Государства Латинской Америки в середине XX в.

Начиная с 1930-х гг. XX в. зависимое и деформированное развитие капиталистических отношений, усилившее социальные контрасты, привело к медленным, но неизбежным изменениям в общественной жизни стран Латинской Америки и в их политических системах.

Латифундизм, авторитаризм, сохранение традиционного уклада жизни коренного населения и другие тому подобные факторы самым тесным образом переплелись с использованием новейших достижений научно-технической революции, с быстрой урбанизацией. Все возрастающую роль в жизни латиноамериканских государств начинал играть внешний фактор. Широкая экспансия иностранного капитала имела своим результатом и политическую экспансию, стремление правящих кругов ведущих стран использовать страны Латинской Америки в своих глобальных военно-стратегических целях.

В 1930-е гг. нацистская Германия предприняла попытку подчинить себе с помощью профашистски настроенных эмигрантов ряд государств Латинской Америки (Бразилия, Боливия и др.). Под влиянием европейского фашизма в некоторых южных латиноамериканских странах (Бразилия, Аргентина, Чили и др.) появились свои партии тоталитарного типа, а также и сами военно-фашистские диктатуры. Так, Доминиканская партия, организованная "сверху" диктатором Трухильо по тоталитарному типу, автоматически включила в себя всех государственных служащих.

После разгрома нацизма во Второй мировой войне позиции фашистских партий ослабли, утратили массовую социальную базу, но сохранили свое влияние в ряде латиноамериканских стран, нередко сливались с террористическими группировками.

Зависимость государств Латинской Америки от США еще больше возросла после Второй мировой войны, когда стратегически важный континент стал ареной "холодной" войны и конфронтации двух "сверхдержав" (США и СССР).

В послевоенные годы США удалось втянуть правительства латиноамериканских государств в борьбу с "красной опасностью". Для этих целей в 1948 г. была учреждена Организация американских государств, которая использовалась США для прикрытия своих военных интервенций в латиноамериканских республиках. Однако уже в 1960-е гг. стало все более ясно обнаруживаться стремление этих стран к противодействию политике США, к проведению независимого внешнеполитического курса. Стремясь нейтрализовать влияние революционных сил и ослабить антиамериканские настроения, правительство США стало в большей степени делать ставку на использование в странах Латинской Америки политики реформизма. С этой целью была разработана программа "Союз ради прогресса", предусматривающая предоставление США финансовой помощи тем латиноамериканским государствам, которые становятся на путь "мирной революции", т.е. проведения постепенных аграрных преобразований и других социально-экономических реформ. Данная и последующие программы развития, хотя в целом потерпели крах, все-таки дали толчок к капиталистическим преобразованиям.

Политическая система стран Латинской Америки также претерпела изменения. Сложный клубок внутренних и внешних экономических противоречий, большая социальная и этническая неоднородность общества, рост политической активности населения ускорили в 1930–1960-е гг. XX в. падение монополии "исторических партий" и процесс формирования многопартийных систем. В большинстве стран стал обычным широкий спектр политических партий, начиная от профашистских группировок и традиционных консерваторов и либералов и заканчивая коммунистами и ультралевыми партиями и подпольными объединениями.

Характерной чертой политических систем Латинской Америки в середине XX в. была их нестабильность, которая отражала, в конечном счете, нестабильность самих экономических и политических структур государств. Особенностью партийных систем латиноамериканских стран стали политический максимализм, правый и левый экстремизм, отсутствие прочного политического центра. В середине XX в. в целом ряде государств Латинской Америки, особенно в тех, которые переживали экономические и политические катаклизмы, сама накаленная политическая обстановка породила многочисленные ультралевые и экстремистские группировки, которые отвергали легальные методы борьбы, признавали лишь практику террора, партизанской войны и т.д.

Для большинства стран Латинской Америки по-прежнему обычной оставалась практика государственных переворотов и военных мятежей с установлением в результате различного рода авторитарных, военно-гражданских режимов. Новой отличительной особенностью этих переворотов было то, что в условиях "холодной" войны за приходящими к власти президентами стояла не только местная олигархия и определенные политические партии, но и внешние силы. Так, при прямой поддержке правительства США еще до Второй мировой войны утвердились такие военно-фашистские диктатуры, как Убико в Гватемале, Сомосы в Никарагуа, Трухильо в Доминиканской Республике и др. После войны в Латинской Америке прокатилась новая волна государственных переворотов, многие из которых также были инспирированы извне.

Неспособность ряда диктаторов бесконечно подавлять оппозицию и контролировать политическую обстановку привели в 1960-е гг. к целой серии контрпереворотов, которые имели своей целью восстановление законной власти.

В Аргентине с 1946 по 1955 г. президентом был генерал X. Д. Перрон, политику которого отличали социальное "маневрирование", национализм, приверженность так называемому "третьему пути", подразумевавшему широкомасштабную национализацию, вмешательство государства в экономику страны.

В Уругвае в 1973 г. президент X. М. Бордабери при поддержке реакционного крыла командования вооруженных сил совершил государственный переворот, распустил парламент, отменил большинство статей конституции.

В Парагвае в 1954 г. была установлена репрессивная диктатура генерала А. Стресснера, который, опираясь на армейскую верхушку и аппарат политической партии "Колорадо", правил страной более 34 лет. За годы диктатуры более 12 тыс. человек погибли или пропали без вести, более 400 тыс. прошли тюремные застенки.

В Доминиканской Республике в 1930–1961 гг. у власти находился генерал Р. Трухильо, который установил в стране жесткий режим репрессий, но в мае 1961 г. был убит. В обстановке подъема национально-освободительного движения власть перешла к Реформистской партии. Однако в 1963 г. произошел государственный переворот, организованный военными, неспособность которых удержать власть в своих руках привела к тому, что в 1965 г. в Доминиканской Республике началась вооруженная борьба между сторонниками и противниками восстановления конституционного строя. Вооруженный конфликт был прекращен после ввода американских войск на территорию страны.

В Чили авторитарный режим установил А. Пиночет. Основанием для этого послужила неспособность правительства, находившегося под сильным влиянием идей марксизма-ленинизма, предотвратить развал экономической системы государства, а также крушение авторитета власти. Незаконные забастовки и демонстрации, захват земель и недвижимого имущества, рост преступности обострили общенациональный кризис. Политическая оппозиция, представленная большинством в парламенте, фактически саботировала все решения правительства. К осени 1973 г. (а началось все в 1970 г.) кризис достиг апогея. Оппозиция открыто ставила вопрос о свержении правительства. В этих условиях ни одна политическая партия, существовавшая в тот период, не оказалась в состоянии пойти на компромисс. В ноябре 1973 г. произошел военный переворот, в результате которого установился авторитарный режим А. Пиночета, продержавшегося у власти более 15 лет. После победы военной хунты в Чили был распущен парламент, запрещена деятельность всех без исключения политических партий. В 1980 г. была принята новая конституция, по которой А. Пиночет сохранил за собой право оставаться у власти путем продления срока президентского мандата.

Особенностью государственного переворота на Кубе является тот факт, что на смену авторитарному режиму пришел режим социалистический. В 1952 г. после государственного переворота к власти в стране пришел Ф. Батиста. Существовавшая в то время оппозиция побоялась пойти на какие-нибудь решительные действия против диктаторского режима. Несмотря на это группа военных во главе с Ф. Кастро попыталась совершить нападение на казарму Монкада в городе Сантьяго-де-Куба в июле 1953 г.; акция закончилась неудачей, а Ф. Кастро и его сподвижники были арестованы и приговорены к 15-летнему заключению. В 1955 г. иод давлением широкой общественности правительство вынуждено было объявить амнистию заключенным. Ф. Кастро выехал в США, а затем в Мексику, где разработал план вооруженной борьбы против диктатуры. В декабре 1956 г. группа во главе с Ф. Кастро высадилась с яхты "Гранма" на Кубу. С этого времени в стране началась повстанческая борьба против режима Батисты, завершившаяся 1 января 1959 г. победой революционеров. В апреле 1961 г. после провала попытки оппозиции высадить десант на Кубу с целью осуществления переворота, Ф. Кастро объявил о "социалистическом характере кубинской революции".

Частые государственные перевороты как и прежде порождали конституционную нестабильность. Как правило, военные, захватившие власть, и даже самые жестокие диктаторы спешили оформить свое правление с помощью нового конституционного документа, который нередко лишь во второстепенных вопросах отличался от предыдущей конституции. В результате в ряде стран по-прежнему происходила частая смена конституций. Лишь в Аргентине и Колумбии сохранялись конституции, принятые еще в XIX в., но и их тексты претерпели существенные изменения.

Для латиноамериканского конституционализма XX в. характерно то, что даже при самых жестоких диктатурах авторы конституций были вынуждены сохранять их "демократический фасад". Авторитарные методы правления не означали исключения из конституций развернутых и детально разработанных глав и целых разделов, посвященных политическим правам и личным свободам граждан.

Конституции большинства стран Латинской Америки, отражая тенденцию к концентрации политической власти, закрепляли унитаризм с ярко выраженной централизованной системой администрации, но не трогали муниципальное самоуправление. В тех странах, где сохранялась федерация, последняя выступала как исторически унаследованная форма административно-территориальной организации государства (Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла).

Основным стержнем конституционного механизма является президент республики, избираемый, как правило, сроком на шесть лет, причем не парламентом, а непосредственно населением. Президент обладает широкими полномочиями, в его руках концентрируется правительственная власть: он осуществляет руководство государственным аппаратом и вооруженными силами. Велика роль президента и в законодательном процессе (право вето, президентские послания конгрессу, право издавать президентские декреты или декреты-законы и т.д.).

Всевозрастающую роль в политической жизни подавляющего большинства латиноамериканских государств играла армия, выдвижение которой на политическую арену определялось не просто кризисным состоянием общества, но и отсутствием в стране реальной гражданской силы, способной предотвращать гражданские войны и поддерживать порядок в государстве. Четкая организация, оснащение новейшим вооружением делали армию реальной политической силой, от позиции которой в большой степени зависело решение многих политических вопросов. Политизация касалась, как правило, лишь армейского руководства (генералитет, офицерский корпус). Поскольку командный состав – выходцы из высших или средних слоев общества, неудивительно, что вооруженные силы в сложной кризисной ситуации выступали на стороне местной олигархии и иностранного капитала.