Глоссарий

Антиномия (греч. antinomia – противоречие в законе) – столкновение двух противоречивых, но одинаково обоснованных суждений. Антиномии посягают на логический закон исключенного третьего (А либо не-А) и потому игнорируются педантичной рассудочностью, в то же время в них могут отражаться реальные противоречия человеческого бытия и сознания.

Антропология (от греч. anthrdpos – человек и logos – учение) первоначально – наука о происхождении и биологических свойствах человека. В современной интерпретации – совокупность наук, в центре которых стоит человек как планетарный феномен, взятый в биологическом и социокультурном измерениях.

Антропология культурная – наука, которая изучает доцивилизационные (примитивные) и архаические (традиционные) общества преимущественно в их духовном измерении: верования, ценности, нравы. В настоящее время наметилась тенденция расширить предмет исследования национальной культурной специфики как таковой применительно к любым обществам.

Антропология политическая (учение о человеке политическом) – наука, изучающая творческие возможности человека политического, проблемы политической социализации, ценностные мотивации, вопросы политической и социокультурной идентичности.

Антропоцентризм (от греч. anthropos – человек и лат. centrum – центр) – установка на то, чтобы поставить человека в центр мироздания в качестве "венца творения" и меры всех вещей.

Архаизация (от греч. archaios – древний) – вытеснение из культуры и повседневных практик новообретенных (современных) элементов и активизация более традиционных элементов, прежде подавленных или прятавшихся в тени.

Архетип (от греч. arkhe – начало и typos – тип, образец) – скрытый в коллективном подсознании культурный стереотип, косвенным образом влияющий на наше поведение, наши предпочтения и выбор.

Атомизм социальный, атомарность – картина общества, в рамках которой индивиды выступают как изолированные друг от друга атомы.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление в американской психологии и социологии, призывающее не интересоваться внутренним миром человека, а изучать внешние стимулы и ответные реакции. Предполагалось, что тем самым общественные науки преодолеют свою "гуманитарную ограниченность" и уподобятся по точности и доказательности естественным наукам.

Вестернизация (от англ. West – Запад) – распространение западных ценностей, институтов и образа жизни во всем мире частично в результате товарного и культурно-информационного обмена, частично в результате западной гегемонии, а также деятельности местных "западников".

Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – апологетика свободной и иррациональной воли, не ограниченной ни космическим, ни нравственным законом.

Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение) – тип психологической или социокультурной установки на получение удовольствий и избегание страданий любой ценой.

Герменевтика (от греч. hermeneuo – разъясняю, истолковываю) – наука об интерпретации текстов (культуры).

"Гибкая власть" – для государства это власть его политических идеалов и культурных символов, привлекательность политических лидеров и культурных достижений, которые непрерывно транслируются по мировым каналам коммуникаций и заставляют позитивно говорить о себе весь мир. Термин "soft power" ввел американский политолог Джозеф Най в книге с аналогичным названием, что иногда переводится как "мягкая власть", но более точно все-таки говорить о "гибкой власти", поскольку речь идет о власти информации и образов, коммуникационных потоков – власти подвижной и гибкой.

Гражданское общество – совокупность неполитических отношений (экономических, духовно-нравственных, религиозных, культурных) граждан и их ассоциаций, основанная на принципах самодеятельности, неподопечности и автономии по отношению к государству.

Девиация (фр. deviation от лат. deviare – сбиваться с пути) – отклонение (социальное). Девиантным называют поведение, отклоняющееся от норм морали и культуры.

Деидеологизация – требование отказа от идеологии как препятствия для рационально-прагматического поведения в политике, ориентированного на реальные интересы и проверяемые факты, а не на ценности и утопические прожекты. На самом деле концепция деидеологизации страдает утопизмом, ибо отказ от идеологии может быть только частично условным; чаще всего речь фактически идет об отказе от одной идеологии в пользу другой, вступающей в моду.

Дихотомия (греч. dichotomia – разделение надвое) –деление на две части. В логике – деление класса предметов, обозначаемых исходным понятием, на две взаимоисключающие части по наличию либо отсутствию какого-то определенного признака.

Европоцентризм – концепция, согласно которой западноевропейский тип культуры является образцовым для всего человечества, а Западная Европа – центром мирового развития.

Идентичность (от позднелат. identicus – тождественный, одинаковый) в социокультурном смысле – совокупность устойчивых черт, позволяющая той или иной группе (этнической или социальной) отличать себя от других.

Иконография политического пространства – типические формы проявления политического бытия, система политических институтов и многообразных форм политической жизни, а также символический мир политической культуры, включая его характерные импликации, аллюзии, символизм выражения политических идей и эмоций, создающих смысловое, значимое пространство культуры.

Инверсия (лат. inversio – переворачивание, перестановка) – резкий переход в противоположное качество.

Инволюция (лат. involutio – свёртывание) в социокультурном смысле – утрата достигнутых завоеваний культуры и цивилизации, отступление в варварство.

Интенция (лат. intentio – стремление, намерение) – направленность внимания, духовный настрой.

Интерпретация (лат. interpretatio – разъяснение) – творческое переосмысление традиции в новых политических условиях, что помогает справиться с консерватизмом традиционных правил.

Информационная война – планомерное информационное воздействие на всю инфокоммуникационную систему противника и нейтральные государства с целью формирования благоприятной глобальной информационной среды для проведения любых политических и геополитических операций, обеспечивающих максимальный контроль над пространством.

Информационное государство – властная структура нового типа, где управление осуществляется через систему информационных технологий и коммуникаций, а также новой системы функционального представительства.

Истеблишмент (англ. establishment – установление, основание) – правящие круги общества, доминирующие элиты (не только политические).

Космоцентризм – установка на осмысление любых наших действий и перспектив в контексте великого космического целого.

Консенсус (лат. consensus – согласие) в политике – готовность к взаимным компромиссам и уважение прав другой стороны.

Конформизм (от позднелат. conformis – подобный, сообразный) – установка на пассивно-приспособительный, соглашательский тип поведения в социальной жизни и в политике.

Коммунитаризм (от англ. community – сообщество) – влиятельное направление в американской социальной теории, сформировавшееся в 1990-е гг. вокруг идей и работ А. Этциони. Идеология, стремящаяся к сильному гражданскому обществу, основой которого являются местные сообщества и неправительственные общественные организации, а не отдельные личности. В этом смысле коммунитаризм противоположен сугубо индивидуалистским концепциям благосостояния. Коммунитаризм жестко увязывает права личности с социальной ответственностью и допускает ограничение прав в тех случаях, когда они предоставляются обществом и реализуются за счет государства.

Коэволюция (со – приставка, обозначающая в ряде языков совместность, согласованность, и лат. evolutio – развертывание) – термин, означающий понимание развития как возрастания соразмерности, взаимоувязки разных начал, в частности целей человека и внутренних гармоний природы, вместо былых установок на ее "покорение" и завоевание.

Ксенофобия (от греч. xenos – чужой, посторонний и phobos – страх, боязнь) – неприязнь к чужакам: иностранцам, представителям другой расы и т.п.

Легитимность (от лат. legitimus – законный, правомерный) – законность власти, исторически выступающая в разных формах: традиционной монархической (законный наследник престола), демократической (законно избранный глава государства), харизматической (законный продолжатель великого дела первооснователя, великого задания, миссии).

Логос (греч. logos – слово, мысль, упорядочивающий разум) – термин, обозначающий всеобщий закон, логику, которой подчиняются и объективный мир, и человеческий разум.

Макиавеллизм – образ политического поведения, при котором ради поставленных целей считается приемлемым и оправданным использовать любые средства вплоть до самых вероломных, коварных и жестких. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и мыслителя XV–XVI в. Никколо Макиавелли.

Манипулирование – психическое воздействие, которое проводится тайно, а следовательно, в ущерб тем лицам, на которых оно направлено (Г. Франке).

Маргинализация (от лат. marginalis – находящийся на краю) – выталкивание на дно, резкое понижение в социальном статусе.

Марксизм – учение Карла Маркса об обществе и выросшая из него идеология, основанная на следующих постулатах:

а) базисно-надстроечном детерминизме (производственноэкономические отношения – это базис, определяющий политико-юридическую, идеологическую и культурную надстройку);

б) учении о частной собственности как грехопадении человечества, источнике всех бед и противоречий общественного развития;

в) учении о классовой борьбе как движущей силе истории и об исторической миссии рабочего класса, освобождающего человечество от частнособственнического строя и связанных с ним противоречий.

Ментальность (от лат. mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – исторически обусловленная специфика мышления представителей разных стран и культур.

Мессианизм (от др.-евр. maschiah – помазанный, букв. – мессия, т.е. спаситель) – учение о спасении мира какой-то персонифицированной высшей силой.

Мондиализм (от фр. monde – мир) – особая идеология, предполагающая слияние всех государств и народов в единое планетарное образование с установлением Мирового Правительства, уничтожением расовых, религиозных, этнических, национальных и культурных границ.

Национальная идея – система ценностных установок общества, в которых выражается самосознание народа, задаются цели личного и национального развития в исторической перспективе.

Немецкая историческая школа – философско-историческое направление (1830–1840-е), близкое немецкому романтизму. Отстаивало органичность исторического процесса и неповторимую индивидуальность его национальных проявлений в противовес установкам эпохи Просвещения (XVIII в.) на универсальные схемы развития.

Неоконсервативная волна – идейно-политическое течение на Западе, заявившее о себе на рубеже 1970–1980-х гг. и связанное с попытками преодолеть левое диссидентство во всех его разновидностях, консолидировать западные общества на основе идеалов классического либерализма, преодолеть капитулянтские настроения перед натиском Советского Союза. Оказалась фактором, сыгравшим свою роль в победе Запада в холодной войне.

Неофрейдизм – направление западной социальной философии и психологии, связанное с пересмотром концепции З. Фрейда в духе реабилитации человеческого подсознания и критики подавляющих его общественных институтов (Фрейд, напротив, в конфликте подсознания и культуры занимал преимущественно сторону последней). Неофрейдизм дополняет марксистскую концепцию социально-экономического отчуждения личности концепцией витального отчуждения (репрессивное общество посягает на нашу чувственность).

Ориентализация (от лат. orientalis – восточный) –уподобление Востоку, усиление восточных компонентов политики и культуры.

Онтология политическая (учение о политическом бытии) – наука, которая изучает общие объективные основания политики, ее преобразовательные возможности, формирует картину мира политического, рассматривает проблемы бытия политической власти, антиномии политического пространства и времени.

Парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – устоявшиеся образец или модель, создающие осознанную или неосознанную установку мышления видеть явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем методологическом ключе.

Парадигма политическая – мировоззренческая система, определяющая роль и значение человека политического в обществе, его временные и пространственные политические координаты, отношения с государством и политической властью, границы политических прав и обязанностей.

Патернализм (от лат. paternus – отцовский, отеческий) – установка на отцовскую опеку (заботу), перенесенная на все общество, свобода которого ограничивается властью, выступающей как благонамеренный опекун народа.

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – социально-философская и политическая позиция, согласно которой существует множество независимых и равноправных начал (позиций, интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно.

Постиндустриальное общество – понятие, означающее общественный порядок, приходящий на смену индустриальному обществу. Одни исследователи (Д. Белл, Ж. Фурастье) связывают его со сферой услуг (в отличие от промышленной экономики предыдущего типа), другие (Г. Беккер, А. Турен) – с интеллектуальной сферой (наука, образование, здравоохранение), обслуживающей человеческий капитал в отличие от промышленных инвестиций; третьи – с постэкономическим человеком, ориентированным не столько на материальный уровень жизни, сколько на ценности качества жизни.

Постмодернизм – тенденции, проявившиеся в культурной практике и самосознании Запада в течение последних десятилетий. В философии термин укореняется Ж.-Ф. Лиотаром, предложившим говорить о "постмодернистском состоянии", для которого характерны открытость, отсутствие жестких иерархий, асимметричных оппозиционных пар (высокое – низкое, реальное – воображаемое и т.д.). Речь идет о пересмотре кардинальных предпосылок европейской культурной традиции, связанных с прогрессом как идеалом и схемой истории, разумом, организующим вокруг себя весь познаваемый мир. Такое переворачивание привычных – модернистских – представлений охватывает самые разные сферы культурной деятельности. Постмодернизм сторонится "тотализующих моделей" и связан со сменой познавательной парадигмы, пересмотром позиции субъекта как центра и источника системы представлений. Место субъекта занимают разнообразные безличные структуры, будь то потоки желания, ирония или отвращение и т.п.

Правовое государство – государство, не только насаждающее универсально действующие юридические нормы, но и само подчиняющееся им, ограничивающее свои действия конституционно-правовыми нормами.

Праксиология политическая (теория политического действия) – наука, занимающаяся выявлением структуры и функций политического действия, возможностей и границ политических преобразований, динамики и мотиваций политических действий в традиционном и модернизированном обществах.

Прометеизм – установка культуры, восходящая к мифической фигуре Прометея – похитителя небесного огня; означает неограниченные притязания человека на покорение природы и преобразование мира.

Психоанализ – созданный австрийским психологом З. Фрейдом (1856–1939) психотерапевтический метод, связанный с расшифровкой неврозов как инфантильных травм сознания, полученных в результате столкновения наших природных влечений ("принцип удовольствия") с общественными нормами и запретами ("принцип реальности").

Радикализм (от лат. radicalis – коренной) – установка на крайние позиции и решительное, ни перед чем не останавливающееся претворение в жизнь тех или иных идейно-политических принципов.

Редукционизм (от лат. reducere – возвращение назад, восстановление) – упрощающая трактовка тех или иных явлений и процессов, связанная со сведением высших форм к низшим (например, духовных факторов к экономическим, технологическим или биологическим).

Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – учение об относительности, условности и проблематичности всех законов и норм – от научных, связанных с познанием, до культурных и нравственных.

Реформация – религиозно-политическое движение в Европе в XVI в., родившее протестантизм. Ознаменовалось национализацией религии, избавившейся от опеки папского престола, и новыми более независимыми отношениями верующих с клиром.

Сетевая структура – децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев, что придает сети гибкость и динамичность.

Секуляризация (от лат. saecularis – светский) – освобождение общества, различных сфер социальной жизни и институтов от опеки церкви.

Символический капитал культуры – термин, предложенный П. Бурдье, означает коллективную память, культурные символы, образы, духовную сферу социума. Символический капитал культуры основан на вере и признании со стороны тех миллионов людей, которые считают этот капитал ценным для себя и для других, и, следовательно, он обладает реальной властью над умами. Бурдье сравнивал символический капитал культуры с харизмой политика: и то, и другое держится на веровании и послушании и представляет собой "магическое могущество над группой".

Синкретизм (от греч. synkretismos – объединение) – слитность, внутренняя недифференцированность, сопутствующая ранним стадиям развития биологических или культурных явлений.

Синкретика – отрасль современного методологического знания, связанная с мягкой привязкой и взаимной адаптацией разнородных начал, в противовес жесткому подчинению или ущемлению прав одного в пользу другого.

Синергетика (от греч. synergetikos – совместный, согласованно действующий) – наука о самоорганизации сложных систем.

Система (греч. systema – целое, составленное из частей, соединение) в политических науках – тип социальной целостности, который представляет собой проблему власти и управления.

Системно-функциональный подход (в политических науках) – рассмотрение общества в целом и отдельных сфер общественной жизни как взаимозависимых элементов, каждый из которых действует как функция целого. С одной стороны, метод противостоит представлениям об обществе как механической сумме или конгломерате элементов, с другой – представлениям о безыскусном органическом единстве, которое не нуждается в умышленном упорядочении со стороны власти.

Скептицизм (фр. scepticisme от греч. skeptikos – рассмотрение, рассуждение) – зародившаяся в Греции вместе с движением скептиков (V в. до н.э.) философская установка на сомнение в надежности наших знаний и верований. "Подвергай все сомнению и воздерживайся от категорических суждений" – кредо скептицизма.

Соборность – концепция общественного устройства, восходящая к русскому философу А. С. Хомякову (1804–1860), который определил его так: "Соборное Единство есть единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви". В отличие от тоталитарной коллективности, модель которой В. И. Ленин определял в виде общества, "организованного как единая фабрика", соборное единство имеет в виду модель общества, организованного как храмовая община.

Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс усвоения личностью в ходе взросления социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому она принадлежит.

Социальное государство – государство, ответственное за состояние социально незащищенных граждан, имеющее соответствующие социальные программы и институты, смягчающие последствия рыночной конкуренции.

Софизм (греч. sophisma – уловка, головоломка) – сознательная подмена тезисов в споре или при доказательстве сомнительных истин. Название ведет свое происхождение от школы софистов в Древней Греции, расшатывавших не только идеалы и достоверные объективные знания, но и многие нравственные ценности.

Социал-дарвинизм – перенесение на общество биологической теории естественного отбора и выживания сильнейших.

Структурализм – широкое течение в гуманитарной мысли XX в., связанное с выявлением и исследованием структуры как совокупности многоуровневых отношений между элементами целого, способных сохранять устойчивость при некоторых преобразованиях.

Сублимация (от лат. sublimare – высоко поднимать, возносить) согласно 3. Фрейду – облагораживание наших инстинктов, получающих шанс на удовлетворение лишь постольку, поскольку они обретают реабилитированные культурой возвышенные формы. Десублимация, напротив, означает высвобождение инстинкта из "оков" культуры.

Сциентизм (от лат. scientia – знание, наука) – мировоззренческая позиция, считающая научное знание высшей ценностью, а науку – центральным, нормообразующим элементом общества, с рекомендациями которого все должны сверять свое поведение. Сциентизм, с одной стороны, преувеличивает социальные возможности науки и ее самостоятельность, а с другой – недооценивает иные формы общественного сознания и связанные с ними социальные институты.

Танатос – персонифицированный образ смерти или сил, несущих смерть.

Телеология (от греч. telos (teleos) – результат, завершение, цель и logos – учение) – религиозно-философское учение о высших целях мироздания, которым подчинена его видимая историческая динамика.

Теократия (от греч. theos – бог и kratos – власть) – форма правления, при которой глава духовенства, церкви одновременно является и фактическим правителем государства.

Теория авангарда – теория, согласно которой авангард монополизирует историю, так как в нем воплощен мировой дух, и потому остальные народы и культуры, не относящиеся к авангарду, не имеют права голоса в политической истории.

Теория "золотого миллиарда" – современная европоцентристская версия концепции "избранного народа", согласно которой обеспеченное существование на планете может быть гарантировано только для миллиарда человек из наиболее преуспевающих стран, в то время как остальным странам уготована участь сырьевого придатка и поставщика дешевого человеческого материала для обслуживания интересов транснационального капитала. Согласно адептам данной теории, в противном случае планета "взорвется" от экологических перегрузок.

Теория модернизации – теория перехода от традиционного к современному высокоорганизованному обществу, при этом под традиционным фактически понимается любое общество – от примитивных племен, занимающихся собирательством, до рафинированных цивилизаций Индии, Китая, Ирана. Современность же отождествляется с Западом и тем самым теряет свою многовариантность и альтернативность: другим народам не оставляют иной перспективы, кроме самоотказа в пользу западного "эталона". В последние десятилетия происходит пересмотр оснований модернизации в рамках концепции неомодернизации, признающей культурную самобытность приоритетной в процессе любых политических транзитов. При этом делается акцент на значимости религии и мифологии в духовной сфере общества, уважении к харизме традиционного лидерства, использовании идеи коллективистской сплоченности общества. Современная философия неомодернизации направлена на сохранение цивилизационной идентичности, развитие и укрепление традиций в условиях глобализации.

Теория справедливости – теория, выдвинутая Дж. Роулзом, имеет синтетический характер и предлагает идеально-типическую модель справедливости в либерально-демократических обществах. Ее нормативной основой являются два принципа:

1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других;

2) социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы они, во-первых, приводили к наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших и, во-вторых, делали доступ к должностям и положениям открытым для всех в условиях честного равенства возможностей.

Теория элиты – теория, обосновывающая идею исключительной миссии, социально-политической и интеллектуальной активности привилегированных слоев общества (элит) и пассивности остальных людей (масс).

Тирания – система правления, отличающаяся особой жестокостью и бесконтрольностью власти. У Аристотеля – режим, связанный с вырождением демократии в диктатуру, опирающуюся на одобрение и поддержку охлоса (черни).

Тоталитаризм (от лат. totus – весь, целый, совокупный) – система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, возглавляемой лидером (фюрером, вождем, каудильо).

Унитарное государство – государство, не предоставляющее автономии входящим в него регионам и сосредоточившее все решения в центре как единственном носителе суверенитета.

Утопия (от греч. и – нет и topos – место, т.е. место, которого нет) – изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Термин введен английским писателем и государственным деятелем XV–XVI вв. Томасом Мором, написавшим сочинение о прекрасном острове Утопия, где создано идеальное общество. В современной политической лексике – несбыточные мечты об идеальном обществе.

Фатализм (от лат. fatalis – роковой) – учение о царстве непреложной необходимости или предопределении, не оставляющем места ни случайным вариациям, ни альтернативам и связанной с ними свободе человека.

"Фаустовский человек" – сформировавшийся в недрах западной культуры тип человека, ориентированный на выпытывание последних тайн природы с целью ее окончательного покорения.

Философия политическая – наука, занимающаяся исследованием универсалий мира политического, относящихся к наиболее общим мировоззренческим, ценностным и методологическим основаниям политической теории.

Формационная теория – теория о закономерной смене фаз общественного развития, представляющих своего рода лестницу восхождения человечества от низших ступеней к высшим.

Харизма (греч. charisma – божественный дар, благодать) – особая одаренность выдающихся людей, благодаря которой они способны совершать то, что лежит, казалось бы, за пределами человеческих возможностей. Харизматическое лидерство основано на исключительных качествах избранной личности, способной внушить веру и энтузиазм массам.

Центризм – политическая установка на то, чтобы избегать крайностей левого и правого радикализма и стремиться к сближению позиций различных политических сил на основе реформистской умеренности.

Школа "Анналов" (фр. Ecole des Annales), также "Новая историческая наука" (La Nouvelle Histoire) – историческое направление, основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком. Эта историческая школа, сформировавшаяся вокруг журнала "Анналы", считала своей целью создание "тотальной истории", т.е. истории, описывающей все существующие в обществе связи, – экономические, социальные, культурные. В центр своих исследований ученые этого направления ставили не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом, пытаясь вскрыть глубинные структуры, существующие в течение больших временных отрезков. Такой подход потребовал привлечения данных смежных наук – социологии, этнографии, географии и др., а также расширения круга исторических источников. Сторонники "новой исторической науки" привлекают результаты исследований археологии, истории техники, лингвистики, проповеди, жития святых и др. Это привело к эпистемологическому повороту в исторической науке: источник сам по себе нем, вопросы ему задает исследователь. Таким образом, ценность приобретает даже фальсифицированный источник, поскольку он может рассказать, почему фальшивка появилась, кому это было выгодно. Сторонники данного направления изучают массовые представления людей той или иной эпохи (история ментальностей), смену ценностных установок на протяжении веков, проблему исторической памяти и т.п.

Эвристика (от греч. heurisko – нахожу) – отрасль научного знания, которая изучает пути и методы решения различных познавательных задач и пытается оптимизировать процесс познания.

Экономикоцентризм – воззрение, согласно которому высшей ценностью и центром общественной жизни является экономика, предопределяющая все остальные характеристики человеческого бытия. Характеризуется недооценкой автономной роли других факторов: моральных, культурных, политических и т.п.

Экстраполяция (от лат. extra – вне и (inter)polatio – подновление, изменение) в политической праксиологии – механизм перенесения сложившихся образцов и ценностей на новые политические ситуации, новые отношения и сферы политической жизни.

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – установка на наблюдаемые факты, чувственный опыт, а не на умозрительные концепции и поспешные обобщения.

Энтропия (от греч. еп – в, на и tropos – поворот, направление) – понятие, заимствованное из термодинамики и означающее характерный для замкнутых систем процесс превращения всех видов энергии в тепловую. В более общем виде – стихийный процесс возрастания хаоса как наиболее вероятного состояния.

Эпистемология политическая (постижение мира политики) – наука, которая изучает особенности познания политической реальности, специфику объяснения и понимания, рационального и иррационального в политике, формирование постклассических методов исследования политических процессов.

Этатизм (от фр. etat – государство) – превознесение государства как высшей ценности, стремление подчинить его контролю и вмешательству все сферы общественной жизни.

Язычество – религиозные верования, характеризующиеся обожествлением сил природы. Впоследствии были вытеснены монотеистическими религиями (христианство, магометанство, буддизм), но сохранились как рудимент культуры, связанной с эстетизацией и одухотворением природного начала.