Глоссарий

Аборигены (от лат. ah origine от начала) – коренные обитатели, в противоположность прибывшим поселенцам; тождественны автохтонам.

Автохтоны (от греч. autochton – местный, коренной) – см. Аборигены.

Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) социальная и педагогическая – взаимодействие людей, общества и образования, в ходе которого согласовываются требования, притязания и ожидания участников такого взаимодействия; социальная и педагогическая деятельность, направленная на защиту, удовлетворение социальных, культурно-образовательных потребностей человека.

Аккультурация – процессы, в результате которых группы людей с различными этнокультурными характеристиками вступают в продолжительный диалог и усваивают элементы других культур: духовные ценности, нормы и традиции общения, образа жизни, менталитета и пр. При этом проявляется более сильное, или, напротив, более слабое влияние культуры одной этнической группы на другую.

Аксиология (от греч. ах'ш – ценность и logos – слово, учение) педагогическая – направление в области воспитания и обучения, где рассматривается учение о ценностях педагогических идей с точки зрения их соответствия потребностям общества и личности; учитывает моральные, эстетические, идеологические, религиозные, этнокультурные и другие основания, на которые ориентируется человек в своей деятельности.

Алия (иудаистский термин) – возвращение евреев в Израиль; участники делятся по регионам, откуда они прибыли: африканская алия, европейская алия и т.д.

Антропологический (от греч. antropos – человек и logos – слово, учение) подход в воспитании – совокупность педагогических исследований с использованием данных анатомии, психологии, физиологии, философии, культурологии и других наук о человеке при учете закономерностей развития личности, ее взаимодействия с миром, законов человеческого познания.

Ассимиляция (от лат. assimlatio) путем воспитания и обучения – теория и практика, исходящая из того, что культура большинства неизбежно растворяет самосознание, поглощает язык и культуру малых народов и что воспитание и обучение являются одним из инструментов такого процесса.

Афроцентризм – этноцентризм афроамериканцев в США и коренных жителей ЮАР (см. Этноцентризм).

Аффективность (от лат. affectus – душевное состояние, страсть) – человеческие свойства, которые проявляются в ярко выраженных эмоционально стремлениях к немедленному или быстрому удовлетворению страсти, желания; позволяет осваивать окружающий мир, формировать и развивать интересы и склонности.

Билингв (от лат. bi – дву(х) и lingua – язык) – человек, владеющий двумя и более языками.

Билингвальное обучение – приобретение путем двуязычного (многоязычного) обучения знаний, способностей и навыков для эффективной деятельности в многоязычном в многокультурном обществе; формирует понимание одинаковой ценности всех языков; является условием академических успехов; облегчает осознание культурного многообразия, приобщение к общенациональной культуре, содействует межнациональному диалогу; важный метод поликультурного образования (см. Поликультурное образование).

Билингвизм – явление двуязычия.

Воспитание толерантности – воспитание терпимости, миролюбия, уважения к другим людям, готовности к активному сотрудничеству с представителями других социальных и культурных групп; часть поликультурного образования (см. Поликультурное образование).

Гендерная принадлежность – принадлежность социальной группы или отдельного лица к тому или иному полу; некоторые авторы включают гендерные группы в число субъектов поликультурного образования.

Гендерные различия – различия по половому признаку; заданы не только биологически, но и регламентированы обществом, культурой, зависят от экономических, демографических, политических условий, состояния воспитания и обучения (см. Гендерная принадлежность).

Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) культурный – истребление, уничтожение культуры социальных групп.

Гетерогенный (от греч. geterogenes – разнородный) социум – общество, состоящее из людей, различающихся в социальном, культурном, этническом, образовательном и пр. отношениях.

Гетерогенная этническая среда – см. Полиэтнический социум.

Глобализация (от лат. globus – шар) образования – изменения мирового образования по пути усиления взаимной зависимости и влияния.

Гомогенизация воспитания и обучения – процесс развития единообразия целей, содержания, отказ от многообразия в педагогической деятельности.

Гомогенные черты культуры – проявления общности культуры.

Гражданское воспитание – теория и практика воспитания людей, принадлежащих к населению того или иного государства, формирование знания и понимания прав и обязанностей членов гражданского общества (см. Гражданское общество).

Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, правовыми и политическим отношениями, где сознательные и свободные люди создают рациональные формы общения, основополагающим условием которых является признание права на личную свободу, самореализацию; обеспечивает индивидуальный выбор, политические и культурные права, соответствующие стремлениям человека к независимости.

Двукультурное образование – идеи и практика совместного воспитания и обучения представителей двух культур; часть поликультурного образования (см. Поликультурное образование).

Дезинтеграция этнокультурная – разъединение и разобщение этнокультурных групп.

Демаргинализация – процесс приспособления к новым условиям жизни человека, попавшего в чужую общественную среду и утратившего прежние социальные связи (см. Маргинал).

Детерминанта (от лат. determinans – определяющий) – условие, определяющее цели, ОГЛАВЛЕНИЕ, результаты образования.

Детерминация культурная – влияние совокупности факторов и условий на развитие культуры.

Дефиниции (от лат. definitio – определение) воспитания и обучения – установление смысла педагогических понятий и терминов.

Диаспора (от греч. diaspora – рассеяние) – 1) совокупность евреев, расселившихся после 586 г. до н.э. вне Израиля; 2) религиозные и этнические группы, живущие в новом районе своего расселения на положении национально-культурного меньшинства.

Диалог культур – общение представителей различных культур, сопровождающееся взаимным изучением этих культур; одно из условий поликультурного образования (см. Поликультурное образование).

Диверсификация (от лат. diversification – изменение, разнообразие) образования – процесс развития воспитания и образования в зависимости от разных педагогических целей, содержания, методов, учета индивидуальных и психологических особенностей учащихся, социально-педагогических, культурных условий и т.д.

Диверсифицированное культурное окружение – см. Поликультурное общество.

Диверсификация культурная – процесс развития многообразия культур.

Диверсификация лингвистическая – процесс развития языкового многообразия.

Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) расовая и национальная в воспитании – умаление, ущемление прав людей на достойное воспитание в силу их расы и национальности (см. Национализм, Сегрегация, Этноцентризм).

Идентификация социокультурная личности – процесс отождествления личности с определенными общественными и культурными группами.

Идентичность (от лат. identicus – тождественный, одинаковый) транскультурная – тождественность (совпадение) в сознании личности ценностей разных культур.

Идентичность групповая – тождественность (совпадение) социальной группы по определенным признакам: языку, культуре, религии, этнической, гендерной принадлежности и т.д.

Идентичность этнокультурная – тождественность (совпадение) этнокультурных норм и представлений об окружающем мире у личности и социальной группы.

Иерархия (от греч. hieros – священный и arche – власть) макро- и субкультур – соотношение в порядке от высшего к низшему в пределах национальной культуры макро- и субкультур (см. Макрокультура, Национальная культура, Субкультура).

Иммигранты (от лат. immigrans – вселяющийся) – граждане одного государства, поселяющиеся постоянно или на длительное время на территории другого государства.

Императив (от лат. imperativus – повелительный) педагогический – обязательное условие воспитания.

Индоктринация политико-идеологическая – приобщение человека к системе определенных политических ориентаций, взглядов и идей по отношению к действительности.

Инициация (от лат. initiation – совершение таинств) – 1) посвятительные обряды в родовом обществе, связанные с переводом во взрослые юношей и девушек; 2) побуждение к действию и осуществлению идей, проектов, планов и пр.

Интеграция (от лат. integration – восстановление, восполнение) культурная и образование – процесс сближения, взаимопроникновения культур посредством воспитания и обучения.

Интегративность – способность к объединению и взаимопроникновению.

Интериоризации (от лат. interior – внутренний) в воспитании – освоение личностью идеалов и ценностей воспитания.

Интеркультурность – осознанная личностью или социальной группой причастность к нормам и ценностям разных культур.

Интеркультурное образование – идеи и практика воспитания при взаимосвязи и взаимодействии культур (см. Кросс-культурное образование).

Интернациональное воспитание – теория и практика воспитания уважения, доброжелательного отношения к другим народам, навыков межнационального общения, понимания необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, взаимного обогащения культур различных народов; имеет общность с поликультурным образованием (см. Педагогика межнационального общения, Поликультурное образование).

Интернациональные школы (международный бакалавриат) – учреждения общего образования с многонациональным и полирасовым составом учащихся; открыты в 1966 г.; действуют в более чем 80 странах; осуществляют поликультурное образование (см. Поликультурное образование, Полирасовые школы).

Интеррасовое воспитание – теория и практика совместного воспитания представителей разных рас; часть поликультурного образования (см. Поликультурное образование).

Интолерантность – 1) активное неприятие проявлений вражды и нетерпимости между людьми (см. Толерантность); 2) предубеждения в отношении человека и социальных групп, проявляющиеся в широком диапазоне – от невежливости в общении до агрессивности и дискриминации (см. Ксенофобия, Национализм, Стереотипы, Этноцентризм, Этнофобия).

Классы культур наследия – организационная форма обучения в общеобразовательных заведениях Канады; предназначены для удовлетворения культурно-образовательных запросов этнических меньшинств: выходцев из Старого Света и индейцев.

Клерикализация (от лат. clericalis – церковный) воспитания – процесс установления контроля церкви над образованием.

Компетенция (от лат. competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) иноязычная – владение знаниями и навыками неродного языка (см. Билингв).

Конвергенция (от лат. convergo – приближаюсь, схожусь) межкультурная – процесс схождения, взаимного влияния культур.

Конформизм (от лат. conformis – подобный, сообразный) – некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам массового сознания, традициям, авторитетам и т.д.; пассивное принятие существующего порядка в обществе и государстве.

Корпоративная (от лат. corporatio – объединение) враждебность – резко отрицательное отношение общественной группы к другим социальным группам, идеям, явлениям и т.д. (см. Интолерантность).

Кросс-культурное (межнациональное, интеркультурное) (от англ, cross – пересечение + культурное) образование – идеи и практика воспитания и обучения по сохранению культурного многообразия, самобытности различных социальных групп; исключает глубокое взаимопроникновение культур; строится на базе доминирующей культуры; ценности малых культур играют роль несущественных дополнений.

Ксенофобия (от греч. xenos – чужой и phobos – страх) – страх перед незнакомыми людьми; навязывание собственных культурных ценностей, негативные оценки других социокультурных групп (см. Национализм, Этноцентризм, Этнофобия).

Культура – уровень развития, организация жизни общества и людей, материальные и духовные результаты человеческой деятельности в производстве, искусстве, мировоззренческом, умственном, нравственном, эстетическом развитии, способах общения между людьми и с природой; в понятие культуры входят религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства; различают национальную культуру, мировую культуру и культуру отдельного этноса.

Культура личности – совокупность познавательных, коммуникативных, нравственных, эстетических, трудовых и других качеств человека.

Культуры наследия – культуры исторической родины малых этнических групп, а также автохтонов в Канаде (см. Автохтоны, Этнос).

Культурный диктат – навязывание норм, традиций одной культуры в ущерб другим культурам.

Культурный империализм – навязывание извне каким-либо странам и народам культурных норм и традиций (см. Культурный диктат).

Культуросообразность обучения и воспитания – принцип организации воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями их культуры.

Макрокультура (от греч. macros – большой) – 1) большая культура; 2) доминирующая, ведущая культура.

Маргинал (от лат. margo inis выступающий за край) – человек, попавший в новую общественную среду, утративший прежние социальные связи и плохо приспособившийся к новым условиям жизни.

Межкультурное образование – теория и практика воспитания и обучения при взаимодействии культур (см. Кросс-культурное образование).

Менталитет (ментальность) личности – совокупность специфических психических свойств и качеств, обобщенный способ мышления, способность единообразно воспринимать окружающую реальность и действовать в ней в соответствии с определенными устоявшимися в обществе нормами и образцами поведения, характерными для отдельной личности.

Ментальная разнородность социума – общество, состоящее из групп людей, обладающих различающимися особенностями психики, способов мышления, восприятия действительности.

Методы поликультурного образования – педагогические способы, формы и приемы приобщения к культурному многообразию: билингвальное обучение, диалог, дискуссия, ролевые игры и пр.; используются с учетом конкретных педагогических задач: при самоидентификации личности результативны исторические рассказы, изучение местных обычаев, этикета; при освоении понятий культуры и поликультурности – лекции, беседы, работа с литературными источниками; при развитии навыков межкультурного общения – диалог и пр. (см. Поликультурное образование).

Мигрантская педагогика – область педагогической науки, где рассматриваются процессы социальной и педагогической адаптации иммигрантов – детей и взрослых – к новым языковым и культурным условиям жизни; предусматривает межкультурный диалог между иммигрантами и коренными жителями, изучение культуры и языка страны пребывания, воспитание уважения к этой культуре, сохранение культурной самобытности иммигрантов; часть поликультурного образования (см. Адаптация социальная и педагогическая, Иммигранты, Поликультурное образование).

Мигранты – 1) приехавшие на постоянное жительство из другой страны; тождественны иммигрантам; 2) уехавшие в другую страну на постоянное жительство (эмигранты).

Микросоциум (от греч. micros – малый + социум) – ближайшее малое социальное окружение человека (семья, школьный класс, производство и т.п.).

Моноэтничное (от греч. monos – один, единственный + этническое) общество – общество, состоящее из одного этноса.

Монокультурное общество – общество, построенное на идеях одной культуры, без учета многообразия культур.

Моноэтнические (этнические) школы – учебные заведения для определенных этнокультурных групп; делятся на школы титульных этносов (российские национальные школы, школы титульных этносов в постсоветских республиках и др.), а также малых этнокультурных групп (российские школы с этнокультурным компонентом, русскоязычные школы за рубежом, еврейские школы в США и Западной Европе, испано-американские и афроамериканские школы в США, школы для аборигенов в США, Канаде, Австралии, арабские школы в Израиле, народные канакские школы в Новой Каледонии, коранические школы в Великобритании и др.).

Мультикультурализм – стремление к равноправию различных культур, модель их равноправного существования.

Мультикультурное (от лат. multum – много + культурное) воспитание (образование) – см. Поликультурное воспитание (образование).

Мультикультурный (поликультурный) учитель – педагог, обладающий знаниями, умениями, способностями, необходимыми для педагогической деятельности в многоэтнической и многокультурной среде (см. Поликультурное образование).

Национализм – идеология и политика, основанные на признании приоритета национального фактора в общественном развитии, преувеличенная оценка роли одной нации, противопоставление ее другим нациям.

Национальная (общенациональная) культура – присущий нации уровень развития, организации жизни общества и людей, материальные и духовные результаты человеческой деятельности в производстве, искусстве, мировоззренческом, умственном, нравственном, эстетическом развитии, способах общения между людьми и с природой; в современном многокультурном, многоэтническом мире национальная культура является результатом взаимодействия мировой культуры и культур отдельных этносов.

Национально-культурное самоопределение – процесс осознания нацией принадлежности к определенной культуре, понимания особенностей и места в мире (см. Нация, Культура).

Национальные школы в России – школы с родным (нерусским) языком обучения, а также школы с русским (неродным) языком обучения; кроме русской культуры приобщают к культуре того или иного нерусского этноса (см. Моноэтнические школы).

Нация (национальная общность) – историческая общность людей, основанная на общности территории, исторических, политических, экономических связей, языка и культуры.

Новая иммиграция – иммигранты конца XX – начала XXI в.

Образный культурологический подход в воспитании – воспитание на основе идеальных образцов (образов) культуры, картин мира и явлений.

Образовательное пространство – территория государства или группы государств, в пределах которого возможно действие сходных стандартов образования.

Окультуривание – приобщение к культуре.

Паремиологические тирады – высказывания с использованием пословиц, поговорок и других образцов устного народного творчества.

Педагогика межнационального общения – теория и практика воспитания в духе миролюбия, межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав человека и основных демократических свобод; целенаправленный процесс формирования духовных предпосылок активного участия каждой личности в жизни общества; предполагает организацию деятельности человека, обучения и воспитания, направленную на освоение многонационального мира как единой среды обитания, осознание необходимости межнационального сотрудничества как условия социального прогресса; часть поликультурного образования (см. Поликультурное образование).

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) культурный – см. Поликультурализм.

Плюралистическая культура – см. Поликультурализм.

Поликультурализм (мультикультурализм) (от греч. polis – многий и лат. multum – много) – совокупность разных культур, вариативность, многоликость, многообразие культур; тождественные понятия: плюрализм культурный, плюралистическая культура, поликультурность.

Поликультурное воспитание (образование) – концепция и практика воспитания и обучения в процессе культурно разнообразного взаимодействия; направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны; учитывает культурную принадлежность; содействует усвоению знаний об иных культурах, осознанию различий и сходств между культурами, традициями, образом жизни; формирует положительное отношение к многообразию культур; рассматривает культурное многообразие как позитивное условие педагогической деятельности; предоставляет равные образовательные возможности представителям всех культурных групп; тождественно мультикультурному воспитанию (образованию).

Поликультурная (мультикультурная) среда – см. Поликультурное (мультикультурное) общество.

Поликультурное (мультикультурное) общество – различающееся в культурном отношение общество, которое состоит из нескольких социальных групп, обладающих особой культурой; тождественные понятия: поликультурная (мультикультурная) среда, диверсифицированное культурное окружение.

Поликультурность (многокультурность) – см. Поликультурализм.

Полилингвизм (мультилингвизм) – многоязычие.

Полирасовые школы – зарубежные общеобразовательные заведения с полирасовым составом учащихся; в США появились в середине 1950-х гг., в Западной Европе и Австралии – в последней четверти прошлого века, в Южно-Африканской Республике – в середине 1990-х гг., в Западной Европе – во второй половине XX в.; к их числу относятся также интернациональные школы (международный бакалавриат).

Политика поликультурного образования – действия государства по внедрению в законодательство и практику учебных заведений идей поликультурного образования (см. Поликультурное образование).

Политкорректность (от греч. politika – государственные или общественные дела и лат. correctus – исправленный) – совокупность правил и норм учтивого и уважительного отношения ко всем членам общества (см. Толерантность).

Полицивилизационность – наличие в обществе нескольких цивилизаций (см. Цивилизация).

Полиэтнический (мультиэтнический) социум – общество, состоящее из разных этнических групп; тождественное понятие – гетерогенная этническая среда.

Полиэтническое образование – теория и практика деятельности в виде комплекса мер по обучению и воспитанию представителей разных этносов; учитывает этнические различия; включает множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп; сопрягает культурные ценности участников межэтнического диалога; содействует приобретению личностью общественного и этнического статуса, определению принадлежности к языкам и культурам; строится на необходимости взаимного сотрудничества между этнокультурными группами; часть поликультурного образования (см. Поликультурное образование).

Полиэтничность – совокупность явлений, характеризующихся наличием в обществе нескольких этносов.

Полуязычие учащихся – плохое знание изучаемых языков; появляется в результате некритического смешивания в речи единиц двух языков; возникает при изучении родственных и лингвистически далеких языков; в результате личность не отождествляет себя ни с одним из языков.

Прагматика (от греч. pragma – дело, действие) речи – совокупность условий употребления слов, словосочетаний в речи; например, в русском языке словосочетание "моя семья" уместно в устах главы семьи, но не ребенка (в этом случае правильнее сказать "наша семья").

Принципы поликультурного образования – основные исходные положения концепции и практики поликультурного образования: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования с социальными группами различных рас, религий, культур этносов и пр.; воспитание готовности к взаимному сотрудничеству; признание взаимной ответственности за положительный характер межкультурного общения; в России могут быть определены как приобщение в ходе воспитания к малым, русской, общенациональной (российской) и мировой культурам во имя духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной среде; распространяются на функции, цели, ОГЛАВЛЕНИЕ и методы поликультурного образования (см. Поликультурное образование).

Провинциализм (от лат. provincial – провинциальный, областной) – отсталость, простоватость.

Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – философская концепция, согласно которой наши знания относительны и условны.

Самоидентификация личности – процесс установления человеком совпадения, отождествления с нормами, образами окружающего мира.

Самосознание этнокультурное – состояние, оценка человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя; мера и исходный пункт отношения человека к самому себе в условиях определенной культурной и этнической среды (см. Идентификация социокультурная личности).

Сегрегация (от лат. segregation – отделение) – отделение цветного населения от белых, поселение цветных в отдельных районах, обучение их в особых школах; вид расовой дискриминации (см. Дискриминация расовая и национальная).

Сексуальная субкультура – особые культурные нормы и представления социальных групп нетрадиционной сексуальной ориентации; некоторые авторы включают сексуальные субкультуры в число субъектов поликультурного образования (см. Субкультура, Субъекты образования в многонациональном обществе).

Сепаратизм (от лат. separatus – отдельный, особый) – стремление к отделению, обособлению; обычно о государствах, культурных группах, политических партиях и т.п.

ОГЛАВЛЕНИЕ поликультурного образования – ОГЛАВЛЕНИЕ обучения и воспитания, основанное на идеях поликультурного воспитания; вносится в программы учебных дисциплин гуманитарного, эстетического, естественно-научного циклов (см. Поликультурное воспитание).

Социализация – процесс освоения человеком существующих в культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности.

Социалистическое интернациональное воспитание – теория и практика воспитания международной солидарности, единомыслия вне этнической, национальной принадлежности на основе приобщения к классовым ценностям пролетариата; отвергает общечеловеческие культурные и духовные ценности; предусматривает политико-идеологическую индоктринацию (см. Политико-идеологическая индоктринация).

Социум – социальное окружение человека.

Сравнительная педагогика – область педагогической науки, в которой рассматриваются системы, практика обучения и воспитания в разных странах, теоретические концепции воспитания и образования в сравнительном плане.

Статус социальный – совокупность характеристик возраста, пола, состояния здоровья, семейного положения, образования человека.

Статус этнический – совокупность генетических, культурных, языковых характеристик представителя определенного этноса (см. Этнос).

Стереотипы – 1) схематические и стандартизированные образы и представления; выражают привычное отношение к окружающему миру; 2) предвзятые представления.

Стереотипы культурные – 1) схематические и стандартизированные образы и представления о культурных явлениях, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью; выражают привычное отношение людей к явлениям культуры, сложившееся под влиянием культурных традиций и опыта; 2) предвзятые представления, связанные с национальными и культурными предрассудками.

Страта (от лат. stratum – слой) – общественный слой, группа людей, объединенных каким-нибудь общим социальным признаком.

Стратификация расовая – разделение общества на общественные группы по расовым признакам.

Субкультура (от лат. sub – под + культура) – 1) форма организации социальной группы людей, обладающих особым образом мыслей, стилем жизни, комплексом ценностей, норм, стереотипов, вкусов, идеалов, морально-психологических черт поведения, отличных от остального общества; 2) малая культура внутри большой культуры, с которой она может вступать в конфликт.

Субъекты образования в многонациональном обществе социальные группы, отдельные люди, находящиеся в многокультурной и многоэтнической среде; в первую очередь речь идет об этнокультурных группах и их представителях; субъектам могут быть присущи комбинации из нескольких основных характеристик: этническая, культурная, языковая, статус меньшинства или большинства.

Субъектность индивидуальная – свойства, присущие данному лицу.

Титульный этнос – этническая группа (этнос), давшая имя национально-государственному образованию.

Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость, миролюбие, уважение к другим людям, готовность к активному сотрудничеству с представителями иных социальных общностей.

Трансформация этнокультурная – изменение самосознания представителей этнокультурной группы (см. Этнокультурное самосознание, Этнос).

Третий мир (фр. tiers monde) – понятие, обозначающее группу стран, не вошедших в социалистический лагерь и блок западных государств.

Универсализация (от лат. universalis – общий) культурная – отказ от культурных предрассудков и стереотипов, признание культурного многообразия, стилей жизни при соблюдении прав и свобод человека.

Универсальный и релятивистский (от лат. universalis – общий и relativus – относительный) культурологический подход – совокупность научных методов исследования, которые исходят одновременно из относительности и абстрактности общемировой (универсальной) культуры, реальности и конкретности национальных культур и субкультур (см. Культура, Национальная культура, Релятивизм, Субкультура).

Феномен (от греч. phainomenon – являющийся) иного – рассматриваемое педагогикой и психологией явление восприятия личности не чужой, а иной (другой).

Функции поликультурного образования – устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения больших и малых культур (см. Поликультурное образование).

Холокост (от греч. holokauston – всеобщий сжигающий) – массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны.

Цели поликультурного образования – представления о предполагаемых результатах поликультурного воспитания: сохранение культурного многообразия; воспитание в духе национальной общности (см. Поликультурное образование).

Цивилизация – 1) синоним культуры; 2) совокупность всех форм человеческой деятельности (моральной, идейной, культурной, религиозной, нравственной и т.д.) в единстве их преемственности; существует несколько понятий: человеческая цивилизация – понятие, характеризующее историю общества в целом; цивилизация – стадия, определяющая уровень общественного развития (античная, средневековая, современная, аграрная, индустриальная, постиндустриальная); региональная цивилизация – понятие, различающее этнические и (или) государственные общности, связанные сходством идей (американская, европейская восточная, русская и др.); великая цивилизация – понятие, оценивающее группы региональных цивилизаций (западная, ближневосточная, южноазиатская, дальневосточная).

Цивилизационно-культурологический сравнительный подход – совокупность научных методов сопоставительного исследования процессов, происходящих в условиях современных цивилизаций, культур и образования (см. Культура, Сравнительная педагогика, Цивилизация).

Школы с этнокультурным компонентом – учебные заведения в России, в местах компактного проживания национальных меньшинств за пределами своих национально-культурных образований; обучают согласно федеральным и региональным стандартам; учащиеся также приобретают знания языка и культуры того или иного нерусского этноса (см. Моноэтнические школы).

Шовинизм (фр. chauvinisme, от имени французского солдата Шовене – поклонника завоевательных войн Наполеона I) – крайняя агрессивная форма национализма (см. Национализм).

Этническая общность – см. Этнос.

Этнокультурная группа – см. Этнос.

Этнокультурная мобильность (от лат. mobilis – подвижный) – возможность, способность к передвижению, действию людей в соответствии с их способностями и усилиями в многоэтническом и многокультурном обществе.

Этнокультурная интеграция – процесс сближения и взаимопроникновения этнокультурных групп.

Этнокультурное воспитание – воспитание с учетом особенностей культуры, традиций этнической группы; часть поликультурного образования и этнопедагогики (см. Поликультурное образование, Этнопедагогика).

Этнопедагогика – отрасль педагогических знаний, почерпнутых из фольклора, традиций, языка того или иного народа, рассматривает этнические особенности практики воспитания и обучения разных народов; признание и поиск в первую очередь общности народных педагогических представлений различных этнокультурных групп; часть поликультурного образования (см. Поликультурное образование).

Этнопсихология – область психологической науки, в которой рассматриваются психологические особенности личности, обусловленные этнической принадлежностью.

Этнос (от греч. ethnos – племя, народ) – исторически устойчивая социальная группа людей, связанных общими культурой, языком, этнической принадлежностью, представленная племенем, народностью, нацией; обозначает также обособленные этнокультурные группы; близкие понятия: этническая общность, этнокультурная группа.

Этнофобия (от греч. ethnos – племя, народ и phobos – страх) – страх и негативные оценки в отношении других этнокультурных групп (см. Ксенофобия)

Этноцентризм – понятие, отражающее тенденцию рассматривать нормы и ценности собственной культуры как основу для оценки и выработки суждений о других культурах; нетерпимость, гипертрофия своего (собственного) представителями этнической группы; в крайнем виде проявляется в идеологии расизма и агрессивного национализма, которым присущи представления превосходства одной этнической группы, исключительности в области культуры (см. Ксенофобия, Национализм, Этнофобия).

Явные меньшинства (англ. visible minorities) – представители "новой иммиграции" в Канаде (см. Новая иммиграция).