Глоссарий

Адаптация – приспособление человека к существующим в обществе требованиям за счет присвоения норм и ценностей данного общества (этноса).

Акультурация – процесс и результат взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого, рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации; процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем.

Ассимиляция – слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

Бикультурность – состояние одновременного и полноценного владения двумя культурами. Возникает, например, в социокультурном, образовательном пространстве России как результат взаимодействия родной и неродной культур (русской и культуры другого этноса), может включать в себя двуязычие (билингвизм).

Билингвизм – двуязычие, владение и попеременное пользование одним и тем же лицом или коллективом двумя различными языками.

Идентификация понимается как совокупность опознавательных знаков, значимых для человека свойств, чаще всего имеющих отношение к половому разделению, национальной или этнической принадлежности и социальному положению. Идентификация происходит в процессе взаимодействия индивида и социума, что помогает установить связь между миром личного и общественного.

Идентичность (англ. Identity) – свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе – политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр. Идентичность – свойство индивида оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях и является результатом осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других.

Кросс-культурные исследования – исследования, направленные на изучение психики и поведения человека с точки зрения их обусловленности социальными и культурными факторами. В качестве подвергающихся сравнению культурных групп могут выступать целые нации, но могут сравниваться и этнические группы, живущие в рамках одной страны.

Культура межнационального общения – совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих достигать быстро и безболезненно взаимопонимания и согласия в общих интересах.

Культура толерантности – совокупность ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, принципов и способов осуществления толерантного бытия в его внутреннем проявлении в качестве толерантного сознания и во внешнем – в виде толерантного поведения.

Межкультурная коммуникация – совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.

Межкультурная сензитивность – особенность человека, целью которой является научить его видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы и понимать их видение мира.

Межэтнические конфликты – конфликты, основанные на объективных противоречиях потребностей и интересов различных этнических групп, на восприятии этнических групп в обществе, на различных ценностных ориентирах и предпочтениях различных народов.

Мультикультурализм – политическая идеология, направленная на гармонизацию отношений между государством и этническими, культурными меньшинствами его составляющими, а также на урегулирование отношений внутри этих меньшинств. В целом мультикультурализм – это теория, практика и политика неконфликтного сосуществования в одном жизненном пространстве множества разнородных культурных групп. Она утверждает уважение к различиям, но при этом не отказывается от поиска универсальности. То есть, взаимодействие культур происходит через координацию, а не субординацию.

Народ – в этнологическом смысле синонимичен понятию этнос; совокупность классов и социальных групп, составляющих общество, население страны, государства.

Народная педагогика – традиционно сложившийся опыт воспитательной деятельности в регионе, на определенной территории, в государстве и передающийся от поколения к поколению. Находит свое проявление в устном народном творчестве, обрядах, обычаях, детских играх, трудовых, эстетических, художественных традициях, привычных воспитательных действиях; совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов. Одним из определяющих компонентов воспитания в народной педагогике выступает передача некоторых традиций в процессе взаимодействия поколений.

Народная педагогическая мудрость – категория народной педагогики, которая характеризует с качественной стороны мудрость народа, основанную на опыте и знаниях, свойственную соответствующему духу, культуре, мировоззрению народа и используемую в воспитательных целях в качестве наставлений, заповедей, нравоучений о "должном", нравственном поведении; характеристика знаний и способностей человека, обладающего большим умом и имеющим талантом учителя.

Народное воспитание – объективно-закономерное явление жизни того или иного народа, назначение которого состоит в обеспечении преемственности связи поколений, осуществляющейся в соответствии с целями народной педагогики.

Национальная психология – психология, проявляющаяся в поступках и поведении людей и имеющая свою структуру, которая включает в себя: национальное самосознание, национальный характер, национальный темперамент, национальный склад ума, национальные чувства и настроения, национальные интересы и ценностные ориентации, национальные обычаи и традиции и т.д. Национальная психология представляет собой составную часть общественного сознания, его важнейшего компонента – общественной психологии. Национальная психология – явление реальное, проявляющееся в поступках и поведении людей и их групп и опосредующее все формы их общественного сознания – идеологию, правосознание, мораль, религию, науку, искусство и философию.

Национальное самосознание – осознание принадлежности к определенной социально-этнической общности; это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится.

Национальный характер – отражение в психике своеобразных исторических условий ее существования, совокупность некоторых особенностей духовного облика народа, которые проявляются в свойственных его представителям традиционных формах поведения, восприятия окружающей среды и т.д. и которые запечатлеваются в национальных особенностях культуры, других сферах общественной жизни.

Нация (от лат. natio – племя, народ) – историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки.

Поликультурное воспитание – психолого-педагогический процесс, предполагающий учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает; адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми разных традиций; ориентацию на диалог культур; отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Процесс поликультурного воспитания охватывает все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и направлен на формирование высоконравственной личности, способной к осуществлению собственной оценочной деятельности, самостоятельной выработке жизненной позиции, основанной на твердых нравственных убеждениях.

Поликультурное образование – процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Поликультурное образование – это педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. Поликультурное образование – это образование, которое основано на осознании личностью своей культурной принадлежности и формировании у студентов культуры межнационального общения.

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного приобщения к культуре, коммуникации и научению, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Толерантная культура (синонимична понятию "культура толерантности") – общечеловеческая ценность, отражающая интеграцию духовно-нравственных качеств, гуманных демократических поступков, общения и норм поведения личности, проявляющуюся в терпимом отношении, уважении и правовом понимании окружающих людей, независимо от их национальных, культурных, религиозных принадлежностей, взглядов и привычек.

Толерантность – ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям; признание ценности другого человека, иных ценностей; снисходительное отношение к другому человеку.

Традиции – правила, нормы, обычаи, передающиеся и сохраняющиеся в течение длительного времени.

Традиционное сознание (менталитет) – система мировоззрения, основанная на этнической картине мира, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах. Через описания этих представлений, в свою очередь, может быть описана культурная традиция, присущая этносу или какой-либо его части в данный период времени.

Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют три основных компонента – когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства), поведенческий – реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенного этноса, вовлеченность его в социальную жизнь, построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях.

Этническая картина мира – сформировавшиеся на основании этнических констант, с одной стороны, и ценностных доминант, с другой, представления человека о мире – отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные. В целом этническая картина мира есть проявление защитной функции культуры в ее психологическом аспекте. Она сама может рассматриваться как неспецифический защитный механизм. Этническая картина мира не является неизменной. Она различна в различные периоды жизни этноса и для различных групп внутри этноса. Это связано с различиями в культурноценностных доминантах.

Этническая культура – совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

Этническая социализация – один из аспектов социализации, процесс развития и саморазвития личности в ходе усвоения этносоциальных ролей, культуры межэтнических отношений, принятых в обществе. В процессе этнической социализации молодежи формируется этническая идентичность, специфика которой связана с подвижностью, изменчивостью статусов и высокой значимостью субъективной идентификации, основанной на этнодифференциации. Кроме того, возможно формирование этнокультурной компетентности, предполагающей этноинтеграцию в полиэтнические сообщества и адаптацию к эффективному межкультурному взаимодействию. Коллективная этническая социализация предстает как единство трех основных форм: этнической идентификации, этнической дифференциации, этнической интеграции. Индивидуальное измерение этнической социализации состоит, во-первых, в приобщении каждого отдельного индивида к нормам, ценностям своей этнической культуры и становлении личности как этнофора-представителя своей этнической группы, а во-вторых, в осознании себя в качестве части полиэтнических социальных общностей. В индивидуальном измерении этническая социализация реализуется как диалектическое единство этнического, национального и общечеловеческого.

Этнические константы – бессознательные комплексы, складывающиеся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющие в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Они представляют собой определенную и постоянную на протяжении всей жизни этноса форму упорядочивания опыта. Все бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Система этнических констант и является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир. На ее основании формируются адаптационно-деятельностные модели человеческого поведения.

Этнические стереотипы – относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей.

Этническое самосознание – это осознание принадлежности к определенной социально-этнической общности.

Этническое сознание – это представления, образы и знания не только о своей общности, но и других общностях, но с позиций своего собственного этноса.

Этничность – особое константное, хотя и различное по интенсивности, переживание групповой идентичности и солидарности, формирующееся первоначально на основе биогенетического и биосоциального единства и проявляющееся в форме сравнения "нас" с "не нами" в ходе группового взаимодействия в этносоциальном пространстве.

Этнокультурная компетентность – сложное индивидуально-профессиональное образование, которое интегрирует в себе профессиональные теоретические знания, практические умения, навыки, этнокультурные ценности и сознательный выбор моделей поведения. Этнокультурная компетентность педагога предполагает его стремление и способность реализовать свой потенциал (знания, умения, личностные качества) во время этнопедагогической деятельности, осознавая социально-культурную значимость и личную ответственность за результаты своей деятельности и необходимость ее постоянного совершенствования.

Этнонигилизм – отрицание своих культурных ценностей и преклонение перед другими народами, образ жизни которого, по совершенно необъяснимым причинам, принимается за идеальную модель.

Этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации.

Этнопедагогическая культура – социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования в современной практике воспитания. Этнопедагогическая культура представляет собой диалектическое единство объективной и субъективной сторон. Объективная сторона – традиционная педагогическая культура общества. Субъективная – этнопедагогическая культура личности, объединяющая этнопедагогическое сознание, этнопедагогическое мышление, этнопедагогическую деятельность, этническую специфику которым придает менталитет нации. Их освоение обеспечивает развитие системы ценностных ориентаций, составляющих основу этнопедагогического мировоззрения, которое проявляется в форме установки на организацию педагогической деятельности с позиций этнопедагогической культуры. Представляет собой систему исторически сложившихся духовных ценностей и прогрессивных традиций народной жизни, их проекцию на воспитание, развитие и социализацию личности. Она детерминирована образом жизни, характером жизнедеятельности личности, социальной группы, всего сообщества, общественно-политическими, социально-экономическими, природно-климатическими условиями бытия. Объективные условия, в которых исторически складывалась судьба народа, формируют черты характера, миросозерцание, миропонимание, ценностные ориентации, которые в определенной степени составляют основу важнейших педагогических идей народа.

Этнорелятивизм – признание равноправия культур.

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории стойкая община людей, которые имеют относительно стабильные общие черты и особенности культуры и языка, а также осознают свое внутреннее единство и отличие от других сообществ, что зафиксировано в самоназвании (этнониме).

Этнотолерантность – сложное установочное образование личности, выражающееся в терпимости к чужому образу жизни, обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям.

Этноцентризм – свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимума.