Глоссарий

Аккредитация — официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Анализ — всесторонний разбор, рассмотрение; метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо; составная часть любого исследования; функция управления.

Аналогия (от греч. analogía — сходство, соответствие) — умозаключение, позволяющее на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их свойствам и отношениям сделать соответствующие вероятностные выводы.

Аудит — систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (ГОСТ Р ИСО 9000—2005, ГОСТ Р ИСО 9000—2001).

Бизнес — экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуги.

Бизнес-инкубатор — организация, обеспечивающая малые предприятия физическим пространством для работы, помещениями и сооружениями на основе совместного использования, доступом к техническим средствам и услугам в области ведения бизнеса. Деятельность бизнес-инкубаторов способствует осуществлению начальной стадии развития нового, как правило, малого предприятия, освоению новой продукции и реализации инновационных проектов.

Бизнес-процесс— совокупность последовательно сменяющихся потоков состояний и необходимых для их осуществления работ (например, от одного исполнителя к другому или от одного подразделения к другому) по реализации предпринимательской деятельности, проводимой за счет собственных или заемных средств предпринимателя, под его ответственность, на его страх и риск с целью удовлетворения потребностей потребителей и развития собственного дела на основе получения прибыли.

Валидация — подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены (по ГОСТ Р ИСО 9000—2001).

Венчурная фирма — коммерческая научно-техническая фирма, занимающаяся разработкой и внедрением новых технологий и продукции с неопределенным заранее доходом (рискованный вклад капитала).

Верификация — подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены (по ГОСТ Р ИСО 9000—2001); процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки.

Виды товарных знаков — словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Коллективным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный товарный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам.

Внешнеэкономическая инновационная деятельность (ВИД) — работа по взаимодействию отечественных и иностранных инноваторов, инвесторов, маркетологов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг), других субъектов и соответствующих инфраструктур, направленная на практическое использование позитивных новых результатов научного, научно-технического, экономического, финансового, организационного, управленческого, производственного и другого характера (то есть по существу это инновационная деятельность отечественных субъектов при различном участии иностранных партнеров или наоборот).

Внешнеэкономические связи — совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, валютно-финансового, производственного и научно-технического сотрудничества между странами.

Внешнеэкономический инновационный процесс — совместный процесс создания и коммерциализации (включая инвестирование производства, маркетинг и т.д.) отечественными и иностранными участниками различного вида новаций, новшеств. Этот процесс включает инвенции (разработку идей, проектов), инициации (начало инновационной работы и поддержание ее выполнения) и диффузии (распространение) инноваций.

Всеобщее управление качеством — управление качеством продукции, услуг, охватывающее всю организацию.

Выбор целевых сегментов рынка — оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами.

Высокая технология — совокупность знаний, информации, опыта, материальных средств при разработке, создании и производстве новой продукции и процессов в любой отрасли, имеющих характеристики высшего мирового уровня.

Высокотехнологичная продукция — продукция, в процессе производства, модернизации, эксплуатации и утилизации которой находят применение либо обеспечивается реализация "высоких технологий"— высокоэффективных, энерго- и ресурсосберегающих, экологичных, техногеннобезопасных и др. научно-технических решений.

Гипотеза — предварительное и предположительное научное представление о познаваемом объекте исследования, основанное на ранее полученных данных и знаниях.

Государственная инновационная политика — определение и регулирование органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к научной и научно-технической деятельности. Она определяет цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в области науки и техники.

Группы качества и конкурентоспособности — общественные добровольные формирования работников различных подразделений и служб предприятия (организации), образуемые с целью коллективного и индивидуального выявления и использования резервов обеспечения и повышения качества и конкурентоспособности продукции (услуг) в целом. Являются развитием кружков качества, кружков качества и производительности.

Декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Дерево целей — структурированная и построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены: главная цель ("вершина дерева"), подчиненные ей подцели первого, второго и т.д. уровней ("ветви дерева").

Держатель сертификата соответствия — организация или индивидуальный предприниматель, на чье имя выдан сертификат соответствия; знак соответствия является формой доведения до потребителя и других заинтересованных сторон информации о проведенной сертификации маркированной им продукции.

Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции — метод оценки качества продукции, основанный на непосредственном сравнении единичных показателей ее качества с соответствующими базовыми показателями. С помощью Д. м. рассчитывают относительные показатели качества, позволяющие определить уровень качества оцениваемого объекта относительно базового, по каким конкретным показателям он достигнут и какие из них ниже базовых.

Диффузия инноваций — процесс распространения нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности; процесс распространения инноваций на рынке во времени среди членов целевой группы посредством коммуникаций.

Европейская организация по качеству (ЕОК) — организация, созданная в Европе в 1957 г. с целями разработки, совершенствования, пропаганды и стимулирования применения прогрессивных практических методов и теоретических принципов управления качеством.

Жизненный цикл продукции — период времени от зарождения идеи, практического воплощения, производства продукции, ее практического использования до снятия с эксплуатации и замены новой моделью.

Заявление о соответствии — заявление поставщика под его полную ответственность, что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

Знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Идентификация продукции — установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.

Изменение организационное — поправка, перемена, изменяющая существующее состояние организационной системы с целью ее улучшения. Могут быть несущественными, существенными и радикальными.

Имидж организации — образ организации, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности.

Имидж продукта — устойчивое представление об отличительных либо исключительных характеристиках продукта, придающих ему особое своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных продуктов.

Инкубатор — многофункциональный комплекс, представляющий разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и развития.

Инноватика — отрасль знаний, охватывающая широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение (диффузию) новшеств. К новшествам можно относить то, что 1) является результатом творческой и интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), включенным в контур потребления, 2) то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.).

Инноватор — субъект инновационного процесса, участвующий на любом из его этапов в преобразовании новшества и реализации инноваций.

Инновации непрерывающие — инновационные продукты, не прерывающие привычный порядок вещей. Относятся к обычной модернизации продуктов, не требующей изменений.

Инновации прерывающие — инновационные продукты, которые требуют изменений, прерывают привычный порядок вещей, требуют изменения нашего типа поведения и модификации других привычных нам продуктов и услуг.

Инновационная активность — степень интенсификации инновационной деятельности и поведения на рынках новшеств и нововведений, отражаемая в определенных количественных и качественных параметрах: продолжительности инновационного цикла, обновления предметов и средств труда, объемах предложений и закупок результатов инновационной деятельности, ценового поведения, предложений развития инновационных механизмов и систем.

Инновационная деятельность — совокупность действий участника инновационного процесса, имеющего определенную цель, средства достижения цели, осуществляющего свои функции соответственно своей роли в процессе и достигающего определенных результатов.

Инновационная идея — 1) идея, позволяющая создать что-то новое (научная, научно-техническая, инженерно-техническая, организационно-производственная идеи). Такие идеи представляют собой гипотезы альтернативного способа решения задачи (научной, научно-технической, производственной, маркетинговой или логистической); 2) заявка о появившейся идее, замысле чего-либо нового, требующего привлечения внимания возможных участников инновационного процесса (инвесторов, исследователей, разработчиков, производителей, коммерсантов, маркетологов, администраторов, потребителей) для организации работ по всем (или отдельным) стадиям и этапам инновационного цикла.

Инновационная инфраструктура — это комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами (в том числе специализированными инновационными организациями) на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов в условиях конъюнктурных колебаний рынка.

Инновационная программа — комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции, технологий.

Инновационная система — состав взаимосвязанных элементов, способных в совокупности организовать инновационный процесс и поддерживать его на требуемом уровне. ИС имеет внутреннюю и внешнюю среды, управляемую и управляющую подсистемы. Элементами ИС являются инновации, сам инновационный процесс и его участники, отношения и связи которых упорядочены организационной структурой, осуществляющие инновационную деятельность, а также инновационный механизм. ИС является предметом инновационного менеджмента.

Инновационная среда — внешнее окружение инновационной организации, ее инновационной системы, состоящее из дальнего окружения (макросреды), практически малодоступного для оказания со стороны организации какого-либо влияния, и ближнего окружения (микросреды), поведение которого под определенным влиянием организации. В инновационной среде формируется инновационное поведение организации. Внешняя среда составляет инфраструктуру инновационной системы организации.

Инновационная стратегия — совокупность мер в среднесрочной и долгосрочной перспективе по разработке и внедрению новшеств, воспроизводимых на производстве и востребованных рынком. Разработка и реализация инновационной стратегии представляет собой инновационный проект, через который инновационная стратегия инвестируется.

Инновационная сфера — область деятельности изготовителей и потребителей инновационной продукции, работ, услуг, включающая создание и распространение инноваций.

Инновационное предложение — предложение участникам инновационного процесса для инвестирования и продолжения работ с какой-либо стадии (этапа) инновационного цикла. Сопровождается результатами предыдущих стадий (этапов) и бизнес-планом. Предложения, как правило, не связаны с большими инвестициями и непродолжительны по реализации.

Инновационное предприятие с иностранными инвестициями — предприятие, использующее иностранные инвестиции и предназначенное для целей осуществления инновационной деятельности. Такое предприятие может быть создано и действовать на территории РФ в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных законодательством РФ, и имеет одну из следующих организационно-правовых форм: предприятие с долевым участием иностранных инвестиций (совместное предприятие), а также их дочерние предприятия и филиалы; предприятие, полностью принадлежащее иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы; филиал иностранного юридического лица.

Инновационные риски — риски, связанные с возможностью невыполнения обязательств инновационных фирм (ошибочная идея, низкий инновационный потенциал фирмы), непреодолимыми барьерами инновационного трансферта, неблагоприятным инновационным климатом и многими другими обстоятельствами. Риск также обусловлен большой неопределенностью результатов (по качественному уровню, срокам, затратам), свойственным процессам, включающим творческий характер труда.

Инновационный климат— благоприятствующие или не благоприятствующие внешние или внутренние факторы влияния на инновационную деятельность участников инновационных процессов.

Инновационный механизм — рыночное и/или административное формирование инновационных потребностей и спроса с одной стороны и инновационного предложения с другой. Выделяются рыночный, административный и смешанный механизмы. ИМ — элемент инновационной системы. Должны действовать три группы акций, воздействующих на инновационные системы: а) стимулирование предложения новшеств; б) повышение спроса на результат инновационного процесса; в) воздействие на условия, стимулирующие нововведения.

Инновационный потенциал —способность, возможность, готовность участника инновационного процесса мобилизовать ресурсы и организационный механизм (технологию деятельности и организационную структуру) на его осуществление в той части процесса, которая отражает роль участника, в заданные сроки и затраты.

Инновационный процесс — совокупность состояний инновации (новации, включенной в инновационной процесс), сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, маркетинговой и конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии, организационные формы, виды деятельности).

Инновационный трансферт — продвижение нового продукта к потребителям (инноваторам) вплоть до освоения и потребления. Выделяют этапы продвижения: идея — новатор, новшество — инноватор, новый продукт — рынок, рынок новшеств — потребитель (инноватор), продвижение в среде инноватора.

Инновационный цикл — совокупность стадий инновационного процесса, регулярно повторяющихся независимо от класса инновации, последовательно сменяющих друг друга, причем отдельные этапы и операции могут выполняться параллельно. ИЦ представляет собой жизненный цикл инноваций (ЖЦИ), включающий стадии: научно-техническую (стадия НИОКР), производственную, реализации (стадию коммерциализации или стадию передачи в сферу потребления по договору), потребления.

Инновация (нововведение) — достижения науки и техники, воплощенные в новые продукты труда, готовые к реализации и использованию.

Интеллектуальная собственность — права, вытекающие из интеллектуальной деятельности в области промышленности, науки, литературы или искусства. Объектами охраны являются права, относящиеся к конкретным результатам творческой деятельности человека в производственной, научно-литературной и художественной областях.

Исследование — научный труд, вид научной деятельности; научное изучение и процесс познания; процесс изучения какого-либо объекта и получения на этой основе новых знаний о нем.

Исследование систем управления — научное изучение (как научный труд, вид научной деятельности) профессиональными исследователями и/или менеджерами-исследователями соответствующего предмета СУ (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Качество — совокупность свойств, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять потребности; практическое воплощение удовлетворения потребностей и ожиданий.

Качество исследования — определенная совокупность свойств исследования, потенциально или реально объективно способных в той или иной мере удовлетворять предъявляемые к нему требования.

Квалиметрия — научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством продукции и стандартизации. Термин "К" состоит из латинского корня "квали" ("qualitas" — "качество" или "quails" — "какой по качеству") и греческого — "метрия" ("metreo" — "измеряю"). В настоящее время данный термин нашел широкое распространение как в теории, так и в практике управления.

Комплекс маркетинга — набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка (комплекс маркетинга описывается моделью "4Р". Р1 — маркетинговая разработка товара; Р2 — ценообразование; РЗ — распространение товара; Р4 — стимулирование продвижения товара).

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов — проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Концепция — система взглядов, то или иное понимание ситуации; единый определяющий замысел; ведущая мысль при выработке управленческого решения.

Концепция исследования — система взглядов на исследование, общий его замысел; комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения; комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследования и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы.

Концепция маркетинга — концепция ориентации любой деятельности в условиях рыночных отношений на потребителя. Субъект управления должен обеспечивать высокое качество "выхода" данной системы, который одновременно является "входом" другой системы — потребителя. Для реализации этой концепции необходимо сначала анализировать и принимать меры по обеспечению высокого качества "входа" и только потом повышать качество процесса в самой системе.

Марка — имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и дифференциации их от товаров конкурентов.

Международная организация по стандартизации (ИСО) — организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны. Целью данной организации является содействие развитию стандартизации в мире для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

Международные товарные номенклатуры — подробные перечни товаров, распределенные по какой-либо классификационной системе. Для классификации товаров, обращающихся в мировой торговле, в настоящее время применяются Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК), а также созданная на базе Номенклатуры для классификации товаров по таможенным тарифам (БТН) и получающая в настоящее время все более широкое распространение Номенклатура гармонизированной системы (НГС).

Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией, занимающейся стандартизацией, и доступный широкому кругу потребителей.

Менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству (п. 3.2.8 ГОСТ Р ИСО 9000—2001).

Метод — система правил и приемов изучения явлений; способ теоретического исследования и практического осуществления чего-то; путь исследования; теория, учение — совокупность приемов или операций теоретического или практического исследования действительности; способ достижения целей.

Методика исследования — строго последовательные, систематические, точно сформулированные и следующие плану научно-обоснованные положения, обеспечивающие выполнение исследовательских процессов с использованием методологии.

Методология — учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности; учение о научных методах познания; совокупность методов, применяемых в отдельных науках; учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методы достижения целей внешнеэкономической инновационной деятельности — приемы, способы или образ действий, позволяющие достичь положительных результатов в осуществлении конкретных целей ВИД. Среди них следует отметить: привлечение иностранных инвестиций в виде кредитов, оборудования и других ресурсов на различных условиях (например, на компенсационной основе, лизинга и т.п.); создание международной кооперации по производству новых видов продукции, предполагающей возможность передачи технологий, ноу-хау и т.п.; образование инновационных предприятий с иностранными инвестициями (с долевым участием — совместные предприятия или полностью принадлежащими иностранным инвесторам), а также филиалов и представительств иностранных фирм в России или отечественных организаций за рубежом.

Мотивация — процесс, активизирующий мотивы выполнения действий работником для достижения целей организации.

Наименование места происхождения товара — это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее — географический объект), используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами.

Народно-хозяйственная продукция — продукция, разрабатываемая и изготовляемая для удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и экспорта.

Наукоемкая продукция — продукция, в себестоимости которой доля расходов на НИОКР существенно превышает значение среднеотраслевого показателя либо значения аналогичных показателей смежных отраслей.

Научная (научно-исследовательская) деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Научная и (или) научно-техническая продукция — научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Научно-техническая деятельность — деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Научный и (или) научно-технический результат — продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей.

Новация (новшество) — это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.

Ноу-хау — технические знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой.

Опытно-конструкторская работа — комплекс работ по созданию конструкторской и технологической документации, изготовлению и испытаниям опытных или головных образцов изделий (материалов, веществ и т.п.) или изделий единичного производства.

Орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Орган по сертификации может сам проводить испытания и контроль за испытаниями или же осуществлять надзор за этой деятельностью, проводимой по его поручению другими органами.

Организационная структура управления — совокупность упорядоченных линейно и функционально взаимосвязанных структур, подразделений, органов управления и руководящих работников (менеджеров) организации (объединения организаций), осуществляющих стратегическое, тактическое и оперативное управление ее функционированием и развитием. Основные виды организационных структур: линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, матричная, бригадная, проблемно-целевая и др.

Оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Патент на изобретение — документ, выдаваемый для удостоверения предоставленной государством правовой охраны. Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленное применение. Документ удостоверяет авторство на изобретение, приоритет изобретения и исключительное право на изобретение.

Патентная лицензия — разрешение, выдаваемое на основе лицензионного договора патентообладателем (лицензиаром) какого-либо изобретения, полезной модели, промышленного образца, на их использование покупателем (лицензиатом) в течение определенного времени. Договор подлежит регистрации в Патентном ведомстве и без этого считается недействительным.

Патентная чистота — свойство объекта техники, заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на ее территории охранных документов исключительного права.

Передача технологии [англ. transfer of technology] — термин, принятый в международной практике, который наиболее широко используется применительно к экономическим отношениям между развитыми странами с рыночной экономикой и развивающимися странами в области технологического обмена. По методологии ООН, понятие "технология" трактуется весьма широко и включает технологию в чистом виде [dissembled technologyl, т.е. методы и технику производства товаров и услуг, и воплощенную технологию [embodied technology], охватывающую машины, оборудование, сооружения, целые производственные системы и продукцию с высокими технико-экономическими параметрами. ЮНИДО рассматривает технологический обмен не как одноразовое предприятие, а как продолжительный и сложный процесс, который включает: 1) отбор и приобретение технологии; 2) адаптацию и освоение приобретенной технологии; 3) развитие местных возможностей по усовершенствованию приобретенной технологии применительно к потребностям национальной экономики.

Поддерживающие инновации — под этим термином понимают прибыльные усовершенствования базовой технологии и ее продуктов, которые год за годом вносит в свои продукты любая прогрессивная компания.

Подрывные инновации — такие новые радикальные технологии, которые полностью замещают базовые технологии, устоявшиеся в отрасли, подрывают, а затем и закрывают рынок прежней технологии и ее продуктов. Подрывные технологии вносят новые конкурентные условия.

Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Позиционирование на рынке — обеспечение товару, не вызывающему сомнений, четко отличному от других, желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей.

Полезная модель — конструктивно выполненное средство производства и предметов потребления, а также их составных частей.

Политика качества — основные направления и цели организации, связанные с качеством, официально сформулированные высшим руководством.

Потенциал инновации — возможности данной инновации к развитию через трансформацию в другие предусмотренные состояния, к образованию других инноваций.

Предмет исследования — конкретная проблема, задача или вопрос, познание и разрешение которых требует проведения исследования в различных отраслях науки: управлении, экономике, технике и др., т.е. в общем случае это то, на что направлено и что является ОГЛАВЛЕНИЕм научного изучения, разрешения и познания.

Преференциальный режим [англ. preferential treatment] — особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны. Чаще всего применяется в виде льготного кредитования, страхования внешнеторговых операций, специального валютного режима, предоставления финансовой и технической помощи, скидок (отмены) таможенных льгот на ввозимые или вывозимые товары и т.п.

Преференции — таможенные льготы, предоставляемые развитыми странами развивающимся. Гарантия качества — в международной торговле ручательство продавца за соответствие поставляемого им товара требованиям договора в течение определенного периода (гарантийного срока) при условии соблюдения покупателем установленных правил эксплуатации, использования и хранения.

Прикладные исследования — оригинальные исследования, предпринятые для получения знаний и, как правило, для достижения конкретной практической цели или решения задачи.

Принцип исследования — основное правило действия, руководящая идея, используемые при осуществлении познавательной деятельности.

Принципы внешнеэкономической инновационной деятельности — основные исходные правила и положения управления ВИД.

Программа исследования — комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предполагаемый результат.

Продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Продукция конкурентоспособная — продукция, обладающая высокими потребительскими, организационно-экономическими и социально-психологическими свойствами, способная выдержать на рынке В определенный период времени соперничество, обеспечить относительно аналогичной продукции конкурентов повышенный спрос и преимущества при ее сбыте.

Продукция производственно-технического назначения — продукция, предназначенная для использования в качестве средств промышленного и сельскохозяйственного производства.

Проект исследования — совокупность документации, необходимой для проведения исследования; включает техническое задание, план и методику исследования, средства исследования, описывает ожидаемые затраты, результаты и возможные направления их использования.

Промышленная политика — составная часть структурной политики, а также общей политики развития экономики страны; представляет собой комплекс мер, осуществляемых в целях повышения эффективности и конкурентоспособности промышленности, формирования ее современной структуры, способствующей достижению этих целей.

Промышленный образец — художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия. Такому решению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, оригинальным и промышленно применимым. Право на него охраняется государством и удостоверяется патентом.

Протекционизм [protectionism] — политика государства, направленная на ограждение экономики от иностранной конкуренции; система соответствующих покровительственных мероприятий (в большей части экономических), направленных на поддержку, развитие и защиту отечественного производителя товаров и услуг от иностранной конкуренции. Проведение такой политики и соответствующих мероприятий осуществляется с целью обеспечения отечественным товарам, услугам и предприятиям в целом конкурентоспособности.

Процедура исследования — совокупность исследовательских приемов, направленных на выполнение задач исследования. Например, можно считать процедурой сбор информации, осуществленный определенными приемами.

Процесс исследования — последовательность этапов осуществления исследования, комбинация и последовательность использования средств и методов исследования, различных операций и процедур.

Рынок инноваций — совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участников по ценам, срокам и масштабам такого обмена.

Свободные экономические зоны (специальные экономические зоны, зоны совместного предпринимательства, зоны свободной торговли и др.) — ограниченные территории, в которых действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей.

Сегментация — идентификация целевых групп потребителей, представляет собой процесс сегментации, который разбивает базовый рынок на части, однородные в отношении требований и покупательских привычек. Процесс сегментации имеет для фирмы стратегическое значение, поскольку приводит к определению области ее деятельности и к идентификации факторов, ключевых для достижения успеха на выбранных рынках. Способность сегментировать рынок — одно из самых главных умений, которым должна обладать фирма.

Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификация соответствия — действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированные продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Система менеджмента качества — система для установления политики качества, целей качества и для достижения этих целей.

Система организации (предприятия) —совокупность взаимосвязанных управляемой (объекта управления) и управляющей (субъекта управления) подсистем, их субподсистем и элементов, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению установленных целей.

Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Система управления — совокупность взаимосвязанных элементов (целей, функций, организационных структур управления, методов управления, кадров управления и др.) и субподсистем управляющей подсистемы, взаимодействующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе воздействия на объекты управления (управляемую подсистему) для достижения главной, основных и других целей системы. Система характеризуется целостностью и упорядоченностью элементов и подсистем, отражающих особенности объекта управления.

Системный анализ — совокупность методов и средств, позволяющих исследовать систему управления в целом и на основе результатов этого исследования обосновать управленческие решения, в том числе непосредственно по совершенствованию системы управления. При этом предполагается четкое вычленение системы управления и определение ее границ, входов и выходов (формирование внешней структуры системы), определение целей функционирования и развития системы, ее внутренней структуры, изучение и анализ особенностей всех компонентов системы, их взаимосвязей и взаимозависимостей, а также связей с другими системами.

Смешанный метод оценки уровня качества продукции — метод оценки качества продукции, основанный на использовании комплексного и дифференциального методов оценки, единичных и комплексных показателей качества.

Страна происхождения товара — страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергнут достаточной переработке или обработке.

Таможенный кодекс РФ — законодательный документ РФ, определяющий правовые, экономические и организационные основы всего таможенного дела в России. Он направлен на: защиту экономического суверенитета и экономической безопасности РФ; активизацию связей (в том числе инновационных) российской экономики с мировым хозяйством; обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Технический регламент — документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ. В нем устанавливаются обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Техническое задание на научно-исследовательскую работу — исходный документ для проведения научно-исследовательских работ, устанавливающий требования к содержанию, объемам и срокам этих работ.

Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Товарный знак и знак обслуживания — обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Товары обновленные — товары, в которых при сохранении базовых характеристик изменяются некоторые физические параметры. Такие товары — это результат вертикальных маркетинговых технологий.

Товары оригинальные — товары, в которых преобладают существенные признаки новизны по конструкции, новым элементам, принципу действия, характеристикам, которые можно отнести к радикальным инновационным продуктам. Сюда можно отнести также товары, полученные при помощи такого творческого подхода, как "латеральный маркетинг" (обходной, нестандартный).

Товары с новым позиционированием — товары, у которых изменены только воспринимаемые характеристики (характеристики позиционирования), что также может быть результатом вертикальной маркетинговой технологии.

Управление качеством — целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его уровня качества, удовлетворяющего требования потребителей и общества в целом. Воздействия осуществляются на основе формирования целей в области качества и выработанных соответствующих решений, явившихся результатом взаимодействия элементов системы управления качеством — функций управления качеством, информации, персонала, технологии управления качеством, технических средств управления и др.

Управление маркетингом — анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения целей организации. (Процесс управления маркетингом состоит из: 1) анализа рыночных возможностей; 2) отбора целевых рынков; 3) разработки комплекса маркетинга; 4) претворения в жизнь маркетинговых мероприятий).

Уровень качества продукции — мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству объекта, принятому за эталон сравнения; относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Уровень качества продукции может рассматриваться на каждой стадии жизненного цикла продукции или определенной их совокупности (например, проектный уровень качества, уровень качества изготовления и т.д.).

Участники инновационного процесса — совокупность новаторов и инноваторов (отечественных и зарубежных), государственных, региональных и отраслевых учреждений, звеньев инновационной инфраструктуры, т.е. всех субъектов инновационного процесса, играющих в нем определенную роль и выполняющих соответствующие функции.

Форма подтверждения соответствия — определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Фундаментальные исследования — экспериментальные или теоретические работы, выполняемые для получения новых знаний, лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, без какой-либо, как правило, конкретной цели их применения или использования.

Хайтек-продукт — это не только высокая технология, которая сама по себе является первым рыночным инновационным продуктом и началом рынка инноваций, но также это ее приложения в виде радикальных инновационных продуктов и соответствующих услуг, которые составляют основу рынка инноваций. В общем виде — это радикальный инновационный продукт, требующий радикального инновационного менеджмента (хайтек-менеджмента) и радикального инновационного маркетинга (хайтек-маркетинга). Например, это персональные компьютеры, мобильные телефоны, литейные минизаводы.

Хайтек-рынок — группа реальных или потенциальных покупателей 1) данного набора высоких технологий, их приложений в виде продуктов и услуг; 2) разделяющих общие нужды или желания, обращающих внимание друг на друга при принятии решения о покупке.

Цель исследования — желаемый новый исследовательский результат состояния объекта исследования, выраженный качественно и/или количественно преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.

Эксперимент— совокупность операций, воздействий и/или наблюдений, направленных на получение информации об объекте исследования.

Экспериментальные разработки — деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных при проведении исследований или на основе практического опыта.