Глоссарий

Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Абстрактное мышление – мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Выделение содержательных, обладающих относительной самостоятельностью абстракций соответствует теоретическому мышлению, способному к созданию рационалистических схем, тогда как формальные абстракции вычленяют свойства предмета, не существующие сами по себе и независимо от него, и соответствуют эмпирическому уровню.

Агонистическое поведение – сложный комплекс действий, наблюдаемый во время конфликтов между особями одного вида и включающий взаимные угрозы, нападения на соперника, бегство от него, преследования и демонстрации подчинения.

Агрегация – скопления животных, которые формируются под действием какого-либо физического фактора среды, например пищи, воды или определенной температуры. Примером агрегаций могут служить стайки головастиков на прогретых солнцем мелководьях или скопления животных разных видов у водоемов во время засухи.

Агрессия (от лат. aggredi – нападать) – действия животного, адресованные другой особи, приводящие к ее запугиванию или подавлению при помощи демонстрации угрозы, а также нанесения ей физических травм.

Активно-оборонительная реакция – агрессия, направленная на особей своего или других видов. Например, у собак она заключается в облаивании раздражителя, вызывающего агрессию, нападении на него с укусами различной силы. Степеней проявления активно-оборонительной реакции может быть достаточно много.

Акустическая коммуникация – передача информации при помощи звуков, воспринимаемых слуховым анализатором.

Анонимное сообщество закрытого типа – сообщество, не имеющее иерархической структуры и не допускающее в себя посторонних особей, члены которого различают "своих" и "чужих" по какому- либо характерному для всей данной группы признаку, чаще всего – запаху. Появление чужака в сообществе закрытого типа вызывает резкую агрессию к нему у всех взрослых членов группы.

Анонимное сообщество открытого типа – сообщество, не имеющее иерархической структуры, члены которого не проявляют агрессин но отношению к вновь присоединившимся особям своего вида. Таковы, например, стада многих видов копытных или перелетные стаи птиц.

Антропоморфизм (от греч. anthropos – человек и morphe – вид, форма) – представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики.

Ассоциативное обучение – тип обучения, при котором в ЦНС формируется временная связь между двумя стимулами, один из которых изначально был для животного безразличен, а другой выполнял роль вознаграждения или наказания.

Безусловный раздражитель – раздражитель, вызывающий у животного безусловно-рефлекторную реакцию, например слюноотделение при виде пищи.

Безусловный рефлекс (от лат. reflexus – отражение) – наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма (по И. П. Павлову).

Безусловно-рефлекторная реакция – то же, что безусловный рефлекс.

Биоакустика – раздел биологии, изучающий звуковую сигнализацию животных (биокоммуникацию) в природе, их ориентацию в пространстве с помощью естественных эхолокаторов, а также строение слуховой и голосовой систем.

Биологические формы поведения – по определению Л. В. Крушинского, это сложное многоактное поведение, отвечающее фазам жизни животного, построенное из отдельных унитарных реакций, связанное с обеспечением основных биологических потребностей. У животных можно выделить следующие наиболее общие биологические формы поведения: пищевую, оборонительную, половую, родительскую, поведение потомства по отношению к родителям.

Биологическое сигнальное поле – среда, трансформируемая изменениями, вносимыми жизнедеятельностью животных, которые имеют информативное значение как для этих, так и для других особей и служат не только основой пространственной ориентации, но становятся путями направленной передачи информации в пределах популяции и межвидовых связей в пределах биогеоценоза. Таким образом, эта среда становится частью надорганизмеиных систем популяций и биоценозов, образуя своеобразное сигнальное "биологическое поле".

Биотелеметрия – измерение на расстоянии показателей, характеризующих состояние биологических объектов (например, пульса, температуры, кровяного давления); осуществляется средствами телемеханики.

Бихевиоризм (от англ, behavior – поведение) – основанное Дж. Уотсоном направление американской экспериментальной психологии. Согласно его радикальной концепции все поведение животного (и человека) сводится к комплексу секреторных и мышечных реакций организма на внешние стимулы (концепция "стимул – реакция").

Брачный танец – предшествующий спариванию комплекс ритуализированных действий, выполняемый по строго определенному шаблону.

Вибриссы – (от лат. vibrissae), длинные жесткие чувствительные (осязательные) волосы у млекопитающих. Обычно расположены пучками около глаз, па верхних и нижних челюстях (например, усы у кошачьих), иногда на других частях тела (на лапах у многих сумчатых).

Виварий – {vivarium – от лат. vivus – живой) – помещение для содержания (иногда и разведения) преимущественно лабораторных животных.

Визуальная коммуникация (зрительная коммуникация) – передача и прием информации посредством зрения.

Внутреннее оплодотворение – способ оплодотворения, при котором сперма вносится самцом при помощи специального копулятивного органа непосредственно в половые органы самки.

Внутривидовая агрессия – агрессия, проявляемая по отношению к представителям своего вида.

Водный лабиринт Мориса – весьма популярный тест для исследования способности животных к формированию пространственных представлений, предложенный в начале 1980-х гг. шотландским исследователем Р. Морисом.

Вожак – главное на иерархической лестнице в данной группе животное, регулирующее поведение других особей в группе.

Врожденное узнавание – врожденная адекватная реакция детеныша на определенные биологически значимые объекты и явления окружающей среды.

Вторая сигнальная система – свойственная человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, т.е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает па базе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми. Понятие о второй сигнальной системе ввел в 1932 г. И. П. Павлов.

Выбор по образцу – метод изучения когнитивных способностей, основанный на выработке дифференцировочных условных рефлексов. Впервые предложен Η. Н. Ладыгиной-Котс.

Выводковые птицы – птицы, например куры, утки, гуси, птенцы которых вылупляются из яиц зрячими, способными к самостоятельному передвижению и питанию.

Географическая изоляция – обособление определенной популяции от других популяций того же вида труднопреодолимым географическим барьером.

Геотропизм – способность органов растений принимать определенное положение под влиянием земного притяжения. Г. определяет вертикальное направление осевых органов растений: главного корня – прямо вниз, главного стебля – прямо вверх.

Гештальтпсихология – направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.

Гигиеническое поведение – поведение, направленное на поддержание чистоты тела, а также осуществление уринации и дефекации.

Гидравлическая модель Лоренца – предложенная Конрадом Лоренцем гипотетическая модель осуществления инстинктивных реакций типа завершающих актов, общие принципы которой были заимствованы из гидравлики.

Гон – одна их форм брачного поведения млекопитающих, проявляется сезонно, во время брачного периода.

Груминг – комфортное поведение млекопитающих и птиц, выражающееся в уходе за наружными покровами и адресованное другой особи. У многих видов груминг служит одним из механизмов поддержания иерархии.

Групповой запах – запах, общий для всех представителей локальной популяции млекопитающих. Служит для распознавания "своих" и "чужих" особей.

Группы эквипотенциального типа – постоянные группы, в которых все особи имеют равное значение для группы в целом и близки по своим морфофизиологическим особенностям. Стада и стаи такого типа носят, как правило, характер анонимных сообществ.

Депривационный метод – экспериментальное выращивание детенышей в условиях депривации.

Депривация – психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.

Дистантные анализаторы – анализаторы, принимающие из внешней среды сигналы, источник которых находится на некотором расстоянии. К дистантным анализаторам относятся зрительный, слуховой и обонятельный.

Дифференцировочное торможение – развивается в коре головного мозга в том случае, если животное должно отдифференцировать один внешний раздражитель, являющийся для него условно-рефлекторным сигналом, от другого, сходного с ним раздражителя, который сигналом не является.

Дифференцировочный условный рефлекс – выработка у животного навыка выбирать нужный условный раздражитель из двух или большего числа похожих.

Доместикация (от лат. domesticus – домашний) – процесс одомашнивания животных.

Доминирование – форма взаимоотношений парных (аллельных) генов, при которой один из них – доминантный – оказывает более сильное влияние на соответствующий признак особи, чем другой – рецессивный.

Доминирование социальное – превосходство одних особей над другими. См. Иерархия.

Звуковая локация – определение местонахождения объекта посредством анализа звука, отраженного от объекта или испускаемого этим объектом.

Зоопсихология (от греч. zoon – животное, psyche – душа, logos – учение) – наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения на этом уровне.

Зрелорожденные – детеныши, рожденные зрячими, способными к самостоятельному передвижению и питанию, например, у копытных.

Игра – совокупность специфически ювенильных проявлений всех форм поведения взрослого животного, характерная главным образом для молодых особей (Фабри, 1976; 1993), или та форма деятельности, "в которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности" (Д. Б. Эльконин, 1997).

Игровая деятельность – специфическое поведение, проявляющееся у большинства высокоорганизованных животных в период онтогенеза, а иногда и во взрослом состоянии.

Иерархия – система поведенческих связей между особями в группе, регулирующая их взаимоотношения.

Имитация (от лат. imitatio – подражание) – подражание кому- либо или чему-либо, воспроизведение.

Импринтинг (англ, imprinting – запечатление) в этологии – специфическая форма научения животных, фиксация в их памяти отличительных признаков объектов, некоторых врожденных поведенческих актов, осуществляемая в строго определенные периоды онтогенеза.

Индивидуализированное сообщество – стабильное замкнутое сообщество животных с упорядоченной структурой иерархических взаимоотношений между особями.

Индивидуальная дистанция – минимальное расстояние, на котором животное терпит присутствие других особей.

Индивидуально-приспособительная деятельность – поведенческая адаптация особи к конкретным условиям среды, позволяющая ей с большим или меньшим успехом преодолевать трудности и опасности повседневного существования.

Индивидуальный запах – запах, присущий конкретной особи.

Индивидуальный участок – участок обитания единичного животного, пары особей или семьи.

Инсайт (от англ. insight – озарение) – решение задачи на основе экстренного улавливания связей между стимулами или событиями.

Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение) – совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения. Инстинкты человека контролируются его сознанием.

Интактные животные – животные контрольной группы, за которыми ведут наблюдения параллельно с подопытными.

Интеллект человека – общая познавательная способность, определяющая готовность к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Исследовательская активность – комплекс реакций, которые знакомят животное с окружающей средой или источником раздражения и создают основу для "индивидуального программирования поведения" (Тинберген, 1963).

Кинез – элементарные движения простейших. Типичным примером кинеза является ортокинез – поступательное движение с переменной скоростью.

Классический условный рефлекс – условный рефлекс, точно воспроизводящий эффект, вызываемый безусловным раздражителем. Если пища, используемая в качестве безусловного раздражителя, вызывает обильное выделение слюны, то и условный пищевой рефлекс, образуемый на основе этого подкрепления, тоже будет выражаться в слюнотечении.

Когнитивная карта (от лат. cognitio – знание, познание) – образ знакомого пространственного окружения. Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться К. к. различной степени общности, "масштаба" и организации (например, карта-обозрение или карта-путь в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчета).

Когнитивный процесс (познавательный процесс) – вид поведения животных и человека, в основе которого лежит не условно- рефлекторный ответ на воздействие внешних стимулов, а формирование внутренних (мысленных) представлений о событиях и связях между ними.

Коммуникация – передача информации животным, осуществляемая при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания.

Комфортное поведение – биологическая форма поведения, направленная на удовлетворение гигиенических или комфортных потребностей животного.

Контактные анализаторы – органы, с помощью которых животное получает информацию об объектах, находящихся в непосредственном контакте с его телом. К контактным анализаторам относятся органы вкуса и осязания.

Концепция стадиального развития психики – концепция эволюции психики, предложенная А. Н. Леонтьевым.

Культурные традиции – набор навыков, которые передаются в определенной популяции животных путем обучения методом подражания и получают в ней широкое распространение.

Латентное обучение – по определению У. Торпа, это "...образование связи между индифферентными стимулами или ситуациями в отсутствие явного подкрепления".

Лидер – особь, на которой постоянно или в течение какого- либо времени концентрируется внимание других особей и которая благодаря этому своим поведением определяет направление и скорость движения, место и время кормежки и отдыха, другие формы деятельности стада в целом. При этом, в отличие от вожаков, лидеры, как правило, не производят каких-либо действий, направленных на активное руководство стадом; их роль в синхронизации деятельности стада целиком основывается на подражании со стороны остальных особей.

Линейная иерархия – иерархия, при которой особь А доминирует над особью Б, особь Б доминирует над особыо В и т.д. Каждая особь в популяции имеет свой ранг.

Локомоторные игры – игры животных, проявляющиеся в виде активных движений.

Локомоция (от лат. locus – место и motio – движение) – движение животных и человека, обеспечивающее активное перемещение в пространстве; важнейшее приспособление к обитанию в разнообразных условиях среды (плавание, летание, ходьба).

Манипуляционные игры – игры, при которых животные активно манипулируют и играют с разнообразными предметами.

Метод Каспара Хаузера – см. Депривационный метод.

Мечение территории – нанесение животным специфических пахучих или зрительных меток на заметные объекты окружающей среды с целью информации о себе для других особей того же или других видов. Те же функции выполняют и громкие крики, издаваемые животным. Мечение территории способствует созданию биологического сигнального поля. См. Биологическое сигнальное поле.

Моногамия – форма отношений между полами у животных, при которых один самец за сезон спаривается с одной самкой.

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, в основе которого лежит произвольное оперирование образами и которое дает знание о наиболее существенных свойствах, связях и отношениях объективного мира. Это наиболее сложная форма высшей нервной деятельности, по своим механизмам, функциям и приспособительному значению отличная от инстинктов и обучения. Мышление животных обычно называют элементарным, или довербальным, подчеркивая, что это лишь зачатки тех сложнейших функций, которые составляют мышление человека. Именно поэтому Л. В. Крушинский для обозначения элементарного мышления животных предложил специальный термин "рассудочная деятельность".

Неассоциированное обучение – простейшие формы обучения, связанные, как правило, с угашением реакции на биологически малозначимые раздражители. К Н. О. относится, например, привыкание.

Незрелорожденные – детеныши, рождающиеся неспособными к самостоятельному существованию и нуждающиеся в длительной опеке со стороны матери.

Неонатальный (ранний постнатальный) период – период новорожденности; у зрелорожденных детенышей фактически отсутствует.

Норма реакции – пределы, в которых может изменяться фенотип без изменения генотипа. Предел нормы реакции, ее "размах" у особей какого-либо вида зависят от уровня его организации, экологических особенностей и особенностей изучаемого признака, а также от генотипа особи.

Облигатное обучение – комплекс специфических навыков, необходимых представителю каждого вида, определяющих типичное для данного вида поведение.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Оборонительное поведение – поведение, направленное на защиту организма от повреждающих факторов.

Образец поведения – термин, предложенный американскими исследователями Дж. Фуллером и Р. Скоттом, означающий примерно то же, что "унитарная реакция".

Образное мышление – мышление в виде образов; входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были. Основная функция образного мышления – создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Пространственное мышление является разновидностью образного.

Обучение – по определению В. Торпа (1963), это процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта.

Одиночный образ жизни – образ жизни, при котором животное вне сезона размножения живет в одиночку.

Ольфакторная коммуникация – обоняние, хемокоммуникация.

Оперантное обусловливание (обучение) – форма научения, характеризующаяся тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным. Термин введен американским психологом Б. Ф. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей (см. Условный рефлекс).

Опосредованное обучение – обучение методом подражания, имитационное обучение.

Орган боковой линии – орган водных животных, воспринимающий тактильные раздражения и отчасти корректирующий положение тела в пространстве

Орудийная деятельность – особая категория индивидуального поведения, когда одни предметы окружающей среды используются для воздействия на другие в качестве средств, повышающих эффективность поведения в какой-либо сфере жизнедеятельности или даже уровень всего поведения в целом (К. Э. Фабри, 1980).

Память – способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта. Свойство нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить и периодически использовать информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма. Выделяют две формы памяти, соответствующие этапам ее формирования, – краткосрочную и долговременную.

Период морфофизиологической зрелости – взрослое состояние, активный репродуктивный период жизни животного.

Период полового созревания – период онтогенеза, предшествующий взрослению.

Период смешанного вскармливания – период онтогенеза, в течение которого детеныши наряду с питанием молоком матери начинают потреблять и корма, характерные для питания вида.

Периоды развития – стадии развития живого организма, специфические для определенных возрастных этапов, характеризующиеся вполне определенными особенностями физиологии и поведения животного.

Перцептивная психика – по А. Н. Леонтьеву, это психика, которая характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей. Деятельность животного определяется на этой стадии тем, что выделяется ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности, направленное не на предмет воздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде.

Перцепция (от лат. perceptio – представление, восприятие) – психическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.

Пищедобывательное поведение – биологическая форма поведения, связанная с добыванием пищи.

Поведение – один из важнейших способов активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды, обеспечивающий выживание и успешное воспроизведение как отдельной особи, так и вида в целом.

Полиандрия – форма половых отношений, при которой одна самка на протяжении сезона размножения спаривается с несколькими самцами.

Полигамия – система брачных отношений, при которых одна особь (обычно самец) за сезон размножения спаривается более чем с одной самкой.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. В зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в его основе, понятие может быть теоретическим или эмпирическим. Во втором случае оно фиксирует одинаковые предметы (или стимулы) в каждом отдельном классе предметов (или стимулов) на основе операции сравнения.

Половое запечатление – запечатление животным представителя противоположного пола своего вида в качестве полового партнера, осуществляемое в определенный период онтогенеза.

Половое размножение – различные формы размножения организмов, при которых новый организм развивается обычно из зиготы, образующейся в результате слияния женской и мужской половых клеток – гамет.

Порядок клевания – появление определенного типа иерархической системы в отношениях между курами. Т. Шьелдерупп-Эббе, наблюдая за дерущимися курами, заметил, что некоторые из них могут безнаказанно клевать соседей. При этом он обнаружил упорядоченность отношений между птицами в группе.

Постнатальный период – развитие животного после рождения, включающее следующие периоды: неонатальный, социализации, ювенильный, полового созревания, морфологической зрелости, старость.

Предадультный (ювенильный) период – период, предшествующий взрослению. В этот период детеныши активно готовятся к самостоятельной жизни.

Пренатальный период – см. Эмбриональный (пренатальный) период.

Представление – форма индивидуального чувственного отражения, благодаря которой возникают образы ранее воспринятого предмета или явления. В отличие от восприятия представление объединяет единичные объекты и связывает их с понятием. Существует в виде следов памяти, а также в виде образов, созданных воображением. У человека представления опосредованы словом, осмысленны и осознанны, у животных они также могут быть не только образными, но и отвлеченными, создавая основу для образования довербальных понятий.

Привыкание – относительно устойчивое ослабление реакции вследствие многократного предъявления раздражителя без какого бы то ни было подкрепления. П. – наиболее простой вид обучения. В противоположность обычному обучению, которое состоит в появлении новых реакций и включении их в поведение, П. избавляет животное от необходимости реагировать на раздражители, не имеющие для него никакого значения.

Проблемный ящик Торндайка – экспериментальное устройство различной степени сложности, в которое помещаются подопытные животные с целью изучения характера их двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление рефлекса. Автор – американский психолог и педагог Э. Торндайк. Ход опытов и его результаты изображались графически в виде кривых, на которых отмечались повторные пробы и затраченное время. Характер кривой (названной им "кривой научения") дал Торндайку основание утверждать, что животное действует методом "проб, ошибок и случайного успеха". Весь процесс научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями.

Психологическая кастрация – подавление доминирующими особями способности к размножению у особей, занимающих более низкие ступени на иерархической лестнице.

Птенцовые птицы – птицы, птенцы которых вылупляются из яиц беспомощными и неспособными к самостоятельному существованию.

Радиальный лабиринт – методика изучения способности животных к обучению в радиальном лабиринте; предложена американским исследователем Д. Олтоном.

Раздражитель – любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма. Понятие "раздражитель" является родовым по отношению к понятиям "стимул" и "сигнал".

Ранний постнатальный период – период новорожденности. То же, что Неонатальный период.

Разум, разумное поведение – синоним терминов "мышление" и "рассудочная деятельность". Употребляется также и в более широком смысле как альтернатива инстинкта.

Рассудочная деятельность – синоним термина "мышление", предложенный Л. В. Крушинским и обозначающий "способность животного улавливать эмпирические законы, связывающие предметы и явления внешнего мира, и оперировать этими законами в новой для него ситуации для построения программы адаптивного поведенческого акта" (Л. В. Крушинский, 2009).

Реакция скучивания – стремление новорожденных детенышей в отсутствие матери сползаться в плотную кучку с целью сохранения тепла.

Реакция следования – стремление детеныша зрелорождающихся видов следовать за объектом, запечатленным в качестве матери. Особенно выражена у стадных животных, способствует сохранению целостности стада.

Репродуктивная изоляция – нескрещиваемость в природных условиях близких видов, обитающих в одной и той же местности. Выделяют несколько форм Р. и.: отологическую, экологическую, сезонную, морфологическую, генетическую и др. Репродуктивная изоляция обусловливает возникновение независимости генофондов двух популяций, которые после этого могут стать самостоятельными видами.

Рефлекс (от лат. reflexus – обращенный, отраженный) – реакция на возбуждение рецепторов, опосредованная нервной системой; ответная реакция живого организма, обусловленная воздействием какого-либо определенного фактора внешней или внутренней среды на анализатор, проявляющаяся в сокращении мышц, выделении секреции. Обычно выделяются условные и безусловные рефлексы, например коленный рефлекс, который заключается в осуществлении резкого "подбрасывающего" движения ногой, возникающего в результате сокращения четырехглавой мышцы бедра в ответ на растяжение при постукивании по ее сухожилию. Определение этого, а также некоторых других рефлексов, таких как ахиллов и разгибательный локтевой рефлекс, позволяет контролировать состояние спинномозговых нервов, которые участвуют в осуществлении этих рефлексов.

Рефлекторная дуга – совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса.

Рефлекторный – 1) соотносящийся по значению с понятием "рефлекс", связанный с ним; 2) реагирующий на внешнее раздражение, непроизвольный, машинальный.

Ритуализации поведения – эволюционный процесс, в результате которого некая форма поведения изменяется таким образом, что либо становится сигналом, используемым для общения, либо усиливает свою эффективность в качестве такового сигнала.

В период перехода от первоначальной функции данной формы поведения к его новой сигнальной функции происходят количественные микроэволюционные изменения, например изменения порога, частоты, скорости, выраженности или повторности действия (по Д. Дьюсбери).

Сексуальные игры – игры молодняка, сопровождающиеся имитацией полового поведения.

Сенсорная депривация (от лат. sensus – чувство, ощущение и deprivatio – лишение) – продолжительное, более или менее полное лишение животного сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями.

Сенсорная система (анализатор, орган чувств) – система в организме человека, отвечающая за возникновение ощущения при действии соответствующего раздражителя. Обеспечивает использование характеристик внешней среды для организации поведения. Включает в себя приемник (преобразующий энергию внешнего раздражения в нервную энергию), проводящие пути (по которым следует эта нервная энергия) и центральный (мозговой) конец, где происходит преобразование нервной энергии в ощущение.

Сигнальная преемственность – обучение молодых животных их родителями; наиболее сильно развита у птиц и млекопитающих.

Символизация – установление эквивалентности между нейтральными знаками (символами) и предметами, действиями, обобщениями разного уровня и понятиями.

Символы – знаки, связанные с представлениями, которые в отличие от конкретных форм образного мышления отображают не только непосредственные стимулы, но и довербальные понятия, возникшие благодаря операциям обобщения и абстрагирования.

Синхронизация размножения – одновременное наступление готовности к размножению всех половозрелых самок популяции.

Скиннеровская камера – оригинальная экспериментальная методика, которую разработал американский психолог, создатель концепции оперантного бихевиоризма Б. Ф. Скиннер.

Скопление – анонимное сообщество животных, образовавшееся стихийно, в силу сложившихся обстоятельств, например: скопление у водоемов в засушливый период.

Социальное поведение – поведение животных в сообществах.

Социобиология – научное направление, изучающее биологические основы социального поведения и социальной организации у животных и человека на базе теоретических представлений и методов популяционной биологии (экологии и генетики популяций) и синтетической теории эволюции (современного дарвинизма). Основатель социобиологии – американский биолог Э. Уилсон. Социобиология изучает биологические функции поведения и социальной организации с точки зрения генетической приспособленности. В синтетической теории эволюции под приспособленностью понимается способность особи производить потомство и тем самым передавать ему свои гены.

Сравнительная психология – отрасль психологии, изучающая биопсихологические предпосылки и закономерности происхождения и развития психики человека, становления человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных (проблема социального и биологического в поведении человека). Изучение этих проблем осуществляется путем сопоставления данных психологии человека и зоопсихологии (науки о психике животных).

Стадный инстинкт – инстинкт, заставляющий животных собираться в стадо.

Строительная деятельность – строительство животными разнообразных сооружений, которые служат в качестве убежищ, для ловли добычи, привлечения особей противоположного пола и т.д.

Стресс-реактивность – способность организма более или менее успешно формировать реакцию на действие сильных вредящих или угрожающих раздражителей. Эта реакция вовлекает гипоталамо-гипофиз-надпочечниковую систему и заключается в мобилизации защитных ресурсов организма.

Структура поведенческого акта – цепь поведенческих действий животного.

Субординация – система строгого подчинения младших старшим.

Таксис (от греч. taxis – строй, порядок, расположение по порядку) – двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам. Источниками раздражения могут быть свет, температура, влага, химические вещества и др. См. также Кинез.

Таксон (таксономическая группа) – группа организмов, связанных той или иной степенью родства, достаточно обособленная, чтобы ей можно было присвоить определенную таксономическую категорию того или иного ранга – вид, род, семейство и др. В отличие от таксономической категории, таксон всегда подразумевает конкретные биологические объекты.

Тактильная афферентация (тактильная чувствительность) – ощущение, возникающее при действии на кожную поверхность различных механических раздражителей; разновидность осязания.

Тактильная коммуникация – передача информации при помощи осязания.

Тактильный – осязательный, служащий для осязания.

Тергоровая реакция – склонность животных некоторых видов, в частности домашних собак, наносить па свое тело пахучие вещества, валяясь на источниках запаха.

Территориальность – стратегия поведения животных, обитающих на определенной территории.

Типы активности – формы специфической активности животных, связанные с обеспечением основных жизненных функций, необходимых для нормального существования биологического вида. См. также Биологические формы поведения.

Т-образный лабиринт – простейший лабиринт, используемый для обучения примитивных животных.

Торможение (в физиологии) – активный нервный процесс, вызываемый возбуждением и проявляющийся в угнетении или предупреждении другой волны возбуждения. Вместе с возбуждением обеспечивает нормальную деятельность всех органов и организма в целом.

Трофейные игры – игры животных, при которых одно из них захватывает какой-либо предмет и предлагает другому животному его отобрать.

Ультрафиолет – невидимое глазом электромагнитное излучение, располагающееся в спектре между фиолетовыми и рентгеновскими лучами, отличающееся сильным химическим и биологическим действием; ультрафиолетовые лучи.

Условный рефлекс (временная связь) – рефлекс, вырабатываемый при определенных условиях в течение жизни животного или человека; понятие, введенное И. П. Павловым для обозначения динамической связи между условным раздражителем и реакцией индивида, первоначально основанной на безусловном раздражителе.

Установка на обучение – один из методов изучения сложных форм обучения, разработанный американским исследователем Г. Харлоу. Данный тест нашел весьма широкое применение для оценки как индивидуальных способностей животного, так и в качестве сравнительного метода.

Ухаживание – обязательный компонент поведения, связанного с размножением. Носит ритуализированный характер.

Факультативное обучение – комплекс навыков, возникающий у животного в процессе накопления индивидуального жизненного опыта.

Фасетка (омматидий) (от греч. отта – глаз) – структурнофункциональная единица фасеточного глаза насекомых и некоторых других беспозвоночных. Состоит из роговицы, хрусталика и нервных клеток. Число омматидий в каждом глазу – от нескольких десятков (у рабочего муравья) до 30 тыс. (у стрекозы).

Феромоны – химические вещества, действующие как передатчики биологической информации между особями, в том числе играющие роль ключевых сексуальных раздражителей ("релизе- ров"), привлекающих индивидов противоположного иола; вырабатываются экзокринными железами животных. Выделяясь во внешнюю среду одними особями, феромоны оказывают влияние на поведение, а иногда на рост и развитие других особей того же вида. К феромонам относятся половые аттрактанты, вещества тревоги, сбора и др. Особенно важную роль феромоны играют в жизни насекомых. У общественных насекомых регулируют состав колонии и специфическую деятельность ее членов. Феромоны и их химические аналоги применяются в борьбе с насекомыми-вредителями.

Фиксированные комплексы действий (ФКД) – видоспецифические (одинаковые у всех особей данного вида), врожденные (т.е. проявляющиеся в "готовом виде", без предварительной тренировки), шаблонные (т.е. стереотипные по порядку и форме исполнения) двигательные акты. К. Лоренц называл их "наследственными координациями", или "эндогенными движениями".

Филогенез (от греч. phylon – род, племя) – процесс исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп – видов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов), царств. Ф. изучается в единстве взаимообусловленности с индивидуальным развитием организмов – онтогенезом.

Формула "стимул – реакция" – формула, выражающая связь между стимулами и возникающими на их основе реакциями. С точки зрения бихевиористов все поведение можно объяснить при помощи анализа этих связей (принцип "смежности" (contiguity) стимула и реакции). На долгие десятилетия формула "стимул – реакция" (5 – R) стала рассматриваться как универсальная основа для интерпретации поведения.

Функциональная система – понятие, разработанное П. К. Анохиным и выступающее в его теории построения движения в качестве единицы динамической морфофизиологической организации, функционирование которой направлено на приспособление организма. Это достигается за счет таких механизмов, как: 1) афферентный синтез поступающей информации; 2) принятие решения с одновременным построением афферентной модели ожидаемого результата – акцептора результатов действия; 3) реальное осуществление решения в действии; 4) организация обратной афферентации, за счет которой оказывается возможным сличение прогноза и полученных результатов действия.

Цепные условные рефлексы – условные рефлексы, выработанные таким образом, что выполнение одного из них является условием выполнения следующего. Например, двигательный инструментальный навык у крысы формируют таким образом, что после первого выученного (инструментального) движения, например прыжка на полку, следует переход животного в другую часть камеры и нажатие на рычаг, затем еще одно-два сходных движения, после которых животное получает подкрепление.

Цефализация (энцефализация) – увеличение отношения массы головного мозга к массе тела животного в сравнительном ряду позвоночных. Среди птиц степень цефализации наиболее высока у попугаев, врановых и сов, среди млекопитающих – у китообразных и приматов, особенно у человека.

Цитоархитектоника – клеточное строение нервной ткани, учитывающее разнообразие типов нейронов, связи между нейронами определенных групп и количественные соотношения нейронов разных типов.

Экстраполяция направления движения – способность по начальному направлению движения раздражителя и его скорости предвидеть дальнейшую траекторию движения.

Элементарная сенсорная психика – по определению А. Н. Леонтьева, это стадия развития психики, на которой деятельность животных отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно, отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения.

Эмбриональная смертность – гибель эмбрионов в пренатальный период.

Эмбриональное научение – обучение в период эмбрионального развития.

Эмбриональный (пренатальный) период – развитие плода до рождения.

Энтомология (от греч. entoma – насекомые) – раздел зоологии, изучающий насекомых. Основные разделы энтомологии: общая, медицинская, ветеринарная, сельскохозяйственная, лесная.

Этограмма (от греч. ethos – место жизни, образ жизни) – зафиксированное наблюдение за поведением животных, в котором учтены все возможные подробности.

Этология – научная дисциплина, изучающая поведение животных с общебиологических позиций и исВперед четыре его основных аспекта: механизмы, биологические функции, онтогенез и эволюцию.

Эурифагия – всеядность.

Ювенильный период (предадультный) – период онтогенеза, предшествующий распаду выводка. Характеризуется выраженной ориентировочной реакцией и интенсивной игровой деятельностью, вследствие чего его часто называют игровым. В этот же период онтогенеза происходит формирование оборонительных реакций.