Глобальный финансовый кризис и основные направления реформирования мировой финансовой системы

В условиях фундаментальных изменений в глобализирующейся мировой экономике и современного мирового финансово-экономического кризиса структурные принципы Ямайской валютной системы пришли в противоречие с новыми требованиями к ней. Эти факторы определяют поиск направлений мировой валютной реформы.

Наиболее вероятный вариант выбора базового стандарта новой мировой валютной системы – многовалютный стандарт. Предпосылками многовалютного стандарта стали: формирование в 1960–1970-х гг. трех мировых финансово-экономических центров – США, Западная Европа, Япония; изменение соотношения сил между ними; появление новых региональных центров и их валют. Вероятно, что доллар и евро в новой валютной системе сохранят свои позиции как ведущие мировые валюты, однако степень их использования в качестве мировых денег зависит от экономического и валютного потенциала США и Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) и соотношения сил этих мировых финансовых центров с учетом последствий современного мирового финансово-экономического кризиса.

При оценке перспектив доллара как ведущей мировой валюты ряд стран выражают недовольство доминированием американской валюты на финансовых рынках, в международных расчетах, валютных резервах и инвестициях. Подвергается критике негативная роль США и их валюты в формировании разрыва между объемом спекулятивного капитала в мире (400 трлн долл., из них 140 трлн приходятся па США) и мировым ВВП (40 трлн долл.). В условиях современного кризиса повысился риск использования доллара как международного платежного и резервного средства в связи с его нестабильностью. Рост эмиссии денег и выпуска казначейских ценных бумаг в США для финансирования беспрецедентной антикризисной программы увеличивает долларовую лавину в международном обороте. Две трети эмитированных Федеральной резервной системой 100-долларовых купюр обращается за рубежом. Для уменьшения риска потерь страны, накопившие долларовые резервы и американские ценные бумаги, снижают долю доллара в своих валютных резервах. Доля доллара в мировых валютных резервах снизилась с 70,9% в 1999 г. до 62,8% в 2009 г., а доля евро повысилась с 18 до 27,5%.

ВВП еврозоны приблизился к объему ВВП США, на долю евро приходится более 13% мировой торговли товарами и услугами. Однако есть опасность потерять контроль над евро при его использовании в качестве мировой резервной валюты. Эта опасность усилилась в условиях мирового финансово-экономического кризиса, который обнажил слабые звенья в зоне евро (Греция, Испания, Португалия, Ирландия, Кипр). Новый вариант мировой валютной системы тяготеет к регионализации валютных отношений. Мировой финансово-экономический кризис стимулирует развитие региональных объединений и валют. В настоящее время в торгово-экономическом объединении (США – Канада – Мексика) планируется заменить американский доллар амеро – "универсальным долларом суверенных государств", рассчитанным на его использование и странами неамериканского континента. Этот проект направлен па укрепление международных позиций доллара. В Азиатско-Тихоокеанском регионе экономическое объединение ЛСЕЛН+3 (Китай, Япония, Южная Корея), где традиционно доминировала Япония с ее валютой, разрабатывается проект азиатской валютной единицы – АКЮ. Арабский валютный фонд стремится использовать динар в качестве коллективной региональной валюты арабских государств. В связи с созданием Таможенного союза (2003 г.), Общего рынка (2008 г.), Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (1981 г.), более известного под названием "Совет сотрудничества Залива", поставлена задача выпуска единой арабской валюты – халиджи – взамен национальных валют: динара (Бахрейн, Кувейт), риала (Оман), рияла (Катар и Саудовская Аравия), дирхама (ОАЭ), хотя единства по этому вопросу нет. Однако незначительная внутрирегиональная торговля этих стран (около 7%) по сравнению с зоной евро (50%) затрудняет формирование их валютного союза. Разрабатываются варианты региональной валютной интеграции в Африке.

Нарастает тенденция интернационализации использования национальных валют. В этой связи актуальной стала проблема интернационализации использования российского рубля как одной из региональных валют. Этот процесс уже начался. Например, Польша стала платить за поставки российского газа рублями в начале 2009 г., причем получила выгоду в размере 10% в связи с девальвацией рубля. В 2014 г., возможно, Китай будет рассчитываться российскими рублями за поставки газа из России в соответствии с Рамочным соглашением от октября 2009 года. Одним из наиболее интегрированных экономических объединений на пространстве СНГ является ЕврАзЭС, где в валютной структуре платежей доля российского рубля составила в 2008 г. 52,6%. Однако российский рубль используется преимущественно в двусторонних расчетах России со странами ЕврАзЭС: с Казахстаном – 59,1%, Белоруссией – 56,6%, Таджикистаном – 31%, Киргизией – 25,1%. В сложившейся ситуации у рубля хорошие перспективы превратиться в региональную международную валюту. Но для этого необходимо навести больший порядок в собственном финансовом хозяйстве, прежде всего обуздать инфляцию. Иначе рубль не сможет выполнять одну из важнейших функций ключевой мировой валюты – служить валютой резервов. Не много найдется желающих держать свои валютные резервы в обесценивающихся рублях. Конечно, функцию валюты международных расчетов рубль может выполнять уже сейчас, инфляция сказывается на ней в значительно меньшей степени, однако для подведения прочной базы под претензии России стать международным финансовым центром, а рубля – одной из ключевых валют требуется дальней шее усиление стабильности рубля. В планах Центрального банка и Правительства РФ – снижение темпа инфляции за 2013 г. до 7%.

Одно из дискуссионных направлений реформы мировой валютной системы – пересмотр утверждения о "снижении резервной роли золота" и полном отказе стран от этого резервного актива. Поэтому целесообразно при обновлении устава МВФ подтвердить статус золота как международного резервного актива и определить принципы регулирования операций с золотом центральных банков во избежание резких колебаний его цены с учетом уроков современного кризиса. Безусловно, речь не идет о возврате к золотому стандарту, хотя такие необоснованные призывы раздаются до сих пор.

Как известно, МВФ не справился с задачей раннего предвидения кризисных потрясений. Он пассивно наблюдал за изменением макроэкономического цикла – переходом от подъема к замедлению экономического роста в условиях банковского перекредитования и отрыва финансового рынка от реальной экономики, в первую очередь в развитых странах, особенно США, что привело к мировому финансово-экономическому кризису. В ответ на острую критику со стороны мирового сообщества МВФ разработал ряд мер: принята новая система стандартов и кодексов, повышены эффективность надзора по глобальным вопросам, оценка состояния и мониторинга финансового сектора, курсы валют стран с развивающимся рынком, углублен анализ макроэкономических рисков.

Намечена также внутренняя реорганизация Фонда по следующим направлениям:

• перераспределение квот и голосов в пользу стран, которые слабо представлены в МВФ;

• обновление модели среднесрочного бюджета МВФ, в частности, путем привлечения долгосрочных источников доходов;

• уменьшение бюрократизма в работе МВФ и ориентация менеджеров на стратегию сто развития;

• совершенствование методов оказания помощи странам;

• укрепление институциональной структуры мировой валютной системы и финансовых рынков.

Система предотвращения международного кредитного кризиса базируется на следующих основных элементах.

Ограничение на определенный вид деятельности и определенные активы. Оба эти элемента пруденциального управления имеют целью снижение международного риска, который берет на себя кредитное учреждение. Высокорисковые международные финансовые инструменты могут принести банку большие доходы в случае успешного завершения сделки. В обратной ситуации банк может оказаться несостоятельным, и существует угроза потери вкладчиками своих депозитов. Если международная деятельность кредитного учреждения будет достаточно прозрачной, при малейшем превышении риска допустимого уровня клиенты станут изымать свои сбережения – это и есть "набег на банки". Поскольку получить точную информацию о международной деятельности банка достаточно трудно, защита интересов вкладчиков в каждой стране, где работает банк, ложится на государство. Международные финансовые организации пытаются защитить кредитные организации от самих себя, создавая стимулы и механизмы по страхованию и снижению международного риска.

Разграничение международной кредитной и финансовой деятельности. Попытки государства разделить международную кредитную деятельность на так называемую типично банковскую и международные операции с ценными бумагами, являющиеся прерогативой специальных кредитно-финансовых учреждений, предпринимались давно. Соединенные Штаты еще в 1933 г. руководствовались законодательным актом Гласса-Стигала о сепарации банковской деятельности и операций с ценными бумагами. С одной стороны, устранение банков с международных рынков ценных бумаг придает большую упорядоченность и прозрачность мировому финансовому рынку. С другой стороны, специальные кредитно-финансовые учреждения могут этим воспользоваться и повысить объемы рисковых операций, что увеличит уязвимость всей мировой кредитной системы.

Ограничение международной конкуренции. Рост международной конкуренции банков подстегивает кредитные учреждения идти на высокорисковые международные операции. Новые банки занимают часть мирового рынка ссудных капиталов, а это снижает прибыль "старых" кредитных организаций и стимулирует их расширять круг своей международной деятельности, участвуя в рисковых операциях. Для того чтобы предотвратить это, мировые кредитные центры стремятся снизить международную конкуренцию банков, вводя различные ограничения, например, сокращение или запрет на вход иностранных банков в национальную кредитную систему, ограничение па развертывание филиальной сети, установление верхних пределов процентных ставок по депозитам и кредитам, требования к размеру капитала банков.

Хотя ограничение международной конкуренции может благоприятно сказаться на оздоровлении мировой кредитной системы, существуют очевидные недостатки этого способа: удорожание, снижение качества международных банковских услуг в силу низкой конкуренции.

Система страхования депозитов вводится в каждой стране для предупреждения кредитной нестабильности в национальной системе. Страховые премии, которые платят кредитные институты, устанавливаются с учетом статуса банка, и чем он выше, тем ниже премии, и наоборот. Хотя такая система привлекательна с теоретической точки зрения, использование ее на практике сопряжено с рядом проблем. Главный недостаток системы страхования депозитов – невозможность четко определить степень риска, который действительно берет на себя банк.

Мониторинг международной банковской деятельности – сбор и обработка периодической (ежеквартальной) информации о международных активах, обязательствах, доходах, дивидендах, собственности, валютных операциях и т.п. Службы, проводящие международный банковский мониторинг, должны оценивать качество банковских займов, классифицировать их по степени риска и т.д. Такая информация позволяет проследить, выполняют ли банки требования по активным операциям, капиталу и закрытию неэффективного банка.

Преодоление международного кредитного кризиса находится в компетенции страны, в которой зарегистрировано международное кредитное учреждение. Преодоление кризиса предполагает реструктуризацию международных кредитных организаций, которая состоит из двух этапов. На первом этапе реорганизуется деятельность неплатежеспособных филиалов международных кредитных организаций: вносятся кардинальные изменения в структуру их капитала, контроль над ними передается другим стратегическим инвесторам. При отсутствии последних контроль над капиталом реструктурируемых кредитных организаций (право распоряжения имуществом) передается специализированным гарантийным страховым фондам банковской системы либо органам, осуществляющим лицензирование, надзор и санирование кредитных организаций. На втором этапе определяют механизмы (процедуры) смены руководства в проблемных международных кредитных организациях, включая введение временного принудительного управления их деятельностью. Функции внешнего управления обычно выполняют специализированные фонды, органы регулирования и контроля за банковской деятельностью.

Механизм международной кредитной стабилизации является элементом внешнеэкономической антикризисной политики государства, которая кроме него включает валютные и международные финансовые стабилизационные механизмы. Взаимосвязь этих элементов объясняется единой природой источников международных валютных, кредитных и финансовых потрясений. Особую роль в интернационализации валютных и кредитных кризисов играют дестабилизационные процессы в международных финансовых отношениях.

Международная финансовая нестабильность возникает из-за дефицита финансовых ресурсов в международном масштабе и представляет собой кризис платежеспособности международных финансовых субъектов, при котором должник не способен или не желает выполнять взятые на себя международные финансовые обязательства. Кризис платежеспособности международных финансовых субъектов бывает двух видов: кризис международной ликвидности и стратегический кризис. В первом случае кризис наступает, если должник не способен погасить свои внешние обязательства, во втором случае нежелание обслуживать и возмещать свои внешние долги является стратегией должника.

Международная финансовая стабилизация предполагает как создание благоприятных условий функционирования для отдельных международных субъектов, так и формирование общей привлекательной финансовой среды. Глобальный характер мирового финансового кризиса требует глобального ответа. Объективные потребности развития делают необходимым создание новых мировых ключевых валют, новых международных финансовых центров, с гораздо большими регулирующими функциями, чем у МВФ и МБРР, или их соответствующего коренного преобразования и изменения их прозападной односторонности в политике. Но противоречия между странами вряд ли дадут возможность создать финансовую систему с требуемыми характеристиками. Наиболее возможный вариант – создание новых финансовых центров и ключевых валют на базе евро совместно с долларом, а также юаня и рубля. Большинство стран не желают зависеть от состояния американского доллара, "здоровье" которого в последнее десятилетие резко ухудшилось, и шансов на радикальное излечение нет.

Шансы Российской Федерации еще более повышаются в рамках сотрудничества стран БРИКС. На саммите в ЮАР 27 марта 2013 г. образован Деловой совет БРИКС. Лидеры стран договорились о создании самоуправляемого валютного резерва в объеме 100 млрд долл. для использования в чрезвычайных ситуациях.

Кризис показал, что сторонники либерально-монетаристских доктрин теряют свои доминирующие позиции в экономической науке и политике, хотя, конечно, они будут отчаянно сопротивляться. Но их время прошло. Жизнь требует кардинальных изменений в подходах. Роль государства в экономике существенно возрастет, включая расширение госсобственности.

К сожалению, отдельные политики рассматривают локальные войны в качестве выхода из кризисных финансовых и экономических потрясений. Такая альтернатива в некоторых головах существует, о чем свидетельствуют военные авантюры в Афганистане, Ираке, Сирии. Конечно, об этом никто не говорит в открытую, напротив, военные конфликты демагогически "обеляются" борьбой с терроризмом, расширением демократии и т.д. Однако эта тема не входит в предмет нашего анализа.