Глоссарий

Аудит – предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований, а также по оказанию других юридических услуг. Основное назначение аудиторских проверок – подтверждение достоверности проверяемой бухгалтерской отчетности предприятия (фирмы) и соответствия совершенных им финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам.

Баланс – система показателей, характеризующая какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон. Экономические балансы обычно составляют в денежном выражении.

Балансовая прибыль – общая сумма прибыли организации (предприятия) по всем видам деятельности, отражаемая в балансе.

Бенчмаркинг – внутрифирменная стандартизация качества, т.е. процедура установления собственных стандартов работы компании в соответствии с концепцией всеобщего контроля качества, основанная на знании состояния дел в лучших компаниях отрасли, к которой принадлежит компания, а также в передовых компаниях в смежных отраслях во всемирном масштабе.

Бизнес-инкубатор – организация или структурное подразделение организации, созданные для поддержки инновационных проектов на ранней стадии их выполнения, превращения результатов проекта в коммерческий продукт и вывод его на рынок через создание новых инновационных производств в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.

Венчурное финансирование – вложение финансовых ресурсов в рискованный проект или рискованное предприятие.

Государственное регулирование развития производственных зон – система действий (политического, правового, финансового, экономического, природоохранного, организационного характера) государственных органов власти по превращению этих зон в территории развития инновационного бизнеса и обеспечению социально ориентированного устойчивого и сбалансированного функционирования этих территориальных образований.

Диверсификация производства – переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.

Диффузное распространение инновационных процессов – развитие новых направлений деятельности, модифицирующих различные технологические цепи, что приводит к изменению отраслевой структуры экономики.

Жизненный цикл изделия – период чередования пяти различных жизненных фаз: разработки, производства, выхода на рынок, роста, насыщения рынка и морального старения.

Жизненный цикл инновации – период времени, в течение которого инновации проходят следующие стадии: стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-техническую подготовку нового производства, производство, подготовку продукции к функционированию, эксплуатацию и ремонт, утилизацию и замену новой моделью.

Жизненный цикл проекта – логико-временна́я структура деятельности по проекту, протекающей в рамках предметной области.

Издержки производства и реализации продукции – стоимостная оценка, используемая в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию продукции.

Имущество – совокупность имущественных прав данного лица, каждое из которых может быть по отдельности отчуждено (продано, подарено, уничтожено).

Инвестиции – долгосрочные вложения средств как внутри страны, так и за рубежом в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоения новейших технологий и техники, увеличения производства и получения прибыли.

Инвестиционная политика – определение наиболее приоритетных направлений капитальных вложений, от которых зависят повышение эффективности экономики, обеспечение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль.

Инвестиционный проект – план вложения капитала в целях получения прибыли, система, включающая определенный набор организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления определенных целей, получения определенных результатов.

Инвестор – частный предприниматель, организация или государство, осуществляющие долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело, предприятие в целях получения прибыли.

Инжиниринг – совокупность проектных и практических работ и услуг в инженерно-технической области по оптимизации структуры бизнес-процессов, необходимых для строительства объекта или содействия его эксплуатации.

Инкубатор – многофункциональный комплекс, предоставляющий разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и развития.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих осуществлению инновационной деятельности, таких как: научно-технические, образовательные, производственные организации и их объединения, технологические инкубаторы, технополисы, технопарки, учебно-деловые центры, инновационные и венчурные фонды, другие специализированные организации, а также инновационно-технологические центры и офисы коммерциализации разработок.

Инновационно-технологические центры – юридические лица, создаваемые в форме некоммерческих организаций для оказания субъектам инновационной деятельности содействия в разработке и реализации инновационных проектов, развитии их инновационной деятельности, защите и представлении их интересов в органах власти и управления, федеральных и иных фондах и их представительствах, охране интеллектуальной собственности.

Инновационное предпринимательство – коммерческая деятельность, характеризующаяся внедрением и коммерциализацией инноваций с использованием венчурного (рискового) капитала, основной целью которой является получение прибыли.

Инновационный отраслевой кластер – форма объединения субъектов инновационной деятельности, представляющих собой группу географически близких взаимосвязанных предприятий и организаций (в том числе образовательных, научно-исследовательских учреждений), сотрудничающих в определенной отрасли, в целях повышения эффективности совместной инновационной деятельности, образующие строго ориентированную систему распространения инновационного продукта.

Инновационный риск – риск, обусловленный добровольным инвестированием капитала в создание и реализацию инновационных идей с целью максимизации прибыли.

Инновационная стратегия – целенаправленная деятельность по выявлению перспектив развития предприятия, в результате которой формируется новая система управления и ведения производства. Инновационная стратегия формируется за счет внедрения нестандартных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики деятельности предприятия в конкретных рыночных условиях.

Инновационная стратегия – совокупность мер в среднесрочной и долгосрочной перспективах по разработке и внедрению новшеств, воспроизводимых на производстве и востребованных рынком.

Инновационный процесс – совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций.

Инновационный цикл – период создания, распространения и использования нововведений.

Инновация. 1) конечный результат введения новшества в целях изменения объекта, управления и получения экономического, экологического, научно-технического или другого вида эффекта; 2) нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшества (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.

Инновация продукции – процесс обновления и улучшения сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий его выживаемость, расширение доли на рынке, повышение конкурентоспособности, создание новых рабочих мест, повышение делового престижа, укрепление независимого положения и в конечном счете увеличение прибыли.

Инновация технологии – процесс обновления и совершенствования производственного потенциала, направленный на неуклонный рост производительности труда, снижение удельных расходов сырья, материалов, топлива и энергии, при непременном осуществлении мероприятий по защите окружающей среды, совершенствованию охраны труда и техники безопасности, широком применении информационных технологий, что в итоге позволит увеличить объем прибыли предприятия.

Интеллектуальный продукт – результат деятельности в области духовного производства, предназначенный для удовлетворения требований его потребителей как в товарной, так и в нетоварной форме. К интеллектуальному продукту относятся:

1) научно-техническая продукция – открытия, гипотезы, теории, концепции, модели, изобретения, научные и конструкторские разработки, проекты, опытные образцы новой техники, новые изделия; 2) продукция информатики – программный продукт, радио- и телевизионные программы и др.; 3) продукты культуры.

Интенсификация – процесс экономического развития за счет более интенсивного использования всей совокупности ресурсов на основе ускорения научно-технического прогресса. Интенсивное экономическое развитие противопоставляется экстенсивному, сущность которого состоит в дополнительном вовлечении ресурсов.

Интрапренерство – развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующего предприятия.

Капиталоемкость – показатель, характеризующий отношение основного капитала к произведенной в соответствующий период времени продукции или ее части – национальному доходу, прибыли.

Капитальное строительство – процесс создания и совершенствования основных фондов путем строительства новых, реконструкции, расширения, технического перевооружения и модернизации действующих. Общий цикл капитального строительства объекта составляет период времени от начала проектирования объекта до ввода его в эксплуатацию.

Капитальные вложения – затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленные на восстановление и прирост основных фондов. Окупаемость капитальных вложений – показатель их эффективности, определяемый как отношение капитальных вложений к экономическому эффекту, получаемому от их использования в процессе производства.

Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Качество (quality) – степень соответствия проектного инновационного продукта требованиям стандартов и ожиданиям потребителей.

Коммерческий кредит – особая форма кредита, предоставляемого продавцами покупателям по долговым обязательствам в товарной форме в виде продажи товаров в рассрочку, с отсроченным платежом (продажа в кредит).

Компания – образуемое на базе паевого капитала объединение предпринимателей, выступающее юридическим лицом. Разновидности: акционерное общество, компания с ограниченной ответственностью и др.

Конверсия – переориентация организации (предприятия) на производство продукции принципиально другого типа.

Конкурентоспособность – способность предприятия осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания продукции на высоком качественном уровне.

Контрактная система оплаты труда – заключение трудового договора между работодателем и исполнителем, в котором оговариваются условия труда, права и обязанности сторон, режим работы и уровень оплаты труда, срок действия договора.

Концентрация производства – сосредоточение выпуска продукции на крупных предприятиях.

Концерн – объединение самостоятельных предприятий различных отраслей, связанных совместными разработками, посредством системы участий патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.

Кооперирование – процесс установления прямых длительных хозяйственных связей по совместному изготовлению конечного продукта.

Корпоративное управление проектами – методология организации, планирования, руководства, координации и контроля людских и материальных ресурсов всей совокупности проектов организации, направленная на эффективное достижение целей проектов путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени и качеству.

Коэффициент использования материалов – показатель, характеризующий рациональность расходования сырья и материалов. Исчисляется как отношение количества материала, вошедшего в готовый продукт, ко всему переработанному количеству.

Кредитная линия – предоставление заемщику обязательства банка на основе оформленного договора на получение и использование им в течение определенного периода (как правило, года) денежных средств в пределах установленного лимита.

Лизинг – способ финансирования инвестиций, основанный на долгосрочной аренде имущества при сохранении права собственности за арендодателем (средне- и долгосрочная аренда машин, оборудования и транспортных средств).

Лицензия – специальное разрешение юридическому лицу уполномоченных на то государственных органов осуществлять конкретные, оговоренные законом хозяйственные операции, включая внешнеторговые (экспортные и импортные).

Макроэкономика – наука, исВперед регулирование экономических процессов со стороны государства, в частности формирование совокупного спроса и предложения, национального

дохода и валового национального продукта; влияние бюджетной политики правительства и денежной политики центрального банка на экономический рост, инфляцию и уровень безработицы.

Маркетинг – комплексная система управления деятельностью организации (предприятия) по разработке, производству и сбыту продукции или предоставлению услуг на основе изучения рынка и активного воздействия на потребительский спрос.

Маркетинговая стратегия – комплекс мероприятий по разработке, производству и сбыту товаров (услуг) на основе запросов потребителей, направленный на максимизацию прибыли предприятия.

Материалоемкость продукции– затраты сырья, материалов и других материальных ресурсов на единицу произведенной продукции. Снижение материалоемкости позволяет получить больше готовых продуктов из тех же материальных ресурсов, снижает себестоимость продукции и затраты на развитие сырьевых отраслей.

Материально-техническая база науки – совокупность средств научно-исследовательского труда, в том числе научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.п.

Метод "Дельфи" – экспертный метод комплексного анализа альтернативных управленческих решений, основанный на их генерации в процессе "мозговой атаки", проводимой группой высококвалифицированных в данной области специалистов, отбор наиболее рационального для данной ситуации решения.

Метод индексный – метод прогнозирования, основанный на приведении значений показателей объекта в настоящем к будущему моменту при помощи индексов, характеризующих изменение в будущем каких-либо условий по сравнению с настоящими условиями.

Метод цепных подстановок – метод, который используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель или функцию путем последовательной подстановки фактического значения анализируемого фактора при сохранении остальных факторов на прежнем (плановом) уровне.

Методы параметрические – методы прогнозирования элементов полезного эффекта, затрат и других, основанные на установлении зависимостей между параметрами объекта и организационно-технического уровня производства, с одной стороны, и полезным эффектом или элементами затрат – с другой.

Методы экспертные – методы прогнозирования, заключающиеся в выработке коллективного мнения группы специалистов в данной области.

Модель – условный образ объекта управления. Модели могут быть логическими, физическими, экономико-математическими.

Модернизация российской экономики – кардинальное осовременивание существующей экономической системы: стратегии ее развития, ее структуры, внутрисистемных связей, ресурсного обеспечения, инфраструктуры, рамочных порядков – с тем, чтобы существенно повысить инновационную активность всех субъектов этой системы и обеспечивать быстрое наращивание производственного потенциала экономики.

Модификация производства: 1) его видоизменение, преобразование, характеризующееся появлением новых свойств; 2) модель из семейства однотипных технических устройств, незначительно отличающаяся от основной модели.

Микроэкономика – наука, исВперед поведение отдельных элементов и структур, таких как отрасли производства и услуг, предприятия и фирмы, товарные и финансовые рынки, банки и др.; формирование объемов производства и услуг, цен на них; влияние налогов на сбережения населения и т.п.

Миссия организации – определенная концепция управления, позволяющая сделать организацию единственной, неповторимой, отличной от других. Это накопление данной организацией ценностей, стиль управления и подход менеджеров к принятию решений. Миссия способствует созданию определенной корпоративной культуры, корпоративного духа организации.

Монополист – единственный производитель конкретного товара. Как правило, назначает на этот товар монопольно высокую цену, в результате чего потребители и общество подвержены повышенным издержкам.

Налоги – обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Научно-технический потенциал – обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.

Научно-технический прогресс (НТВ) – это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. Он является важнейшим средством решения социально-экономических задач, таких как улучшение условий труда, охрана окружающей среды, а в итоге – повышение благосостояния нации. НТП имеет большое значение для обеспечения системы национальной безопасности и обороны страны.

Научно-технологическая подготовка производства – комплекс нормативно-технических мероприятий, регламентирующих конструкторскую, технологическую подготовку производства и систему постановки продукции на производство.

Национальная экономика – единый комплекс взаимосвязанных отраслей и видов экономической деятельности, сформированных в результате общественного разделения труда, научно-технического развития, международного сотрудничества, специфичных в пределах той или иной страны.

Нормативный документ по стандартизации – документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.

Объект стандартизации – конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы (конкретный производственный процесс) или их группы.

Оптимальный размер предприятия – размер предприятия, обеспечивающий выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом приведенных затрат и максимально возможной эффективностью.

Организация – система, состоящая из подсистем или частей. В хозяйственной организации выделяют две части: управляемая и управляющая или соответственно объект и субъект управления. Организация как субъект может представлять собой аппарат управления предприятия либо объединения предприятий. Организация как объект выступает в единстве всех структурных единиц производства и хозяйства или иных видов деятельности.

Основные непроизводственные фонды – предметы длительного пользования, обслуживающие в обществе непроизводственное потребление. К ним относят жилые здания, поликлиники, клубы, санатории, стадионы и т.п., находящиеся на балансе предприятия.

Основные производственные фонды – средства труда (здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и др.), с помощью которых изготавливается продукция. Они служат длительный срок, сохраняют в процессе производства свою натуральную форму и переносят свою стоимость на готовый продукт частями, по мере износа; пополняются за счет капитальных вложений.

Отрасль (вид экономической деятельности) – совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии производства, использования сырья, основных фондов и профессиональных навыков работников.

Партнерство – форма организации бизнеса, объединяющая более чем одного владельца, но не являющаяся акционерной; отдельные ее партнеры полностью отвечают по долгам фирмы.

Подбор кадров – процесс, включающий: 1) определение требований, которые предъявляет каждая должность к кандидатам на замещение; 2) установление качеств личности кандидатов; 3) отбор кандидатов, которые по своим качествам наиболее соответствуют требованиям должности; 4) назначение на должность.

Портфельная стратегия – управление всеми предприятиями и организациями, входящими в корпорацию, с помощью ценных бумаг. Важное значение здесь имеют пути образования портфелей.

Предпринимательская деятельность – деятельность коммерческих организаций, связанная с вложением средств, в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Предприятие – являющийся юридическим лицом самостоятельный хозяйственный субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Приватизация – процесс изменения отношений собственности при передаче государственного предприятия в другие формы собственности, в том числе коллективную, акционерную и частную.

Прогнозирование – научно обоснованное предсказание вероятностного развития событий или явлений на будущее на основе статистических, социальных, экономических и других исследований.

Программно-целевое управление проектами – совокупность методов, позволяющих на основе системного подхода формировать взаимоувязанную по проектам систему целей и путей их достижения на основе обеспечения проектов всеми необходимыми ресурсами.

Проект – системный комплекс плановых документов (финансовых, технологических, организационных и иных), содержащих комплексно-системную модель действий, направленных на достижение оригинальной цели.

Проект нововведения – комплект проектной документации по реализации взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам и исполнителям научно-исследовательских, конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи, приводящей к инновации.

Проектное кредитование инновационного предпринимательства – осуществляется посредством финансового лизинга дорогостоящих и сложных инвестиционных проектов, связанных с приобретением оборудования.

Производительность труда – продуктивность производственной деятельности людей; измеряется количеством продукции, произведенной работником в сфере материального производства за единицу рабочего времени, или количеством времени, которое затрачено на производство единицы продукции. Общественная производительность труда выражается в величине произведенного национального дохода в расчете на одного занятого в отраслях материального производства.

Производство – процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества.

Регулирование инновационной деятельности – целенаправленное воздействие на нее различных общественных групп и государственных институтов в целях обеспечения наиболее гармоничного развития экономики и достижения определенных социально значимых целей.

Регулирование инновационного предпринимательства – деятельность органов власти, направленная на создание необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, с целью модернизации региональной экономики, обеспечения конкурентоспособности товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения региона.

Реконструкция – процесс коренного переустройства действующего производства на базе технического и организационного совершенствования, комплексного обновления и модернизации основных фондов.

Рентабельность (доходы/расходы) (profitability/benejit/buden) – отношение валового дохода к суммарным затратам.

Уровень рентабельности может определяться относительно объема продаж, совокупных активов и собственного капитала.

Рентабельность инвестиций – доходность инвестиций; определяется коэффициентом рентабельности, равным отношению годовой прибыли (дохода) от инвестирования к сумме инвестиций.

Рентабельность продукции – показатель эффективности производства, определяемый отношением общей (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Рентабельность проекта – показатель, определяемый отношением чистой прибыли к инвестициям (капитальным вложениям), а также к акционерному капиталу.

Ресурсы – факторы производства (трудовые, материальные, финансовые, организационные, информационные и др.), привлекаемые организацией (предприятием) для осуществления поставленных целей.

Риск – возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов и исполнения бюджетов предприятия, фирмы.

Риск временной – риск покупки или продажи ценной бумаги в неудачное время, что влечет за собой потери.

Риск законодательных изменений – риск, который может приводить, например, к необходимости перерегистрации выпуска ценных бумаг, изменению условий или заменам выпусков, вызывающий существенные дополнительные издержки и потери для эмитента и инвестора.

Риск инфляционный – риск того, что при инфляции доходы, получаемые инвесторами от ценных бумаг, обесценятся (с точки зрения реальной покупательной способности) быстрее, чем вырастут, и инвестор понесет реальные потери.

Риск инвестирования – вероятность возникновения потерь при долгосрочном вложении капитала и нематериальных средств в нововведения, связанная с колебаниями цен на рынке, инфляцией и пр.

Рынок инноваций – совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу обмена результатами инновационной деятельности, предметом сделки которых является инновационный продукт, на который защищены права интеллектуальной собственности.

Риск ликвидности – риск, связанный с возможностью потерь при реализации ценной бумаги из-за изменения оценки ее качества.

Риск кредитный – риск того, что эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать процент по ним или основную сумму долга.

Риск отзывной – риск потерь для инвестора, если эмитент отзовет отзывные облигации в связи с превышением фиксированного уровня процентных выплат по ним над текущим рыночным процентом.

Риск процентный – риск потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменениями процентных ставок на рынке.

Риск селективный – риск неправильного выбора ценных бумаг при формировании портфеля для инвестирования в сравнении с другими видами бумаг.

Сектор национальной экономики – совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения целей, функций, выполняемых ими в экономическом процессе, поведения и методов финансирования затрат на производство.

Система показателей – совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного субъекта или явления.

Система сбалансированных показателей (Balanced Score-card) – система "ключевых показателей эффективности" (Key Performance Indicator), основанная на причинно-следственных связях между стратегическими целями и факторами получения планируемых результатов. Данная система состоит из четырех подсистем: финансовой, клиентской, внутренних бизнес-процессов и обучения и развития персонала.

Совместное предпринимательство – форма производственной деятельности предприятия двух или нескольких стран, ориентированной на кооперацию в сфере производства и обращения.

Социальная ответственность – ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях.

Социальная ответственность предприятия – использование определенных действий, направленных на уменьшение вероятности и (или) влияния риска, что требует принятия большего числа оперативных решений, касающихся организации и осуществления текущей деятельности малого инновационного предприятия.

Социальные инновации – общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия, что стимулирует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед его сотрудниками и обществом в целом.

Срок окупаемости инвестиций – время от начала реализации инвестиционного проекта до момента, когда первоначальные инвестиционные вложения и другие затраты, связанные с реализацией инвестиционного проекта, покрываются суммарной прибылью от его осуществления.

Стандарт – костинг-система калькулирования себестоимости продукции или затрат путем утверждения целевых или плановых значений (стандартов) по отдельным видам и анализа отклонений между фактическими и стандартными затратами.

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Стратегическое управление – одно из направлений менеджмента, главная задача которого состоит в выработке конкретных программ для их достижения. Стратегическое управление рассматривает широкий круг вопросов, связанных с проблемами управления компаний на стратегическом уровне.

Стратегия (организации) – определенная конкретная программа организации, в соответствии с которой осуществляются ее деятельность, дальнейшее совершенствование и управление.

Структура национальной экономики – количественные соотношения между ее сферами, секторами, отраслями (видами экономической деятельности).

Технологический парк – научно-производственный территориальный комплекс со сложной функциональной структурой, главная задача которого – формирование максимально благоприятной среды для развития малых наукоемких фирм. Технологический парк состоит из центров, главными из которых выступают исследовательский центр, инновационный центр (научно-технологический комплекс), промышленная зона, маркетинговый центр, центр обучения.

Технополис – целостная научно-производственная структура, созданная на базе отдельного города или в зоне большого города, в экономике которого важную роль играют технопарки и инкубаторы.

Управление – процесс целенаправленного систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую с помощью так называемых общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл.

Управление маркетинговой стратегией – руководство этапами ее разработки и внедрения. Предполагает сбор информации и ее анализ, принятие и исполнение решений, наблюдение за результатами и исправление ошибок.

Управление персоналом – деятельность, выполняемая в организации, которая способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения организационных и личных целей.

Управление рисками (риск-менеджмент) – процесс, осуществляемый советом директоров, менеджерами и другими сотрудниками компании, который начинается при разработке стратегии и затрагивает все сферы деятельности компании; направлен на определение событий, влияющих на процесс деятельности компании и управление связанным с этими событиями риском.

Управленческая информация – политическая, экологическая, социальная, техническая, экономическая и другие виды информации, образующие информационное пространство для принятия решения.

Управление проектами – особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной и коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленный на реализацию этой модели.

Уровень качества продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

Факторинговые компании – предназначены для выполнения ряда комиссионно-посреднических услуг, оказываемых компанией предприятиям инновационного предпринимательства в процессе осуществления последними расчетов за товары и услуги и сочетающихся, как правило, с кредитованием их оборотных капиталов.

Фирма – предприятие или совокупность специализированных организаций любой формы собственности, являющихся юридическими лицами и объединяющих под одним управлением (и общим фирменным наименованием) производство и сбыт товаров.

Фондовооруженность – показатель оснащенности основными производственными фондами (размер основных производственных фондов в расчете на одного работника или рабочего предприятия).

Фондоемкость – показатель, обратный фондоотдаче. Исчисляется как отношение средней стоимости основных производственных фондов к объему произведенной продукции.

Фондоотдача – количество продукции в расчете на рубль основных производственных фондов. Рост фондоотдачи – важнейшее направление эффективного использования основных производственных фондов.

Франчайзер – крупное предприятие (корпорация, фирма и т.п.), заключающее договор франчайзинга с франчайзи.

Франчайзи (оператор) – мелкое предприятие, заключающее сделки с крупным предприятием-франчайзером.

Франчайзинг – форма взаимовыгодных партнерских отношений крупного и малого предпринимательства.

Экономическая эффективность реальных инвестиций – понятие, характеризующее различные стороны доходности инвестиций и социальных последствий осуществления инвестиционных проектов. Различают и определяют экономическую и социальную эффективность. Для оценки экономической эффективности реальных инвестиций используют такие показатели, как чистый дисконтированный (приведенный) доход, индекс доходности инвестиций, внутренняя норма доходности, период окупаемости. Для оценки социальной эффективности реальных инвестиций могут использовать такие показатели, как количество вновь созданных рабочих мест, снижение выбросов в атмосферу и водный бассейн и т.п.

Экономичность (efficiency) – индекс цены достижения целей проекта, который определяют сопоставлением фактических и проектируемых затрат ресурсов проекта.

Эргономика – наука, занимающаяся изучением взаимной адаптации человека и машины.

Этическая ответственность предприятия – добровольно принятые правила поведения, обеспечивающие общественно полезные действия и не допускающие предприятию или его отдельным сотрудникам достигать своих целей за счет других людей, предприятий или общества в целом.

Эффект – какой-либо полезный или вредный результат инновационной деятельности.

Эффект внешний отрицательный – некомпенсируемый ущерб, причиненный экономическим агентам, функционирующим за пределами рыночной системы.

Эффект внешний положительный – не обремененная затратами выгода, получаемая экономическими агентами, действующими за пределами рыночной системы.

Эффект экономический – абсолютный показатель, характеризующий результат деятельности в стоимостной, денежной оценке.

Эффективность бюджетная применительно к инновационной деятельности – характеризует финансовые последствия этой деятельности для бюджетов всех уровней.

Эффективность инвестиционного проекта – категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам, адекватность затрат на их достижение.

Эффективность в целом (применительно к инновационной деятельности) – характеризует ее обобщенные результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов непосредственных участников этой деятельности.

Эффективность инновационного (научно-технического) развития организации – определяют исходя из соотношения эффекта и вызвавших его затрат. Эффективность – относительная величина, измеряемая в долях единицы или в процентах и характеризующая результат произведенных затрат. Критерий эффективности – максимизация эффекта (прибыли) при заданных затратах или минимизация затрат (издержек производства) на достижение заданного эффекта.

Эффективность инновационной деятельности – категория, выражающая соответствие характеризуемой инновации лучшему из ее аналогов по степени удовлетворения требований ее потребителей, целям и интересам участников этой деятельности, решению связанных с ней социальных задач региона и оцениваемая с помощью системы показателей, в которой сбалансированы финансовые, экономические и социальные аспекты эффективности (данное определение предложено автором – Н. В. Родионовой).

Эффективность коммерческая (применительно к инновационной деятельности) – характеризует финансовые последствия этой деятельности для собственников предприятия (акционеров), его инвесторов и кредиторов.

Эффективность общая – отношение эффекта к затратам, необходимым для производства этого эффекта.

Эффективность социальная (применительно к инновационной деятельности) – соотношение внешних и внутренних социальных эффектов инновационной деятельности и затрат, их обеспечивающих.

Эффективность участия в инновационном проекте – характеризует уровень достигнутых результатов, позиций заинтересованных в нем лиц – инвесторов, государства, инициаторов проекта, исполнителей, потребителей инновационного продукта.

Эффективность экологическая (применительно к инновационной деятельности) – характеризует влияние этой деятельности на изменение состояния окружающей среды.

Эффективность экономическая – относительный показатель соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта; измеряется в долях единицы или в процентах и характеризует результат производственных затрат. Критерий эффективности – максимизация затрат (издержек) производства на достижение заданного объекта.