Горный Алтай и Тува в скифскую эпоху

В долинах Горного Алтая Пазырык, Башадар и Туэкта и др. в середине XX в. были раскопаны курганы из камней, под насыпями которых в слое мерзлоты находились погребальные склепы. На основании этих раскопок С. И. Руденко назвал культуру скифской эпохи Горного Алтая пазырыкской. В наше время раскопки курганов проводились на плато Укок, в долине Уландрык и в других местах. Такие курганы с мерзлотой обнаружены в Западном Алтае на территории Казахстана, в Монгольском Алтае и на юге, в Синьцзянь-Уйгурском автономном районе Китая.

Внешне курганы Горного Алтая представляют собой большие каменные насыпи. Под ними в глубоких ямах сооружались двойные рубленые бревенчатые камеры. Внутри обширной камеры, по размерам не уступающей жилому помещению, часто находилась другая, меньших размеров. Между ними было воздушное пространство. Под курганами образовались участки вечной мерзлоты, так как затекавшая внутрь влага замерзала, а камни за лето прогревались столь незначительно, что лед под их покровом не мог растаять. Вечная мерзлота сохранила то, что в других условиях исчезло бы бесследно. В камерах пазырыкских курганов уцелели все деревянные конструкции, ткани, ковры, изделия из шерсти, меха, кожи, войлока и многое другое, включая бальзамированные трупы погребенных. Подобное явление имело место не во всех курганах, а только в больших "царских", расположенных достаточно высоко.

В курганах Горного Алтая найдены бытовые предметы, предметы роскоши, в том числе из других стран. Таковы, например, иранские ткани ахеменидского времени с изображениями жриц в высоких тиарах, изделия из шелка, шкуры леопарда, семена кориандра и раковины каури с берегов Индийского океана. О богатстве и знатности погребенных свидетельствует сохранившийся полностью бальзамированный труп знатной молодой женщины, обнаруженный в кургане в долине Укок. Удалось реконструировать ее одежду.

Монументальные размеры могил, их великолепие подтверждают ту важную роль, которую играли среди сородичей погребенные в курганах. Очевидно, это были вожди, возглавлявшие крупные племена или целые племенные объединения, их влияние, должно быть, выходило за пределы долины, где они были погребены.

Интерес представляет погребение вождя во втором пазырыкском кургане. К подбородку погребенного была привязана длинная борода, густо окрашенная черной краской, а его тело покрывала роскошная татуировка. На груди была изображена фигура фантастического зверя или грифона с птичьей головкой на конце хвоста. На правой руке погребенного уцелела татуировка из серии рисунков: кулана, крылатого грифона, горного козла, оленя с птичьим клювом на конце морды, клыкастого хищника и оленя.

Связь с другими культурами скифо-сибирского мира подтверждают и предметы искусства из пазырыкских курганов. Центральное место принадлежит изображениям животных (лось, косуля, лев, тигр, кабан) и птиц (лебедь, гусь, хищные птицы). Здесь среди образов искусства "звериного стиля" доминировали нереальные, мифические существа, причудливо совмещающие в себе признаки различных животных. Один из наиболее часто повторяющихся фантастических образов - грифон - существо с телом льва или тигра, крыльями птицы и ушастой головой. Среди других изображений - расцвеченный яркими красками сфинкс с красно-коричневым лицом, мясистым горбатым носом и закрученными вверх усами. На голове у сфинкса пышный олений рог, на спине эффектно оформлено крыло из длинных разноцветных перьев. Как реальные, так и фантастические существа часто представлены в сценах борьбы, терзания.

Рис. 53. Пазырыкская культура:

1 - рубашка; 2 - штаны; 3 - деревянный стол - блюдо для разделывания мяса; 4 - мумия человека (Курганы с мерзлотой, Верх-Кальджин 2, пазырыкская культура, Горный Алтай) (по В. И. Молодину и Н.В. Полосьмак)

Специфические признаки стиля сближают алтайские изображения с искусством Древнего Востока, в первую очередь ахеменидского Ирана. Несмотря на это, искусство древних племен Алтая, образцы которого уцелели в ледяных камерах пазырыкских курганов, глубоко самобытно, оно связано с высокой культурой местного населения раннего железного века.

В Пятом пазырыкском кургане были найдены два уникальных ковра. Один изготовлен из войлока и поражает размерами - 6,5 х 4,4 м. По всему полю ковра двумя горизонтальными рядами расположены повторяющиеся изображения всадника и сидящего человека в высоком головном уборе и длинной одежде. Фигура, сидя в кресле, держит в руке цветущую ветвь, олицетворяя собой, вероятнее всего, божество земли и плодородия. Перед божеством изображен всадник, одетый в короткую куртку и плащ.

Второй ковер, размером 4 кв. м - древнейший в мире многоцветный тканый ковер с бархатным ворсом. Вокруг центрального поля квадратной формы, заполненного геометрическим узором в виде лучистых розеток, изображены фантастические грифоны, олени, лошади со всадниками.

Среди находок, сделанных в курганах Горного Алтая, четырехколесная повозка, на которой, очевидно, доставляли в могилу саркофаг с вождем. Она состояла из легкой станины на больших колесах с втулкой и спицами и крытого верха. Ее можно было разбирать: верхнюю часть снимали с колес и превращали в удобные носилки.

Рис. 54. Пазырыкская культура:

1.2 - татуировка на погребенных (по Н. В. Полосьмак); 3 - изображение на ковре из кургана Пазырык (Горный Алтай) (по С.И. Руденко)

Наряду с огромными усыпальницами родовой и племенной знати на Алтае известно большое количество курганов рядовых общинников, содержащих минимальное количество инвентаря (бронзовый нож, кинжал, круглая бронзовая бляшка, "зеркало").

К другим памятникам того времени в Горном Алтае относятся наскальные изображения, поселения, горные выработки и оленные камни с изображениями летящих оленей - символа скифской эпохи и всего скифо-сибирского мира.

В соседней Туве к памятникам скифского времени относятся курганы и грунтовые погребения, поминальные и ритуальные сооружения, оленные камни и наскальные изображения. Только курганных сооружений известно несколько типов: земляные и каменные курганы с кольцом, с прямоугольной оградой, с отходящими по сторонам света дорожками и каменными столбами.

Па оленных камнях Тувы, которые воздвигались в VIII-III вв. до н.э., выбиты изображения животных (маралы, лоси, кабаны, лошади), предметы вооружения (кинжалы, чеканы, луки) и знаки (круги, четырехугольники, пояса). По мнению большинства исследователей, оленные камни являются посмертными памятниками.

В Туве находится большое количество памятников наскального искусства, расположенных в верховьях Енисея и по его притокам. Они, как правило, содержат изображения разных эпох, в том числе и раннего железного века.

Основные археологические памятники Тувы - это курганы, образующие погребальные комплексы Саглы-Бажи, Кызылган, Усть-Хемчик, Уюк и др. Для культуры Тувы раннескифского времени характерны парно расположенные курганы из камней, укрепленные по краю более крупными камнями. Погребения одиночные, в каменных ящиках, составленных из вертикально врытых в землю плит. Положение погребенных - скорченное на боку. В курган клали сбрую коня: удила, пряжки, уздечки. Встречаются кинжалы раннескифских форм, бляшки с изображениями свернувшихся хищников и втульчатые наконечники стрел с ромбическим пером и жальцем у основания.

К этому времени относятся и знаменитые курганы - Аржан I и II, "царские курганы", раскопанные в долине Аржан. Окруженная горами долина с курганами названа долиной царей.

"Царский" погребальный комплекс Аржан представляет собой круглую платформу диаметром 80 м, площадью 5000 кв. м, на которой расположены 70 камер в деревянных срубах и могила "царя" площадью 64 кв. м. В Аржане было погребено не менее 160 верховых коней из 13 географических пунктов. В номинальных тризнах, как подсчитано, приняли участие не менее 10 000 человек, было съедено около 300 лошадей. В сентябре (определено по срезу дерева) на похороны "царя" съехались тысячи людей. Они срубили лиственницы и сложили из них огромное деревянное сооружение, которое 1500 человек могли сделать за семь-восемь дней. Детали погребального обряда рисуют картину похорон "царя" как всенародное траурное пиршество - последняя почесть верховному правителю.

Рис. 55. Конструкция из бревен вокруг центральной погребальной камеры (курган Аржан, Тыва)

В VII-III вв. до н.э. в долинах Тувы сложилась уюкская культура. Ее курганные комплексы представляют собой насыпи из камней и земли. Погребения совершались внутри бревенчатых четырехугольных камер-срубов. В таких склепах хоронили по 10 и более человек. С погребенными клали бронзовые акинаки, чеканы, наконечники стрел из бронзы, кости и дерева, аналогичные наконечникам стрел на других территориях скифо-сибирского мира, бронзовые котелки шаровидной формы, деревянную посуду, бронзовые и костяные украшения одежды. Группу археологического инвентаря составляют металлические предметы конского снаряжения, солярные бляшки - "зеркала" и украшения: бусы из камня, подвески из клыков кабана, раковины каури, штампованные из золота бляшки в виде головы антилопы, крылатых орлов, баранов с подогнутыми ногами, грифов и хищников семейства кошачьих. В могилах находились остатки ритуальной пищи в виде костей и черепов баранов. Жители Тувы скифского времени кочевали по определенным маршрутам, что определяло их хозяйственный уклад. Скот круглый год содержался на подножном корму.