Глоссарий

GR (government relations) – вид PR, представляющий собой управленческую коммуникативную деятельность (совокупность социальных коммуникативных технологий), направленную на создание и поддержание системы прямых и опосредованных взаимодействий социального субъекта с государственными и муниципальными органами, органами государственной власти и местного самоуправления (органами публичной власти) с целью создания благоприятной среды функционирования данного субъекта.

GR-специалист – физическое лицо, на которое базисным субъектом GR возложены обязанности но осуществлению GR.

Influence peddling (торговля влиянием) – использование высокого положения или репутационного капитала в лоббистских целях.

Issues management (в дословном переводе – решение проблемных вопросов) – решение проблемных вопросов, имеющих отношение к деятельности компании, а также затрагивающих общественные интересы, за счет превентивных мер по управлению повесткой дня и предложению опций по решению проблемы. В обязанности issues-менеджеров входит выработка стратегий решения по конкретной теме (issue) или превентивная борьба с потенциальными рисками до того, как они стали проблемой и переместились в законодательное поле.

Public affairs – (в дословном переводе – публичные дела) – деятельность по контролю и управлению условиями ведения бизнеса, который включает в себя связи с органами государственного управления, issues management, технологии лоббирования, а также социальную ответственность, позволяющие влиять на публичную политику, эффективно управлять репутацией и находить точки соприкосновения со стейкхолдерами.

Revolving door (в дословном переводе – "вращающаяся дверь") – популярное в европейском лоббировании явление, когда бывшие чиновники после ухода с государственной службы поступают на работу в лоббистские фирмы.

Базисный субъект GR – социальный субъект – инициатор GR.

Базисные коммерческие субъекты GR – инициирующие GR субъекты предпринимательской деятельности.

Базисные некоммерческие субъекты GR – инициирующие GR некоммерческие организации.

Клиент (в структуре лоббистского отношения) – любое лицо, стремящееся продвинуть (реализовать) свой интерес путем влияния на принятие решения органами управления и с этой целью заключающее договор с лоббистом. Возможно совмещение лоббиста и клиента в одном лице.

Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денежных средств, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в том числе от имени или в интересах юридического лица.

Лоббизм (лоббистская деятельность) – профессиональная деятельность по влиянию на принятие органами управления решения в интересах клиента.

Лоббист – лицо (физическое, юридическое, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица), осуществляющее лоббистскую деятельность на основе договора с клиентом. Возможно совмещение лоббиста и клиента в одном лице.

Лицо, принимающее решение (ЛПР) – представитель государственной власти, наделенный определенными полномочиями и несущий ответственность за последствия принятого решения.

Объект GR - орган управления, взаимодействие с которым в интересах базисного субъекта GR осуществляют технологические субъекты GR.

Органы государственной власти – отдельное звено государственного аппарата, на которое Конституцией или соответствующим ей законом возложено исполнение определенных властных функций, принятие властных решений, издание соответствующих нормативных актов.

Стейкхолдеры (англ. stakeholder; букв. "владелец доли (получатель процента) – заинтересованные в деятельности компании стороны, интересы и требования которых менеджеры фирмы должны принимать во внимание. К внешним стейкхолдерам относятся: органы государственной власти, СМИ, общественные организации и структуры гражданского общества, инвесторы, конкуренты, поставщики, покупатели и т.д. К внутренним стейкхолдерам относятся сотрудники компании, акционеры, совет директоров.

Субъект GR – социальный субъект, целенаправленно устанавливающий отношения с органами государственной власти.

Технологический субъект GR – социальный субъект, осуществляющий GR в интересах базисного субъекта GR. Как правило, технологические субъекты GR – специализированные подразделения коммерческих организаций, т.е. квазиинституциональные технологические субъекты, – департаменты по отношениям с органами власти и т.п. Также выделяются неинституциональные технологические субъекты (физические лица, не входящие в штат базисного субъекта GR) и институциональные технологические субъекты (коммуникационные агентства, консалтинговые компании и т.д.).

Технология GR – системно организованная деятельность по управлению коммуникациями социального субъекта, направленная на выстраивание и поддержание хороших отношений с органами власти, опирающаяся на определенную программу действий:

• прямое взаимодействие с органами власти;

• участие в экспертных советах;

• медиарилейшнз;

• технологии реализации программ корпоративной социальной ответственности;

• поддержка политической деятельности.

Технология лоббизма – целенаправленное влияние на процесс принятия решений со стороны субъектов лоббизма:

1) лоббирование путем мобилизации общественного мнения в пользу принятия необходимого решения (организация кампаний в СМИ, организация массовых акций (grassroots), public advocacy, инспирирование массовых обращений (astroturfing);

2) непосредственная (часто индивидуальная) работа с представителями власти (является также и технологией GR). К ней относятся:

• разработка проектов нормативных правовых актов и организация их обсуждения;

• консультирование представителей власти, в том числе организация экспертиз принимаемых решений;

• предоставление информации;

• участие в работе органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований и их структурных подразделений;

• участие в работе консультативных (совещательных) органов, рабочих групп по выработке решений;

• участие в парламентских слушаниях;

• помощь в организации мероприятий, проводимых представительными или исполнительными органами власти и местного самоуправления и т.д.