Глобальная дезинтеграция (1914—1945)

Всякая серьезная и продолжительная война, писал в конце XIX в. В. С. Соловьев, неизбежно сопровождается величайшими экономическими потрясениями, которые, при теперешней связи частей всего земного шара, будут потрясениями всемирными. Развал системы свободной торговли начался в годы Первой мировой войны с введением ограничений, свойственных экономике военного времени, и усилением автаркических процессов. С точки зрения экономической истории XIX в. закончился в 1914 г.

Система международного разделения труда, начиная с 1914 г., подвергается сильнейшим потрясениям. Первая мировая война частью разорвала, частью дезорганизовала международные экономические связи. Их восстановление после войны протекало с величайшими трудностями. Великая депрессия 1929—1933 гг. знаменовала начало новой дезорганизации мирового хозяйства. В торговой политике большинства государств резко усиливаются тенденции протекционизма, экономического национализма. Распространяется тенденция — возможно больше обходиться продуктами собственного производства, возможно меньше зависеть от импорта. В 1938 г. зависимость экономики развитых стран от внешней торговли была более чем в 1,5 раза ниже по сравнению с 1880 г. и лишь на 20% выше уровня 1850 г. В европейских странах была введена система выдачи разрешений для трудоустройства иностранцев, которая в целом имела запретительный характер. Для зарубежных поездок стали необходимы паспорта, распространенные прежде лишь в России и Оттоманской империи. Вторая мировая война расстроила мировые экономические связи еще в большей степени, чем Первая.

"Великий раскол" в мировом хозяйстве имел глубинные причины, связанные со сменой технологических укладов. В старопромышленных странах (Великобритания, США, Германия, Дания, Нидерланды, Швейцария) закончилась эпоха железнодорожного строительства. В прошлое ушла целая эпоха, когда железные дороги были наиболее наглядными показателями развития буржуазно-демократической цивилизации (В. И. Ленин). Новый циклический подъем мировой экономики Н. Д. Кондратьев связывал с автомобильной промышленностью, который, несмотря на то, что фордовский конвейер заработал в 1913 г., начался значительно позже — после Второй мировой войны. Все это свидетельствовало о том, что в межвоенный период мировая экономика вступила в "переходный возраст", когда старые движущие силы развития и глобальной интеграции, порожденные первой промышленной революцией, себя исчерпали, а новые (в том числе автомобилизация, переход с угля на нефть и т.д.) еще не заработали в полную силу.

Период дезинтеграции в международных отношениях был связан также со сменой мирового лидера. Британия перестала быть "менеджером" глобальной экономической системы, а Соединенные Штаты еще не были готовы взять на себя глобальное лидерство. Когда система начала распадаться в начале 1920-х гг., никто не чувствовал себя ответственным за происходящее и ничего не было сделано, чтобы предотвратить бедствия конца 1920-х — 1930-х гг.

Впрочем, следует отмстить, что выделение этапа дезинтеграции в развитии глобализации связано преимущественно с ее экономическими аспектами. Если обратиться к политическим процессам того времени, то мы увидим, что возникла Лига Наций, развивались международные коммунистическое и социалистическое движения. Как было отмечено в гл. 1. политическое единство мира как раз и начало складываться с момента Первой мировой войны, когда большинство стран мира оказались втянутыми в единый политический процесс. В дальнейшем эта тенденция развивалась.