Глобальный спрос на энергию

В мировых масштабах экономический рост ведет к все большему потреблению энергоресурсов. При устойчивом росте мировой экономики в течение 25 лет, с 2005 по 2030 г., прогнозируется рост потребления энергии на 50%. Однако нельзя утверждать, что такой рост потребления энергоресурсов является чем-то экстраординарным. В предыдущие 25 лет, с 1980 по 2005 г., потребление энергии выросло более чем на 60%'.

При этом в различных регионах мира и группах стран динамика потребления энергоресурсов значительно различается. В 1980 г. группа развитых стран, объединенных в ОЭСР, потребляла практически в два раза больше энергоресурсов, чем все остальные страны мира. Разрыв в потреблении группы развитых стран и всех остальных стран оставался огромным до второй половины 1990-х гг.

Во второй половине 1990-х гг. рост потребления энергоресурсов в развивающихся странах стал резко увеличиваться. Десятилетие 2005—2015 гг. — переломное в том смысле, что в его начале развивающиеся страны почти сравнялись с группой развитых стран по суммарному потреблению энергоресурсов, а по окончании этого десятилетия прогнозируется, что развитые страны будут незначительно отставать от развивающихся. В дальнейшем этот разрыв будет, по прогнозам, только увеличиваться. К 2030 г. развивающиеся страны станут потреблять более чем в полтора раза больше энергоресурсов, чем развитые. Таким образом, главным потребителем энергоресурсов окажутся развивающиеся страны (среди них выделяют Индию и Китай), а не развитые, как это было раньше.

Тем временем на Западе развивается "сланцевый бум". Начавшись в США, он дошел до Европы. Огромные запасы газосодержащих сланцев найдены в Нидерландах, Польше, Франции и других европейских странах. Сланцевые проекты готовы стартовать в Китае, Индии, Аргентине, Австралии и других государствах. Причем стоимость такого газа быстро снижается. По оценкам американских компаний, затраты на добычу сланцевого газа составляют в среднем 99 долл. за 1 тыс. м. Это обещает настоящую революцию на газовом рынке — сначала американском, а затем и мировом, а роль России как "газовой сверхдержавы" в недалеком будущем может упасть до нуля. Ее газ станет слишком дорогим для потенциальных покупателей. Главный источник экспортных доходов иссякнет, а это коренным образом сократит темпы нашего технико-экономического развития.

Нынешняя международная система энергетической безопасности была создана в ответ на нефтяное эмбарго, введенное арабскими странами в 1973 г. Ее изначальная цель — обеспечить координацию действий индустриальных стран в случае срыва поставок, стимулировать сотрудничество в области энергетической политики, избежать болезненной конфронтации в борьбе за поставки и не допустить никакого использования "нефтяного оружия" экспортерами в дальнейшем. Ключевыми элементами этой системы являются базирующееся в Париже МЭЛ, членами которого являются индустриальные страны; стратегические запасы нефти, включая стратегические нефтяные запасы США; непрерывный мониторинг и анализ рынков энергоносителей и политики в области энергетики; согласованное экстренное распределение стратегических запасов в случае нарушения поставок. С момента возникновения этой системы в 1970-х гг. согласованное экстренное вскрытие стратегических запасов происходило лишь трижды: накануне войны в Персидском заливе (1991 г.), осенью 2005 г. после урагана "Катрина" и в 2008 г. на пике роста мировых цен на нефть.

Последние десятилетия характеризуются развитием международного сотрудничества в энергетической области, что является важнейшим фактором глобальной энергетической безопасности. В 1991 г. был создан МЭФ. Раз в два года МЭФ проводит сессии, на которых проходят многосторонние дискуссии и консультации по проблемам развития мировой энергетики, рынков энергоресурсов и энергетической безопасности с участием более 70 стран — крупнейших потребителей и производителей нефти. Активная роль в работе МЭФ принадлежит ОПЕК и МЭА, что позволяет сбалансировать интересы крупнейших в мире групп производителей и потребителей нефти. Так, в 2005 г. после разрушительного урагана "Катрина" МЭЛ обратилась к ОПЕК с рекомендацией увеличить добычу нефти, что и было выполнено.

В 2000 г. ряд ведущих международных организаций (Азиатско-Тихоокеанский центр энергетических исследований, Латиноамериканская энергетическая организация, МЭА, ОПЕК и др.) предложили применять единый международный механизм сбора и стандартизации данных о мировых запасах нефти. Эта программа (с 2003 г. она официально называется Joint Oil Data Initiative, JODI) обеспечивает наибольшую прозрачность информации о том, какими запасами нефти располагает мировое сообщество.

В 2005 г. по инициативе Индии в Нью-Дели собрался "круглый стол" с участием представителей энергетических ведомств Индии, Китая, России, Южной Кореи, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана и Турции, на котором обсуждалась проблема создания в ближайшей перспективе единой азиатской нефтегазовой сети па базе взаимозависимости стран — потребителей и производителей углеводородного сырья.

Большой вклад в разработку универсального понятия "глобальная энергетическая безопасность" инее саммит "восьмерки" (июль 2006 г.) в Санкт-Петербурге. В ходе встречи были приняты документы, которые впервые содержали четкие, полные, а главное консенсусные для производителей и потребителей формулировки международных экономических проблем и глобальной энергетической безопасности.

Впрочем, остаются и проблемы в отношениях между экспортерами и импортерами энергоресурсов. Развитые страны, потребляющие сегодня основную долю мировых энергоресурсов, с 1960—1970-х гг. лишены контроля над их основными запасами, а значит, вынуждены зависеть от уровня добычи в обладающих ресурсами государствах. Такая ситуация развитому миру не нравится, поскольку недостаточное инвестирование может рано или поздно вызвать острый дефицит в мире. По оценке экспертов МЭА, мир сегодня на 20% отстает от объема капиталовложений, необходимых для обеспечения адекватного уровня нефтяного снабжения в течение ближайшей четверти века.

Правительства развитых стран не бездействуют. Пытаясь достучаться до руководителей государств, располагающих ресурсами, они предлагают различные формы участия и инвестирования со стороны своих национальных корпораций. Однако усилия развитого мира не всегда находят отклик. Это косвенно затрудняет необходимое развитие нефтегазового потенциала мира и способствует росту дефицита энергоносителей.