ГЛОССАРИЙ

Агент – юридическое или физическое лицо, которое выступает в роли посредника за счет другого лица (принципала) и в его интересах, а также осуществляет действия в подготовке сделок, но без права подписи. Свои действия А. совершает обычно за вознаграждение, размер которого определяется по агентскому соглашению между А. и лицом, давшим поручение.

Агент торговый – осуществляет свою коммерческую деятельность за счет и в интересах другого лица. А. т. действует как самостоятельный коммерсант на основе письменной доверенности принципала. За свою деятельность он получает вознаграждение в виде процента от суммы заключенных сделок, причем независимо от конечных результатов сделки для принципала. По объему полномочий А. т. подразделяют на универсальных, генеральных и специальных.

Агентское соглашение – соглашение между принципалом и агентом, определяющее характер и объем поручений, которые агент обязуется выполнять за счет и от имени принципала. В А. с. на продажу или покупку товаров обычно определяются территория, на которой агент может выполнять свои функции; вид товара и его количество, которое должно быть продано или куплено; лимиты цен, в пределах которых агенту разрешается производить продажи или закупки; размер вознаграждений за оказанные агентские услуги; сроки и условия прекращения или пролонгирования действия А. с.; определен порядок и сроки отчетности агента перед принципалом.

Акт списания – документ, предназначенный для передачи, хранения и учета информации о недоброкачественной продукции.

Активное предложение – это все виды стимулирования, которые требуют активного и избирательного участия потребителя (конкурсы, лотереи и игры).

Антимонопольное законодательство – комплекс действующих в странах с рыночной экономикой правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействующих монополизму и недобросовестной конкуренции.

Архитектурный дизайн включает в себя внешний вид здания (или подъезда), размещение построек, их планировку.

Аукционист – лицо, проводящее аукцион.

Аутсорсинг (outsourcing, outside – внешний; resoursing – помогающий) – это целенаправленная передача отдельных бизнес-процессов сторонней организации на исполнение.

Байрик – минимизированная веб-страничка, раскрывающаяся в виде окошка поверх основного браузера.

Баннер – художественно-техническая оригинальная реклама может представлять собой: 1) прямоугольный планшет из пластика, картона или бумаги, с рекламным ОГЛАВЛЕНИЕм; 2) графическое изображение фиксированного размера, носящее смысловое ОГЛАВЛЕНИЕ информационного или рекламного характера и ведущее по гиперссылке на Web- сайт рекламодателя и (или) его партнеров.

Бенчмаркинг – системная совокупность процессов рыночной устойчивости лидирующих позиций ведущих конкурентов в целях повышения эффективности работы фирмы.

Бизнес – общеэкономический термин, характеризующий сферу деятельности хозяйственного субъекта и его экономические интересы, в которой при наличии риска достигается намеченный коммерческий успех.

Бизнес-имидж – система элементов деловой репутации, стандартов качества обслуживания, отражающая результаты работы коммерции в обществе.

Бизнес-операция – совокупность процедур от начата до завершения предпринимательского замысла, проекта, т.е. от вложения первоначальных средств и до получения прибыли.

Благо – общее понятие, употребляемое для обозначения ценности предметов и явлений. Понятие "благо" введено в научный оборот античными философами, которые принимали его как цель деятельности человека.

Благодеяние – действие, направленное на благо другого человека или общности. Б. отличается от подаяния, простой услуги тем, что это не просто акт доброй воли, а поступок, для которого характерны сострадание, сопричастность проблемам другого человека.

Благородство – моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Б. выражает нравственную стойкость, самоотверженность в служении людям, способность возвышаться над эгоистическими побуждениями, совершать бескорыстные поступки.

Благотворительность – действие, осуществляемое на безвозмездной основе. Б. не предполагает ни финансовых, ни прочих обязательств со стороны получающих поддержку.

Бренд – расширенное понятие торговой марки, которое определяет статус потребителя, стиль его жизни и существенно влияет на результаты коммерческой деятельности и создание позитивного общественного мнения.

Брендинг – наука об искусстве продвижения торговой марки в целях ее популяризации и формирования достойного имиджа.

Валюта – денежная единица той или иной страны, используемая в расчетах международных финансовых организаций. С точки зрения сферы применения валюты выделяют свободно конвертируемую (СКВ), частично конвертируемую и неконвертируемую валюту.

Свободно конвертируемой называется валюта тех стран, законодательства которых не предусматривают каких-либо ограничений по любым видам операций, проводимых как гражданами данной страны, так и иностранцами. В настоящее время к СКВ относятся доллар США, немецкая марка, японская иена, канадский доллар и другие валюты. Валюта большинства развивающихся стран относится к разделу частично конвертируемых. Частично конвертируемая валюта обладает ограниченными возможностями обмена на другие валюты. Это национальная валюта стран, в которых применяются валютные ограничения для резидентов и по отдельным видам валютных операций. Как правило, такая валюта обменивается на некоторые иностранные валюты и не по всем видам международного платежного оборота (Энциклопедический словарь экономики и права).

Неконвертируемая валюта по всем видам операций имеет законодательно установленные ограничения.

Валюта клиринговая используется при оформлении межправительственных соглашений о взаимном зачете встречных требований и обязательств, возникающих по внешнеторговым и другим взаимоотношениям между странами, в основе которых лежит стоимостное равенство поставок товаров и услуг. Как правило, В. к. функционирует исключительно в безналичной форме – в виде бухгалтерских записей на банковских счетах – и выполняет счетную функцию, выступая в качестве валюты цены контрактов, заключаемых в рамках платежного соглашения. Ее источником является взаимное кредитование поставок товаров и оказания услуг странами – участницами клирингового соглашения.

Валюта платежа – валюта расчета за товар. В качестве В. п. может быть любая валюта, согласованная между покупателем и продавцом. При этом большое значение придается переводу валюты цены в валюту платежа. Как правило, используется условие взаимного курса, при котором предусмотрено, что при наступлении срока платежа при перерасчетах валюты цены в валюте платежа будет применен курс денежного рынка страны экспортера, или импортера, или третьей страны.

Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Установление курса иностранных валют в национальной называется котировкой валют.

Вербальные коммуникации – речевые коммуникации, основанные на умении говорить и писать то, что нужно.

Видеоконференция соединяет разъединенные аудитории из залов-отелей, корпоративных штаб-квартир, демонстрационных залов в единое целое за счет использования спутниковой связи с мгновенной передачей сообщений.

Выдержка – морально-психологическое условие нравственно достойного поведения индивида в экстремальных ситуациях с конкретным проявлением самообладания, т.е. умением человека подчинять действия достижению поставленной цели, осуществлять контроль над своими чувствами, подавлять в себе раздражение.

Геоэкономика – влияние мировой экономики на формирование и развитие национальной экономики государства.

Государственное регулирование коммерции – формы целенаправленного воздействия государства на развитие товарно-денежных отношений через систему экономических методов с целью обеспечения или поддержания тех или иных экономических процессов, их изменений или связей.

Групповое взаимодействие – совокупность коммуникационных и операционных межиндивидуальных связей, необходимых для совместной деятельности.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничных возможностях человека и его способностях к совершенствованию, требованию свободы и защиты личности, идеям о правах человека. Помимо принципов любви и уважения к человеку, Г. во главу угла ставит создание подлинно человеческих условий в обществе, необходимых для гармоничного развития личности.

Декларация таможенная – заявление распорядителя груза, представленное им таможне для выполнения таможенных формальностей при импорте или экспорте товаров. Декларация представляется таможне в установленный законодательством срок и содержит следующие данные: номер грузового документа, но которому товар принят на таможню; код товара, соответствующий гармонизированной системе кодирования товаров; количество и цена партии товара; номер контракта и основные пункты назначения; перечень прилагаемых документов, в том числе счет, отгрузочная спецификация, сертификат качества и др. Д. т. имеет несколько форм в зависимости от того, облагается товар пошлиной или нет.

Деловая беседа – диалогическая форма общения с предварительным обоснованием дискуссии участников, композиционного построения в целях достижения консенсуса между сторонами диалога.

Деловое общение – искусство, которое позволяет легко войти в контакт с другими людьми для достижения поставленных целей.

Деловые переговоры – механизм комплексных мер партнерского взаимодействия, основу которого составляют деловые связи за счет системы обсуждения и принятия решений в целях получения взаимовыгодных результатов.

Демократический стиль общения – форма общения, при которой партнеры взаимодействуют на паритетных началах в условиях взаимного уважения, взаимной выгоды с четкой ориентацией на доверительность и ответственность.

Демпинг – продажа товаров на рынке по "бросовым" ценам ниже цены производства, а иногда и но себестоимости соответствующих товаров внутри страны. По положению ст. VI Устава ГАТТ под демпингом понимается ситуация, при которой экспортная цена товара, предназначенного на рынок, ниже "нормальной стоимости" аналогичного имеющегося на рынке товара.

День открытых дверей – форма приема, которая позволяет всем желающим ознакомиться с деятельностью фирмы, ее планами, руководством, задать интересующие вопросы.

Дилер – юридическое или физическое лицо, осуществляющее торгово-посреднические операции от своего имени и за свой счет.

Директ-мейл – способ стимулирования продаж с использованием средств почтовой связи для определения неудовлетворенного спроса клиентов, расширения сферы услуг, повышения качества исполнения.

Дистрибьютор – независимый оптовый посредник, осуществляющий деятельность по закупке продукции с целью ее продажи для конечного потребления. Отношения между Д. и его заказчиком строятся на договорной основе. В соответствии с договором на дистрибьюторское обслуживание оговариваются размеры наценок и скидок, которые варьируются в зависимости от конкретных условий выполнения договора: сроков исполнения заказа, величины партий поставок товаров, формы расчета и порядка доставки грузов.

Дистрибьютор с неполным (ограниченным) набором услуг – это наиболее многочисленная группа дистрибьюторов, являющихся представителями малого и среднего посреднического звена, нацеленных в основном лишь на приобретение товаров от постоянных производителей и быструю их реализацию без оказания каких-либо услуг.

Дистрибьютор с полным набором услуг – это независимый дистрибьютор, который осуществляет в полной мере коммерческую деятельность в области приобретения товара, его складирования, хранения, а также подготовки к конечному потреблению.

Доверие – отношение к действиям партнеров в процессе рыночного взаимодействия, которое основано на убежденности в их добросовестности, честности и искренности. Д. зависит от характера и социально-нравственного качества конкретных отношений. Д. как категория деловой этики ориентировано на безусловное уважение человеческого достоинства, исполнительной дисциплины, правовых границ между человеком и обществом.

Долг – одна из основных категорий деловой этики, выражающая отношение личности к обществу и связанная с такими понятиями, как ответственность, самосознание, совесть и инициатива.

Доминирующее положение на рынке характеризует такую структуру рынка, которая позволяет крупнейшему производителю или группе крупнейших производителей осуществлять монополистическую деятельность и регулировать рынок в своих интересах.

Дотация – пособие, выдаваемое в безвозвратном порядке из государственного бюджета для возмещения убытков в случаях, когда цены на выпускаемую продукцию или оказываемые услуги ниже себестоимости. В рыночной системе хозяйства режим дотаций сохраняется преимущественно в сфере просвещения, образования и культуры, социально значимых мероприятиях и др.

Заказ – коммерческий документ, в котором покупатель подробно указывает все необходимые условия для изготовления или подготовки заказываемого товара.

Заказчик (он же клиент, рекламодатель, спонсор) выступает в роли инициатора установления связей с целевыми аудиториями, предварительно оговорив основные условия проекта-задания с учетом главной цели, сметы затрат, специфики заказа, сроков его исполнения и ожидаемого результата.

Запасы товарные – запасы готовой продукции у изготовителей (сбытовые запасы) и торговых организаций, обеспечивающие непрерывность процесса реализации продукции, выполнение принятых договорных обязательств. В рыночных условиях величина и роль товарных запасов возрастают за счет развития сервисных форм организации поставок и обслуживания покупателей, фирменной торговли и использования лизинга.

Затраты – важнейший экономический показатель работы предприятия, компании, фирмы, характеризующий сумму расходов, понесенных в процессе хозяйственной деятельности. От величины затрат напрямую зависит размер прибыли, рентабельность. Экономия затрат является ключевым направлением эффективной деятельности фирмы. Общие затраты включают в себя прежде всего материальные затраты на приобретение сырья, материалов, топлива, электроэнергии, комплектующих изделий, а также затраты на амортизационные отчисления, оплату труда, страховые платежи и проценты за кредиты.

Затраты косвенные – сумма расходов фирмы, которую нецелесообразно относить на себестоимость конкретных видов продукции, работ, услуг, а именно аренда помещения, затраты на ОГЛАВЛЕНИЕ специалистов, привлеченных по трудовому соглашению, и т.д.

Затраты прямые – сумма расходов фирмы, которая непосредственно направлена либо на изготовление продукции, либо на приобретение необходимого сырья, материалов, комплектующих, заработную плату и другие виды, входящие в себестоимость.

Зачет старого товара при покупке нового – денежная скидка для покупателя, которая применяется при продаже дорогостоящей техники и оборудования, не обладающих высокой степенью оборачиваемости. Эта форма стимулирования очень привлекательна для потребителя, так как имеет место снижение цены (новый товар он получает со скидкой), которое сопровождается предоставлением услуги (избавлением покупателя от ненужной вещи).

Издержки маркетинга – совокупные затраты фирмы на проведение рыночных исследований, формирование спроса, разработку комплекса маркетинговых мероприятий, поддержание конкурентоспособности товара, имиджа фирмы и создание устойчивого положения на рынке.

Издержки обращения – совокупные корпоративные затраты, связанные с обращением товаров и включающие в себя расходы на транспортировку грузов, ОГЛАВЛЕНИЕ зданий, сооружений и транспортного хозяйства, а также погрузочно- разгрузочного оборудования, расходы на оплату складского и управленческого персонала, проценты за кредит и прочие расходы. Различают издержки дополнительные и чистые.

Издержки обращения дополнительные – затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения, которые ведут к увеличению конечной стоимости, а именно расходы на транспортировку, упаковку, хранение и подготовку продукции к конечному потреблению (подкомплектовка, расфасовка, раскрой, нарезка и т.д.).

Издержки обращения чистые – затраты, связанные со сменой формы стоимости в процессе купли-продажи, которые не образуют новой стоимости и носят непроизводительный характер.

Издержки трансакционные – рыночные издержки, направленные на подготовительные работы в области поиска партнера, инвестора, проведение предварительных переговоров перед заключением контракта и выполнением бизнес-операции. Эти затраты на осуществление рыночных трансакций всегда надо предусматривать в коммерческой деятельности.

Имидж – представление покупателей и заказчиков о престиже фирмы, конкурентоспособности ее относительно других компаний, качестве изготавливаемых ею товаров и оказываемых услуг. Стабильный положительный имидж фирмы служит залогом ее коммерческого успеха, устойчивого финансового положения на рынке и укрепления связей с общественностью.

Имидж внутрикорпоративный – совокупные характеристики, создающие определенное "видение" образа фирмы в глазах каждого члена трудового коллектива.

Имидж персонала – является выражением профессиональной подготовленности трудового коллектива, уровня компетентности, знаний, владения широким спектром практических навыков, наличия культуры организации, этикета взаимоотношений мужчин с женщинами.

Имидж товара – совокупные характеристики, которые выделяют товар в глазах потребителей, делают его узнаваемым и привлекательным.

Имидж топ-менеджеров – отражает совокупные личностные характеристики учредителей фирмы, ее президента и других первых руководителей по менеджменту, финансам, маркетингу и паблик рилейшнз.

Импорт – ввоз товаров, работ, услуг результатов интеллектуальной деятельности и т.п. на таможенную территорию страны из-за границы без обязательств про обратный вывоз.

Импортная сделка – коммерческая деятельность, связанная с закупкой и ввозом иностранных товаров или услуг с последующей их реализацией па внутреннем рынке. При этом ввозимый товар может быть готовой продукцией или может быть подвергнут переработке на отечественных предприятиях, если он представляет собой сырье или полуфабрикаты.

Инвестиционный портфель – перечень инвестиций, ценных бумаг, намеченных к реализации или получению, представляющий собой потенциальные возможности формирования необходимого резерва в целях поступательного развития коммерческой фирмы.

Инвестор – юридическое или физическое лицо, принимающее решение о вложении собственных, заемных или привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в инвестиционный проект и выступающее в роли вкладчика, кредитора.

Индивидуальность – психологическая неповторимость человека.

Инициатива (от лат. initiare – начинать, почин) – это принятие человеком самостоятельного решения, предполагающего его участие в той или иной сфере общественной жизни и выражающегося в добровольной деятельности на благо общества с учетом личных интересов. И. характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем того требует простое соблюдение общепринятых норм. И. превращается в моральное качество личности – инициативность.

Интерактивные коммуникации – динамичный межличностный процесс, который способствует поступательному развитию фирмы с помощью компьютеризированных систем электронной почты, Интернета, интеллектуальных автоответчиков, сотовых телефонов, персональных и карманных компьютеров.

Интерес – потребностное отношение человека к миру, его реалиям, выбранной профессии, творческому замыслу, реализуемое в познавательной и инициативной деятельности.

Интернет – гигантская всемирная паутина электронных сетей серверов, связанных в единую информационную систему, предлагающую электронные услуги в мультимедийной форме от текста до видеоизображения и звуков.

Информационное поле – совокупность существующей в обществе информации, необходимой для коммуникационного и рыночного взаимодействия.

Информационные ресурсы (ИР) – представляют собой целостную совокупность отдельных документов и массивов документации в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, АБД, других информационных системах. И. р. в зависимости от носителей информации дифференцируются на нормативные и технические.

Информационный дизайн – включает в себя выработку знаков, в идеале – полноценную знаковую систему графических, изобразительных, словесных, звуковых символов фирмы.

Инфраструктура рынка – необходимый атрибут товарной экономики, представляющий собой комплекс отраслей и сфер хозяйства, а также непроизводственных сфер деятельности, обеспечивающих процесс воспроизводства в условиях рынка.

Клиент – лицо или фирма, прибегающие к услугам торговых компаний в целях заключения контрактов, получения заказов на работы, товары, продукцию и различного рода услуги.

Климат психологический – относительно устойчивое социально-психологическое явление, порождаемое межличностными отношениями в группе и имеющее субъективную значимость для каждого ее члена.

Коллаж – отличается от мини-сайта тем, что информация рекламодателя не располагается обособленно на отдельной странице, а является фрагментом одной или нескольких страниц веб-издателя, гармонично вписываясь в контент сайта.

Коллектив – высшая стадия развития группы, обладающая общими социально значимыми целями и объединяющая своих членов как с помощью самого процесса совместной деятельности, так и ее посредством организации и системы стимулирования.

Комиссионер – юридическое или физическое лицо, выступающее в роли посредника и оказывающее комиссионные услуги по поручению комитента в соответствии с заключенным соглашением. Доходом комиссионера является комиссионное вознаграждение (бонус).

Комиссионное вознаграждение – вознаграждение посреднику, установленное как процент от стоимости сделки или как единая ставка отдельно но каждому контракту, соглашению.

Комиссионный дом – посредническая фирма, специализирующаяся на выполнении поручений клиентов на покупку или продажу товаров. Обслуживает, как правило, мелкие фирмы и частных лиц.

Комитент – юридическое или физическое лицо, поручающее комиссионеру продать, обменять или закупить товар на рынке в рамках комиссионного соглашения. К. является владельцем товара, право собственности комиссионеру он нс передает, а только выплачивает ему комиссионное вознаграждение (бонус) за оказанные услуги.

Комментарий – компетентное, требующее специфических знаний, толкование общественно-экономического явления или группы факторов и документальных данных, объединенных тематическими, хронологическими, правовыми и временными рамками.

Коммерческая деятельность – составная часть предпринимательства, выраженная в совокупных процессах и операциях, направленных на совершение актов купли-продажи товаров в целях удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

Коммерческая товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды от его применения.

Коммерческий акт – составляется при обнаружении количественных расхождений между фактическими и документальными данными при приемке товарных партий от органов железнодорожного транспорта с обязательным присутствием представителей последних.

Коммерческий риск – возможная ситуация, приносящая материальный ущерб, потери. В коммерческой деятельности, как правило, осуществляется страхование К.р. от недобросовестных партнеров, форс-мажорных обстоятельств и многих других ситуаций.

Коммуникабельность – умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты, включая способности человека идти навстречу собеседнику, готовность его сделать первый шаг в установлении нового контакта.

Коммуникационная система – комплексная деятельность участников рыночного оборота, включающая в себя всю совокупность операций, связанных с подготовкой, сбором, перераспределением информации, а также установлением межличностных контактов непосредственно между субъектами рынка.

Коммуникационный канал – канал продвижения информации на рынок и в общество.

Коммуникационный микс (communication mix) – комплекс коммуникаций, включающий в себя элементы рекламы в средствах массовой информации, выставочно-ярмарочный бизнес, прямые продажи, интерактивный маркетинг, стимулирование в целях содействия продажам и связи с общественностью.

Конкуренция – соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров.

Консалтинг – это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.

Консигнация – поручение одной стороной (консигнанта) другой стороне (консигнатору) продать от его имени, но за счет консигнанта товары со склада, находящегося за рубежом.

Консюмеризм – общественное движение в защиту прав потребителей при поддержке государства.

Контрагент – физическое или юридическое лицо, берущее на себя определенные обязательства в соответствии с заключенным контрактом.

Контракт – соглашение обязательного характера, по которому одна сторона берет обязательство купить у другой или продать ей обусловленное количество товара.

Конференция – средство поддержания связей, обсуждения и решения проблем в профессиональных, корпоративных, деловых и властных государственных сообществах. В крупных коммерческих компаниях К. дополняются теле- и видеоконференциями для поддержания связей в целях обсуждения и решения актуальных корпоративных проблем с широким участием различных представителей общественности.

Конфликт – специфическая ситуация морального выбора при столкновении позиций, взглядов, интересов, предусматривающая наличие сильных переживаний, стрессов, связанная с возникновением сложностей в преодолении противоречий конфликтующих сторон. Личный выбор обусловлен, прежде всего, уровнем развития нравственного сознания человека, его участием в результатах коллективного труда.

Конформизм (от лат. conformis – сообразный) – выражает социальную ориентацию, складывающуюся в результате не решения общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособленческого принятия существующего порядка вещей.

Конформист – это человек, не имеющий собственной моральной позиции при решении тех или иных проблем. Мораль К. равносильна отказу от самого себя как нравственно самостоятельной личности, от поступка по совести, независимо от ситуации.

Конъюнктура мировых товарных рынков – результат взаимодействия различных факторов (экономических, социальных, природных), определяющих в каждый данный момент положение на конкретных мировых товарных рынках и обусловливающих коммерческую деятельность на них. К.м.т.р. в значительной степени определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность реализуемых товаров и услуг, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, тактику и стратегию коммерческой деятельности на рынке, основные условия купли-продажи, а главное – оптимальную контрактную цену.

Конъюнктура рынка – состояние рынка, характеризуемое соотношением спроса и предложения на товары, услуги и другие работы в зависимости от уровня цены.

Корпоративная профессиональная этика – кодекс поведения, предписывающий определенный тип отношений между членами трудового коллектива и партнерами, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения профессионального долга в рамках единой трудовой морали фирмы. В ее основе лежит уважение к человеку труда, его правам и нравственному достоинству. К.п.э. в сфере торговли связана в первую очередь с культурой общения, умением управлять любыми конфликтными ситуациями с использованием основных норм и правил обслуживания, а также выдержки, приветливости и доброжелательности.

Корпоративно-социальная ответственность (КСО) – философия взаимодействия коммерческой структуры с обществом, отражающая этические ценности корпорации, ее ответственность за результаты труда, охрану окружающей среды, создание условий безопасной жизнедеятельности.

Корпоративный стиль – набор постоянных элементов (словесных, графических, цветовых и т.д.), которые, действуя в совокупности, обеспечивают визуальное и смысловое единство товаров (услуг) фирмы, всей исходящей от нее информации, ее внутреннего и внешнего дизайна.

Кризис – прекращение нормального режима осуществления производственного процесса, ставящее под угрозу стабильность фирмы, финансовую устойчивость и корпоративную репутацию.

Кризисная ситуация – это новая неоднозначная ситуация, требующая принятия срочных и трудных решений и установления в сжатые сроки тесных коммуникаций со средствами массовой информации.

Круглый стол – одна из форм совместного обсуждения идеи, проблемы, ситуации, имеющих значение для широких кругов общественности, участниками которой являются представители науки, бизнеса, деловых кругов, общественных и государственных организаций.

Кумулятивные скидки – сумма скидки, которая предоставляется покупателю неоднократно приобретавшему товар в течение некоторого времени, обычно в течение года. Размер такой скидки увеличивается по мере того, как возрастает общее количество купленного товара.

Кунонаж – денежное поощрение покупателя, которое занимает промежуточное положение между прямым снижением цен и снижением цен с отсрочкой получения скидки. Акция по стимулированию заключается в том, что потребителю предлагается купон, дающий право на получение скидки с цены товара.

Лидер – незаурядная личность, обладающая комплексом способностей, совокупностью психологических характеристик, позволяющих возглавлять трудовые коллективы, занимать ведущие позиции в обществе.

Лизинг – сдача в аренду различных видов технических средств, зданий и сооружений преимущественно на среднесрочный и долгосрочный периоды. В процессе Л. формируется комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.

Лизинг финансовый – наиболее широко применяемая форма лизинга, при которой осуществляется передача имущества на более длительный срок с полной выплатой его стоимости. В течение срока лизинговой аренды лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе полную стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой сделки. При финансовом лизинге, как правило, обязанность по техническому обслуживанию, страхованию ложится на лизингополучателя. Важная черта Л.ф. заключена в невозможности расторжения договора в течение так называемого основного срока аренды. При данной форме лизинга арендодатель (лизинговая фирма) выполняет чисто финансовые функции в этом трехстороннем договоре и в свою очередь заключает два договора: с арендатором о сдаче в аренду и с поставщиком на закупку имущества.

Лицензия – разрешение со стороны государственных органов на проведение торговли как на внутреннем, так и на внешнем рынках сбыта. При осуществлении внешней торговли оформляются экспортно-импортные лицензии в Министерстве внешних экономических связей. Л. является основной формой государственного регулирования торговли как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Наряду с этой формой лицензии важнейшее значение приобретает и оформление разрешения на использование изобретений и результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Как правило, подобные Л. выдаются на изобретения, охраняемые патентами, но и существуют беспатентные Л.

Личная продажа – представление товара одному или нескольким потенциальным клиентам, осуществляемое в процессе непосредственного общения и имеющее целью продажу, установление длительных взаимоотношений.

Лот – стандартная по количеству и качеству партия товара, предлагаемая на продажу как одно целое и используемая при проведении биржевых, ярмарочных торгов и аукционов.

Магазин – торговое предприятие, отличительной чертой которого является широкая продажа товаров преимущественно мелким и средним потребителям в форме оформления заказов, непосредственной реализации через прилавок.

Маклер – предприниматель, который осуществляет в целом посреднические функции от своего имени и за свой счет и часто работает в мелкооптовой, розничной и биржевой торговле.

Макроспрос – совокупный доход, т.е. сумма доходов всех субъектов рынка и накопляемого резерва. Отклонения от М. приводят к инфляции, дефляции, росту безработицы.

Макроэкономика – раздел экономики, изучающий крупномасштабные экономические явления, в частности такие, как формирование ВНП, инфляция, безработица, экономический рост.

Маркетинг – комплексная система мер по организации управления коммерческой деятельностью, основанная на изучении и прогнозировании рынка с целью максимизации возможностей удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли.

Маркетинговые коммуникации – формы и методы рыночного взаимодействия в результате организации экономических, правовых, социальных отношений в целях совершения торговых сделок.

Международная торговая сделка – договор, контракт или торговое соглашение между двумя или более сторонами, находящимися в разных странах, по продаже или покупке установленного количества товарных единиц и (или) оказанию услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями. Термин "торговая сделка" объединяет все виды сделок, связанные с обменом товарами в материально-вещественной форме и предоставлением услуг, обеспечивающих международный оборот.

Мониторинг публикаций в прессе – важнейшая задача специалистов по связям с общественностью, своевременное отслеживание совокупной внутренней и зарубежной прессы с последующей подборкой интересующего материала по выбранной теме.

Монополия – ситуация на рынке, при которой все предложения товаров и услуг сосредоточены в руках немногих крупных продавцов – изготовителей, регулирующих цены на рынке, качество продукции, объемы сбыта. Монополисты за счет своего исключительного положения навязывают контрагентам принудительные меры и условия покупки товаров и услуг.

Мотивация – комплекс совокупных мер, побуждающих к активным действиям, связанных с удовлетворением потребностей целевых групп (покупателей, потребителей, партнеров, конкурентов, персонала и т.п.).

Накладная – документ, применяемый при перевозках грузов. Как правило, Н. заполняется грузоотправителем и включает в себя наименование и адрес отправителей и получателей грузов, их банковские реквизиты; пункты отправления, назначения и перевалки; полное и точное наименование груза, количество мест, массу и объем, маркировку груза, а также наименование железной дороги, если конечным пунктом является железнодорожная станция.

Накладная авиагрузовая – документ, выписываемый грузоотправителем и подтверждающий наличие договора между ним и перевозчиком о перевозке грузов по авиалиниям последнего. Н.а. заполняется и оформляется грузоотправителем в трех подлинных экземплярах и вручается перевозчику вместе с грузом. Первый экземпляр носит пометку "для перевозчика" и подписывается грузоотправителем, второй – "для получателя" и подписывается грузоотправителем и перевозчиком и следует вместе с грузом; третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается после того, как груз принят. Н.а. выполняет функцию доказательства заключения договора перевозки и включает в себя наименование аэропортов отправления и прибытия. К ней должны быть приложены документы, подтверждающие объявленную ценность груза, сумму платежей за перевозку, дату составления авианакладной и др.

Накладная автодорожная – транспортный документ, подтверждающий наличие договора между перевозчиком и отправителем об автодорожной перевозке грузов. В нем указываются дата отгрузки, наименование груза, имя и адрес перевозчика, полные платежные и юридические реквизиты сторон, наименование получателя, срок поставки груза и размер штрафных санкций в случае задержки груза, общая стоимость перевозки и др.

Накладная железнодорожная – транспортный документ при внутренних и международных железнодорожных перевозках грузов. Он представляет собой документальное оформление договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги. При оформлении Н.ж. необходимо заполнить следующее: название станции назначения и пограничных станций, наименование груза, его стоимость (ценность груза). Н.ж. выписывается грузоотправителем на имя грузополучателя. Накладная не следует с грузом, к ней прилагается товаросопроводительная документации: отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный лист.

Налог – обязательный сбор с юридических и физических лиц, взимаемый на основе государственного законодательства.

Налоговые льготы – освобождение (полное или частичное) от выполнения установленных обязательств по уплате налогов.

Наружная реклама – медиаканал, который доносит информацию до получателей при помощи отпечатанных плакатов, рисованных щитов и световых табло, устанавливаемых в местах наиболее оживленного уличного движения, а также вдоль шоссейных и железных дорог.

Национальный доход – вновь созданная стоимость, общая сумма дохода, полученная населением страны в виде заработной платы, ренты, процента и прибыли.

Невербальное общение – общение, опирающееся не на слова, а на жесты, мимику, пантомимику, интонации, паузы, составляющие неречевые коммуникации.

Ноу-хау – разновидность научно-технических знаний, являющихся объектом лицензионных соглашений и направленных на облегчение и ускорение освоения новых видов продукции. Ноу-хау включает в себя набор производственных, управленческих, финансовых секретов, но они, как правило, не могут быть предметом патентования. Поскольку ноу-хау не пользуется патентной защитой, при оформлении лицензионного соглашения оговаривается конфиденциальность информации и предусматриваются санкции за разглашение.

Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе, коммерческой фирме или компании. К ним относятся обычаи, принятые нормы поведения, присущие данному обществу, трудовому коллективу.

Оборачиваемость запасов – показатель эффективности использования оборотных средств, выражающий в целом процесс обновления товарных запасов. Характеризуется двумя взаимодополняющими показателями: оборачиваемостью в днях и коэффициентом оборачиваемости запасов. Оборачиваемость запасов в днях показывает число дней, в течение которых запасы полностью оборачиваются, и определяется путем деления средних объемов (стоимости) запасов на среднедневной отпуск товаров со склада. Коэффициент оборачиваемости запасов отражает, сколько раз полностью оборачиваются запасы в единицу времени (в расчет берется, как правило, 360 дней) и рассчитывается путем деления количества дней в рассматриваемом периоде (году) па оборачиваемость запасов в днях. При исчислении коэффициента оборачиваемости товарного запаса используется показатель объемов реализованной или отгруженной продукции за отчетный период в стоимостном или натуральном выражении.

Образец – эталон для определения качества товара при заключении контракта купли-продажи, а также эталон товара-аналога для расчета конкурентоспособности товара. Получаемый груз часто сравнивают с прилагаемым образцом. О. продукции также используется при рыночных испытаниях, необходимых для серийного пуска новых видов изделий. При разработке на фирме концепции нового товара, как правило, запускается изготовление головного образца, который является основой рыночных исследований и массового изготовления партий новых видов продукции.

Обратная связь – благодаря установлению этой связи становится возможным получение комплексных сведений о различных реакциях целевых аудиторий на поступившие сигналы с учетом общего фона социальной обстановки. О.с. играет большую роль в успешном функционировании концептуальной модели паблик рилейшнз.

Общественное мнение – это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему интересы определенной группы людей. О.м. – это консенсус, который достигается усилиями целого ряда служб в коммерческих структурах.

Оптовая торговля – совокупность экономических, организационных и правовых отношений между контрагентами в условиях свободного выбора партнеров при покупке и реализации различных видов продукции крупными партиями.

Оптовый магазин – торговое предприятие, отличительной чертой которого является продажа товара оптовыми партиями широкого ассортимента преимущественно мелким и средним потребителям. Размеры партий продаж у О.м. больше, чем у розничного, но меньше, чем у предприятий оптовой торговли, сбытовых баз, складских отелей. Как правило, весь ассортимент и количество товаров в О.м. поставляются с центральных складов снабженческо-сбытовых посреднических организаций. О.м. имеет торгово-выставочные залы, помещение для оформления документов и небольшое складское хозяйство.

Оптовый торговец (оптовик) – крупное коммерческо-посредническое предприятие, которое занимается закупкой товаров и организацией товароснабжения различных потребителей. Оптовик, как правило, является владельцем товара.

Оптовый центр – сгруппированные на едином земельном участке предприятия оптовой торговли, принадлежащие различным фирмам. За счет пространственной концентрации баз и складов становится возможным снижение совокупных затрат на сооружение основных элементов рыночной инфраструктуры, эффективнее используется территория центра, повышается коэффициент оборачиваемости запасов, появляется возможность выбирать оптимальные маршруты перевозки и рационально использовать сам транспорт и его загрузку. Все это позволяет повысить рентабельность О.ц. и одновременно снизить совокупные затраты.

Отгрузочное поручение – документ, который оформляется либо грузоотправителем, либо грузополучателем, содержит перечень операций, поручаемых экспедитору, а также подробные инструкции для их выполнения. О.п. включает в себя наименование и адрес отправителя с пометкой о том, является ли он производителем; дату заказа и точную дату поставки; вид упаковки; порядок оформления коносамента при использовании морского транспорта; порядок оформления железнодорожной или авианакладной. К О.п. обычно прилагаются копии для контроля и учета.

Оферта – письменное предложение продавца, направленное возможному покупателю, при осуществлении коммерческой деятельности о продаже товаров на определенных условиях. Различают твердую и свободную оферты. Твердая оферта – письменное предложение продавца о реализации определенной партии товара, посланное оферентом одному возможному покупателю, с указанием срока, в течение которого продавец обязуется не делать аналогичное предложение никому другому. Поэтому прежде чем послать Т.о., продавец, как правило, предварительно в оперативном порядке (телефон, факс, телекс, личные встречи) оговаривает отдельные условия предстоящей сделки. После подписания твердой оферты покупателем она принимает силу договора купли-продажи. Свободная оферта не содержит указаний о сроках действия, может быть направлена сразу нескольким лицам (фирмам) и не связывает оферента своим предложением.

Паблик рилейшнз – искусство и наука получения выдающихся результатов в бизнесе за счет достижения взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности. Эта наука способствует формированию достойного имиджа, избежанию вредных слухов и возможных недоразумений, а также повышению качества обеспечения совокупных рыночных запросов потребителей.

Паблисити – известность и признание организации, ее персонала и деятельности.

Патент – документ, выдаваемый государством юридическому или физическому лицу, обеспечивающий признание за ним прав на исключительное использование изобретения в течение установленного срока. Вопросы выдачи П., а также связанные с его охраной и осуществлением прав патентовладельцев, срок его действия регулируются национальным законодательством.

Патронаж – покровительство, причем не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные организации, учреждения, отдельные лица.

План – документ, в котором отражены основные пути решения проблемы, определенные в результате ее тщательного анализа для обоснования выгодности и целесообразности предлагаемых действий.

Покупательское поведение – набор ценностей, предпочтений, поступков, усвоенный под влиянием социальной среды, семьи, окружающих, формирующий потребительское мнение клиентов о приобретаемых товарах и услугах.

Поощрение – вид санкции, противоположной наказанию, предусматривающей положительное воздействие на поступки подчиненных, выражение публичной признательности их заслуг. Помимо одобрения социальное значение П. определяется тем, что оно обращает внимание других членов трудового коллектива на действия, достойные подражанию. Поэтому смысл П. заключается не только в одобрении, но и в формировании корпоративной мотивации к достижению более высоких результатов.

Портфель заказов – совокупность заказов, имеющихся у фирмы на определенную дату. Его размер позволяет судить о прочности положения предприятия на рынке, конкурентоспособности реализуемых товаров.

Посредник – юридическое или физическое лицо, находящееся между другими участниками коммерческого процесса и выполняющее функции их сведения друг с другом для обмена товарами, услугами и информацией. В роли контрагентов, как правило, выступают производители товаров, оптовые и розничные потребители.

Потребительская корзина – группа товаров народного потребления, наиболее полно отражающая уровень и структуру потребления обитателей данной местности. Как правило, данный показатель используется для оценки уровня жизни населения в различных странах и регионах.

Потребительская товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды от его применения, адресованные потребителям.

Потребительские свойства товара – совокупность технических, экономических и эстетических свойств товара, которые в максимальной степени обеспечивают покупателю удовлетворение его потребностей.

Презентация – самостоятельная акция, организованная специалистами службы PR совместно с руководством фирмы в целях представления компании, ее новой продукции, демонстрации достижений.

PR-кампания – комплексное и многократное использование PR-средств, а также рекламных материалов в рамках реализации единой концепции и плана воздействия на мнения людей в целях создания позитивного имиджа и паблисити.

Пресса – это массовые периодические печатные издания: газеты и журналы, играющие одну из главных ролей в формировании общественного мнения.

Пресс-конференция – встреча официальных лиц (представителей деловых, общественных, правительственных кругов) с заинтересованными работниками коммерческих фирм и компаний и с представителями СМИ в целях информирования общественности но актуальным вопросам, связанным с определенной тематикой.

Прием – одна из форм внешней и внутрисоциальной жизни организации, заранее подготовленная, разработанная и обеспеченная усилиями специалистов PR и руководства для совместного времяпрепровождения представителей фирмы и приглашенных гостей.

Прогнозирование – научно-обоснованное предвидение возможного объема продаж, кризисных ситуаций, появления вредных слухов, нестабильности рыночной конъюнктуры, рисков с последующей разработкой мер, способствующих поступательному развитию фирмы и ликвидации "узких мест".

Программа маркетинговых коммуникаций – системный документ, включающий в себя стратегический, тактический и результативный блоки осуществления маркетинговой деятельности в целях достижения миссии компании.

Психология управления – наука, изучающая закономерности организации и осуществления управленческой деятельности. Эффективная П.у. ориентирована на обеспечение условий, оптимальных для сплочения коллектива, формирования в нем положительного психологического климата и атмосферы взаимопонимания и поддержки. П.у. оказывает серьезное влияние на формирование культуры общения, развитие коммуникативных способностей и увеличение авторитета руководителя.

РАСО – Российская ассоциация но связям с общественностью, созданная в Москве 3 июля 1991 г.

Реимпортная сделка – коммерческая деятельность, направленная на ввоз из-за границы ранее вывезенных туда отечественных товаров. Это могут быть товары, возвращаемые с консигнационных складов, в связи с неплатежеспособностью клиента или из-за того, что они были забракованы покупателем.

Рейтинг – интегрированный показатель, характеризующий место отдельных структур в общей их совокупности. При определении Р. торгово-посреднических структур большое значение приобретают в первую очередь такие показатели, как объем деятельности, совокупные издержки обращения, доходность коммерческой деятельности, финансовая стабильность на рынке, качество обслуживаемых клиентов и в целом имидж фирмы.

Реклама – оплачиваемое опосредованное психологическое воздействие на группу лиц с целью заставить их покупать определенные товары или услуги.

Реклама социальная – выразитель общественных и государственных интересов, направленных на достижение благотворительных целей. Р.с. размещается на безвозмездной основе. Система мер, направленных на изменение отношений общественности к социальной проблеме, а в перспективе – на выработку новых социальных ценностей, повышение качества жизни и здоровья нации.

Рекламация – претензия потребителя товаров или услуг в официальной форме в виде составленного акта, в котором перечислены причины его составления, указан характер нарушения продавцом условий договора, содержатся требования об устранении перечисленных дефектов, а также возмещении причиненного ущерба.

Рекламная кампания в сети Интернет – управляемый процесс передачи информации потребителям с быстрой корректировкой интенсивности показов, фокусировки рекламы непосредственно в момент проведения рекламных мероприятий.

Рекламный буклет – рекламное издание, разрабатываемое в целях популяризации фирмы, товара, услуг, а в целом для улучшения результатов коммерческой деятельности.

Рекламный текст – литературно грамотный и стилистически удачный текстовый материал, ОГЛАВЛЕНИЕ которого направлено на максимальное привлечение внимания к потребительским свойствам предлагаемых товаров и услуг.

Рекламодатель – юридическое или физическое лицо, являющееся заказчиком рекламы у рекламного агентства и оплачивающее ее.

Репортаж – термин, происходящий от франц. reportage – сообщать. Репортаж предусматривает наличие у делающего его умения оперативно, динамично и своевременно представить ОГЛАВЛЕНИЕ от имени лица, являющегося непосредственно свидетелем или участником события.

Репутация фирмы – корпоративное ОГЛАВЛЕНИЕ материальной оболочки имиджа, раскрывающее не только честь и достоинство каждого исполнителя, но и результаты коллективного труда, а главное – пользу, которую он приносит в копилку национального богатства.

Реэкспортная сделка – коммерческая деятельность, связанная с вывозом за границу ранее ввезенного в страну товара иностранного производства, который там не подвергался переработке, или с отгрузкой в другое государство без завоза в страну экспортера от имени первой страны.

Розничная торговля – завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети Р.т.

Рынок – система экономических отношений, включающая в себя производство различных видов товаров и услуг, обращение и конечное их потребление за счет купли-продажи в соответствии с состоянием спроса и предложения.

Рынок услуг – совокупность фирм и компаний, производящих разнообразные услуги в области аутсорсинга, логистики, маркетинга, управленческого консультирования, экономического консалтинга, социальной психологии, антикризисного управления в целях удовлетворения запросов участников рынка.

Сайт – набор информационных блоков и инструментов в сети Интернет для взаимодействия с одним или несколькими сегментами целевой аудитории.

Самопрезентация – умение подавать себя, создавать свой имидж, показывать свои знания и умения с наилучшей стороны.

Сбыт продукции – направление деятельности коммерческих фирм и структур, ОГЛАВЛЕНИЕм которого является реализация произведенной или приобретенной продукции в целях превращения товара в деньги и удовлетворения совокупных запросов потребителей.

Сделка купли-продажи – коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товаров, имеющих материально-вещественную форму, с возмещением их стоимости в согласованной контрагентами валюте.

Сейлз промоушн – специальный вид деятельности, осуществляемый торговыми организациями для удержания рыночной доли, корпоративного влияния, популяризации новинки. В его основе лежат гарантия качества, покупательская выгода за счет реализации набора стимулов, механизмов возврата некачественной продукции.

Сервисное обслуживание – оказание комплекса бесплатных услуг, связанных с самим реализуемым товаром, в целях привлечения максимального количества покупателей.

Сертификат – документ, удостоверяющий тот или иной факт. Существуют следующие сертификаты: С. качества – документ, выдаваемый компетентными органами и удостоверяющий качество фактически поставленного товара и его соответствие условиям контракта; С. происхождения – документ, подписанный таможенным лицом страны-экспортера, указывающий, из какого именно государства вывозится товар; страховой С. – документ, содержащий условия страхового договора и заменяющий страховой полис.

Система товародвижения – единый комплекс организационноэкономических и производственных операций, эффективное управление которыми необходимо в полной мере внедрять в систему логистических принципов и методов. Она представляет собой комплексную деятельность, включающую в себя всю совокупность операций, связанных с физическим перемещением товаров от изготовителя к потребителю с учетом пространства и времени. В совокупные затраты данной системы входят следующие расходы: транспортные, на организацию процесса складирования, поддержание оптимального уровня товарно-материальных запасов, на разгрузочно-погрузочные работы, упаковку товаров, обработку принятых заказов, а также административные издержки.

Скидка – величина, на которую одна цена ниже другой. Отсюда термин "товар со скидкой", означающий его продажу по более низкой цене. С. устанавливаются за сортность, оптовые партии поставки, предварительную оплату получаемых грузов и т.д. Сумма вычетов из цены товара, которые продавец делает для покупателя, который либо отказывается от выполнения продавцом какой-либо маркетинговой функции, либо выполняет ее сам.

Скидка за количество покупаемого товара – сумма вычетов из цены товара в ситуации, когда покупатель берет на себя его хранение, уменьшает расходы на перевозку или продажу товара либо одновременно выполняет эти функции.

Скидка сезонная – денежное поощрение покупателей, когда товар приобретается раньше, чем появится спрос на него. Если такие скидки используются производителем, то их применение приводит к тому, что продукцию хранят другие члены канала распределения. С.с. также выравнивают объем продаж в течение года и предоставляются по цепочке другим членам канала распределения.

Спиндоктор – специалист в области профилактики и предотвращения публикации ангажированных недобросовестных материалов в СМИ, созданных по типу черного PR.

Спич – полноценное краткое выступление на званом приеме, обеде, презентации, требующее настоящего мастерства и опыта.

Спонсоринг (от англ. sponsor – покровитель, заказчик; sponsorship) – поручительство, проведение рекламной кампании или гарантированное осуществление маркетингового проекта.

Спонсирование – представляет собой вклад физического или юридического лица, не участвующего в реализации проекта, в его прямое или косвенное финансирование для поощрения полезных начинаний инициативных групп, отдельных лиц.

Спрос – платежеспособность покупателей, т.е. обеспеченная деньгами, и выраженная совокупной мерой потребностей покупателей в товарах и услугах.

Средство распространения рекламы – канал информации, по которому рекламное сообщение доходит до потребителей.

Стиль делового общения – система методов и приемов воздействия на партнеров с целью результативности общения.

Стимулирование сбыта – единовременные побудительные меры, направленные на привлечение внимания покупателей к товару (услуге) и его убеждение совершить покупку в установленный срок.

Таможенная пошлина – денежный сбор, взимаемый при ввозе и вывозе товаров за пределы таможенной территории страны. Ставки Т.п. сгруппированы в таможенном тарифе. По способам взимания Т.п. они делятся на специфические, которые взимаются с единицы измерения количества товара (тонны, штуки), и адвалорные – взимаются в виде процента с цены товара.

Таможенный тариф – перечень товаров в соответствии с определен ной классификацией с указанием ставок таможенных пошлин. Т. т. строятся на основании гармонизированной системы кодирования и соответствия, в которой каждому товару, его виду, подвиду присваивается собственный код.

Таможня – государственное учреждение, осуществляющее контроль за ввозом и вывозом товаров, личного багажа граждан, других грузов и материальных ценностей в пределах таможенной территории. Работа Т. построена на обеспечении выполнения правил лицензирования, соблюдении норм квотирования, взимании таможенных пошлин и осуществлении четкого контроля за выполнением основных правил работы Т.

Телемаркетинг – система корпоративных усилий, направленных на увеличение объема продаж, формирование общественного мнения и рост популярности компании с использованием средств телефонной связи.

Тендер – одна из распространенных форм торговли, при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими показателями. Для проведения торгов создаются тендерные комитеты, в состав которых входят технические и коммерческие эксперты, представители заинтересованных администраций, а также покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги. Т. бывают закрытого типа, на которые приглашается строго ограниченное количество участников, и открытого типа, в которых могут принять участие все заинтересованные лица.

Товар – продукт деятельности, обладающий полезными потребительскими свойствами и предназначенный для продажи.

Товарная информация – основные сведения о товаре, предназначенные для всех субъектов рынка. В частности, это наименование товара, его сорт, масса брутто, нетто, дата выпуска, наименование изготовителя, способ использования.

Товарно-сопроводительные документы – документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации грузов на всем пути товародвижения от изготовителя до конечного потребителя.

Торговля встречная – торговые сделки, при которых продажа определенных товаров или оказание услуг является условием приобретения других товаров или услуг. При Т.в. объемы продаж обычно не равноценны по стоимости, расчеты за продукцию осуществляются в денежной форме полностью или в размере сальдо взаимных поставок.

Торговля консигнационная – организация коммерческой деятельности по продаже товаров со складов, находящихся за границей. Эта деятельность юридически оформляется договором на консигнацию, в котором предусматривается передача консигнантом консигнатору прав на осуществление торговли в зарубежных странах. При этом специфика данного договора заключается в том, что товары, передаваемые на консигнацию, остаются собственностью консигнанта до момента их продажи третьим лицам и поступления вырученной суммы к консигнанту.

Торговля посылочная – организация торговли с использованием средств связи. Широкое развитие Т.п. получила за рубежом в форме заказов на покупку через рекламные каталоги. При данной специфической форме торговли без магазина в основном используется такая форма оплаты товаров, как кредит с рассрочкой платежа.

Торговля электронная – современная форма безмагазинной торговли, при которой покупатель с помощью компьютера может выбирать по каталогам любую необходимую модель изделия и одновременно осуществлять оплату выбранных товаров с использованием специальных банковских карт.

Торгово-промышленная выставка – это кратковременное, периодически и обычно в одном и том же месте проводимое мероприятие, в рамках которого значительное количество предприятий (экспонентов) с помощью образцов (экспонатов) составляют у посетителей комплексное представление о товарах или услугах одной или нескольких отраслей.

Торговый дом – тип крупной торговой организации, важнейшими особенностями которого являются активное проникновение в сферу производства, организация его кооперации и участие в кредитно-финансовых операциях. Т.д. осуществляют особую форму коммерческо-посреднической деятельности и представляют собой свободный ассоциативный союз единомышленников, сформированный на добровольной основе с включением торговых, производственных, транспортных, строительных предприятий, а также банков и страховых компаний в целях максимального и качественного удовлетворения запросов клиентов. Как правило, Т.д. создаются в форме акционерных обществ.

Управление маркетинговыми коммуникациями – целенаправленная деятельность компании по регулированию рыночной устойчивости посредством использования информационных технологий, элементов продвижения, рекламы, с помощью организации выставок, связей с общественностью с учетом влияния закономерностей и тенденций рынка.

Уровень жизни – категория, характеризующая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества. Определяется количеством и качеством жизненных благ, используемых для удовлетворения потребностей.

Услуги аутсорсинга – услуги межотраслевого характера за счет передачи корпоративных функций на исполнение внешним организациям в целях минимизации затрат, сокращения сроков исполнения и повышения качества работы.

Услуги информационно-коммерческие – организация коммерческой деятельности в области передачи по заказам клиентов информации о состоянии рыночной конъюнктуры, основных конкурентах, объемах их деятельности по закупке и реализации товара, уровне его качества, основных каналах продвижения товаров, а также данных о финансовом состоянии и надежности партнеров и многих других сведений, необходимых для всех участников рыночного оборота. Для оказания У.и.к. необходимо создание банков коммерческой информации, содержащих интегрированные данные.

Услуги комиссионные – разновидность посреднических услуг, оказываемых на основе комиссионного соглашения, в соответствии с которым владелец товара (комитент) поручает торговому посреднику (комиссионеру) продать или закупить определенную партию товара. Специфика комиссионных услуг заключена в том, что посредник, осуществляющий закупку или продажу товара, нс становится его собственником, а действует исключительно в рамках комиссионного соглашения.

Услуги коммерческие – совокупность посреднических, комиссионных, рекламных, инжиниринговых, информационно-коммерческих и других видов услуг, связанных с закупкой, продажей и продвижением товаров от изготовителя к конечному потребителю.

Услуги научно-консультативные – предназначены для заказчиков, нуждающихся в различного рода услугах по разработке методических рекомендаций, экономических и технических решений, в создании и оформлении новых фирм на рынке, их ликвидации, разработке бизнес-планов, бизнес-карт, обучении, переподготовке кадров и проведении научных стажировок в России и за рубежом.

Услуга PR – одна из важнейших составляющих сферы услуг, так как она является предметом купли-продажи, от реализации которого общество получает ощутимую пользу за счет установления эффективных коммуникаций, формирования общественного мнения, профилактики возможных конфликтных ситуаций.

Услуги рекламные – оказание посреднических услуг в области распространения информации о товаре, работе, услугах через рекламные издания и средства информации (печатные издания, средства вещания, внутреннюю и наружную рекламу, научные симпозиумы, презентации и др.). У.р. включают в себя также работу по подготовке рекламных листков, видеороликов, каталогов, по поиску спонсоров при проведении крупных спортивных и эстрадных шоу и многое другое.

Учетные купоны (перекрестный купонаж) – возмещение с отсрочкой определенной суммы денег в случае, если совершается покупка двух очень разных товаров, не продающихся в одной торговой точке.

Фандрайзинг – представляет собой систему разнообразных форм и методов сбора финансовых средств, которые предполагается направить на реализацию социально значимых проектов. В более широком смысле слова Ф. – это привлечение и других потенциальных ресурсов в виде интеллектуальных, научных, креативных способов решения социальных проблем.

Целевая аудитория – определенная часть людей, конкретный сегмент массы текущих и потенциальных потребителей с выделением специфических признаков, в том числе демографических, психологических, социально-культурных.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Цена контракта – цена товара, зафиксированная в контракте, т.е. фактическая цена, выраженная в валюте страны-экспортера, импортера или в валюте третьей страны. Ц.к. бывает твердой, которая устанавливается в момент подписания и пересмотру не подлежит; подвижной (может быть пересмотрена в дальнейшем в зависимости от состояния рыночной конъюнктуры); скользящей (с учетом изменений в издержках производства, произошедших в период исполнения контракта). Очень часто скользящая цена устанавливается для отдельной партии поставки.

Цена мировая – денежное выражение интернациональной стоимости товаров, складывающейся на мировом рынке. Под влиянием конкуренции сначала выравниваются нормы прибыли в рамках отдельной страны и возникают национальные цены на производство. Затем из национальных цен производства отдельных стран, вывозящих на мировые рынки одинаковые или аналогичные товары, образуется интернациональная цена производства, лежащая в основе Ц.м. Различают следующие виды Ц.м.: по коммерческим сделкам с платежом в свободно конвертируемой валюте, по коммерческим сделкам с платежом в несвободно конвертируемой валюте, по клиринговым соглашениям, трансфертные мировые цены, по которым осуществляются внутрикорпорационные операции.

Цена номинальная – цена товара, опубликованная в прейскурантах цен или справочниках. Как правило, определение размеров скидок, наценок производится с учетом Ц.н., если прейскурантная цена выбрана в качестве базисной.

Цена оптовая – цена за товар, работу или услугу при реализации их в крупных размерах (оптом) торговым, промышленным и другим организациям. Эти цены, как правило, не включают в себя розничную (торговую) скидку.

Цена рыночная – денежное выражение стоимости товаров, реализуемых на рынке. Данная цена напрямую зависит от рыночной конъюнктуры на конкретный или аналогичный товар. Существенное значение имеет Ц.р. внутри крупных транснациональных корпораций международных монополий. Это так называемая трансфертная (передаточная) цена, формируемая в целях уклонения от налогов, получения максимальных доходов и всегда являющаяся коммерческой тайной.

Центр маркетинговых исследований – организационная форма управления в сфере разработки, создания банка рыночных данных и предоставления клиентам услуг в области рыночных исследований, а также анализа маркетинговой деятельности фирм-конкурентов, рекламных услуг и др. Одним из важнейших направлений деятельности центров является разработка текущих и перспективных прогнозов состояния спроса и предложения на различных рынках сбыта по конкретным видам товаров.

Человеческий фактор – отражение ориентации на человека, его творческие возможности, заинтересованности в результатах собственного труда, максимальное приближение к ключевым проблемам управления фирмой.

Чувства – основная форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.

Чувственная информация – отражение в сознании человека объективного материального мира посредством органов чувств.

Экологическая этика – современное направление философии морали, связанное с изучением и познанием причин, последствий экологического кризиса, а также поиском социально- приемлемых способов его разрешения. В основе концепции Э. э. используется этика, ориентированная на будущее и утверждающая органическую связь человека с природой, а также новый международный моральный порядок, при котором на первый план выступают такие общечеловеческие ценности, как выживание, обеспечение безопасности, повышение качества жизни людей и охрана окружающей среды.

Экологические знаки – обозначения, предназначенные для информирования об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.

Эксплуатационные документы – документы, предназначенные для передачи и хранения информации о правилах эксплуатации технически сложных товаров, использование и обслуживание которых требуют специальной подготовки.

Эксплуатационные знаки – устанавливаются для многих непродовольственных товаров в целях обеспечения сохранения функционального назначения в течение длительного времени.

Экспонаты – товары, которые в соответствии с требованиями регламента (условиями участия в смотрах, презентациях, выставках, ярмарках) могут быть выставлены для просмотра и демонстрации.

Экспорт – вывоз товаров отечественного производства за пределы какой-либо страны. В Э. не включаются товары, поставляемые в счет безвозмездной, а также гуманитарной помощи по линии ООН, транзит товаров через территории отдельных стран для показа их на выставках, ярмарках.

Экспортная сделка – коммерческая деятельность, связанная с вывозом и продажей за границу товаров или услуг, произведенных в стране-экспортере для передачи их в собственность иностранному контрагенту.

Эмоции – это конкретное и относительное кратковременное переживание своего отношения к жизненно важным внутренним и внешним воздействиям.

Эскиз – предварительный чертеж, рисунок элементов внешнего и внутреннего оформления идеи, выполненный художником или непосредственно автором от руки в пределах глазомерной точности.

Ярмарка – организованный, периодически и регулярно функционирующий рынок машин, оборудования, транспортных средств и многих других товаров. Я. проводятся по строго определенному графику с приглашением широкого круга коммерсантов, промышленников, причем как отечественных, так и зарубежных. При этом создается инфраструктура для организации и проведения Я., включая отели, транспорт, телекоммуникации, средства связи, объекты социально-бытового назначения и многое другое.