Гомеостатические теории личности: ориентация на конфликт

По мнению С. Мадди, конфликт, лежащий в основе функционирования личности, может быть психосоциальным (когда мотивационное ядро личности противостоит требованиям общества) или интрапсихическим (когда мотивы-антагонисты ведут борьбу внутри мотивационного ядра). Хронологически первым автором, в теории которого присутствуют оба типа конфликта, является 3. Фрейд, причем его теория личности до сих пор не утратила своего влияния.

Для Фрейда основной мотивационной доминантой жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Фрейд считал, что существует единый перечень врожденных влечений (trieb), которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению.

Влечения вынуждают действовать в направлении определенных объектов и не могут корректироваться сознательными размышлениями и решениями. Все влечения имеют четыре составных элемента: источник (определенная часть тела, где возникает напряжение), цель (действия, которые приводят к ослаблению напряжения), стимул (количество энергии, вызывающее реализацию влечения) и объект (предмет, с помощью которого напряжение переходит в разрядку).

Объект удовлетворения влечения, по Фрейду, может быть основным или парциальным (частичным).

Рис. 10.1. Зигмунд и Анна Фрейд, 1913. Из собрания музея Фрейда (Лондон)

Так, например, бутерброд – это основной объект для удовлетворения голода, а жевательная резинка – парциальный, так как она может облегчить напряжение голодного человека, но не удовлетворяет потребность организма в питательных веществах.

Фрейд постулировал в качестве базовых следующие виды влечений: влечения жизни (биологические потребности выживания), сексуальные влечения (они тоже биологически обусловлены, по не связаны напрямую с выживанием индивида), деструктивные влечения. Последние, названные также влечением к смерти, были описаны Фрейдом достаточно поздно. Психическую энергию, лежащую в основе всех сексуальных проявлений, Фрейд называл либидо. В более поздних работах понятие либидо стало использоваться шире, как синоним влечения к жизни (другое название Эрос). В выделении влечения к смерти (использовались также термины мортидо и Танатос) гомеостатический характер теории Фрейда достигает своего апогея, так как цель этого влечения – достижение окончательной разрядки любого напряжения, которой можно добиться, только прекратив свое существование. Деструктивные влечения находятся в оппозиции к влечениям жизни и сексуальным влечениям, поэтому, обсуждая позицию Фрейда, мы и говорим об интрапсихическом конфликте либидо и мортидо (в иной терминологии – Эроса и Танатоса). В норме жизнеутверждающие влечения оказываются сильнее деструктивных. С возрастом или при неблагоприятных ситуациях развития влечение к смерти может возобладать и найти свое выражение в различных патологиях личности (фобиях, неврозах, агрессии – в вариантах садизма, мазохизма, фашизма, суицида).

Вместилищем влечений является "Оно" (Id) – ядерная и онтогенетически наиболее ранняя структура личности. Младенец, личность которого сводится к "Оно", эгоистичен и враждебен всему, что может ограничить его влечения. По словам Фрейда, "Оно" существует согласно принципу удовольствия и не принимает в расчет интересы окружающих людей. Однако ребенок не может самостоятельно реализовать свои влечения, он нуждается в опеке и уходе взрослых, поэтому он вынужден приспосабливаться к своему социальному окружению.

По мере вступления в социальные отношения развиваются и дифференцируются следующие структуры личности: "Я" ("Эго") и "Сверх-Я" (" Супер-Эго"). Функция ядерной структуры личности ("Я") заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений в социальном мире. Становление "Я" связано с разграничением сознательных и бессознательных психических процессов. "Мы могли бы сказать, что “Эго” символизирует разум и здравый смысл, тогда как “Ид” символизирует необузданные страсти", – пишет Фрейд. "Я" функционирует по принципу реальности, т.е. старается примирить необузданность влечений с реальными условиями (и главное, социальными ограничениями) их удовлетворения. Таким образом, развитие личности предполагает возникновение новой структуры, получившей название "Сверх-Я". Эта структура является вместилищем социальных запретов, ограничений, правил и норм (Фрейд использовал термин Табу – от полинезийского слова, имеющего значение "запрещенный" или "опасный"). Согласно психоаналитической концепции человек по природе эгоистичен, а общество должно сдерживать людей, обеспечивая каждому примерно равные шансы на удовлетворение влечений. Родители – первые люди, которые начинают наказывать ребенка за неприемлемые в данном обществе проявления влечений. Так как родители сильнее ребенка, а общество в целом сильнее отдельного человека, "Я" вынуждено принимать путь подчинения социальным требованиям как единственно возможный способ сохранить себя. Фрейд описал три функции "Сверх-Я": совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В теории Фрейда совесть представляет собой память о прошлых наказаниях, так что, совершая асоциальный поступок, человек испытывает чувство вины, даже если объективно никто его нс осуждает. Существование личности – это постоянное возникновение интрапсихических конфликтов и попытки их разрешения (в основном иллюзорного – с помощью защитных механизмов). "Сверх-Я" воплощает психосоциальный конфликт.

Как известно, в обыденном сознании имя З. Фрейда прочно ассоциируется с тематикой сексуальности. Действительно, он уделял большое внимание данной теме. Однако связано это прежде всего с тем, что, по его мнению, сексуальное влечение сталкивается с наибольшим противостоянием общества. Таким образом, именно сексуальное влечение оказывается источником максимально значимых конфликтов.

Итак, основная функция "Я" ("Эго") заключается в согласовании (попытках примирить) влечений "Оно" и требований "Сверх-Я" ("Супер-Эго") для обеспечения адаптации субъекта к внешнему миру. Однако "Эго" обладает еще одной важной функцией, реализующей механизм, посредством которого слишком "строгое" "Супер-Эго" может быть "обмануто", а удовлетворение влечения достигнуто без переживания вины. Этот механизм называется психологической защитой и облегчает существование личности, так как временно ослабляет интенсивность конфликта. Психологическая защита позволяет осознавать только часть влечения (или вовсе перестать его осознавать) и найти для влечения такой парциальный объект, который является социально приемлемым.

Конкретные виды психологических защит будут описаны ниже. Пока ограничимся примерами защитного поведения. Так, если старшеклассник испытывает сексуальное влечение к учительнице, то понятно, что это влечение не может быть реализовано напрямую. Психологическая защита препятствует осознанию подростком своих истинных желаний, вместо этого он ни на шутку увлекается предметом, который преподаст учительница. С одной стороны, подобное защитное поведение одобряется окружающими и соответствует требованиям "Сверх-Я" подростка. С другой стороны, влечение частично удовлетворяется, поскольку он может проводить время с учительницей после уроков, общаться, участвовать в ее кружке и т.д. Другой пример связан с деструктивными влечениями. Человек, обуреваемый влечением к смерти, под влиянием психологической защиты не осознает своего желания погибнуть, однако выбирает определенные рискованные формы поведения, например, он может заняться экстремальными видами спорта или начать употреблять алкоголь и наркотики.

Интересно, что в концепции Фрейда проявление действия психологической защиты не редкость. Более того, все поведение носит защитный характер. Другое дело, что существуют защитные механизмы, которые "до неузнаваемости" искажают реальность влечения, и механизмы, которые делают это в меньшей степени. Эффективность функционирования личности зависит от того, насколько механизмы психологической защиты справляются со своей задачей "оградить Эго от конфликтных содержаний" и какими способами это достигается.

Из теории Фрейда следует принципиальная ошибка в понимании действий личности. Если все поведение носит защитный характер, значит, личность не осознает своих истинных влечений, чувств и целей, она постоянно находится в заблуждении относительно своей сущности и причин повеления. И соответственно из этой теории на вопрос о свободе личности, возможности ее самодетерминации следует однозначно отрицательный ответ.