Городской потенциал туризма в XIX – начале XX в.

Для туристов всегда были привлекательны крупные города, в которых концентрировались достопримечательности, развлечения, история и культура. Облик города и передвижение по нему создавал основное впечатление от поездки. Большинство российских городов, включая Москву, застраивались хаотично, а об их благоустройстве стали по-настоящему заботиться только в Новое время. Петербург тем и вызывал восхищение приезжих и иностранцев, что существенно отличался от привычного образа российских селений. "Самый предумышленный город на свете", – говорил о нем Ф. М. Достоевский, имея в виду четкую планировку и плановую застройку города. Однако процесс урбанизации в XIX в. заставил городские власти заботиться не только о благоустройстве города для его жителей, но и о привлекательности для приезжающих. Интересы бизнеса требовали, чтобы рестораны, театры, гостиницы были наполнены гостями, чтобы достопримечательности и красоты города манили новых и новых туристов.

В начале XIX в. под влиянием художественного стиля ампир Петербург принял облик настоящего столичного города: "город пышный, город чудный" с великолепной архитектурой и множеством достопримечательностей. Москва после 1812 г. также преобразилась, потеряв почти все свои деревянные строения. Как выражался один из персонажей комедии А. С. Грибоедова, "пожар способствовал ей много к украшенью". В правление Николая I альбомы с типовыми фасадами классицистского стиля диктовали застройку и столиц, и губернских городов. Российский город XIX в. обретал стилевое единство, что очень важно для формирования имиджа туристского объекта. Губернские города также пытались подражать столицам. М. Ю. Лермонтов иронически писал о типичном центре Тамбова:

Там есть три улицы прямые,

И фонари, и мостовые,

Там два трактира есть, один "Московский", а другой "Берлин".

В 1827 г. Николай I повелел собрать по всем губерниям сведения о том, где сохранились остатки старых крепостей, церквей и старинных зданий, строжайше запретив разрушать их. С развитием русской культуры в XIX в. началась работа по реставрации объектов старины во всех городах, чему особенно способствовало распространение идеологии "славянофильства". В 1834–1835 гг. были отреставрированы Дмитровский и Успенский соборы во Владимире, комплекс в Боголюбово, церковь Покрова на Нерли, крепостные сооружения в Великом Новгороде, Смоленске, Нижнем Новгороде.

В 1870 г. вступило в силу новое "Городовое положение", по которому любая частная застройка в городе требовала архитектурного согласования. Постепенно возникала новая "анатомия" городов, в которых центр смещался от крепостей к административным, театральным, торговым зданиям, а "воротами" в город становились не заставы на почтовом тракте, а железнодорожные вокзалы. Постройка зеркально одинаковых вокзалов в Москве и Петербурге по проекту императорского архитектора К. Тона подчеркнула новую тенденцию. Приезжавшую в город публику "принимал" вокзал, с которого и начиналось знакомство с городом. К вокзальным площадям подтягивались гостиницы, рестораны, транспортные конторы.

Важными городскими достопримечательностями становятся памятники, которые в изобилии появились в XIX в. Начало было положено ознаменованием победы России в Отечественной войне 1812 г. В короткое время были построены уникальные воинские храмы-мемориалы: храм Христа Спасителя, Казанский и Исаакиевский соборы; на центральных площадях столиц встали памятники Суворову, Минину и Пожарскому, Кутузову, Барклаю де Толли. Величественный мемориал возник на Бородинском поле. Празднование юбилеев Полтавы, Бородина, 300-летие дома Романовых в начале XX в. усилило интерес к памятникам воинской славы. Уникальным памятником, открытие которого в 1880 г. стало известно всей России, был памятник А. С. Пушкину в Москве. Его создали на народные деньги, церемонию открытия организовала общественность и Московский университет. Открытие превратилось в трехдневный праздник русской культуры, который привлек в старую столицу множество народа. Многочисленные памятники выдающимся людям России создавали известные скульпторы, что делало монументы новыми интересными достопримечательностями городов.

В XIX в. в столицах действовали престижные музеи: Оружейная палата, Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Румянцевский музей, Политехнический и Исторический музеи. История каждого из них – замечательная страница в наращивании культурного потенциала страны. Во второй половине XIX в. исторический, мемориальный или краеведческий музеи существовали практически в каждом губернском городе.

Эпоха модерна, наступившая в конце XIX – начале XX в., добавила блеска облику городов. Повсеместно строились большие общественные здания: универмаги, вокзалы, банки, театры, гимназии и университеты. По законам модерна они украшались мозаикой, цветными панно, большими окнами, причудливым декором. В Москве появился так называемый букет площадей: Театральная, Манежная, Красная. Последнюю обновило здание Верхних торговых рядов, в которые обязательно стремились попасть все приезжие. Манежная площадь украсилась сочетанием образцов разного стиля: неоготикой Исторического музея, классицизмом Манежа и Университета, модерном гостиницы "Националь". Уникальная гостиница "Метрополь" на Театральной площади привлекала зрителей подлинными шедеврами мозаичных панно М. А. Врубеля. Философия модерна, призывавшего к эстетизации внешней среды города, сделала интересными для зрителей в губернских городах многие общественные здания и частные особняки, которые сохранили свое очарование до наших дней. Один из публицистов XIX в. писал, что "в городах сосредоточивалось все лучшее, что есть в народонаселении государства" (цит. по: Кошман, с. 113).

Привлекательность города для приезжих подчеркивалась особенным комфортом жизни. Город гордился каменными домами, что отличало его от сельской местности. В конце XIX в. города обзавелись водопроводом, уличным газовым и даже электрическим освещением, телефонными станциями, мощенными улицами и городским транспортом. Все это превращало города в привлекательный объект для экскурсии. Поездка в город, тем более в столицу, оценивалась как приятное и волнующее путешествие, обещавшее развлечения и впечатления. В Москве, Нижнем Новгороде проводились масштабные общероссийские выставки, которые также привлекали множество приезжих. Особенно известной стала нижегородская выставка 1896 г. и московская выставка 1882 г., приуроченная к воцарению Александра III. Последняя работала 10 месяцев, ее посетило более миллиона человек, что стало абсолютным рекордом.

В конце XIX в. местные жители и городские власти озаботились безопасностью улиц с точки зрения уличного движения. К прежней лихой езде извозчиков и ломовиков добавились столь же отчаянные водители автомобилей, велосипедисты, вагоны конки и трамвая. Соперничество и взаимная неприязнь владельцев разного транспорта приводила к конфликтам, рискованной езде без всяких правил. "Лихачи", которые считались элитой среди извозчиков, поскольку владели экипажами "на резиновом ходу", славились тем, что не уступали дорогу ни автомобилю, ни трамваю. Ведь платили такому извозчику именно за "лихость" и скорость езды. Однако такой вид городского транспорта был мало пригоден для экскурсий, поскольку извозчики совсем не ориентировались в местных достопримечательностях, спеша доставить седока в названное им место.

Автомобиль оказался роковым конкурентом для городских лихачей и извозчиков, количество которых в Москве, начиная с первых лет XX в., ежегодно сокращалось на 8–10% (Руга, с. 141). Появление на улицах автомобиля в качестве такси поставило вопрос о введении правил дорожного движения для обеспечения безопасности и пассажиров, и пешеходов. Первое столкновение извозчика с автомобилем, которое привело к гибели пассажира, вызвало такую волну общественного возмущения, что московские власти обязали полицию следить за соблюдением правил езды по городским улицам. "Обязательные постановления", принятые Городской думой, предписывали автомашинам двигаться по улицам с предельной скоростью 12 верст в час. Управлять машинами могли только люди, достигшие 18 лет, имевшие от полиции специальное "разрешение на пользование автомобилем" и представившие в техническую комиссию городской управы чертежи приобретенной машины для доказательства ее безопасности. Водителей обязали использовать звуковые сигналы при поворотах. Правда, сигнализация у автомобилей тогда была такая громкая, что пугались и люди, и лошади, так что пришлось принимать новые специальные постановления и об автомобильных сигналах. К этому же времени относится введение автомобильных номеров, по которым можно было установить владельца. Полицейские протоколы того времени пестрят суровыми штрафами, которые взимались "за бешеную езду".

Возможности автомобиля в сфере туризма и городских экскурсий обнаружились практически сразу. В 1907 г. было впервые открыто автомобильное сообщение между Москвой и пригородом Останкино (Русские ведомости. 1907. 17 июля). Один из предпринимателей, владевший 10 машинами, организовал массовые перевозки на автомобиле и утвердил в городской управе твердую таксу на оплату нового средства передвижения (Русское слово. 1907. 10 ноября). Газета "Голос Москвы" в 1910 г. сообщала: "Московский клуб автомобилистов приступил к осуществлению плана развития туризма на автомобилях. Этому препятствует отсутствие складов бензина и масла по дорогам, поэтому клуб договаривается с владельцами аптек и ресторанов в небольших поселениях, предлагая им устроить подобные склады" (Голос Москвы. 1910. 28 августа). В 1910 г. автомобильный клуб в Москве предложил вместо рискованных гонок проводить "групповые поездки на неутомительное расстояние". Тогда же клуб организовал групповую поездку в Новый Иерусалим. Условившись не устраивать соревнование по дороге и не обгонять друг друга, автомобилисты за час с небольшим добрались до места. Там они оставили машины в гараже при гостинице Корсакова, а сами в саду на берегу реки насладились обедом, заказанном из ресторана "Мавритания", а также прекрасными видами монастырских построек (Руга, с. 176).

Появление конки, а затем электрического трамвая создало сектор массовых перевозок, что было особенно важно в дни народных гуляний, ярмарок, крупных событий в городе. В 1905 г. московские газеты сообщали о пуске линии электрического трамвая до парка Сокольники, где проходили массовые гуляния. В 1910 г. в Москве была проведена трамвайная линия от Сокольников до села Богородское, что обеспечивало в том числе загородные экскурсии. Массовые перевозки осуществляли и городские автобусы (омнибусы), которые появились в Москве в 1908 г.

Таким образом, город становился не только привлекательным, но и удобным объектом для туризма.