

Словакия

41,9

38

Саудовская Аравия

41,6

39

Литва

41,0

40

Маврикий

40,9

41

Барбадос

40,8

42

Хорватия

40,7

43

Молдова

40,7

44

Болгария

40,7

45

Польша

40,6

46

Чили

40,6

47

Катар

40,3

48

Таиланд

39,3

49

Россия

39,1

142

Того

17,6

143

Судан

12,7

Как следует из табл. 2.2, Россия расположилась на 49-м месте, поднявшись по сравнению с 2013 г. на 13 позиций. В докладе отмечается, что сильные стороны нашей страны основаны на качестве человеческого капитала (30-е место), позитивных процессах развития бизнеса (43-е), развитии знаний и технологий (34-е), в то время как показатели развития инфраструктуры остаются на среднем уровне (51-е место).

Среди тормозящих развитие факторов выделены несовершенные институты (88-с место), низкие показатели результатов творческой деятельности (72-е) и развития внутреннего рынка (111-е место).

Динамику и соотношение фактических и планируемых показателей инновационного развития можно продемонстрировать в табл. 2.3.

Основные цели и этапы инновационного развития страны до 2020 г.:

1) увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40–50% к 2020 г. (в 2009 г. – 9,4%);

2) увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5–10% в 5–7 и более секторах экономики к 2020 г.;

3) увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2% к 2020 г. (в 2008 г. – 0,25%);

4) увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17–20% к 2020 г. (в 2009 г. – 12,7%);

5) увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25–35% к 2020 г. (в 2010 г. – 4,9%);

Таблица 2.3

Целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года[3]

Показатель

Единица

измерения

2010 г.

2013 г.

2016 г.

2020 г.

Количество вузов, входящих в число 200 ведущих университетов согласно Мировому рейтингу университетов (Quacquarelli symonds world university rankings)

шт.

1

1

2

4

Валовая добавленная стоимость инновационного сектора

% от ВВП

12,7

13,5

15,2

17

Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. человек населения)

ШТ.

2

2,1

2,3

2,8

Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства

%

5,5

8.2

12

15

Интенсивность затрат на технологические инновации организаций промышленного производства (доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства)

%

1,9

1,95

2

2,5

Доля инновационных товаров, работ, услуг, новых для рынка сбыта организаций, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства

%

0,4

2

5

8

Доля новых для мирового рынка инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства

%

0,03

0,04

0,12

0,28

Совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства (доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве таких организаций)

%

11

24

47

60

Средний возраст исследователей

лет

49

47,5

45

43

Доля сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки

%

8,4

10

12

15

Место России в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий

место

48

В числе 45 ведущих стран мира

В числе 10 ведущих стран мира

В числе 10 ведущих стран мира

Количество вновь созданных малых инновационных предприятий при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

шт.

483

500

600

700

Доля экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров

%

0,25

0,4

1,1

2

Количество инновационных кластеров, получивших федеральную поддержку после 2010 г. и сумевших удвоить высокотехнологичный экспорт с момента такой поддержки, накопительным итогом

шт.

5

12

15

Внутренние затраты на исследования и разработки

% от ВВП

1,3

1,5

1,9

3

6) увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25%.

Законодательная база в области инноваций и инновационной деятельности пока находится в стадии становления и развития.

Законодательный опыт Российской Федерации в области инноваций применительно к условиям рыночной экономики пока еще сравнительно мал[4]. В большинстве случаев законодательная база в плане регулирования экономических отношений и интеллектуальной собственности опирается на принципы индустриальной экономики, в то время как в мире используют правовое поле постиндустриальной экономики[5].

Формирование базы происходит очень неравномерно. Основные понятия и определения заложены в Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" в отношении научных исследований как одного из видов инновационной деятельности. При этом отдельного законодательного документа федерального уровня так и нс было создано, несмотря на то, что на региональном уровне законы существуют и постоянно совершенствуются.

В сущности, основной правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ, правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации. Четвертая часть ГК РФ определила правовой статус изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, компьютерных программ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания и т.д.

Также инновационные отношения регулируются международными договорами и соглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).

В 2006 г. на 27-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ (постановление от 16.11.2006 № 27–16) был принят модельный закон "Об инновационной деятельности", в котором были определены правовые, экономические, организационные основы регулирования инновационной деятельности в государствах – участниках СНГ.

Некоторые важные аспекты из этого закона:

• инновационная деятельность – деятельность, обеспечивающая создание и реализацию (введение в гражданский оборот) новаций (новшеств) и получение на их основе практического результата (нововведения) в виде новой продукции (товара, услуги), нового способа производства (технологии), а также реализованных на практике решений (мер) организационного, производственно-технического, социально-экономического и другого характера, оказывающих позитивное влияние на сферу производства, общественные отношения и сферу управления обществом;

• новация (новшество) – результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками:

– новизны, т.е. новыми качествами, свойствами и иными отличительными от существующих аналогов признаками,

– практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности,

– экономической эффективности (конкурентоспособности).

Подзаконными актами разного уровня регулируются отдельные аспекты

инновационной деятельности. Например, распоряжением Правительства РФ от 30.11.2001 № 1607-р были определены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Распоряжение было принято во исполнение Указа Президента РФ от 22.07.1998 № 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий".

Развитие научно-технической политики в России закреплено в следующих документах федерального уровня:

1) Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

2) Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом РФ 30.03.2002 № Пр-576;

3) Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 884 "О доктрине развития российской науки".

Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" па сегодняшний день является базовым федеральным документом, закрепляющим основные понятия инновационного процесса. Необходимо отметить, что изначально при создании закона инновационная составляющая вообще не была учтена, а сам закон регулировал исключительно вопросы развития науки и научной политики. Впоследствии закон был расширен некоторыми терминами и регулирующими положениями. Также в законе определены принципы финансового обеспечения инновационной деятельности, основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности, полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области государственной поддержки инновационной деятельности.

В 2010 г. были приняты документы, направленные на стимулирование инновационной деятельности. Среди них можно отмстить следующие:

1) Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ "Об инновационном центре “Сколково”". Он закрепил новый подход к регулированию инноваций, определив отношения, возникающие при реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково") и жизнедеятельности на его территории;

2) Комплексная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренная распоряжением Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р;

3) приказ Минэкономразвития России от 27.01.2015 г. N 32 "О мерах по реализации в 2015 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства";

4) постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования", которое предусматривает выделение на государственную поддержку инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования из федерального бюджета;

5) постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 220 "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения, подведомственные Федеральному агентству научных организаций, и государственные научные центры Российской Федерации в рамках подпрограммы “Институциональное развитие научно-исследовательского сектора” государственной программы Российской Федерации “Развитие науки и технологий” на 2013– 2020 годы";

6) Указ Президента РФ от 18.06.2012 № 878 "О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России", созданный в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с модернизацией экономики и инновационным развитием России.

Таким образом, отдельного федерального закона, исчерпывающе регулирующего инновационную деятельность и определяющего общую политику в этой области, пока не принято. Вместо этого существует большое количество нормативных правовых актов, так или иначе, частями охватывающих инновационные процессы, тем самым порождая противоречивость отдельных правовых норм и неопределенность отраслевой принадлежности норм об инновационной деятельности в существующей системе права.

Чрезвычайно важным в развитии инновационной активности страны является правовой механизм защиты интеллектуальной собственности.

Частные и государственные инициативы по созданию новых, инновационных продуктов и процессов должны быть защищены от несанкционированного копирования, неправомерного использования и заимствования. Если такого механизма в стране нет либо он недоработан, то возникающие убытки и негативные последствия в скором времени:

– повлияют на прибыль инноватора;

– снизят его интерес к реализации новых инновационных идей и изобретений;

– заставят его искать иные правовые режимы либо вообще прекратить инновационную деятельность.

Все это в итоге крайне негативно скажется на экономике страны.

В нашей стране правовая охрана интеллектуальной собственности гарантируется основным законом – Конституцией РФ. В частности, ст. 44 определено, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Законодательство, описывающее интеллектуальную собственность, включает в себя законодательство об авторском праве, о патентном праве, праве на товарные знаки и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Будучи частью гражданского законодательства, оно кодифицировано в рамках четвертой части ГК РФ.

В соответствии со ст. 1225 ГК РФ к результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), относятся:

– произведения науки, литературы и искусства;

– программы для электронных вычислительных машин;

– базы данных;

– исполнения;

– фонограммы;

– сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

– изобретения;

– полезные модели;

– промышленные образцы;

– селекционные достижения;

– топологии интегральных микросхем;

– секреты производства (ноу-хау);

– фирменные наименования;

– товарные знаки и знаки обслуживания;

– наименования мест происхождения товаров;

– коммерческие обозначения.

Необходимо отметить, что это закрытый перечень, и он нс может быть расширен даже иным законом без внесения поправок в данную статью.

В правовом механизме защиты интеллектуальной собственности двумя важнейшими понятиями являются авторское право и исключительное право.

Авторское право – это право гражданина на результат интеллектуальной деятельности, творческим трудом которого он был создан. Право авторства не может быть отчуждено или передано кому-либо.

Исключительное право – эго право гражданина или организации на использование результата интеллектуальной деятельности и распоряжение им. Такое право может принадлежать одному или нескольким лицам совместно и быть передано.

Лицо, обладающее исключительным правом, называется правообладателем. Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему правом любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (ст. 1233 ГК РФ).

Существуют еще так называемые права, смежные с авторскими или смежные права. К ним относятся интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности, на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач, на ОГЛАВЛЕНИЕ баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Отдельно описываются интеллектуальные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы – патентные права.

Виды интеллектуальных прав, документы, связанные с их юридическим закреплением, и сроки их действия указаны в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Виды интеллектуальных прав и их защита

Интеллектуальное право

Подтверждающие

документы

Срок действия права

Авторское право

Произведения в области искусства и науки, в том числе литературные, музыкально-драматические, географические, геологические и другие карты, а также относящиеся к другим наукам и искусствам. Производные и составные произведения науки и искусства; программы для ЭВМ

Договор на отчуждение исключительных прав на произведение (программу)

Пожизненно плюс 70 лет после смерти автора (п. 1 ст. 1281 ГК РФ)

Права, смежные с авторскими (смежные права)

Исполнение музыкально-драматических произведений искусства, фонограммы, тсле- и радиопередачи

Договор об отчуждении исключительного нрава

В течение

50 лет с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место первое исполнение (п. 1 ст. 1318 ГК РФ)

Компьютерные базы данных

15 лет с 1 января года, следующего за годом создания (п. 1 ст. 1335 ГК РФ)

Право публикатора на произведения в области искусства и науки, обнародованные после их перехода в общественное достояние

В течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования (ст. 1340 ГК РФ)

Патентное право

Изобретение

Патент, договор об отчуждении исключительного права на модель, образец

20 лет со дня поступления заявки (п. 1 ст. 1363 ГК РФ)

Полезная модель

10 лет со дня поступления заявки (и. 1 ст. 1363 ГК РФ)

Промышленный образец

15 лет с даты поступления заявки (п. 1 ст. 1363 ГК РФ)

Право на селекционное достижение

Сорта растений и породы животных

Патент, договор об отчуждении исключительного права

30 лет со дня регистрации и 35 лет на некоторые сорта винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород (п. 1, 2 ст. 1424 ГК РФ)

Право на топологию интегральных микросхем

Томология интегральной микросхемы

Свидетельство о регистрации, договор об отчуждении исключительного права. Договор подряда (заказа), выполнения НИОКР

10 лет, начиная с наиболее ранней даты первого использования (ст. 1457 ГК РФ)

Право на секреты производства (ноу-хау)

Секреты производства (ноу-хау)

Договор об отчуждении исключительного права. Договор подряда (заказа) на выполнение НИОКР. Внутренний нормативный акт организации о коммерческой тайне

До тех пор, пока обеспечивается конфиденциальность (ст. 1467 ГК РФ)

Права на средства индивидуализации

Фирменное наименование

Свидетельство о государственной регистрации

В течение срока действия организации

Товарный знак и знак обслуживания

Свидетельство о регистрации, договор об отчуждении исключительного права

10 лет со дня подачи заявки и еще 10 лет при каждом продлении исключительного права (ст. 1491 ГК РФ)

Наименование мест происхождения

Свидетельство о регистрации

10 лет со дня подачи заявки и еще 10 ле г при каждом продлении срока действия исключительного права (ст. 1531 ГК РФ)

Коммерческое обозначение

Договор подряда (заказа)

До тех пор, пока правообладатель не прекращает его использование в течение года (ст. 1540 ГК РФ)

В случае нарушения прав интеллектуальной собственности (незаконное копирование, использование и распространение чужой интеллектуальной собственности, а также плагиат и контрафакция) законодательством предусмотрены определенные санкции. Они зависят в первую очередь от того, какие правовые нормы применяются: гражданского, административного или уголовного законодательства. Это может быть как возмещение убытков, причиненных правонарушителем, так и административный штраф, а также лишение свободы.

Выводы

1. Инновационная экономика должна создаваться на принципах не ресурсных, а технологических преимуществ. Инновационная экономика должна обладать гибкой, динамичной структурой, в которой создаются новые элементы, рынки и рыночные ниши.

2. Инновационная экономика должна быть конкурентоспособной на национальном и внешних рынках, иметь сильную региональную составляющую.

3. Одним из фундаментальных понятий в инновационной экономике является интеллектуальный капитал. У высокотехнологичных компаний затраты и стоимостная оценка интеллектуального капитала в несколько раз превышают затраты на материальные средства.

4. Государство должно всячески поддерживать инновационное развитие страны, создавая новые среды и инструменты для инноваторов, поощряя инновационную деятельность, совершенствуя механизмы социальной, экономической и правовой защиты интеллектуальной собственности, стимулируя частный и государственный спрос на результаты инновационного труда.