Гостеприимство и куначество

Самым распространенным и живучим обычаем является знаменитое кавказское гостеприимство. Дом любого горца открыт для каждого знакомого и незнакомого путника. Гостя в доме всегда почитали. Даже явному врагу, вошедшему в дом без обнаженного оружия, хозяин должен был оказывать гостеприимство. В некоторых аулах устанавливалась определенная очередность приема гостей, которые оказывались по какой-то надобности в данном месте. Гостю (кунаку) предоставлялась самая лучшая и богато убранная комната в доме, его старались накормить самыми вкусными яствами, хозяева стремились создать для него максимум удобств и уюта, а также обеспечить безопасность пребывания в их доме.

Кунацкая комната отличалась отсутствием предметов, связанных с ведением домашнего хозяйства, большей парадностью, здесь были лучшие ковры, циновки; на стенах – музыкальные инструменты и козьи шкуры.

У наиболее состоятельных хозяев строился даже специальный кунацкий домик, открытый для всякого путника, нуждающегося в приюте. Гостеприимство распространялось на любого человека, любой веры и национальности. Гость пользовался всеобщим признанием и уважением, каждый горец считал за честь достойно принять кунака. Гостя принимали в любое время дня и ночи. У дагестанцев даже существовал обычай: когда садились обедать или ужинать, еду делили поровну между членами семьи и отделяли порцию на случай, если явится гость.

Если горец впервые оказывался в незнакомом дагестанском ауле, он отправлялся на годекан, где до глубокой ночи сидели мужчины, обращался к сидящим с приветствием и затем сообщал, кто он, из какого аула и почему вынужден остановиться здесь. Как только выяснялось, что приезжий не имеет в ауле родни, ему тут же говорили: "Ты наш гость". Гость ни в чем не должен нуждаться – таков неписаный закон горцев. Учитывая, что путешественник в пути мог замерзнуть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные только для гостей. Этот обычай распространен и сейчас.

Приезжий мог гостить столько времени, сколько ему было нужно. По истечении трех дней с ним вели разговор как с равным, как с членом семьи. Когда гость отправлялся в дальнейший путь, хозяин провожал его за ворота или даже за аул.

Кроме обычая гостеприимства, на Кавказе известен еще обычай побратимства – куначества. Куначество означало постоянную дружбу между двумя горцами, предполагающую взаимопомощь, и завязывалась эта дружба часто при первой же встрече хозяина с гостем, если они того желали. Происходило это так: давалась друг другу клятва быть верными друзьями, быть как родные братья; затем кунаки обменивались подарками, выпивали из одной чаши молоко или вино и бросали в нее золотые и серебряные монеты. Кунаки всегда приходили на помощь друг другу, участвовали в радостных и горестных событиях семьи. Если в одной семье умирали родители, то дети не становились сиротами, их поддерживали кроме кровных родственников и кунаки, которые могли взять их в свою семью. Поэтому на Северном Кавказе не было брошенных детей, не нужны были приюты.

Л. Н. Толстой с восторгом описывал этот обычай, подчеркивая миролюбие, честность, преданность горцев. Он и сам испытал на себе обычай куначества, который связал его с удалым чеченцем Садо во время пребывания на Кавказе в 1853 г.: "Часто он мне доказывал свою преданность, подвергая себя разным опасностям ради меня, у них это считается за ничто – это стало привычкой и удовольствием".

Как-то Садо спас Толстого от карточного долга, сумев отыграть у офицера весь его проигрыш. А однажды он же спас графа от преследовавших русский отряд чеченцев, отдав ему своего коня и убедив горцев прекратить преследование. Так был спасен для мира писатель, имя которого тогда еще не было известно.

У чеченцев обычай куначества дожил в своей первозданности до наших дней, ему посвящено множество поговорок, легенд, притч, например: "Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать", "Гость в доме – радость".

Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту. Для приема гостей в каждом доме имеется "комната гостя", она всегда наготове – чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена, например, в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты. Даже в наше время первые три дня гостя не положено спрашивать, кто он, зачем пожаловал. Гость живет в доме как бы на правах почетного члена семьи. В старину в знак особого уважения дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду. Радушнощедрый прием оказывается гостю за столом. Одно из основных правил чеченского гостеприимства – защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни. Согласно этикету гость не должен предлагать никакой платы за прием. Он может только сделать подарок детям.

Обычай куначества связывал не только горцев, но и русских казаков с ними. В XIX в. нередко можно было встретить в горских аулах казаков и казачек, было немало случаев женитьбы горца-кунака на русской. Всех русских, прибывавших к горцам с добрыми намерениями, встречали достойно и не обижали. Вот один из примеров такого доброжелательства: "В 1818 г. генерал Ермолов приказал дагестанцам выдать всех русских беглецов. Тогда один из горцев привел старого русского солдата, попрощался с ним со слезами, дал ему деньги, 20 коров, 50 баранов. Оказалось, что 18 лет тому назад горец, будучи очень бедным, принял этого человека, бежавшего в горы, в свой дом. Потом выдал за него замуж свою дочь. Благодаря труду своего зятя, помощи его хозяйству он вышел из нужды, разбогател. Поэтому разделил свое имущество, отдал солдату его долю, но тот отказался ото всего, взял только сто рублей".

Горцы и казаки не только следовали обычаю куначества, но и гордились своей дружбой, подавая пример детям. Безо всякой боязни могла ходить одна в горах русская женщина; то же касалось мужчин, которые спокойно себя чувствовали среди горцев.

Между горцами и казаками нередко устанавливались и родственные отношения: в русские станицы переселялись горские крестьяне, бежавшие или от своих владельцев, или от угрозы кровной мести. Переселялись и целыми семьями. Как отмечал Л. Н. Толстой, наблюдая жизнь в терских станицах, казаки, породнившись с чеченцами, перенимали их обычаи, образ жизни, поэтому некоторые казачьи роды оказывались родственными чеченским. Даже в период войны на Северном Кавказе (XIX в.) добрососедские отношения не прерывались.

Куначество и гостеприимство играли важную роль в жизни народов Северного Кавказа. Благодаря этим обычаям развивались экономические и личные связи, обогащались культура и быт горцев. У детей с ранних лет воспитывались доброжелательство и радушие. Воспринимая от старших стиль общения с окружающими, они проникались доверием к любому пришедшему в семью и воспроизводили такую модель поведения во взрослой жизни.

Если ты кунак, то мой порог

Ждет тебя, сдувая облака.

Если ты от жажды изнемог,

То моя река – твоя река.

Если даже на дворе черно,

Встречу сам, подай лишь только знак.

Вот мой хлеб, вот розы, вот вино,

Все, чем я богат, твое, кунак...

Расул Гамзатов