Глоссарий

3РL-провайдер (third party logistics) – компания, оказывающая комплекс в основном операционных логистических услуг (транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенное оформление, информационное обслуживание, страхование грузов и т.п.), использующая для этого собственные активы или привлекающая активы на условиях аренды, субконтрактинга.

4РL-провайдер (fourth party logistics) – системный интегратор цепи поставок – интегрирующая структура, которая собирает ресурсы, характеристики и технологии в своей организации и других структурах для разработки современных решений для цепей поставок и для их последующей реализации (определение компании "Accenture" – accenture.com).

В рамках проблем межорганизационной координации 4РL-провайдеры выступают своеобразной альтернативой самостоятельного решения этих задач фокусной компанией цепи поставок или созданной контрагентами цепи поставок управляющей структуры в виде комитета, координационного совета и т.п. Суть состоит в том, что фокусная компания или ее контрагенты могут не обладать достаточными компетенциями для реализации функционала межорганизационной координации (и интеграции, в частности интегрированного планирования и контроллинга) в цепях поставок. Поэтому они передают указанный функционал на аутсорсинг – 4РL-провайдеру.

Адаптивность цепи поставок (adaptability) – способность контрагентов цепи поставок в кооперативной манере выявлять изменения (зачастую непредвиденные) как в окружающей бизнес-среде, так и в самой цепи, и перестраивать свою деятельность в ответ на эти изменения.

Адаптивность цепи поставок в большей степени затрагивает организационную гибкость, а именно:

• скорость принятия решений;

• наличие информационной интеграции между партнерами по цепи;

• процессно-ориентированное управление;

• постоянное совершенствование процессов как в рамках одного контрагента, так и во всей цепи поставок;

• наличие корпоративной культуры, ориентированной на удовлетворение конечного потребителя и видение его как основной ценности и смысла существования цепи поставок.

Бенчмаркинг (benchmarking) в УЦП – процедура стратегического позиционирования цепи поставок по стандартным метрикам по отношению к конкурентам, среднеотраслевому уровню или лидеру в отрасли. Используется чаще всего для установления стандартов ключевых показателей функционирования цепи поставок системы KPI.

Ведущий логистический оператор/провайдер (lead logistics providerLLP) – компания 3РL-уровня, однако имеющая дополнительные инструменты, обеспечивающие открытость их деятельности и доступ к оптимизационным решениям и моделированию (например, управлению запасами, интегрированному планированию, межорганизационной координации), что позволяет оказывать поддержку принимаемым решениям в цепях поставок клиентов.

Гибкость цепи поставок (flexibility) предполагает возможность цепи поставок удовлетворять индивидуальные требования клиентов, например по следующим параметрам:

• размер партии поставки;

• конфигурация конечного изделия;

• ассортимент каждого заказа;

• обеспечение особых условий доставки и т.п.

Динамичность цепи поставок (agility) – возможность быстрого восстановления после возмущающего воздействия, а также формирование таких параметров функционирования цепи поставок, которые бы максимально отвечали требованиям изменившейся внешней среды.

В общем случае динамичность цепи поставок характеризуется как способность откликаться на потребности клиента и справляться с турбулентностью рынка и означает чувствительность и гибкость производства, организационной структуры управления цепью поставок и ее способности оперативно реагировать на изменения спроса, как по объему, так и по ассортименту. При оценке динамичности используются такие характеристики цепи поставок, как скорость реакции и гибкость. Допущением является то, что возмущающие воздействия носят в основном нецеленаправленный характер и связаны с колебаниями спроса, уникальными заказами клиентов, усложнением ассортимента и сокращением жизненного цикла товаров.

Можно выделить четыре основных принципа динамичности:

• ориентация цепи поставок на создание ценности для клиента;

• сотрудничество контрагентов цепи для усиления конкурентоспособности;

• организационная структура управления цепью поставок, помогающая справляться с изменениями;

• максимальное вовлечение людей и использование информации.

Признаками динамичных цепей поставок являются чувствительность

к требованиям клиента, виртуальная интеграция, интеграция процессов и звеньев сетевой структуры.

Единое информационное пространство (ЕИП) контрагентов цепей поставок – совокупность гетерогенных (разнородных) информационных систем различной экономической функциональности, интегрированных друг с другом с целью постоянного информационного обмена и предназначенных для создания единой среды координации действий и взаимодействия контрагентов цепей поставок при реализации ими основных функций управления (планирования и контроллинга) в режиме реального времени.

Идентификация рисков в цепи поставок основана на двух подходах:

• оценка вероятности наступления неблагоприятного события;

• определение ожидаемого размера ущерба/потерь от события.

С одной стороны, необходимо оценить вероятность наступления неблагоприятных событий в цепи поставок (сбоев в нормальном функционировании бизнес-единиц или выполнении процессов), а с другой – ожидаемый ущерб от данных сбоев. Важно принимать во внимание длительность восстановления после их наступления, которая определяется скоростью обнаружения нарушений в функционировании цепи поставок, а также скоростью принятия решений по ликвидации последствий и восстановлению нормального функционирования цепи поставок. Последний аспект затрагивает как особенности организационного функционала УЦП, так и информационную поддержку мониторинга процессов в цепи поставок.

Идентификация рисковых событий в цепи поставок – выявление источников рисков, способных нанести ущерб контрагентам цепи поставок, их видов и перечня. При этом риск может быть рассмотрен как отклонение фактического результата от ожидаемого (например, в рамках контроллинга и оценки KPI цепи поставок). Оценка риска в цепи поставок осуществляется на основе расчета вероятности сбоя, выхода из строя, потерь и прочих нежелательных событий. Что касается оценки потенциальных источников возникновения риска, то они могут быть как ожидаемыми, например уже наблюдавшиеся проблемы с качеством продукции у поставщиков, отказами элементов производственной и логистической инфраструктуры, так и неожидаемыми – войны, забастовки, террористические акты и т.п.

Информационная интеграция в цепи поставок – интеграция информационных потоков и коммуникационное обеспечение цепей поставок товаров/услуг, осуществляемая объединением информационных ресурсов контрагентов цепи на основе клиент-серверных, открытых технологий и технологий унифицированных сообщений и представления данных. Информационная интеграция необходима для построения единого информационного пространства цепи поставок, которое позволяет обеспечить требуемую в современных условиях скорость, полноту и точность получения сведений, нужных для успешного функционирования цепи поставок.

Ключевой бизнес-процесс цепи поставок – взаимосвязанная совокупность операций и функций, переводящих ресурсы контрагентов цепи (при управлении материальными, информационными и финансовыми потоками) в результат, задаваемый стратегией цепи поставок.

Конфигурация сетевой структуры цепи поставок (supply chain network) – структура логистических каналов и цепей, количественного и качественного состава звеньев цепи поставок, определяемая дислокацией производственных и логистических инфраструктурных мощностей (производственных площадок, собственных и арендуемых складов, терминалов, распределительных центров, транспортных подразделений, диспетчерских центров, дорожной инфраструктуры и т.п.).

Контроллинг цепи поставок – функционал топ-менеджмента фокусной компании или общего субъекта управления цепи поставок, который включает в себя процесс обработки данных (сбор, подготовка, переадресация производственной, финансовой и другой учетной информации), планирование, ориентированное на общую цель, а также контроль достижения цели и принятие управленческих решений.

Макропроцесс цепи поставок – стратегически агрегированная совокупность бизнес-процессов, охватывающая три стороны в объектном представлении цепи поставок: фокусную компанию, поставщиков и потребителей.

Существуют три макропроцесса:

• SRM (supplier relationship management) – управление взаимодействиями с поставщиками;

• ISCM (internal supply chain management) – внутрифирменное управление цепями поставок;

• CRM (customer relationship management) – управление взаимодействиями с потребителями.

Межорганизационная координация – это согласование действий фокусной компании цепи поставок, поставщиков, потребителей и логистических посредников (в том числе по разрешению конфликтных ситуаций) для достижения запланированных целей цепи. Основной задачей межорганизационной координации в цепях поставок является разделение прибыли, рисков и ответственности между контрагентами цепи.

Метрики оценки функционирования цепи поставок (performance metrics /attributes) представляют собой сгруппированные показатели, используемые для установления стандартов и оценки выполнения стратегии цепи поставок:

• надежность поставок в цепи при обеспечении доставки: нужного продукта, в нужное время и место, в надлежащем состоянии и упаковке, нужного количества, с правильной документацией, нужному потребителю;

• отклик цепи поставок – скорость прохождения товара по цепи поставки к потребителю;

• маневренность (динамичность) цепи поставок – темп, с которым цепь поставок реагирует на изменения ситуации на рынке с целью получения или сохранения конкурентных преимуществ;

• затраты цепи поставок – издержки, связанные с операциями в цепи поставок.

• управление активами в цепи поставок – эффективность управления активами в обеспечении удовлетворения спроса (включает управление всеми видами активов: основными средствами, управление запасами, оборотным капиталом).

Модель SCOR (supply chain operations reference) – рекомендуемая (референтная) модель операций в цепях поставок – процессно-ориентированная модель, базирующаяся на сочетании принципа неразрывности товарного и информационного потоков одновременно с функциональной интеграцией в цепи поставок. Модель объединяет три популярные современные управленческие концепции/технологии – реинжиниринг бизнес-процессов (business process reengineering), бенчмаркинг (benchmarking), и использование наилучшей практики (best practice). Реализуя подход, аналогичный используемому при реинжиниринге бизнес-процессов, SCOR-модель предусматривает фиксацию текущего состояния процессов, и устанавливает, как процессы должны выглядеть в дальнейшем.

В общем случае SCOR-модель предполагает, что контрагенты цепи поставок реализуют следующие укрупненные группы процессов:

• планирование (plan);

• снабжение (source);

• производство (таке);

• доставка (deliver);

• организация возвратных потоков (return).

Модель разработана и рекомендована как межотраслевой стандарт по планированию и контроллингу процессов в цепях поставок Советом по цепям поставок – Supply-Chain Council – SCC (supply-chain.org).

Модели, дополняющие функциональность SCOR, в разрезе таких аспектов бизнес-деятельности, как маркетинг и продажи, технологические исследования и разработки, разработки новых продуктов, послепродажное обслуживание:

• DCOR (design-chain operations reference-model (product design)) – рекомендуемая модель разработки и проектирования продуктов.

• CCOR (customer-chain operations reference-model (sales & support)) – рекомендуемая модель продаж и их поддержки.

Модели оптимизации структуры сети поставок (network optimization models – NOM) – это средства, описывающие и измеряющие показатели функционирования по всем ключевым операционным характеристикам цепи поставок за счет применения механизма выбора оптимальных источников материалов и инфраструктуры производственных и логистических мощностей, характеристик процессов и потоков в масштабах всей цепи с учетом различных оценок будущего спроса, затрат, мощностей и других внешних и внутренних факторов.

Мониторинг цепи поставок (supply chain monitoring – SCMo) – кроссфунциональная концепция/технология, позволяющая обеспечить прозрачность информации в соответствии со статусом контрагентов цепи поставок. Состоит в постоянном наблюдении за процессами цепи поставок и условиями, в которых они протекают, с целью выявления их соответствия желаемому результату и принятия управленческих решений. В ключевых процессах цепей поставок необходим комплексный онлайн-мониторинг расходования всех ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных и др.), реализуемый средствами единого информационного пространства и системами ERP-класса в системе контроллинга (ССП/Ш). Он обеспечивает переход от технологии контроля исполнения поставки к технологии оперативного управления процессом поставок на основе информационного взаимодействия контрагентов цепи поставок.

Надежность цепи поставок (reliability) отражает ситуации сохранения нормального функционирования цепи поставок, когда одно из звеньев цепи выходит из строя в результате, например, таких событий как:

• природные катастрофы;

• терроризм;

• хищение груза;

• выход из строя производственного оборудования или элементов логистической инфраструктуры;

• сбои в информационной сисгеме;

• политические кризисы (законодательные акты, забастовки и пр.

Неопределенность спроса в цепи поставок предполагаемая implied

demand uncertainty – IDU) – неопределенность, имеющая место в цепи поставок, зависящая как от объективной неопределенности спроса клиентов, так и той части неопределенности спроса, которую цепь поставок должна оценивать, специфицируя требования клиентов. В сильной степени зависит от типа и новизны продукта, генерируемого цепью поставок.

Процессный бенчмаркинг (process benchmarking) – изучение и применение успешного опыта других организаций, которые базируются на глубоком функциональном исследовании деятельности фокусной компании цепи поставок и компании – партнера по бенчмаркингу. При этом лучшие практики адаптируются и внедряются в собственные процессы фокусной компании на основе принципов экономической целесообразности.

Прочность/робастность цепи поставок (robustness) определяет неподверженность цепи поставок внешним возмущениям, а также снижение их отрицательного воздействия на ее эффективность. Формируется за счет избыточных мощностей в цепи поставок:

• дополнительных складов и производственных площадок;

• альтернативных поставщиков;

• страховых запасов;

• резервирования мощностей;

• альтернативных вариантов доставки грузов и пр.

Сбалансированная система показателей цепи поставок – ССП (balanced score card) – способ конкретизации, представления и реализации стратегии цепи поставок в разрезе формирования инструмента адекватной оценки ее функционирования. Эта концепция способствует повышению вероятности реализации намеченной стратегии цепи поставок. Стратегические цели разрабатываются на основе имеющегося видения и стратегии и имеют статус решающих целей цепи поставок. Чтобы спланировать и обеспечить процесс реализации целей, для каждой из них разрабатываются соответствующие финансовые и нефинансовые ключевые показатели функционирования цепи (KPI), по которым, в свою очередь, определяются целевые и фактические значения.

Системы расширенного планирования и диспетчирования (advanced planning & schedule или advanced planning systems – APS) осуществляют поддержку процессов планирования и конфигурирования сетевой структуры цепей поставок. "Расширенное планирование" в данном контексте интерпретируется в качестве новой логики планирования, при помощи которой можно преодолеть недостатки традиционных систем планирования и управления производственным предприятием.

Скорость реакции цепи поставок (responsiveness) – скорость, с которой данная цепь поставок обслуживает конечного потребителя, выражаемая в следующих показателях:

• длительность цикла выполнения заказа;

• длительность производственного цикла;

• длительность логистического цикла.

Совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов (collaborative planning forecasting and replenishment – CPFR) – совместный процесс создания между двумя и более партнерами цепи поставок с различными навыками и знаниями единого подхода к созданию оптимальных условий для удовлетворения потребностей клиентов (определение Добровольной межотраслевой ассоциации по разработке коммерческих стандартов – Voluntary interindustry commercial standards – VICS – vics.org).

CPFR состоит в объединении усилий контрагентов в рамках цепи поставок для удовлетворения потребностей клиентов путем интегрирования основных маркетинговых и логистических бизнес-процессов. При этом определяющим условием реализации концепции CPFR является взаимодействие контрагентов цепи поставок по двум основным направлениям: максимизация добавленной ценности продукта и сокращение общих затрат в цепи поставок.

Целью CPFR является эффективная организация процесса планирования в цепи поставок путем оптимизации обмена данными, управления товарными позициями с нестабильным и труднопрогнозируемым спросом, налаживания согласно разработанным стандартам взаимодействия для исключения "узких" мест и преодоления ограничений при удовлетворении потребительских ожиданий.

Стратегическое планирование цепей поставок – комплексный, всесторонний и интегрированный процесс планирования для достижения конкурентных преимуществ цепи за счет роста добавленной ценности и улучшения параметров сервиса, обеспечивающих наибольшее удовлетворение клиентов, предугадывая их будущие потребности в отношении качества услуг и оптимально управляя ресурсами во всей цепи поставок.

Управление взаимоотношениями с покупателями (потребителями) customer relationship management – CRM) – персонифицированный макропроцесс, обеспечивающий конкурентные преимущества цепи поставок на современном рынке – рынке потребителя. Целью CRM является обеспечение устойчивого положения цепи поставок на рынке и гарантированного объема продаж на основе долгосрочных, доверительных и взаимовыгодных отношений фокусной компании с конечными потребителями.

Управление взаимоотношениями с поставщиками (supplier relationship management – SRM) – скоординированная программа действий (макропроцесс), разработанная совместно фокусной компанией цепи поставок и поставщиком, чтобы улучшить общие показатели функционирования и снизить общие издержки цепи. SRM представляет собой управление фокусной компанией ресурсами поставщиков в глобальном масштабе, используя продвинутые инструменты и информационные технологии.

Информационными компаниями (системными интеграторами) часто используется итерационная трактовка SRM как последовательности базовых этапов: сорсинга, управления закупками и аналитики. В этом смысле под SRM понимается стратегический сорсинг, снабжение и аналитика для поддержки всесторонних решений в цепи поставок по закупкам с позиций выбора поставщика и поддержания с ним долгосрочных партнерских взаимоотношений.

Управление поставщиками – аспект закупочной деятельности (или снабжения), относящийся к рационализации базы поставщиков, их отбору, координированию их работы, оцениванию показателей их функционирования и наращиванию потенциала их деятельности в цепи поставок.

Управление поставщиком запасами потребителя (vendor managed inventory – VMI) – вертикальная кооперация с поставщиками в области управления запасами, концепция улучшения функционирования цепи поставок, когда поставщик имеет доступ к информации о состоянии запасов и имеющихся потребностях (спросе) своего клиента.

Состоит в разработке совместной стратегии поставщика и потребителя, целью которой является оптимизация уровня доступности продуктов (товаров) посредством методики непрерывного пополнения запасов в цепи поставок. VMI – это способ оптимизации деятельности в цепи поставок, при котором поставщик отвечает за поддержание требуемого уровня запасов у потребителя.

Синонимами концепции/технологии VMI считаются "Программа непрерывного пополнения товарных запасов (continuous replenishment program – CRP)", "Управление запасами при помощи поставщиков (supplier- managed inventory – SMI или supplier assisted inventory management – SAIM"). Некоторые специалисты предполагают, что CRP и VMI можно объединить одним термином – автоматическое пополнение запасов (ARP), а также что этот метод включает в себя быстрый отклик (quick response), а для сельскохозяйственной отрасли – эффективное реагирование на запросы потребителей (ECR).

Управление рисками в цепи поставок – культура контрагентов цепи (убеждения, ценности и поведение), процессы и структуры, которые направлены на реализацию потенциальных возможностей при управлении неблагоприятными эффектами в цепи поставок (стандарт ISO 31000"Общие руководящие указания для принципов и выполнения менеджмента рисков"). При этом риски могут быть застрахованы, приняты на себя, переданы по договору, от рисков можно уклониться, можно провести мероприятия по сокращению потерь и т.п.

Управление событиями в цепи поставок (supply chain event management – SCEM). 1. Заключается в создании и функционировании определенного контрольного "механизма" управления событиями в цепи поставок, в особенности исключениями, в динамичной окружающей среде. Эта технология поддерживает функционирование цепей поставок в разрезе эффективности, надежности и безопасности. SCEM в настоящее время воспринимается как управленческая концепция, информационная технология и компонент программного обеспечения в системах ERP/SCM-класса.

SCEM базируется на трех основных моментах. Во-первых, управление событиями в цепях поставок – это информационные системы и технические средства мониторинга (датчики, сенсоры) для идентификации и передачи актуальной информации о протекании процессов в цепи поставок, такие, например, как штрих-кодирование, системы спутниковой связи и навигации (tracking and tracing systems – T&T), RFID, мобильные технологии и многие другие. Во-вторых, используется (как часть контроллинга) для сравнения фактических и плановых показателей выполнения операций в цепи поставок. В-третьих, методы моделирования в SCEM (например, событийного) используются для принятия решений по восстановлению эффективности процессов (работ, операций) в цепи поставок.

2. [Информационная трактовка] – это приложение (ИТ), которое поддерживает процессы контроля для управления событиями внутри и между компаниями в цепи поставок. Это позволяет отслеживать процессы в цепи поставок, улучшая прозрачность процессов, и предупреждать контрагентов цепи о возможных критических ситуациях (определение "AMR Research" ("Advanced Market Research GmbH") – amr-research.com).

Системы класса SCEM предназначены для выявления нарушений и отклонений в выполнении отдельных процессов (работ, операций) в цепях поставок, связанных, например, с нарушением графика доставки из-за поломки транспортного средства, превышением уровня страхового запаса, отклонением в выполнении регламентов производственных процессов и т.д. В случае возникновения отклонения SCEM-система идентифицирует возникшие нестандартные ситуации в цепи поставок и оповещает SC-менеджера о причинах и последствиях нарушений.

Управление цепями поставок (supply chain management) – это:

1) организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам (Terminology in Logistics. Terms and Definitions / Glossary of Logistics Terms. – European Logistics Association, 2005. P. 100.);

2) проектирование, планирование, выполнение, контроль и мониторинг деятельности в цепи поставок с целью создания чистой стоимости, построения конкурентной инфраструктуры, использования рычагов глобальной логистики, синхронизации поставок со спросом и измерения результатов функционирования цепи поставок в целом;

3) планирование и управление всеми видами деятельности (в цепи поставок, см. ниже), включая сорсинг и управление закупками, преобразование (переработку) продукции и менеджмент всех видов логистической деятельности.

Существенно, что SCM также включает координацию и сотрудничество с партнерами по цепи поставок, которыми могут быть поставщики, посредники, провайдеры услуг "третьей стороны", а также потребители. По существу SCM – это интегрированный функционал, ответственный за интеграцию ключевых бизнес-функций и бизнес-процессов внутри и между компаниями в единую совершенную бизнес-модель. SCM включает управление всеми видами логистической деятельности, а также производственные операции, продажи, проектирование продукта, финансы и информационные технологии (Supply Chain and Logistics Terms and Glossary. – Council of Supply Chain Management Professionals, 2005. P. 97. – cscmp.com);

4) интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц.

Состав ключевых бизнес-процессов:

1) управление взаимоотношениями с потребителями (customer relationship management – CRM);

2) обслуживание потребителей (customer service management – CSM);

3) управление спросом (demand management – DM);

4) выполнение заказов (orderfulfillment – OF);

5) управление материальным потоком в производстве (manufacturing flow management – MFM);

6) управление взаимоотношениями с поставщиками (supplier relationship management – SRM);

7) разработка и коммерциализация продукта (product development and commercialization – PDC);

8) управление возвратами (return management – RM).

(Определение Глобального форума по цепям поставок (Global Supply Chain Forum) – GSCF-модель).

Устойчивое развитие цепи поставок (sustainability) – способность цепи поставок восстанавливаться и приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды, приводящая к генерированию дополнительной ценности для всех заинтересованных лиц – конечных потребителей, акционеров, государства и общества в целом.

В основу оценки устойчивости могут быть положены некоторые показатели из базовой структуры KPI, предложенной Советом по цепям поставок в стратегической карте SCOR-модели, которые в свою очередь разбиты на четыре метрики в соответствии с выделенными составляющими устойчивости цепи поставок:

• надежность – RI (reliabilty);

• скорость реакции – Rs (responsiveness);

• гибкость – F (flexibility);

• адаптивность – A (adaptability).

Устойчивость (жизнестойкость) цепи поставок (resilience) – способность цепи поставок так реагировать и приспосабливаться к изменениям внешней среды, чтобы показатели ее оценки находились в строго определенных допустимых интервалах, или же возвращаться к исходным параметрам в течение заданного переходного периода.

Фазы решений в цепи поставок – основные группы решений в стратегическом планировании цепей поставок, включающие:

• стратегию и сетевую структуру цепей поставок (supply chain design – SCD);

• планирование цепей поставок (supply chain planning – SCP);

• операции в цепях поставок (supply chain operations – SCO).

Цепь поставок (supply chain) – это:

1) глобальная сеть, используемая для доставки продукции или услуг от источников сырья и материалов до конечного потребителя посредством потоков информации, физического распределения и денежных средств (APICS Dictionary. The Industry Standard for More than 3500 Terms and Definitions / Eleventh Edition. – The Association for Operation Management, 2005. P. 113);

2) а) начинается с добычи сырья и материалов и заканчивается использованием готовой продукции у конечного потребителя, соединяя вместе взаимодействующие компании; б) материальные и информационные обмены в логистическом процессе, простирающиеся от источников сырья до доставки готовой продукции конечному пользователю. Все поставщики, провайдеры услуг и потребители связаны в цепь поставок (Supply Chain and Logistics Terms and Glossary. – Council of Supply Chain Management Professionals, 2005. P. 96. – cscmp.com);

3) [объектный подход] ЦП – связанная потоками структура бизнес- единиц, объединенная отношением "поставщики – фокусная компания – потребители" в процессе создания и реализации товаров и услуг, имеющих ценность для конечного потребителя, в соответствии с требованиями рынка.

Цепь поставок прямая состоит из фокусной компании (промышленной, торговой или сервисной фирмы), поставщика и покупателя/потребителя, участвующего во внешнем и (или) внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и (или) информации.

Цепь поставок расширенная включает дополнительно поставщиков и потребителей второго уровня. Расширенная цепь поставок является основой для построения референтной модели операций в цепях поставок – SCOR-модели.

Цепь поставок максимальная состоит из фокусной компании и всех ее контрагентов слева (вплоть до поставщиков исходного сырья и природных ресурсов), определяющих ресурсы фокусной компании "на входе", и сети распределения готовой продукции справа – вплоть до конечных (индивидуальных) потребителей – физических лиц и (или) до точек утилизации продукции;

4) [процессный подход] ЦП – связанная последовательность потоков и процессов, которые имеют место между различными контрагентами (звеньями) цепи и инсталлируются фокусной компанией в стратегическом планировании для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.

Электронный обмен данными/документами или электронный документооборот (electronic data interchangeEDI) – это передача электронным способом структурированных в соответствии с согласованными стандартами сообщений между информационными системами контрагентов цепи поставок. В наиболее общей трактовке представляет собой компьютерный информационный обмен между пользователями (контрагентами цепи поставок) с применением стандартного формата данных и обслуживающий современные телекоммуникационные технологии.

Под сообщением при этом понимается набор связанных между собой данных, предназначенный для их передачи в электронном виде, структурированных в соответствии с согласованными стандартами и однозначно автоматически обрабатываемых передающей и принимающей информационными системами.

Эффект Барбиджа (произвольное увеличение размеров партий поставок и консолидация заказов). Заключается в укрупнении партии отправки как результат унификации грузовой единицы, необходимости максимального использования транспортного средства или применения формулы Уилсона для расчета оптимального размера заказа. Как правило заказы клиентов консолидируются вплоть до размера минимальной партии, которая может соответствовать или оптимальному размеру заказа, или норме загрузки транспортного средства. Чем больше размер такого заказа и соответственно чем реже делается заказ, тем больше будет степень его отклонения в цепи поставок. Таким образом, причиной возникновения эффекта Барбиджа является пополнение запасов крупными партиями с увеличенными временны́ми интервалами.

Эффект Форрестера (неправильная интерпретация сигналов спроса) заключается в так называемой ограниченной рациональности, т.е. в субоптимальном (кажущемся рациональным) поведении контрагентов цепи поставок при принятии решений по управлению запасами. В традиционном случае компании формируют план своих заказов на основании данных о заказах клиентов в прошлом периоде. Наблюдая колебания спроса в прошлом периоде, компания учитывает их в размере своих страховых запасов с неким заделом на случай еще большего увеличения спроса, следовательно, и в заказах поставщику, тем самым увеличивая амплитуду колебаний расхода поставщика.

Эффект Халигана (отклонения от плановых сроков и объемов производства и поставок). Задержки в поставках подталкивают клиента к созданию дополнительного страхового запаса, что в свою очередь отражается на увеличении размера заказа поставщику. Поставщик, учитывая в прогнозе такие колебания, создает под них дополнительный страховой запас, тем самым передавая колебания следующему участнику цепи по направлению upstream. Кроме того, увеличенные заказы от одной части клиентов могут привести к перегрузке мощностей и невыполненным поставкам для других клиентов, которые также учтут такие недопоставки в своем страховом запасе и увеличат размеры заказов.

Эффект хлыста в цепи поставок (bullwhip effect) заключается в ситуации, когда заказы, получаемые поставщиком от покупателя, имеют более выраженные колебания, чем продажи покупателя его клиентам. Далее эти отклонения с нарастанием (в форме волны) распространяются вверх по цепи поставок до ее начального звена, тем самым уменьшая устойчивость цепи в разрезе оптимального уровня запасов.

Существуют следующие основные причины возникновения эффекта хлыста: отклонения от плановых сроков и объемов производства и поставок, неправильная интерпретация сигналов спроса, колебания цен, произвольное увеличение размеров партий поставок.

Эффективная реакция на запросы клиента, или эффективный ответ клиенту (efficient consumer response – ECR) является стратегической концепцией менеджмента, маркетинга и логистики в новом понимании интеграции и межорганизационной координации контрагентов в цепи поставок. В рамках этого нового понимания производители и торговые компании сотрудничают как партнеры, чтобы рационально и эффективно организовать цепочку создания ценности, ориентированную на потребности клиента. ECR включает два основополагающих аспекта: с одной стороны, благодаря интеграции в цепи поставок между производителями и торговлей должны быть реализованы эффективные логистические и SCM-решения. С другой стороны, благодаря кооперации в маркетинге должен быть реализован согласованный категорийный менеджмент (category management).

Эффективность цепи поставок (SC efficiency – SCE) определяется суммарными затратами в цепи поставок от разработки продукта до его доставки конечному потребителю и послепродажного сервиса.