Глобализация как новое качество интернационализации

Всесторонняя интернационализация хозяйственной жизни, распространяющаяся сегодня практически на все страны мира, обусловила возникновение и формирование качественно нового явления – глобализации социально-экономического развития. Гло-

бализация выросла из интернационализации мирохозяйственной системы, представляя, таким образом, ее новейший этап. В эпоху глобализации количественное накопление тенденций интернационализации хозяйственной жизни вывело мировую экономику на качественно новый уровень развития, когда степень взаимосвязанности и взаимозависимости национальных хозяйств достигла такой критической массы, что стали неизбежны по крайней мере три новых явления.

Первое. Мировое хозяйство из совокупности более или менее взаимосвязанных национальных экономик превращается в достаточно целостную экономическую систему, где национальные хозяйства становятся подсистемами единого всемирного хозяйственного организма, спаянного уже не просто международным разделением труда, но и гигантскими по своим масштабам, порой всемирными производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и планетарной информационной сетью.

Если в середине XX в. открытость национальных экономик, измеряемая процентным отношением внешнего товарооборота (экспорт плюс импорт) к ВВП, составляла в среднем 16%, то в 2007 г. она достигла 38,6%, а с учетом экспорта и импорта услуг – 49,4%. Это означает, что в среднем почти половина потребляемых в мире товаров и услуг полностью либо частично создается за пределами тех стран, где они потребляются. Таким образом, воспроизводственная взаимозависимость большинства национальных экономик превратила их из более или менее автономных экономических систем в составные элементы (подсистемы) глобального хозяйственного организма.

Второе. Всемирные экономические отношения все более обретают роль ведущих, определяющих, тогда как внутристрановые экономические отношения даже очень крупных и весьма могущественных стран, не говоря уже об остальных, вынуждены приспосабливаться к реалиям глобальной экономики.

Во многом это объясняется тем, что мировое экономическое пространство становится в последние десятилетия полем деятельности крупнейших международных компаний, для которых национальные границы значат не больше, чем линия экватора.

Третье. Глобализация объективно ведет к размыванию и ослаблению регулирующих функций национального государства, которое теряет возможность эффективно использовать такие традиционные рычаги макроэкономического регулирования, как импортная и экспортная политика, изменение курса национальной валюты или дисконтной ставки центрального банка.

Масштабная концентрация и централизация капитала, рост числа слияний и поглощений крупных промышленных и финансовых компаний, выход экономических стратегических интересов компаний за пределы национальных границ, которые постепенно утрачивают свое экономическое значение и дают все больше возможностей для свободы передвижения факторов производства, товаров, – все это является свойствами глобализации мировой экономической системы.

Главный механизм общих процессов экономической глобализации – это деятельность международных компаний, накладывающих на традиционное разделение труда между государствами внутрифирменное разделение труда. Именно они, размещая отдельные части и стадии воспроизводственных процессов своего бизнеса на территории разных стран, являются в настоящее время ведущим фактором глобализации экономики.

Международная компания представляет собой организационную форму объединения на основе системы участия подконтрольных компаний, расположенных в разных странах, в единую экономическую интегрированную структуру на базе единого титула собственности, принадлежащего материнской компании, зарегистрированной как юридическое лицо национальной принадлежности. Она действует на глобальной основе в мировом масштабе для достижения общих целей на основе единых принципов внутрифирменного управления и технологического разделения труда в производственном процессе.

Международные компании называют также транснациональными компаниями, транснациональными корпорациями, глобальными корпорациями, группами, что не меняет сути самого понятия, а отражает определенные черты их организации, структуры и деятельности.

Менеджмент международной компании должен с позиций глобального бизнеса одновременно учитывать следующие требования поведения на мировых рынках:

■ иметь глобальное видение рынков и конкуренции, быстро реагируя на изменение условий производства и сбыта за рубежом;

■ хорошо знать своих конкурентов (глобальные рынки, как правило, имеют олигополистическую структуру, и число их участников невелико);

■ контролировать свои операции в общемировом масштабе или, по крайней мере, в масштабе триады: США, ЕС и Япония;

■ быстро менять тактику, а если это необходимо, то и стратегию, как только возникнет угроза вытеснения с рынка конкурентами, т.е. вести себя как "глобальный" участник международного бизнеса;

■ оперировать в первую очередь в высокотехнологичных промышленных отраслях;

■ размещать свое производство там, где оно наиболее рентабельно, в соответствии с законом сравнительных издержек и принципом производственного взаимообмена.