Городское самоуправление

Реализация Положения 1864 г. послужила основой для подготовки реформы и организации самоуправления в городах. 16 июня 1870 г. Александром II было подписано "Городовое Положение", которое устанавливало, что городское общественное управление в пределах предоставленной ему власти действует самостоятельно (ст. 5). Система городского самоуправления включала в себя: городское избирательное собрание; городскую Думу (распорядительный орган) и городскую Управу (исполнительный орган).

Выборы в городские думы осуществлялись на основе имущественного ценза без учета сословности. Право голоса получили городские обыватели, достигшие возраста 25 лет, владевшие в пределах города недвижимостью и уплачивающие прямой городской налог с недвижимости, торгов или промыслов. Все избиратели делились на три разряда (курии) в зависимости от размера уплачиваемого налога. Вначале они вносились в общий список по убыванию размера налога. Список затем делился на три разряда, каждый из которых платил одну треть общей суммы городских сборов. Все разряды избирали равное число гласных, что являлось социально неравным принципом, так как в первом разряде избирателей было меньше, чем во втором и тем более в третьем. Права избирать лишались по сути дела те же категории лиц, которые не имели права участвовать и в выборах в земское собрание.

Распорядительным органом городского самоуправления была городская Дума, которая избиралась сроком на четыре года. По характеру выполняемых функций, их осуществлению городская дума выступала как представительный орган. В состав Думы наряду с гласными входили городской голова, одновременно выполняющий функции председателя, а также председатель уездной земской управы и представитель духовного ведомства. Городскому голове предоставлялось право останавливать исполнение определений Думы, признанных им незаконными. Городские думы имели право собираться в течение всего года по мере накопления дел. Городская Дума назначала ОГЛАВЛЕНИЕ выборным должностным лицам городского самоуправления, устанавливала размер городских налогов и сборов, принимала правила заведования городским имуществом, утверждала обязательные постановления городского общественного управления и т.п.

Исполнительным органом являлась Городская Управа, все члены которой избирались Городской Думой. Управу возглавлял городской голова, который был также и председателем Городской Думы. Председатели городских управ утверждались в должности губернатором, а управ губернских городов – министром внутренних дел. В обязанности Управы входило непосредственное руководство городским хозяйством, сбор и расходование городских налогов и сборов, разработка проектов городских смет и т.д.

В задачи городского самоуправления входили: забота о благоустройстве города (водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт); оказание содействия в обеспечении населения продовольствием (организация рынков, базаров); принятие мер против пожаров и других стихийных бедствий; забота об охранении народного здравия; участие в развитии народного образования и т.д.

Городские думы не имели полной свободы в формировании своих бюджетов. Несмотря на то что они формировались на основе городских налогов, сборов, пошлин и т.п., в доходной части бюджетов устанавливался максимальный предел взимания разрешенных городу сборов. В расходной части бюджета в первую очередь должны были быть удовлетворены обязательные расходы (ОГЛАВЛЕНИЕ городского управления, общественных зданий, улиц, мостов, полиции, пожарных команд и др.). Лишь оставшаяся часть денежных средств могла быть использована на другие, "необязательные" расходы, в том числе образование и здравоохранение.

Так, в 1872 г. по смете в г. Екатеринбурге было израсходовано 58,1 тыс. руб., в том числе на ОГЛАВЛЕНИЕ городского общественного управления примерно 33%; городских общественных зданий и памятников – 1,4%; учебных и благотворительных заведений – 5,3%; чинов городской полиции – 16,7%; пожарной команды – 17%; на благоустройство города – 6,5%; издержки по отправлению воинского постоя, а также по отоплению и освещению тюрем – 6,6% [1].

Для контроля за деятельностью городских учреждений и законностью принимаемых ими решений при губернаторе создавалось Губернское по городским делам присутствие из представителей губернской администрации, городского самоуправления и чиновников судебного ведомства.

Городское самоуправление в таком виде просуществовало чуть более 20 лет. В 1892 г. была проведена так называемая "городская контрреформа". Высочайшим Указом от 11 июня 1892 г. было утверждено новое "Городовое положение"1, которое внесло ряд существенных изменений в статус и функции городских органов самоуправления.

Прежде всего были уточнены вопросы, отнесенные к предметам ведения городского общественного управления. Положением налоговый ценз был заменен на имущественный, в связи с чем правом участия в выборах стали пользоваться лица, не менее одного года владеющие в пределах города на праве собственности или пожизненного владения недвижимым имуществом, обложенным оценочным в пользу города сбором, а также содержащие торгово-промышленные заведения (ст. 24). Был уточнен круг лиц, лишенных права участвовать в выборах (ст. 33). Устанавливалась численность городских дум в зависимости от числа избирателей (ст. 56). Уточнены полномочия органов городского самоуправления, основы их взаимодействия между собой и с центральной властью, а также структура самих этих органов. Существенно ограничивались права избирателей по национальному и религиозному признакам. Были и другие ограничения. Вместе с тем даже в урезанном виде земские и городские учреждения смогли продолжить свою деятельность, в том числе и по решению вопросов местного значения.

Попытки реформ в начале XX в

В начале XX в. в России предпринимались попытки реорганизации местной власти. Вместе с тем ни Первая, ни Вторая Государственные Думы не успели рассмотреть вопрос о земской и городской реформе вследствие их роспуска. При этом городские и земские самоуправления стали объединяться в союзы. В 1914 г. были созданы Всероссийский земский союз и Всероссийский союз городов.

После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. Временное правительство приняло Декларацию от 3 марта 1917 г., в которой предусматривались весьма важные преобразования в сфере местного самоуправления, в частности: введение всеобщего избирательного права; превращение земств в полновластные субъекты управления на местах и др. В рамках реформы местного самоуправления Временным правительством были приняты законы: "О волостном земском управлении" (21 мая 1917 г.); "Об изменении действующего положения о губернских и уездных земских учреждениях" (9 июня 1917 г.) и др. [2] После этого были приняты наказы, инструкции по проведению законов в жизнь. Проведенные в земства выборы не принесли желаемых результатов.

После вооруженного восстания в октябре 1917 г. Временное правительство было низложено, а власть перешла советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. На смену земским органам самоуправления пришли советы.