Высшая школа и вызовы мультикультурализма

Перед высшими учебными заведениями стоят цели готовить молодых людей любых специальностей, готовых ответить на вызовы мультикультурного социума и содействовать межкультурному диалогу. Во многих странах растет понимание необходимости масштабной подготовки студенчества в духе мультикультурализма. Учет расового и этнического многообразия, различий интеллектуальных, мировоззренческих ориентиров студентов является важнейшим условием подобной подготовки. Компонентами такой работы оказывается пересмотр учебных программ, методов обучения, совершенствование профессионализма преподавателей и т.д.

Организация поликультурного образования не терпит отлагательств ввиду отчетливой тенденции диверсификации студенчества по этнокультурным признакам. Мультикультурная подготовка многонационального по составу студенчества выглядит вполне органичным компонентом демократизации высшей школы.

В такой ситуации тревожна иная, противостоящая идеям мультикультурализма, тенденция – сохранение и усиление в ряде случаев монорасовости и моноэтничности корпуса студентов и преподавателей в учреждениях высшего образования. Такая тенденция проявляется по-своему в разных странах: в США – в деятельности этноцентристских университетов для чернокожих, в Казахстане и Молдавии – при превращении государственных вузов в учреждения, где обучаются преимущественно представители доминирующих этносов, и появлении частных высших школ, где предпочитают учиться русские и русскоязычные студенты и т.д. Понятно, что подобный дуализм в высшем образовании отнюдь не служит замыслам налаживания в социуме межнационального согласия.

Существует несколько моделей ориентации содержания высшего образования на поликультурную подготовку. Парциальная модель предполагает включение идей поликультурности во все темы учебных курсов. Модульная модель означает наличие отдельных тем по поликультурному воспитанию в том или ином учебном курсе, возможность применения особых – нормативных или элективных – курсов по вопросам поликультурного образования. И наконец, интегративная модель – это учебный курс, где представлены сведения из различных областей знаний, в том числе и по поликультурному воспитанию и обучению.

В многонациональном социуме важно формировать педагогические кадры, готовые к преодолению в многонациональной школе барьеров, мешающих нормальному общению и развитию учащихся из разных этнических и культурных групп, установлению между детьми гуманных отношений. Путем образования следует поощрять стремления будущих учителей приобретать знания, умения, развивать способности, необходимые для деятельности в школьной среде, которая функционирует в рамках субкультур, национальной и мировой культуры.

Педагогические вузы и классические университеты должны готовить учителей, которые в состоянии организовать в общеобразовательных учебных заведениях диалог культур. Говоря об этом, китайский ученый Шонг Кикуань справедливо подчеркивает, что в школу должен прийти "мультикультурный учитель", открытый культурному разнообразию своей страны.

Мультикультурный учитель должен быть готов действовать с учетом особенностей многонациональных детских коллективов. Ему следует учитывать, что его подопечные являются представителями различных этнокультурных групп, обладая специфическими характеристиками, что влияет на их воспитание и обучение, что дети в силу этнокультурных особенностей по-своему воспринимают стиль поведения учителя.

Мультикультурность будущего учителя воспитывается не только и не столько в стенах студенческих аудиторий. Реформы в сфере высшего образования предусматривают установление толерантных отношений между студентами разных национальных групп, сидящих в учебных аудиториях, населяющих университетские городки и общежития. Речь идет о выработке в студенческой среде навыков поведения, основанного на понимании, терпимости, диалоге, компромиссе, самоуважении и уважении окружающих.

Модернизация педагогической подготовки в духе поликультурности означает перестройку содержания образования: введение дополнительных программ, специализаций, спецкурсов. Одну такую программу предлагают ученые США. Они полагают, что связующим учебным предметом при подготовке "мультикультурного учителя" может стать курс "Межкультурное взаимопонимание" по изучению культуры, философии, истории коренных этносов и иммигрантов.

Профессорско-преподавательский корпус высших учебных заведений при подготовке "мультикультурного учителя" сталкивается с существенными трудностями. Ведь дело приходится иметь со студентами с разными культурными традициями. Отторжение таких традиций порождает случаи дискриминации, ксенофобии, недопонимания ценностей инокультур. Необходимо приноравливаться к особенностям каждого студента как субъекта воспитания, имея в виду, что образование означает не только приобретение профессиональных знаний и умений, но и индивидуальную этнокультурную идентификацию. Перспективно при этом оказание студентам психотерапевтической поддержки для лучшего понимания различий культур и этносов.

Педагоги многих стран при анализе демократических принципов, которым должен следовать учитель, особо выделяют необходимость приверженности при воспитании идеям уважения и диалога этнокультур. Английский профессор Томас Е. Келли ставит при определении модели учителя на первое место принцип толерантности: расовая, национальная и общественная терпимость, признание за другими людьми прав па самостоятельность мировоззренческих идеалов, ценностей и убеждений, политических взглядов и пристрастий, интересов, вкусов и суждений. Его соотечественник и коллега Э. Чоун подчеркивает, что подобный принцип подразумевает равное отношение учителя ко всем ученикам, невзирая на их национальность, расовые различия, пол, способности, одаренность, материальное положение[1].

Речь идет о необходимости для учителя, работающего в многонациональном классе, находить правильный подход к каждому школьнику, уважительно относиться к национальным этическим нормам. От работающего в многонациональном классе учителя требуется, с одной стороны, определенная общая профессиональная подготовка, а с другой – понимание и признание культурного многообразия. Не менее важно владение педагогом технологиями воспитания и обучения в условиях многоэтнической и многокультурной среды.

Быть ли учителю отрешенным от личных эмоций исполнителем идеалов мультикультурного образования или стать посланником таких идеалов, внося в педагогический процесс личное отношение к вопросам межнациональных отношений? Ответ можно отыскать у отечественных классиков педагогики. Следует вспомнить, с какой страстью и последовательностью воспитывал А. С. Макаренко в своих питомцах неприятие одного из отвратительных проявлений национализма – антисемитизма.

Идеальный мультикультурный учитель должен демонстрировать существенные качества: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокую культуру и осознание ценностей воспитания, свободу и ответственность, ощущение причастности к интеллектуальной элите. Такой идеал означает формирование целостной личности педагога. Предполагается, что учителю надо быть билингвом, открытым ценностям многих культур и толерантным в отношении этих ценностей. Школьный учитель должен демонстрировать высокие моральные качества, любить своих учеников независимо от их этнической, культурной, религиозной принадлежности. Личностные качества идеального мультикультурного педагога должны находиться в гармонии с профессиональными знаниями и способностями.

Современный учитель обязан обладать поликультурной компетенцией. Российские педагоги Η. П. Семенова и С. Ю. Шмитова характеризуют ее как "интегративное качество личности, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи профессиональной деятельности в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп)". Выделены три главных компонента поликультурной компетентности: когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностный. Первый означает сформированность системы поликультурных знаний. Второй – наличие комплекса мультикультурных идеалов, мотиваций. Третий – умения и навыки поведения в многонациональном классе, опыт межнационального общения и межкультурного диалога[2].

Наряду с общими педагогическими знаниями и умениями в программе подготовки будущего учителя надлежит закладывать материалы, обеспечивающие формирование профессионально-личностных качеств, которые позволяют эффективно работать в многонациональном классе. Программа педагогического мультикультурного образования должна предусматривать изучение этнопсихологии, национальных традиций, особенностей этнокультурного поведения и т.п. Перспективный метод такого педагогического образования – проблемное обучение, когда знания приобретаются в ходе дискуссий, при преодолении определенных трудностей в их понимании. Будущий учитель должен обучаться, соприкасаясь с проблемами мультикультурализма, с которыми ему предстоит столкнуться в школе. Получая педагогическое образование, студенты должны систематически анализировать различные педагогические ситуации межнационального общения, искать выход из них на путях организации межкультурного диалога.

Разумеется, подготовка мультикультурного учителя не завершается с окончанием высшего учебного заведения. Школьные педагоги должны систематически приобретать и обновлять специально структурированные знания теории и практики поликультурного образования. Речь идет об овладении соответствующим методологическим аппаратом; расширении представлений о поликультур- ном образования как социокультурном феномене; знакомстве с его идеями, ОГЛАВЛЕНИЕм, моделями и методами. При повышении квалификации преподавателей надо учитывать особенности той или иной поликультурной образовательной среды, в которой они работают. Применительно к России эго означает, что программы переподготовки учителей наряду с раскрытием в культурах российских народов общих элементов и традиций, приобщением к мировой культуре, дальнейшим развитием толерантного отношения к инокультурам одновременно должны принимать в расчет культурные особенности и запросы тех или иных регионов.

При рассмотрении проблемы подготовки мультикультурного учителя стоит заметить, что идеал педагога-универсала вряд ли в ближайшие годы может стать реальностью. Но нужно также подчеркнуть, что невыполненными остаются и вполне достижимые требования поликультурного педагогического образования. Между реальными моделями и фактической подготовкой мультикультурного учителя существует заметная разница. На практике в педагогическом образовании проблемам мультикультурного образования фактически не уделено сколько-нибудь систематического внимания.